ОтГеоргийОтветить на сообщение
КГеоргийОтветить по почте
Дата31.08.2004 21:20:37Найти в дереве
РубрикиТексты;Версия для печати

Из главы "Личность композитора" (/+)


В. Мартынов. Конец времени композиторов.
Из главы "Личность композитора"

"...Основной признак, отличающий композитора от всех прочих людей, когда бы то ни было и где бы то ни было занимающихся музыкой, был
уже указан в предыдущей главе. Композитор - человек пишущий - . Причем именно не записывающий то, что уже
существовало, - так поступают все переписчики в богослужебных певческих традициях, - но пишущий то, чего еще не было. Примат письма
здесь очевиден, ибо композитор вначале создает некий визуальный образ, комбинируя определенные графические знаки, которые только
впоследствии интерпретируются как звучание. Таким образом, в композиторской музыке между сознанием и звучанием стоит письменность,
которая опосредует звучание, в какой-то степени отстраняя его от сознания. И здесь уместно снова напомнить о той аналогии, которая
прослеживается между ролью линейной нотации и ролью стремени. Всадник, пользующийся стременами, получает дополнительные точки опоры,
находящиеся вне лошади, и благодаря этим новым точкам опоры он обретает дополнительные оперативные возможности, которые не могут
быть осуществлены при непосредственном контакте всадника и лошади. Композитор, пишущий музыку с помощью линейной нотации, также
использует некие точки опоры, находящиеся вне звучания, и благодаря этим новым точкам опоры, которыми являются знаки линейной
нотации, композитор обретает дополнительные оперативные возможности, которое не могут быть осуществлены при непосредственном
бесписьменном контакте сознания со звучанием. Таким образом, наипервейшим характерным признаком композитора следует считать его
вкорененность в стихию письма. Композитор составляет некое письменное послание, которое интерпретируется впоследствии как конкретное
звучание, и стало быть, причиной звучания в композиторской музыке являются графические знаки, начертанные композитором.
...Признание религиозной значимости личности композитора по-новому высвечивает проблему <?смерти Бога>. Факт появления высказывания,
констатирующего смерть Бога, может быть расценен как свидетельство прекращения религиозной миссии личности композитора. Это вовсе не
значит, что с момента обнародования или публикации этого высказывания композиторы перестают писать музыку или что композиторская
музыка перестает исполняться, публиковаться и продуцироваться всеми возможными способами. Историческая инерция крайне велика, и в
силу этой инерции композиторская музыка неизбежно будет существовать и иметь широкое хождение на протяжении какого-то времени, но
существование этой музыки будет лишено религиозного основания и религиозного смысла. То, что для большинства профессиональных
музыкантов утрата внутреннего религиозного стержня композиторской музыки останется практически не замеченной, отнюдь не снимает
самой проблемы. Более того: в специальную проблему может превратиться рассмотрение той нечувствительности и той глухоты, которые
позволяют музыкантам наших дней самозабвенно заниматься музыкой, как будто в мире ничего не произошло и как будто еще не были
произнесены роковые слова Ницше.
Во всяком случае, проблема конца времени композиторов, как и проблема личности композитора, не может быть решена только средствами
музыкальной истории, музыкальной теории, музыкальной социологии и прочих разделов музыкознания, ибо проблема эта не может быть
понята вне контекста христианской традиции и в отрыве от исторических судеб христианства. Нельзя забывать ни на минуту, что смена
музыкальных форм, образующая историю композиторской музыки, есть лишь звуковое отражение того глубинного процесса, суть которого
заключается в обретении достоверности свободы и в утрате достоверности спасения. Здесь уместно напомнить о другом удивительном
факте, а именно о том, что помимо звукового отражения этот процесс имеет еще одно - небесное - отражение, ибо перемещение точки
весеннего равноденствия от одной рыбы к другой в созвездии Рыб таинственным образом соответствует всем перипетиям земной истории
христианства. Таким образом, приблизиться к решению проблемы конца времени композиторов можно только при тщательном рассмотрении
всех ее контекстов, резонансов и обертонов, и именно такое рассмотрение будет являться целью нашего дальнейшего исследования...."