ОтГеоргийОтветить на сообщение
КГеоргийОтветить по почте
Дата31.08.2004 21:06:15Найти в дереве
РубрикиТексты;Версия для печати

Дарвинизм в системе образования (*+)


Vip.lenta.ru: Новости:
31.08.2004, вторник, 14:16:28
Обновлено 26.06.2004 в 02:29:13


Дарвинизм в системе образования

Большой эксперимент подходит к концу. В 2004 году в России последний раз единый государственный экзамен для школьников проходил в
экспериментальном порядке - не во всех регионах, не во всех ВУЗах, не всегда принудительно. Однако, несмотря на то, что через год,
как нам обещает новое Министерство образования и науки, "российские ВУЗы будет не узнать"
( и "остановить этот процесс невозможно" (
пока в эффективности новой системы сомневаются слишком многие.

Попробуем разобраться, что же такое этот ЕГЭ? Как сообщается на сайте информационной поддержки ЕГЭ
( http://ege.edu.ru/PortalWeb/index.jsp), единый экзамен вводится во всех школах страны по следующим причинам:


Он должен обеспечить равные условия для всех выпускников, так как на всей территории России применяются однотипные задания и единая
шкала оценки. Причем отдельно отмечается, что достоверность будут обеспечивать независимые эксперты и компьютеры, автоматически
считывающие результаты экзаменационных работ и выставляющие оценку.
Вторая цель - это изменение на основе ЕГЭ системы финансирования российских ВУЗов.
Попутно эта реформа должна искоренить два страшных, по мнению Министерства образования и науки, греха нынешней системы - "целевое
репетиторство" и взяточничество в ВУЗах.
Сомнения и критика звучат в отношении всех трех пунктов.

Стоит сразу оговориться - в Положении о переходе на финансирование отдельных ВУЗов с использованием Государственных Именных
Финансовых Обязательств ( нет пункта о введении тотально платного образования в
России. Однако об этом открыто говорят многочисленные критики реформы.


Краеугольный пункт реформы - это ГИФО, или государственные именные финансовые обязательства. По сути, их введение представляет собой
перераспределение по рыночному принципу тех государственных денег, которые в настоящее время, в среднем, тратятся на одного
студента за полный курс его высшего образования. Государство оценивает знания школьника на ЕГЭ, после чего дает ему ровно столько
денег на учебу, сколько он заслужил. Таким образом, в конце школы каждый ребенок в течение месяца определит свою судьбу на несколько
лет вперед, а то и на всю жизнь, и если, не дай Бог, при оценке его знаний будет допущена ошибка, то поправить ее на следующий год
будет уже невозможно - на нем будет стоять клеймо. Такой выпускник будет вынужден искать деньги, чтобы доплатить за недополученные в
школьные годы знания (или за совершенные на экзамене ошибки).

Техническая по своей сути система оценки знаний, принятая в положении о ЕГЭ (несмотря на присутствие в тексте упоминения об
"экспертах"), не гарантирует от ошибок - исключив "субъективную составляющую" из экзамена, реформаторы лишили как школьников
возможности "выехать" за счет симпатий преподавателя, так и экзаменаторов возможности более полной и всесторонней оценки знаний
учащихся.

Однако ГИФО нависнет дамокловым мечом не только над старшеклассниками - в перспективе (долгосрочной) каждый ВУЗ должен будет
доказывать свою состоятельность. Чем больше отличников захотят в него поступить, тем больше денег он получит на обучение студентов,
зарплату преподавателям, научную работу и т. д. Так задумали реформаторы. Сплошной дарвинизм - слабых и ненужных общество
платежеспособных отличников попросту отторгнет. Конечно, не слишком популярные ВУЗы будут снижать свой "балльный ценз", но тогда в
стране появится сеть сверхпрестижных институтов, которые, как утверждают критики реформы, не только приведут к расслоению общества,
но и уничтожат более слабых, но имеющих право на существование коллег.

Вопрос о том, каким образом будут учитываться реальные финансовые потребности ВУЗов, также остается пока открытым. По крайней мере,
на сайте Минобразования и науки (на котором содержится довольно подробный список нормативных документов министерства) в разделе
"Модернизация механизмов финансирования образовательных учреждений"
( не содержится ни одного документа, регулирующего этот
процесс. Возможно, документы просто еще не успели опубликовать, но также вероятно, что такие положения до сих пор не разработаны.

Представьте себе, к примеру, разницу в стоимости обучения филолога и металлурга. Или инженера-электромеханика, профессия которого в
перспективе может быть не настолько востребованной, как экономиста. Разумеется, банкиров у нас учат тоже далеко не за копейки, но
все-таки содержание учебных машин и механизмов в техническом институте стоит больше, чем учебных пособий в том же Литинституте. При
этом в иные гуманитарные ВУЗы пойдет заведомо большее количество абитуриентов с отличными результатами, чем в какой-нибудь не
слишком престижный, но крайне дорогостоящий технический ВУЗ, котрый будет нуждаться в богатеньких отличниках больше своих престижных
коллег.


Разумеется, не стоит полагать, что Министерство никак не отрегулирует этот вопрос. Но только вот будут ли открытыми и прозрачными
заявки ВУЗов на получение денег? Если оставить вопрос на откуп ректоратам, выдержит ли российский бюджет запросы институтов и
университетов? Впрочем, эти в значительной степени формальные вопросы так или иначе будут решены. Но кроме слова, в законе есть еще
и дух. И вот тут ЕГЭ рождает огромное количество сомнений.

В настоящее время к эксперименту присоединились, в основном, ВУЗы Министерства образования и науки. И это неудивительно.
Государственные преподаватели - люди подневольные, а спорить с правительством у нас в стране не принято. Но вот рады ли они
переменам? Ответ на этот вопрос однозначен. Не может человек радоваться, когда у него забирают гарантированный источник дохода.
Поэтому те, кто мог сопротивляться реформе - ВУЗы, не подчиняющиеся напрямую Минобразования и науки, делали это, как могли.

Не в самом бедном российском университете - Московском государственном имени Ломоносова - профессор, имеющий степень доктора наук,
зарабатывает около 10-12 тысяч рублей (300-400 долларов США). Понятно, что такая зарплата при столичных ценах не может удовлетворить
высококлассного специалиста, преподавателя одного из самых престижных ВУЗов страны. Ситуация в других институтах и того хуже. С
другой стороны, как известно, абитуриенты являются довольно надежным источником дополнительного дохода - вспомним то же "целевое
репетиторство". Такой репетитор, который зачастую имеет отношение к экзаменационной комиссии, не просто готовит студента, натаскивая
его по профильному предмету, но и "курирует" его при поступлении, "помогая" при помощи рычагов, доступных ему по должности.

Понятно, что абитуриенты, живущие в той же Москве, не только гораздо платежеспособнее своих региональных коллег, но и имеют больше
возможностей найти нужных репетиторов. Даже если человек, который приезжает из провинции поступать в столичный ВУЗ, располагает
толстым кошельком, ему все же сложнее пустить его в ход. А тут институтам предлагают принимать каких-то выскочек семи пядей во лбу,
не имеющих за душой ни гроша. Непорядок.

Тем более, что в академических кругах сомневаются, что баллы, которые абитуриент принесет в ВУЗ, будут объективно отражать те знания
и навыки, которыми он обладает. Вопрос, конечно, технический, но он может свести на нет любую, пусть даже самую прогрессивную
реформу. 30 мая более 400 представителей российской науки и образования обратились с открытым письмом к президенту России Владимиру
Путину. В послании говорится, что технологии проведения ЕГЭ не могут обеспечить объективность оценок. Неизбежны массовые списывания,
подтасовки и фальсификации. Один из тех, кто подписал обращение к президенту - академик Российской Академии образования Сигурд
Шмидт - сказал, что Единый госэкзамен не столько позволяет выявить широту индивидуального кругозора и степень быстроты реакции,
сколько напоминает систему отгадки кроссвордов. Конечно, чтобы ответить на вопрос "да" или "нет", достаточно знать только ту область
предмета, которая представлена в вопросе, и быть полным профаном во всех остальных.


Конечно, реформаторы разработали хитрую систему обеспечения безопасности ЕГЭ
( да и авторы письма
президенту не привели никаких убедительных доказательств своей правоты, но ведь, как известно, в России все делается по известному
принципу Черномырдина, и это - вековая традиция. А, учитывая, что на карту зачастую поставлена судьба выпускника, ошибок быть не
должно. Поэтому позиция преподавателей российских ВУЗов, которые сомневаются в истинности результатов ЕГЭ, если не понятна, то
вполне объяснима.

В этом смысле весьма показательна история, которая приключилась в этом году с абитуриентами все того же МГУ. В марте ректор
университета Виктор Садовничий заявил, что собирается принять в ВУЗ полторы тысячи победителей различных научных олимпиад. Сделал он
это под давлением тогдашнего министра образования Владимира Филиппова. Ректор, который не поддерживает введение ЕГЭ, таким образом,
совершил некоторый реверанс в сторону Министерства, а кроме того, лишний раз продемонстрировал исключительный статус своего ВУЗа -
если уж брать бесплатных интеллектуалов, то уж гениев-победителей. Речь шла о тех, кто занял призовые места на пяти заключительных
этапах всероссийских олимпиад. Таких, по заявлению ректора, должны были принимать в МГУ без вступительных экзаменов.


МГУ разослал в регионы соответствующие уведомительные письма, а местные органы образования прислали обратно заявки на поступление
своих выпускников. Однако 22 июня стало известно что все не так. На самом деле, сейчас МГУ согласен принимать безоговорочно
победителей международных и всероссийских олимпиад, а призерам трех оставшихся этапов будет предложено сдавать экзамены наравне с
обычными выпускниками средних школ. Единственное исключение для них - это "пятерка" по предмету, в котором абитуриент показал
олимпийские достижения.

Перед людьми, конечно, неудобно. Но в МГУ нашли выход - было объявлено, что мартовское обещание принять всех победителей олимпиад
было дано после устной договоренности Садовничего с Филипповым, который-де обещал впоследствии оформить соответствующее письменное
распоряжение, но так этого и не сделал. "Мы рассчитывали на обещания Филиппова ( а он их дезавуировал. Мы
оказались в щекотливом положении, распространив информацию по регионам, а потом выложив на университетский сайт новые правила
приема", - признался в интервью "Коммерсанту" проректор МГУ Владимир Миронов. Но стеснительность администрация ВУЗа все-таки
преодолела. Правила остались прежними.

Правда, представляется, что истинная причина этого решения кроется в другом. Просто как только Филиппов, который активно поддерживал
реформу, перестал быть министром во время последней смены правительства ( (нынешнее
Министерство образования и науки возглавляет Андрей Фурсенко), тут же оказалось, что ректор МГУ больше никому ничего не должен,
исключая полторы тысячи олимпийцев. Тысяча пятьсот абитуриентов - это почти половина всех вакантных мест, которые ежегодно
предоставляет МГУ, а разбрасываться местами без законных на то оснований ректор не намерен. Эксперимент - экспериментом, а жить на
что-то надо.

Конечно, как уже говорилось в самом начале, реформа неизбежна. Ее колесо завертелось, и остановить его не удастся. В следующем году
ЕГЭ перестанет быть экспериментом и станет реальностью. Как любые кардинальные изменения, не все начнет работать сразу и легко. По
опыту каждый гражданин нашей страны знает - сначала будет хуже, потом потихоньку механизм отладят, но за это время россияне,
славящиеся своей смекалкой, придумают новые способы обмана системы и обхода ее правил. А ректорам, которые противятся нововведениям,
остается уповать на то, что в России всегда строгость законов компенсировалась их невыполнением.