Бжезинскией и Ко про ленинизм как "философию практики" . Единство теории и практики
Сергей Вадов сообщил в новостях
следующее:124792@kmf...
>
> Американскими советологами была изучена огромная масса материалов об
СССР. По странному стечению обстоятельств мне выпало читать некоторые из
их книг (и немало просмотреть). Одной из распространенных (если не
сказать господствующей) является теория о том, что русские (и частично
другие народы СССР) другие - не в анатомическом смысле, а в
психологическом.
Не все ведйщие советологи занимались только чернушным промыслом и лишь
выполняли заказ на выставление главного противника в демонизированном
обличьи виде"империи зла". В их работах 60-70х годов были и попытки
реконструировать основу успехов,могущества и побеждающей силы соперника.
В поисках ключа они обращались к рассмотрению как явных, так и
неписанных приниципов марксизма-ленинизма.
Далее небольшая подборка выдержек отрывков работ ведущих советологов
того времени. Цитируются достаточно изветные тогда авторы и их основные
работы.
Разумеется, в них присутствует и момент злобы и ненависти к "империи
зла" и ее побеждающему учению, тем не менее важны убедительные и
аргументированные признания за ним - в его лучшие времена-
статуса"философии практики" - в чистом виде по Грамши. Часто и
формулироваки почти совпадают( работ Грамши и его формулировок принципов
конкретной политической деятельности советологи тогда не знали)
-------
Несколько отрывков про "основной вопрос" доктрины - про _единство теории
и практики_ ,как их излагали "бжезинские" в 1970х
Мейер "Ленинизм",с.100-101
"В известной мере это сочетание власти и ответственности(характерное для
Ленина и КП),представляет собой весьма здравый принцип, который
вынуждает теоретиков больше думать о практическом значении своих идей, а
практиков -заботиться о теоретическом обосновании своих действий. Нельзя
выдвигать таких теорий. которые не могут быть проверены на пртткике.
Этот принцип накладывает особенно большую ответственность на плечи
теоретиков, ответственность, призванную заставить их воздерживаться от
критики, если таковая нереалистична и неконструктивна"
Веттер, с.303-304
( - ценно признание здравости, истинности приниципа единства Т и П -СП)
Бжезинский(Совьет блок...,с.489) рассматривая структуру
марксизма-ленинизма, пишет "Программа действия,выведенная из принципов
теории (основывающихся, в свою очередь, на философских положениях),
предусматривает целенаправленный процесс осуществления задач, которые
считаются внутренне присущими законам истории...Идеология без теории
означала бы попросту прагматизм,идеология.опирающаяся на одну только
теорию, представляла бы собой просто свод статичных догм"
Бжезинский , Идеология..., 103-105
"При формировании своей политики коммунисты обычно анализируют следующий
ряд вопросов-
-каков смысл взаимодействий между экономическими силами и политическими
институтами
- в каком направлении развивается это взаимодействие
- кто является главным врагом, является ли враг объективным или
субъективным
- кто союзники (объективно или субъективно)
- насколько интенсивными долждны быть усилия по стимулированию
дальнейших изменений
Почти всегда в моменты важнейших поворотов в коммун. политике такие
вопросы выступают на первый план и часто приводят к горячим спорам и
конфронатциям. Но как только положение осмысливается и дается
соотвествующая оценка, дебаты прекрашаются и определяется линия
политики. Осмысливание, оценка, действие - таковы стадии формирования
политики... Достаточно правильно понять характер конкретной фазы, чтобы
можно было определить, какие следуют предпринять шаги. Повышенное
внимание к проблеме"фазирования" отражает ярко выраженное постоянное и
сознательное стремление определить характер,критически анализировать и
перестраивать действительность..."
Мейер
"таким образом,позиция Ленина по отношению к общепринятым марксистским
теориям и программма действий отличалась гибкостью. Рассматривая
марксизм не как догму, а как руководство, Ленин конечно имел в виду
руководство в области мышления, изучения общественных условий и анализа
конкретной обстановки в каждый данный момент. Марксизм не считался
застывшей догмой,раз и навсегда определяющей природу современного
мира,присущие ему тенденции и обязательне для всех типов общества схемы
развития. Ленин рассматривал марксизм скорее как комплекс концепций,
включающий метод анализа и подхода к современному миру. Этот метод
сводился к постановке кардинальных вопросов,трубующих ответа при
изучениии ситуации. Какой способ производства преобладает в исследуемом
обществе. Кто контролирует средства производства. Какова природа
свирепствующих в данном обществе классовых конфликтов. Каковы осоновые
идеи,которые помогают держать эксплуатируемых в состоянии невежества. а
эксплуататоров заставляет закрывать глаза на неизбежность их краха. С
помощью каких политичских институтов правящие классы формируют и
осуществляют свои методы контроля и управления
Таковы некотоые из вопросов, которые задал бы марксист, памятую о
маркситских теориях развития обществ. Подлробным же образом при
формированиии программы дейстивй марксизм следовало использовать в
качестве руководства, а не догмы(237)
Мейер, 238
"Марксизм можно назвать наукой о революции. Подобно любой другой науке,
он содержит как теоретические положения, так и вопросы их примеения на
практике.. Последние включают программму,стратегию и тактику
революции... согласно марксистскому учению. ПРИРОДА КАПИТАЛИЗМА ДЕЛАЕТ
ПРОЛ.РЕВОЛЮЦИЮ И МОРАЛЬНО ОПРАВДАННОЙ, И ОБЪЕКТИВНО НЕИЗБЕЖНОЙ"
Мейер изобретатльно разрабатывает и излагает интерпретацию "руководящих
принципов действий ленинизма.
"На мир нужно смотреть с разных степеней абстрактности и конкретности,
начиная с обширных схем марксистской историографии и кончая анализом,как
выражался Ленин, "текущего момента". Ленинская сознательность - не
пассивная. а активная. Теория представлет ценность, поскольку она
является руководством к действию. Как ортодоксальный марксист,он
представлял себе общую схему развития - он знал алгебру революции. Ему
недоствавло лишь знания арифметики конкретных ситуаций и специфических
действий, которые предпринимаются в каждой конкретной ситуации.
Теоретические формулы требовали конкретизации. Общее представление и
широкое понимание исторического процессса необходимо было дополнить
точной оценкой расстановки сил в каждый данный момент. И только тогда
можно было предпринимать наиболее подходящие действия для изменения
равновесия сил в пользу партии, с тем чтобы создавалась возможность
двигать историю все дальше и дальше к намеченной цели"(79)
Приступая к изложению руководящих принципов действия , Мейер пишет"Эта
вселенная враждебных сил есть та почва, которую обратывают партийные
вожди в соотвествии с рук. принципами - являющимися только частью, хотя
и важной, ленинизма.Эти маккиавеллиевские принципы определяются в
основном личностью, а не доктриной...Все руководящие приницпы основаны
на враждебности к существующему и на стремлении контролировать
враждебное окружение.
Рук. принципы представлют собой совокупность правил,касающихся проблемы
контроля и определяющиХ, каким образом партия может обрести контроль над
людьми и учреждениями,как избежать контроля со строны этих последних и
каким путем совладать с любым положением,не попадая, в свою очередь,под
контроль враждебных сил,которые составляют окружающий мир"(80-81)
примеры-"теория классовых союзов","доктрина диалектики
осталости","теория комбинированного развития","теория искры" и др.
(рассмотрены отдельно)
"Руководящие принципы" (по Мейеру)
Все это привело к возникновению нескольких простых правил,которые легли
в основу рук. принципов
1)Сражайся до тех пор пока существует хотя бы малейший шанс на победу
2)никогда не сдавайся,если движение полностью не разгромлено
3)не вступай в сражение, если знаешь заранее, что обречен на поражение
4)используй все имеющиеся в распоряжении средства для ведения борьбы
5)не полагайся полностью ни на одно ,смотри какие из используемых
средств могут быть отброшены или заменены
6)никогда не становись рабом того метода или оружия, которым
пользуешься.
Этот двоякий взгляд на мир, связанный с различной оценкой дальних и
ближних перспектив развития , является важным ключом для понимания
ленинизма"(85)
"мы видим здесь у Ленина воинствующий пессимизм - в отличие от
воинствующего оптимизма, характерного для Маркса. Основан на осознаии
того того факта,что многие явления развиваются не столь гладко и
быстро,как это предсказывала марксистская алгебра революции. Именно
поэтому Ленин пытался привнести революц дух в рабочее движение с помощью
воспитания и пропаганды,чтобы превратить это движение в боевое оружие.
Отсюда его повышенное внимание к организации...отсюда же проистекает его
внимание к разработке правильной стратегии, которая. будучи основана на
научном анализе текушего момента, должна предусматривать подходящие
средства для достижения своих целей - стратегии, в которой радикализм и
политическая активность должны быть превращены в эффективную силу с
помощью здравого политического смысла"(84-85). В другом месте книги,
Мейер, впрочем, говорит, что Ленина без оптимизма представить себе
невозможно - иначе он не был самим собой. Оптимизм " в принципе никогда
не покидал Ленина, в противном случае он перестал бы быть
коммунистом"(187)
=======
у меня