| От | IGA | |
К | Андрей | |
Дата | 31.12.2005 21:39:59 | |
Рубрики | Прочее; | |
Цитата верная
> "учение Маркса" является "пятой великой религией, сформулированной иудейством..., подаренной титаном-евреем пролетариату и человечеству".
Но за приверженность "богостроительству" Луначарского другие марксисты (в том числе самый уважаемый в этом форуме) осуждали и боролись с ней:
<<<
Богостроители объявляли социализм новой религией. Луначарский трактовал социализм как «самую религиозную из всех религий» и доказывал, что социал-демократ это «самый глубоко религиозный человек». В статье «Атеизм» Луначарский пишет, что «чувственную сущность социализма» можно определить как «религиозный атеизм» («Очерки по философии марксизма». Философский сборник. CПб 1908. Стр. 157).
«Новая религия», по мнению Луначарского и других богостроителей, должна была содействовать распространению идей социализма в массах. На деле она являлась средством для затемнения классового сознания трудящихся.
<<<
http://www.biografia.ru/cgi-bin/quotes.pl?oaction=show&name=material36a
<<<
Критикуя богостроительские положения Луначарского, Ленин в статье «Об отношении рабочей партии к религии» писал, что положение «социализм — есть религия» для богостроителей есть форма перехода от сациализма к религии. У Луначарского богостроительство означало именно переход от социализма к религии, почему Ленин и настаивал на том, что «партийное осуждение необходимо и обязательно по отношению к Луначарскому. Луначарский выступал как противник марксизма, как проповедник реакционной буржуазной философии махизма.
Попытки соединения религии и социализма уже были во времена Маркса и Энгельса, например у Криге, выдававшего себя за социалиста.
Маркс и Энгельс в «Манифесте против Криге», написанном в 1846г., разоблачили попытки Криге «под вывеской коммунизма сбыть все мерзости христианства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. V, стр. 103).
[...]
Глубоко прав был Ленин, когда богостроительские высказывания Луначарского он квалифицировал как «позорные вещи». Богостроители прикрашивали реакционную поповщину, на деле поддерживали ее, старались ее подкрепить своей проповедью «новой религии».
Богостроители объявляли носителями бога «коллективное человечество». Людей Луначарский объявлял «атомами растущего бога».
[...]
Ленин, указывая, в чем состоит реакционная сущность и политический вред этой богостроительской стряпни, писал А. М. Горькому:
«...вы подкрасили, подсахарили идею клерикалов, Пуришкевичей, Николая II и гг. Струве, ибо на деле идея Бога им помогает держать народ в рабстве. Приукрасив идею Бога, Вы приукрасили цепи, коими они сковывают темных рабочих и мужиков. Вот — скажут, попы и К' — какая хорошая и глубокая это — идея (идея Бога), как признают даже «ваши», гг. демократы, вожди, — и мы (попы и К') служим этой идее» (Ленин. Соч., т. XVII, стр. 84).
[...]
Разоблачая богостроителей, Ленин показал, что они свою позорную проповедь новой религии выводили из основных положений махистской идеалистической философии. Богостроители не случайно ухватились за махистскую философию. Среди мелкобуржуазных интеллигентов, испугавшихся трудностей периода реакции, было настоящее махистское поветрие. Махистская философия, преподносившаяся Богдановым, Луначарским и др. под флагом марксизма была удобным орудием для протаскивания утонченной поповщины, являлась одной из форм буржуазного влияния на пролетариат. Буржуазия, применяя либеральные методы надувания и развращения рабочих, стремилась подновить и оживить религию не только непосредственно, но и посредством распространения махистской философии.
Богостроители объявили «настоящий поход против философии марксизма». Богданов, Луначарский и др. выпустили в 1908 г. махистский сборник под названием «Очерки по философии марксизма». Ленин повел самую решительную борьбу против этой махистской поповщины.
В письме к А. М. Горькому от 24 марта 1908 г. Ленин пишет, что книга Базарова, Богданова и К' («Очерки по философии марксизма») - «нелепая, вредная, филистерская. Поповская вся, от начала до конца...» (Ленин. Соч., т. XXVIII, стр. 535). В письме к В.Воровскому 1 июля 1908 г. Ленин предупреждал о надвигающемся расколе с Богдановым и отмечал, что богостроители стоят на махистской-бойкотистской почве.
[...]
Махистская философия — по Ленину — «есть разновидность философского идеализма, т.е. утонченной защиты религии, и Луначарский не случайно скатился от этой философии к проповеди соединения научного социализма с религией» (Л е н и н. Соч., т. ХVII, стр. 476). Луначарский предлагал «сбросить ветхий плащ серого материалиэма». В статье «Атеизм» он писал о «гармоническом синтезе, уничтожающем противоположности материалиэма и мистицизма».
Луначарский сам неоднократно в своих воспоминаниях указывает на свое увлечение махистской философией. Ленин писал: «Позорные вещи, до которых опустился Луначарский, — не исключение, а порождение эмпириокритициэма, и русского, и немецкого» (Ленин. Соч., т, ХIII, стр. 282).
<<<
http://www.biografia.ru/cgi-bin/quotes.pl?oaction=show&name=material36a
<<<
Богостроители Луначарский, Базаров, Богданов весной 1909 г. организовали на острове Капри свой фракционный центр, который назвали группой «Вперед». На острове Капри они организовали специальную школу, слушатели которой воспитывались в духе богостроительства, в духе вражды к большевикам. Богданов путем обмана заманил в каприйскую школу некоторое количество рабочих. Когда рабочие убедились, что им в этой школе преподносят под видом марксизма махизм и богостроительство, часть из них переехала в Париж, где находился большевистский центр и где жил Ленин. В окрестностях Парижа, в Лонжюмо, Ленин организовал партийную школу, где читали лекции Ленин, Дубровинский и другие большевики. В этой школе материалистическая теория была тесно связана с практикой. Товарищ Каганович в своей речи в 1931 г., посвященной десятилетию ИКП, подчеркивал принципиальное отличие школы в Лонжюмо от школы на острове Капри. Школа в Лонжюмо была насыщена актуальным политическим содержанием».
[...]
Создав в 1910 г. в Болонье новую фракционную школу, «впередовцы» пригласили для чтения лекций Иудушку Троцкого и ряд его друзей — ликвидаторов.
Группе «Вперед» не удалось завербовать себе сторонников из рабочих. В приложении к № 47 — 48 газеты «Пролетарий» за 1909 г. приводятся корреспонденции местных партийных организаций о школе на острове Капри.
В постановлениями Московского областного комитета указывалось, что на острове Капри «философия представлена исключительно сторонниками ревизионистского течения».
[...]
Ленин иронически замечает по поводу неудач группы «Вперед» в ее борьбе простив большевиков: «Передают, что группа «Вперед» обвиняет в неуспехе плохого бога, сочиненного Луначарским, и что она приняла единогласно постановление выдумать бога получше» (Ленин. Соч., т. ХV, стр. 295).
[...]
Богданов, Луначарский и др. заставили учеников своей школы послать письмо Ленину. В этом письме отрицалась связь школы с богостроительством и отзовизмом. В письме говорилось, что программа курсов не содержит пропаганды религии, поэтому нет в ней и богостроительства.
Ленин в «Письме ученикам каприйской партийной школы» от 30 августа 1909 г. отвечал, что характер школы определяется не программой, а составом лекторов. Ленин называл каприйскую школу Богданова центром богостроительства. Он отмечал отсутствие большевиков среди лекторов,— лекторами в каприйской школе были впередовцы: Богданов, Луначарский, Лядов, Алексинский. Вместо философского материализма на острове Капри преподносился махизм и богостроительство.
Ленин отмечал, что «...Луначарский с острова Капри повел проповедь богостроительства; ему помогал в России Базаров. Однородные философские взгляды защищал в десятке русских легальных книг и статей, в десятке заграничных рефератов Богданов» (Ленин. Соч., т. XIV, стр. 119).
[...]
Ленин называл позорной проповедь богостроительства и говорил: «Каковы бы ни были ваши благие намерения, товарищ Луначарский, ваши заигрывания с религией вызывают не улыбку, а отвращение» (Ленин. Соч., т. XIII, стр. 154).
[...]
Богданов, Базаров, Луначарский своей проповедью богостроительства, новой религии выполняли заказ контрреволюционной либеральной буржуазии. Совещание расширенной редакции «Пролетария» в июне 1909 г. дало следующую оценку богостроительству в резолюции «О богостроительских тенденциях в социал-демократической среде»: «Принимая во внимание, что в настоящее время, когда в атмосфере упадка общественного движения — рост религиозных настроений в контрреволюционной буржуазной интеллигенции придал этого рода вопросам важное общественное значение и что в связи с этим ростом религиозных настроений делаются ныне и отдельными социал-демократами попытки связать с социал-демократией проповедь веры и богостроительства и даже придать научному социализму характер религиозного верования, — расширенная редакция «Пролетария» заявляет, что она рассматривает это течение, особенно ярко пропагандируемое в статьях товарища Луначарского, как течение, порывающее с основами марксизма, приносящее по самому существу своей прoповеди, а отнюдь не одной терминологии, вред революционной социал-демократической работе по просвещению рабочих масс, и что ничего общего с подобным извращением научного социализма большевистская фракция не имеет» (Ленин. Соч., т. XIV, стр. 451 — 452).
[...]
Резко критикуя Луначарского, Ленин старался вырвать его из-под влияния Богданова и сохранить Луначарского для партии. В XXVI Ленинском сборнике опубликованы 5 писем Ленина к Луначарскому, написанных в 1908 г., показывающих стремление Ленина привлечь Луначарского к тесному сотрудничеству в большевистской печати. Очень интересно письмо Ленина к Луначарскому от 16/IV — 1908г. Оно ярко говорит о резко отрицательном отношении Ленина к махизму и богостроительству. Ленин писал: «Насчет ф[илосо]фии приватно: не могу Baм вернуть комплиментов и думаю, что Вы их скоро назад возьмете. А у меня дороги разошлись (и должно быть, надолго) с проповедниками «соед[инения] иаучн[ого] соц[иализма] с религией» да и со всеми махистами» (Ленинский сборник ХХV1, стр. 39). В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин писал, что мы «воюем, пока еще есть почва для товарищеской войны».
[...]
Луначарский вернулся в большевистскую партию в предоктябрьский период 1917 г, Луначарский умер большевиком. Он привнес немало пользы партии, но в области философии и после Октября 1917 года Луначарский полностью не освободился от старого махистского груза.
<<<
http://www.biografia.ru/cgi-bin/quotes.pl?oaction=show&name=material36b
Гораздо интереснее вот эта статья:
<<<
Согласно воспоминаниям Бонч-Бруевича, Ленин интересовался возможностями повторения в России религиозного восстания, типа пуританской революции Кромвеля или анабаптистской революции Мюнцера. “Вам бы следовало вникнуть в материалы о тайных группах революционного сектантства, действовавших во время событий Крестьянской войны в Германии. [...] Есть ли что-либо подобное в нашем сектантстве?” — ориентировал Ленин своего сотрудника8. Особенно “много общего” Ленин находил между русскими крестьянскими восстаниями и апокалиптическим царством в Мюнстере 1525 года, о котором он читал у Энгельса. “Сверьте опыт. Сделайте это ответственно и как можно более трезво. Нам нужны реальные политические выводы, пригодные для практики нашей борьбы”, — просил будущий вождь мировой революции9.
[...]
Учение хлыстов впитало в себя многое из “христианского коммунизма”, рассказывал Бонч-Бруевич устами Ленина, а именно уничтожение частной собственности и буржуазного института семьи. В резолюции, написанной Лениным и принятой с поправками Плеханова, сектантство характеризовалось как “одно из демократических течений, направленных против существующего порядка вещей”, и “внимание всех членов партии” обращалось на работу с сектантами23. От себя лично Бонч-Бруевич добавлял больше красок:
# С политической точки зрения хлысты потому заслуживают нашего внимания, что являются страстными ненавистниками всего, что исходит от [...] правительства [...] Я убежден, что при тактичном сближении революционеров с хлыстами мы можем приобрести там очень много друзей24.
Личный друг и многолетний сотрудник Ленина искренне верил: стоит развернуться социалистической пропаганде среди сектантов — “и эта народная среда тронется, широко и глубоко, и [...] под красным знаменем социализма будут стоять новые [...] ряды смелых (...] борцов за новый мир”25.
[...]
Все читающие газеты, вероятно, помнят, что два-три года назад Наркомзем обратился в газетах к сектантам с воззванием (...) Но, конечно, мало кому известно, что это воззвание было составлено по предложению В. И. Ленина, прочтено и одобрено им. [...] Очевидно, В. И. Ленин считал сектантов, несмотря на чуждую ему религиозность последних, одними из лучших сотрудников советско-коммунистической власти95.
<<<