Как государственные предприятия Москвы используют труд нелегалов.
http://www.izvestia.ru/capital2/2506171_print
Утром в пятницу в Восточном и Юго-Восточном округах столицы ощущалась явная нехватка троллейбусов. Дело в том, что накануне ночью сотрудники паспортно-визового управления ГУВД организовали проверку во 2-м троллейбусном парке. Выяснилось, что принадлежащее Москве ГУП вовсю использует труд нелегалов. Гастарбайтеры, перевозящие ежедневно миллионы москвичей, живут в чудовищных условиях и работают по 12-14 часов в сутки. Оперативники подозревают, что похожая ситуация сложилась и в остальных троллейбусных парках Москвы.
В 9 вечера оперативники ГУВД при поддержке ОМОНа въехали на территорию 2-го троллейбусного парка рядом с площадью Трех вокзалов. Не дав охране опомниться, милиционеры рассредоточились сразу по нескольким корпусам. Увиденное потрясло даже бывалых омоновцев. В длинных обшарпанных коридорах некогда служебных помещений теперь настоящие общежития. Грязные простыни образуют жилые отсеки, в каждом из которых в ночь рейда спало не меньше 10 человек. Личные вещи, одежда и обувь водителей были свалены в общую кучу с продуктами, по которым ползали огромные тараканы. В помещениях стоял такой резкий запах, что первое время оперативникам приходилось работать, зажав нос платком. Появление милиционеров обитателей троллейбусного парка ничуть не удивило.
- Мы здесь все водителями работаем, - объяснил гастарбайтер из Дагестана Нигмат Ашулов. - У нас и регистрация есть.
Но справки о регистрации нашлись не у всех водителей. Остальные в основном оказались зарегистрированными на Белореченской улице (станция метро "Люблино"), хотя фактически проживали на территории парка. Где находится Белореченская улица, они даже не догадываются. По их словам, регистрацию им оформили в отделе кадров троллейбусного парка, а разрешение на работу обещали выдать в ближайшее время. Всего оперативники задержали более 70 нелегалов, приехавших в столицу из Молдавии, Дагестана и Украины.
- По закону приезжие обязаны проживать по месту своей временной регистрации, - объясняет пресс-секретарь паспортно-визового управления ГУВД Москвы Залина Мусави. - Кроме того, если они работают в этом городе, то должны иметь разрешение. Сейчас таких документов практически ни у кого нет. Кроме того, я сомневаюсь, что эти помещения имеют официальный статус общежития, а значит, селить сюда своих сотрудников администрация парка не имеет права.
Пока милиционеры собирали документы у задержанных нелегалов, на территорию парка возвращались троллейбусы. Их водители тоже не имели соответствующих документов, поэтому прямо с маршрута направлялись в милицейский автобус.
- Такое происходит практически на всех транспортных предприятиях города, - признался "Известиям" один из охранников троллейбусного парка. - Если везде провести такие спецоперации, то Москва рискует остаться без общественного транспорта. Москвичи на эту работу не идут. Рабочий день начинается в половине пятого утра, а с работы водители возвращаются за полночь. Зарплата напрямую зависит от пройденных километров. Поэтому большинство водил стараются работать на износ. Больше проехал - больше получил.
Пока оперативники проверяли документы у сонных водил, в парк примчался представитель департамента транспорта и связи Москвы. От официальных комментариев он отказался, но неофициально заявил, что не видит причин для таких проверок, так как "работа водителей, в принципе, согласована с миграционными службами города". В какой форме она согласована, осталось неясным. И как сочетается практика незаконного трудоустройства на принадлежащее Москве предприятие с заклинаниями городских властей о борьбе с нелегалами - тоже вопрос.
Зато сами нелегалы с удовольствием рассказывали о своей работе.
- Меня сюда друзья порекомендовали, - поведал "Известиям" молдаванин Сергей Остаф. - Наших здесь много работает. Подписал контракт на один год, но никаких социальных гарантий не обещали. Сказали, что будут платить около 20 тысяч рублей, но на руки получаю около 14 тысяч. 30% от зарплаты уходит на подоходный налог. Регистрацию сделали в отделе кадров и поселили на территории парка. Условия, конечно, ужасные. Иногда на одной кровати спят по три человека. Зато заработать можно. Разрешение на работу пообещали оформить через три-шесть месяцев, когда пройду испытательный срок. Если домой не отправят, то буду продолжать работать. В Молдавии у меня была зарплата всего 100 долларов, а я машину хочу купить.
По закону работодатели, использующие труд нелегалов, нарушают статью № 322 Уголовного кодекса, предусматривающую в том числе и трехлетний срок лишения свободы. Но руководство ГУП "Мосгортранс" такие перспективы не пугают.
- Уже на следующий день мы предоставили милиции 19 разрешений на работу, - позже рассказал "Известиям" заместитель гендиректора ГУП "Мосгортранс" Евгений Адамов. - У некоторых водителей документы находятся в стадии оформления. Эта процедура занимает около месяца, поэтому оформить сразу все разрешения мы просто не успеваем. Что касается места проживания водителей, то их задержали в комнатах межсменного отдыха. У многих смена начинается в 4.30 утра, и им просто неудобно ехать на работу с другого конца Москвы.
В четверг, за несколько часов до того как ОМОН нагрянул в троллейбусный парк, в "Крокус-Экспо" финишировал московский конкурс мастерства городских водителей. Перед телекамерами бодрые и свежие водители Мосгортранса демонстрировали высший класс управления автобусами. Внешний вид этих, особенных, водителей сильно отличался от облика обычных - тех, на которых наткнулись милиционеры в "комнатах межсменного отдыха".