Привет! >Статья про общину из БСЭ. По-моему, очень удачная. Следует иметь ввиду ошибочные положения указанной статьи, не подтвердившиеся при дальнейших исследованиях:
>В специальном значении под О. имеется в виду первичная форма социальной организации, возникшая на основе природных, кровнородственных связей. Община возникает не на основе природных связей, а на основе социально-экономических связей.
>Природная, естественно возникшая общность людей составляет ту основу, с которой начинается историческое развитие. Она была необходимой предпосылкой трудовой деятельности людей. В этом смысле имело бы основание говорить о первобытной коммуне, а не об общине. Община - гораздо более позднее образование.
" Переход от доклассового общества к классовому яв¬ляется необычайно сложным п противоречивым процессом, включающим в себя множество моментов н сторон. И од¬ной из важнейших сторон является превращение перво¬бытной общины в существующую в недрах классового общества крестьянскую общину. Обозначение последней как крестьянской имеет целью отличить ее от других со¬циальных образований классового общества, которые также нередко именуются общинами. Так, например, слово «общпна» применяется для обозначения городов-государств Древнего Шумера, полисов античной Греции и Италии'. Определенные основания для этого имеются. Но не следует при этом забывать, что такого рода «об¬щины» представляют собой явление иного порядка, чем крестьянские общины. Если крестьянские общины ни¬когда не являются социальными организмами, а суще¬ствуют в недрах более крупных, классовых по своей структуре социальных организмов, то города-государства Древнего Шумера и античные полисы представляли собой самостоятельные классовые социальные организмы2. Однако понимание этого принципиального отличия отсут¬ствует у некоторых авторов, ставящих в одни ряд азиат¬скую и германскую крестьянские общины н античную гражданскую общину3."