ЗаЭкономика и жизнь №5(254) 10 февраля 2000г. КОММУНАЛЬНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ Задача жилищно-коммунальной реформы, стартовавшей в 1992 году, состоит в том, чтобы постепенно перевести «насквозь» убыточную отрасль на самоокупаемость. Но ситуация не улучшилась до 2000 года. Резкое увеличение квартплаты не принесло эффекта. Надо заставить коммунальщиков работать эффективнее и дешевле, но никто не знает (или просто не хочет), как это сделать. Между тем исполнительный директор общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное коммунальное хозяйство «Речбыт» Игорь ВАХРОМЕЕВ давно уже обращается в различные инстанции со своими конкретными предложениями на эту тему. Сегодня с ним беседует наш корреспондент. Игорь Григорьевич, как реагирует население на рост тарифов на коммунальные ус- • луги? - Люди просто перестали платить за квартиру. Если в 1998 году, когда квартиросъемщик возмещал 30 - 35 процентов себестоимости услуг, должников в нашем жилом фонде Нижегородского порта было 15 процентов, то теперь, когда каждый из нас обязан оплачивать 60 процентов себестоимости, не делает этого примерно четверть проживающих у нас семей. Такая же картина, я думаю, и в других ЖЭКах. То ест ь мы подошли к очень опасной черте. Дальнейший рост тарифов на коммунальные услуги может Вызвать либо социальный взрыв либо полный развал отросли. Я не исключаю даже «соседскую войну», когда подключенные к одному стфку или кабелю плетельщики пойдут' в атаку на неплательщиков. Или наоборот. - Тревожные тенденции наметились уже давно? - К сожалению, да. Существует ведомственное и муниципальное жилье. В свое время заводы и фабрики, организации и учреждения интенсивно строили дома для своих работников. Они считались государственными, но содержал их балансодержатель - предприятие, их построившее. Теперь же все смешалось, как в доме Облонских. Ведомственным жильем почему-то распоряжаются городские власти, нежилыми помещениями в домах, принадлежащих негосударственным предприятиям -тоже. Стригут арендную плату, а за содержание жилья и арендуемых помещений ответственность несет пресловутый балансодержатель, платящий налоги на содержание жилья, амортизационные отчисления и другие. В итоге внакладе остаются все. Вот характерный пример: за стеной - помещение площадью 36 квадратных метров, которое уже год пустует. За него надо платить 3,6 тысячи рублей в месяц плюс к этому - коммунальное обслуживание, плата за воду, другие удобства. А взять подвальные помещения. Брали бы за их аренду поменьше - желающие вселиться сюда, конечно же, нашлись бы. В общем, цены на аренду диктует КУГИНО, а в итоге сам же страдает. Да и не только КУГИ. Но аренда - это только часть Jfl -проблемы. Самое главное, что разницу между установленным уровнем оплаты и реальными затратами предприятий жилищно-коммунального хозяйства городская администрация из бюджета не покрывает. Из-за этого ухудшается состояние жилого фонда, на низком уровне остается качество его обслуживания. - В свое время большие надежды возлагались на ДЕЗы - дирекции единого заказчика... - Раньше организации, занимавшиеся обслуживанием жилого фонда, включали в себя практически все необходимые подразделения. Были в их составе и электрики, и сантехники, и монтажники, и кровельщики, и лифтеры, и рабочие других специальностей. Но вот по задумке бывшего губернатора области Бориса Немцова создали ДЕЗы. По идее, сюда должны стекаться все заявки, здесь должны осуществлять постоянный контроль за состоянием жилого фонда, знать, где забить гвоздь, какую ды_ру залатать, на конкурсной основе,, отобрать подрядчиков. Увы, от планируемого до реального - дистанция огромного размера. Когда существовали чисто эксплуатационные организации, на них распространялось льготное налогообложение. Когда появились ДЕЗы, все изменилось. Возникли отношения между двумя юридическими лицами: заказчиком, в роли которого выступает ДЕЗ, и подрядчиком - например ОАО «Кровля». В результате стоимость услуг обросла налогом на добавленную стоимость, другими отчислениями в федеральный бюджет. Короче говоря, реальных денег стало, оставаться процентов на 20 меньше. Но и это еще не все. Многие подрядчики при формировании тарифов на оказанные работы или услуги включают в себестоимость необоснованные затраты. Например, завышают накладные расходы, а потом на себестоимость накручивают еще больший процент плановых накоплений. А иной раз просто выдумывают себе работу. Скажем, «Лифт-ремонт» производит замену пульта, хотя старый еще мог бы послужить. Да и вообще: есть ли разница, по какому динамику вести переговоры с лифтерами -по нашему, отечественному или по импортному, японского производства?! Очень интересны расценки у службы 005. Аварийщики берут за свою работу с квадратного метра, а это - 1 рубль 20 копеек. Но причем тут квадратные метры, если слесарь просто перекрыл задвижку? ВДПО ЖЭКи платят за то, что эта служба осматривает вентиляционные каналы и дымоходы. Чтобы их почистить, надо составлять отдельную смету. Требуется восстановить разрушенные оголовки труб - то же самое. Но в своей квартире, а живу я в ней уже 10 лет, я ни разу представителей этой организации не видел. Между тем «Речбыт» исправ-но перечисляет деньги. Не дай Бог какая задержка. Тут же грозное предупреждение: отключим' газ. Таких примеров - хоть пруд пруди. Взять тех, кто ремонтирует антенны коллективного пользования. После того как они побывают на крыше, сразу же жалобы. И, как правило, смотришь: шифер поломан. Одним словом, сплошная головная боль. - Вы считаете, что взаимоотношения между ДЕЗами и подрядчиками необходимо более четко отрегулировать? - Да, они нуждаются в корректировке. Разве это дело, если граждане платят за электроэнергию «Нижновэнерго», а счетчики ремонтируем мы? И те деньги, которые поступают по жировкам, являются, по сути дела, транзитными. Мы их тут же переправляем подрядчикам. К сожалению, не всегда регулярно и не всем. А если отправлять всем и регулярно, тогда и не нужен ЖЭК -средств на его содержание просто не останется. И получается замкнутый круг. Нет денег - не хватает обслуживающего персонала. Если в июле прошлого года в муниципальных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства зарплату подняли (дворник там получает 340 -350 рублей), то про «ведомственных» дворников просто забыли. Зарплата их составляет у нас 173 - 200 рублей. Повысить ее нет возможности. Ведь на балансе «Речбыта» и котельная, и четыре центральных теплопункта. Мы отапливаем школу № 143, 4-ю больницу, два детских сада, здание ярмарочной милиции, вневедомственной охраны. Отключить тепло в каком-либо помещении рука не поднимается - зима на дворе. А дотаций от городской администрации, компенсации за льготников - нет как нет. И постоянно висит, как дамоклов меч, угроза уголовной ответственности за необеспечение теплом. Зато муниципальные службы совсем в ином положении. Задолжали мы спецпредприятию по вывозу мусора 9 тысяч рублей -сразу же ультиматум: контейнеры забирать не будем. А инспекции тут как тут. Недавно и жилищная, и административно-техническая, и санитарная инспекции присылают штрафы за непорядок на контейнерной площадке. Она одна, а адреса разные: Бекетова 46, Бекетова 48 и улица Сибирцева. Таких штрафов скопилось уже тысяч на 60. Но и тут -полный абсурд. Допустим, не нравится инспекторам, чтс подъезд не отремонтирован. Баи - штраф! Но весь парадокс в том что нам, наоборот, выгодно ремонтировать и подъезды, и крыши, и тротуары, выполнять любую работу. Но мешают те же самые штрафы. На 60 тысяч рублей можно привести в образцовый порядок 4-5 подъездов. Тем временем жилищная инспекция подает иск в арбитражный суд. Дескать, штраф своевременно не был уплачен, ЖЭК пользовался нашими деньгами, пусть платит за это... Такой вот шантаж. - А как вы относитесь к целевым программам? - Раньше ЖЭКи получали деньги на покрытие расходов по содержанию жилищно-домового хозяйства, дотации и отдельно -целевые программы. Сейчас дотации вроде бы как есть, а вроде бы как и нет: они либо поступают в урезанном виде, либо вообще не поступают. Еще несколько лет назад коммунальщики сами могли определить, куда направить средства, что отремонтировать в первую очередь. Теперь ситуация другая. Целевая программа включает в себя, например, только ремонт крыш или теплотрасс, какого-то отдельно взятого дома. Средства же, что выделяются, на что-то другое истратить нельзя - дело подсудное, появилась соответствующая статья в Уголовном кодексе (нецелевое использование средств). Но и тут до конца не додумано. Да, допустим, дом действительно в плохом состоянии, но чтобы привести его в должный вид, достаточно всего 50 процентов полученной суммы. А остальное можно было бы пустить на другие нужды. Увы, сегодня это уже невозможно. И еще один нюанс. При формировании целевой программы учитываются цены ноября - начала декабря предыдущего года, когда жилищно-коммунальная контора подает «титульные листы», в которых указывается, что нужно сделать. Целевая же программа утверждается в марте - апреле. А цены уже не те. Да и потом рассчитываются с нами еще через несколько месяцев после окончания работы. В ноябре 1998 года цена на шифер была 18 рублей 30 копеек за лист, а в январе - феврале 1999-го - 36 рублей. В несколько раз выросла стоимость мягких кровельных материалов, битума, бензина, металла, краски... Вот и получается: надо реконструировать теплопункт, начинаем закупку стройматериалов и оборудования, а денег хватает либо только на насосы, либо только на трубы. Пока запасемся всем необходимым, глядишь - лето пролетело. И второй момент. Налоги в строительстве платятся по так называемой «отгрузке». То есть акт приемки выполненных работ подписан - раскошеливайся. А денег-то нет, их еще не перечислили. Тем временем набегают штрафные санкции за неуплату НДС (раньше - 1 процент за каждый просроченный день, теперь, правда, ставка эта снижена до 0,03 процента), организация должна «отстегнуть» 5 тысяч за любое нарушение, а главный бухгалтер рискует потерять от 2 до 5 минимальных окладов. Парадоксально, но факт: все эти штрафные санкции налагаются на суммы, освобожденные от налогов самим государством. Щ есть это квартплата и бюджетные деньги, другими словами, это и есть налоги, - Что же вы предлагаете для того, чтобы повысить эффективность работы жилищно-коммунальных служб? - Принципиально изменить существующую функциональную и финансовую схему жилищно-коммунального сектора. Вместо специализированных подрядных организаций, оказывающих услуги по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, создать сеть таких же специализированных подразделений, входящих в структуру непосредственно самой обслуживающей организации, т.е. частично вернуться к старому. Они бы занялись текущим и капитальным ремонтом жилья,. инженерных коммуникаций, объектов соц-культбыта. Причем руководствовались бы недельными графиками работ по всем объектам города - это исключит простои. Такие же специализированные подразделения взяли бы под свое крыло лифты, системы вентиляции, ремонт кровли, благоустройство территории, аварийные работы. Эти подразделения, как я полагаю, должны являться структурными частичками без образования юридического лица и иметь свой расчетный счет. Поступление средств от головного предприятия на данный счет возможно только в размере фонда оплаты труда - естественно, при условии выполнения нормативных заданий и недельных графиков. Кстати, о графиках. С их помощью работа жилищно-коммунальных служб была бы коренным образом упорядочена. Вот пример. Если поместить весь жилой фонд Нижегородского порта в девятиэтажки, то получится в общей сложности 50 подъездов. Допустим, все их надо отремонтировать. Одна бригада из 4 человек справится с подъездом в течение недели. За год она отремонтирует все подъезды. И возникает вопрос: чем заниматься бригаде в течение следующих шести лет (таков нормативный срок между декоративными ремонтами)? Соль в том, Что жилищно-коммунальные конторы должны иметь объемы работ, при которых, как поется в песне, ни минуты простоя. Оптимальный вариант легко просчитать - опять-таки с помощью недельных графиков. Но, очевидно, Петр I был прав. «На малое замахнешься, - говаривал он, - кулак отшибешь, от большого малое всегда отколется». Если проще, то дело губит масштаб. Неплохо бы создать единый центральный склад, отпуск материалов с которого производить по заявкам предприятий и согласно недельным графикам ремонта и сметам. Нужен и единый муниципальный банк с единым расчетным счетом коммунальных платежей, то есть вся квартплата должна поступать на этот счет, а также доходы от деятельности муниципальных предприятий «Теплоэнерго», «Водоканал» и, других. По моему мнению, эти муниципальные предприятия должны производить расчеты за тепло- и водоснабжение, а также за аварийное обслуживание жилого фонда непосредственно с администрацией Нижнего Новгорода. Тем самым они освободятся от выплаты НДС, что благотворно скажется на их финансовых делах и ценах. Снижению затрат «Теплоэнерго» и жилищно-коммунальных организаций будет способствовать и повсеместный ввод в эксплуатацию крышных котельных. Их делают в акционерном обществе «РУМО», на машзаводе, заводе «Теплообменник». Они дорогие, но стоимость одной такой котельной равна стоимости прокладки 100 метров теплотрассы диаметром 219 миллиметров. Нетрудно подсчитать, что выгоднее. К тому же крышные котельные практически не причиняют вреда окружающей среде и системам трубопроводов. Сравнение крышных котельных с теплотрассами можно продолжить. 10 таких котельных обслуживают всего 5 человек, потерь тепла неизмеримо меньше, включать их можно, когда пожелают жильцы. Но это не все. Финансовые поступления от сдачи в аренду нежилых помещений (не менее 40 процентов) необходимо передать ДЕЗам, а квартплата пенсионеров должна поступать из Пенсионного фонда - тогда должников практически не будет. И наконец, вместо департамента жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры надо создать управление жилищно-коммунальным хозяйством в виде концерна. Структура его видится такой: главный механик курирует службы лифтового хозяйства, котельные, теплопункты, заместитель начальника управления по капстроительству - службы строительные и ремонтные, главный энергетик -службы энергоснабжения, кабельные и воздушные линии, трансформаторные подстанции и т. д., заместитель по благоустройству -службы по вывозу мусора, благоустройству и озеленению, заместитель по снабжению - центральный склад, поставку материалов. - Просчитано ли, какие выгоды будут получены от такой реорганизации? - Сметы реальных и гипотетических затрат (в случае, если мои предложения были бы приняты) составлялись еще в конце 1998 года. Так вот, за 9 месяцев того года убыток от эксплуатации жилого фонда акционерного общества «Нижегородский порт» составил 951 279 рублей. При этом фактическая оплата населением квартплаты и коммунальных услуг составила лишь 64,3 процента от начисленной, сборы с арендаторов - 62,2 процента, а ассигнования из бюджета покрыли лишь четвертую часть убытка. Если же взять вторую смету, то есть работать по предлагаемой схеме, то расходы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилого фонда, а он составляет 108,5 тысячи квадратных метров с износом около 60 процентов, сокращаются на 548 041 рубль, или на 14,7 процента. Доходы же, наоборот, возрастают на 402 280 рублей (на 14,4 процента). Убыток практически сводится к нулю (958 рублей). Сейчас на календаре 2000 год. Ситуация несколько изменилась, но я думаю, что при сравнении аналогичных смет будет примерно то же самое. А пока жилищно-коммунальная реформа выходит для населения боком и сведена к простому повышению квартплаты. В та же время наши расчеты показывают, что последнего резкого увеличения тарифов можно было избежать. Другими словами - сейчас нижегородцы платят за жилищно-коммунальные услуги намного больше. чем необходимо. И резервы здесь надо искать не в кармане жителей, а прежде всего в реорганизации системы жилищно-коммунальных служб, о чем я уже говорил. - Какова же реакция высоких инстанций на ваши предложения? Пока я ничего не знаю. Но дело в том, что уменьшение затрат сейчас никому не выгодно. Лучше плакаться в жилетку, дескать, получаем одни убытки, просить дотации, но себестоимость не снижать. В противном случае карман руководителя будет не таким полным. Поясню на примере. Возьмем фирму «Лифтремонт». В структуре тарифа на услуги по техническому обслуживанию лифтов лишь 60,1 процента приходится на прямые расходы, а 39,9 процента - на накладные расходы и плановые накопления. Если учесть, что прибыль (плановые накопления) составляет 27 процентов от себестоимости, сразу все становится ясно. Беседовал Сергей СТЕПАНОВ P. S. И. Вахромеев не определил, как называть новую жилищно-коммунальную структуру. Он именует ее то ЖЭКом, то ДЕЗом. Впрочем, это не принципиально.
Редакция приглашает жителей города и области, а также специалистов жилищно-коммунального хозяйства высказаться на страницах газеты по вопросам, поднятым в интервью. Экономика и жизнь. Волго-Вятская, экономическая газета