"Русский проект" начинает серию публикаций, посвященную современной русской элите.
- Как попасть сегодня во власть, стать «правящим классом», «элитой»? - Элита - слово нерусское. Какой русский аналог можно подобрать заимствованному слову? - Как менялись элиты в России в период с 1991 по 2007 год? - Прогноз смены элит. - Необходима ли смена элит? - По каким критериям следует производить отбор в элиту? - Кодекс «русской элиты». - Элита - механизмы и инструменты связи между представителями. Эти вопросы мы предлагаем для обсуждения авторам "Русского проекта".
Тему открывает Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров.
- Как попасть сегодня во власть - стать «правящим классом», «элитой»?
Период быстрого, скачкообразного обновления правящей элиты в России, похоже, закончился. Революционная фаза нашей трансформации позади – а значит, все общественные процессы развиваются более медленно, подспудно, инерционно, чем в «гремящие девяностые». Корпус новой элиты, политической и экономической, в основном сформирован – и добровольно уступать новичкам свои места, с таким трудом завоеванные и удержанные, не намерен. Сбросить же, убрать от власти эту элиту волевым приемом тоже не получится – во-первых, она этого не позволит, во-вторых, заменить некем.
- И что же делать сегодня молодому поколению? Можно ли как-то обыграть «стариков»?
Более перспективная стратегия в такой ситуации – «врастание в элиту», постепенное просачивание в неё. Обыграть «стариков», ослабить их мертвую хватку можно, лишь переиграв их не силовым образом (с силовыми ресурсами и волей к власти у них всё в порядке), а за счет более высокой компетентности, кругозора, большего личного соответствия новым потребностям и новым реалиям страны. Ведь получилось же лет десять назад у «белых воротничков» с дипломами МВА сменить у руля большинства серьезных бизнесов авторитетных бизнесменов в малиновых пиджаках!
- Элита – слово заимствованное, какой русский аналог ему можно подобрать?
Не вижу таких аналогов. А заимствования у иностранцев новых терминов, обозначающих новые понятия, бояться не стоит.
- Как менялась наша элита в более «бурные» годы, с 1991 по 2007?
С учетом сверхцентрализованного характера нашего общества, мне кажется резонным определять этапы элитообразования соответственно периоду правления Горбачева, Ельцина и Путина. Горбачевская элита – это партийная элита позднесоветского времени, лишь слегка разбавленная молодым комсомольским поколением. На первый план в это время вышли «партийные диссиденты» - те, кто при Брежневе за чрезмерный по тем меркам либерализм был задвинут на третьи-четвертые роли (Яковлев), и группа энергичных региональных партсекретарей, стремившихся оттеснить от власти «зажившихся», пересидевших свое время геронтократов (Рыжков, Ельцин).
Ельцин, как революционер, порвал с партийными традициями и открыл шлюзы для прихода в элиту «разночинцев» - тех, кто при советской власти работал в академической или вузовской науке или «свободных профессиях» (Гайдар, Чубайс, Попов, Собчак). Рывок вперед сделали отдельные «комсомольцы» (Ходорковский, Кириенко, Прусак), отраслевики-«крепкие хозяйственники» (Черномырдин, Вяхирев, Алекперов), генералы-силовики (Лебедь, Бордюжа). Отдельный и очень влиятельный корпус образовали региональные руководители, в основе своей деятели КПСС второго-третьего ряда, вовремя покинувшие партийные ряды (Шаймиев, Рахимов, Строев). Внутреннего единства ельцинская элита не имела и не могла иметь – слишком разной она была, слишком в бурное время сформирвоалась, слишком недолго смогла удержаться у власти.
При Путине произошла существенная чистка элиты от сомнительных элементов, не сумевших или не пожелавших играть по новым правилам, когда вольница рынка должна была уступить место государственной упорядоченности. Им на смену пришла энергичная генерация «петербургских чекистов», «петербургских юристов» и «петербургских экономистов». Заметно усилился вес силовой, чиновничьей составляющей, менеджеры госкорпораций стали в меньшей степени, чем при Ельцине, ощущать себя частными предпринимателями, а больше – управляющими госсобственностью. Выросла внутренняя сплоченность элиты, чужакам стало труднее в неё проникать.
- Новая «путинска» элита как-то принципиально отличается от своих предшественников?
Это поколение элиты объединено общим пониманием того, что страна принадлежит им, кто бы персонально ни находился у власти, и существенно больше, чем ельцинское, связывают личные перспективы с судьбой России.
- Каким образом наша элита устроена «изнутри»? Какие механизмы и инструменты связи существуют между представителями элиты?
В нашем весьма иерархизированном обществе наибольшее распространение получили патрон-клиентские отношения внутри элиты, когда на каждом её уровне член элиты («патрон») ведет за собой нескольких младших партнеров («клиентов»), как правило, земляков или бывших сослуживцев, сокурсников, родственников. Патрон продвигает их вверх по служебной лестнице, предоставляя им в распоряжение все новые ресурсы в обмен на их поддержку. Эта система называется «клиентеллой». Клиентеллы, как и их патроны, соперничают между собой, их борьба образует костяк, остов нашего политического процесса. Благодаря ей выстраивается пирамидальная структура элиты, в целом соответствующая пирамиде власти.
- Идет новый электоральный цикл. Грозит ли нам смена элит?
Радикальной смены элит в начинающемся выборном сезоне я не ожидаю. Причина – все основные кандидаты в президенты являются членами одной команды, тесно связанными между собой и с действующим президентом. Поменяются полномочия, статусы, сектора ответственности отдельных членов команды Путина. Кто-то уйдет на задний план, кто-то выдвинется новый. Но дух, принципы, кадровая и идеологическая основа верхнего эшелона элиты, по всем признакам, сохранится прежней. <<<