ОтФ. АлександерОтветить на сообщение
КGeraОтветить по почте
Дата23.07.2002 11:55:16Найти в дереве
РубрикиИстория; Образы будущего; Либерализм; Модернизация;Версия для печати

Объективная реальность


>а обществ, где бы Бог был "объективной реальностью" - не знаю. Знал бы - сразу пошёл бы в монастырь, а не писал бы СЛМы.

Ну как же? А средневековая Европа? А Россия каких-то 300-400 лет назад? Для жителей той эпохи Бог был объективной реальностью, ничуть не менее реальной, чем монитор перед вашими глазами. При этом, ваша модель (поскольку она претендует на модель любого общества) должна оставаться функциональной в рамках любого общества. Кроме того, атеистичность почему-то никак не заложена в вашей модели. Вы высказали ее в комментарии. Я не настаиваю на том, что ее нужно включить в модель. Мне просто кажется, что универсальная модель общества не должна зависеть от представлений конкретного общества. В противном случае, несложно будет доказать, что ваша модель видится универсальной (и вообще - работающей) только с позиции нынешних предрассудков и мнений. Я думаю, что уязвимость вашей модели к идеализму показывает либо ее неполноту, либо ее некорректность, либо нечеткость функций (сферы применения). Так как идеализм, вобщем-то, часть мышления любого нормального человека.

Еще раз сформулирую этот тезис: В модели не показаны принципиальные различия между солидарными и либеральными удовольствиями.

Тот метод, который вы предлагаете для проведения различия, может быть применен для любого удовольствия вообще с любым результатом.

На мой взгляд, создавая модель общества, вы совершенно напрасно отказались от понятия общества, как элемента модели. Вы опереруете только устремлениями личности, по-разному их классифицируя. Между тем, достаточно очевидно, что общество - полноценный самостоятельный объект, способный взаимодействовать с личностями и другими обществами. Ваше понятие солидарных удовольствий не заменяет его и вводит более узкое понятие, вдобавок - весьма нечеткое.