| От | Pout | |
К | BILL | |
Дата | 31.01.2001 19:57:00 | |
Рубрики | Прочее; | |
ось дывысь хлопче, яка кака намалевана(с) (*).
..бо вжэ нэ можу зараз дати дюже вумного риплая, с разжуванием"и что жа ты хотел сказать своим произведением"- для ввода в тему ВОТ ССЫЛКА. Ну не сразу все в ракетном темпе сразу, с колес можно сразуметь, литературу по предмету желательно смотреть. Или в полиграфии не так?
Ну пользуются этим , точней уже не обходятся без этого конкурирующие фирмы, исследующие сов.модернизацию и сов.человека(в данном случае - Ахиезер. Большая кака)
Токо что кинул ссылку в комнату ссылок на это семинар, точнее- на выступление Н.Козловой (очередная подстава имени...плевать).
Антропологи есть, занимаются повседневной жизнью людей по материалам архивных документов, в т.ч. "ненамеренных свидетельств" (это навучный термин такой. Дневники, частные письма, в общем,народный архив"). Дальше начинается архелогия повседневной жизни и практически-жейственного мировоззрения и попытки выяснить их
"логику" . Чтобы не заплетаться языком с пересказе специфики метода, лучше познакомиться с оригиналом. Книга Козловой о "той женщине" - из шахтерского поселка - это пионерская работа о феномене"наивного письма"(есть напр феномен"наивной живописи"- Пиросмани )и мышления "маргиналов". Еще Н ее работ по другим аспектам есть на "знание-сила", раскопаю
отрывок
...
Лично мне ощутить прагматику, социальную функцию идеологического дискурса в период раскрестьянивания помог один дневник. Когда люди доходят до крайности, они хотят
зацепиться за какой-то большой "пароход", который, как им казалось, вывезет. Когда читаешь эти документы, рушится
представлении о феноменальной эффективности тогдашней пропаганды, о существовании веры в модель как в какую-то доктрину. Читая документы, вступаешь в область социальных
игр, где внешнее насилие сочетается с насилием над собой, цивилизация сверху с самоцивилизацией индивида, внешний
контроль с самоконтролем.
Женщина с пятью классами образования, о которой я говорила, в силу своей неграмотности находилась за
пределами воздействия идеологической системы. Никаких "Кратких курсов" она не читала и над собой не работала.
Другие документы свидетельствуют о работе над собой. Работа над своим телом и над овладением дискурсивным
языком идет рядом. Иногда спрашивают, что первично - дискурс или телесные практики? Это вопрос о курице и яйце. Женщина, которая не работала над собой, не
вырабатывала стиль своей жизни, была в стороне от работы пропагандистской машины, не овладевала идеологическим языком, осталась там же, где и была. Вся ее социальная
мобильность составила 15 километров: из деревни в шахтерский городок. Из ее записок встает только картина
распада традиционного общества и ничего больше. С точки зрения соотношения контроля и самоконтроля - разнузданность, элиминация традиционных механизмов регулирования конфликтов. Эта женщина не владеет
литературным языком, она не может выстроить биографический нарратив, рассказ ее идет кругами. Время традиционного общества - круг.
Люди с длительной советской идентичностью овладевали и языком идеологического дискурса, и новыми телесными и жизненностилевыми практиками, которые воплощались в
представлении о культурности. Овладение литературным языком и новыми культурными практиками шло рядом. Все
увлекались театром, кино. Партийный работник в маленьком северном городке, сын раскулаченного, вспоминает, что в юности очень любил Чарли Чаплина, хотя теперь не
понимает, что он в нем находил. Театр здесь - ключевая идеологема. Хождение в театр - знак культурного времяпровождения, знак нового жизненного стиля.
"Культурный" - ключевое слово 30-х - 50-х годов.
Интересные коллажи о культурности я составляла из различных документов. "Культурно оделся, сходил в кино, очень хотелось сходить в Парк культуры и отдыха - денег
не хватило". О квартирах и жильцах: "Его дом - громадина, и вообще там люди высшего сословия, вход по пропускам".
Или: "Она была весьма развитой дивчиной из культурной состоятельной семьи, семьи советской аристократии".
"Вращаясь в кругу делекторов и вообще людей материально обеспеченных, хорошо одевающихся, всегда чистых, я сам всегда старался быть одетым аккуратно, с накрахмаленным
воротничком и выглаженным костюмом. Это прививало мне внешнюю культуру." Стремясь к "культурности", вчерашние
крестьяне одновременно использовали испытанные крестьянские жизненные техники. Рядом шло овладение
идеологическим языком и выработка нового жизненного стиля. Подражая культурным "привилегированным" студентам,
автор вышеприведенных записей считал необходимым не только соблюдать телесную чистоту, но и в тетрадочку
выписывать "душепроницающие фразы". Это были слова из задаваемого обществом дискурса.
Для одной группы людей вхождение в Модерн совпало с вхождением только в орбиту действия систем
государственного насилия. Их перемалывало, их как бы "выпекали", регулировали (закон о 20-минутном опоздании и
т.д.). Автор дневника отмечает, что есть ребята, тоже приехавшие из деревни, но "они прогуливают, пьянствуют,
пляшут, девок лапают". Он хочет себя от них отделить, а потому "работает над собой". Он хочет быть культурным:
ходить в кино, в театр, читать книги (в этой среде письмо и книги представляли огромную ценность). Другая группа
людей попадала в орбиту действия идеологических систем
легитимации, которые представляют собой важный параметр Модерна.
Ключевым кодом советской цивилизации был вербальный код. Когда ленинградский партийный работник попал в
освобожденный от немцев Выборг, где работал до войны, его больше всего удивило, что там сохранились плакаты,
которые еще при них были развешаны. Он удивляется: и как же это финны и немцы не обратили внимания на эти плакаты?
Почему их не сняли. В советском обществе иделогическая игра выполняла ключевую роль, в западном она не была центральной.
Некоторые выводы. Анализ "человеческих документов" советской эпохи позволяет ощутить, что Модерн не сводим к
капитализму, к индустриализму, что существует и другой ряд измерений, в том числе антропологических, жизненностилевых. Есть также такие измерения как
абстрактные идеологические системы легитимации, централизованные системы насилия.
Исследование советской модернизации в антропологическом ключе позволяет сделать вывод, что
Модерн у нас состоялся. Другой вопрос, что задача очерчивания социальных пространств Модерна, подробная
характеристика советской цивилизации потребуют больших усилий разных специалистов
....
Насчет посланий Билла остаюсь при своем мнении - таки СПЧ и логика СПЧ, звиняй если что не так
о вот еще
www.znanie-sila.ru/online/issue_516.html