> Вас я понял так, что основой морали советского человека является социал-дарвинизм (то есть попытка обосновать войну всех против всех принципами теории естественного отбора). Из пионерского детства помню помогали мы пожилым и инвалидам войны - никакого расчётливого (подобного тому, что Вы привели выше) обоснования не было, просто все мы (и хулиганы, и отличники) сердцем и умом понимали, что делаем хорошо и правильно.
Как-то мне пришлось читать биографию пианистки Марии Израилевны Гринберг (1908-1978) - ученицы Ф. М. Блуменфельда и К. Н. Игумнова, 2 премия на Всесоюзном конкурсе (1935), явилась первым из советских пианистов, осуществившим запись всех фп. сонат Бетховена - в 1960-е гг. (именно ее исполнение сформировало мой взгляд на эти сонаты).
В молодости была взаправдашней комсомолкой, курила, ее даже побаивались (по воспоминаниям Я. И. Мильштейна). Так вот, там приводились ее дневниковые рассуждения - все вполне "естественноотборские", насчет того, что слабые должны уйти с дороги и пр. (жаль, что теперь книги нет). В середине 30-х вышла замуж за коммуниста, эмигрировавшего из Польши, а в 1938 году осталась одна с малолетней дочерью (мужа расстреляли). Тогда, насколько я понимаю, ее взгляд на жизнь стал куда менее жестким... Пришлось в эвакуации подрабатывать игрой на ударных в оркестре, после войны преподавать не в консерватории, а в Гнесинке... Правда, за границу все же пускали, хоть и довольно редко.