ОтIGAОтветить на сообщение
КСепулькаОтветить по почте
Дата22.05.2003 18:09:20Найти в дереве
РубрикиПрочее;Версия для печати

социальный смысл автомобиля


на ту же тему, Крылов

http://traditio.ru/krylov/civil.html
<<<
Гораздо интереснее вопрос - а зачем, собственно, нужен автомобиль? Можно, конечно, ответить - "для перевозок", и это не будет
неправильно, но почему именно автомобиль, а не поезд и не трамвай? Более того, всем ведь ясно, что автомобиль - это прежде
всего символ, в том числе и символ социальный (и даже сексуальный), а трамвай или поезд таковыми не являются. Автомобиль -
это прежде всего образ жизни.

Что это за образ жизни, можно понять, немного посидев самому за рулём. Человек за рулём вынужден организовывать своё внимание
совершенно особым образом. Он может отвлекаться, но не может задуматься, иначе попадёт в аварию. Его сознание настороже - как
бы не пропустить нужный поворот, как бы не вмазаться в другую машину. Но эта занятость сознания неполная. Как правило,
требуется только часть внимания - остальное рассеивается, и ищет себе какого-нибудь отвлечения. Обычно включается музыка или
ещё что-нибудь в этом роде. Слушается это всё вполуха и потому просачивается прямо в мозг.

А теперь сравним это со средневековым портшезом. Господин, которого несли слуги на носилках, даже не видел дороги, поскольку
занавеси отделяли его от мира. Возлежа в носилках, он мог отвлечься от суеты и размышлять во время пути [1].

Тут-то собака и зарыта. Автомобиль - и тот факт, что в современном мире все стали водителями - является средством воспитания
человека. Он препятствует формированию созерцательного склада ума. Пресловутая американская практичность и не менее
пресловутая автомобилизация - явления одного порядка. При этом идеологическое значение авто настолько велико, что ради его
поддержания легко жертвуют экономическими выгодами. Ясно ведь, что железные дороги дешевле автобана. Но в поезде тебя везут,
а не ты едешь сам. Поэтому число таких ситуаций надо сократить. В частности, именно поэтому общественный транспорт в Америке
всегда находится в жалком состоянии. Все виды транспорта, где не ты сам сидишь за рулём, должны быть грязными и
переполненными - чтобы выработать отвращение к ним, зависть к обладателям автомобилей и
опять же неспособность к созерцанию [2]. Характерно, что в западной "подземке" невозможно читать, как это некогда было
принято в московском метро.

[1] С другой стороны, всадник или возница полностью сосредоточены, поскольку управлять конём - это тяжёлая физическая работа,
от которой можно устать, как от колки дров, и которая при этом требует полного внимания.

[2] При всём том некоторые люди - те, кто могут позволить себе личного шофёра - никогда не ездят сами и не учат этому своих
детей, что весьма существенно. Они прекрасно понимают, что автомобиль мешает им думать.
<<<