ОтГеоргийОтветить на сообщение
КАдминистрация (Дмитрий Кобзев)Ответить по почте
Дата27.05.2003 21:24:42Найти в дереве
РубрикиПрочее;Версия для печати

Литва и границы (*+)




Национальная целостность России превыше всего

Николай БИНДЮКОВ, депутат Государственной думы РФ

ПОЗИЦИЯ фракции КПРФ в Госдуме по вопросу о ратификации Договора между
Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской
государственной границе изложена в открытом письме Г.А. Зюганова президенту
Российской Федерации, опубликованном в газете "Правда". Я хотел бы более
подробно остановиться на первом и пятом тезисах этого обращения, а именно на
так называемых территориальных долгах Литовской Республики Российской
Федерации и военном транзите из/в Калининградскую область через территорию
Литвы.
В соответствии с решениями Берлинской (Потсдамской) конференции от 2 августа
1945 г. северная часть Восточной Пруссии с портами Кенигсберг и Мемель
(нынешняя Клайпеда) была передана Советскому Союзу, что было подтверждено
Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,
подписанным в г. Хельсинки в 1975 г., и Договором об окончательном
урегулировании в отношении Германии 12 апреля 1990 г.
Согласно решениям Потсдамской конференции, Президиум Верховного Совета СССР
7 апреля 1946 г. издал указ об образовании Кенигсбергской области в составе
РСФСР (в 1947 году переименована в Калининградскую область), которая
включала наряду с Кенигсбергом и областью также Клайпеду и Клайпедский
район.
20 мая 1950 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ, в соответствии с
которым в составе Литовской ССР был образован ряд областей, в том числе
Клайпедская область. При этом каких-либо правовых актов, санкционировавших
собственно передачу Клайпедской области в состав ЛССР, органами
государственной власти СССР не принималось, что подчеркивает чисто
административный характер переподчинения этой части территории СССР
Литовской ССР как субъекту Советского федеративного государства.
Этот факт подтверждается тем обстоятельством, что, согласно Конституции
СССР, территория союзной республики - в данном случае РСФСР - не могла быть
изменена без ее согласия. На передачу территории от одной республики другой
требовалось согласие Верховных Советов обеих республик, утвержденное указом
Президиума Верховного Совета СССР. Такого согласия РСФСР не давала, и
установленная процедура соблюдена не была.
При этих обстоятельствах, в соответствии с нормами международного права,
Клайпедскую область в настоящее время следует рассматривать как находящуюся
под административным управлением Литвы. Это подтверждается, в частности,
принятым 4 ноября 1992 г. постановлением Верховного Совета РФ, согласно
которому российско-литовской границе был придан временный статус - до
заключения соответствующего пограничного договора. По состоянию на 20 мая
2003 г. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о
российско-литовской государственной границе 1997 г. российской стороной не
ратифицирован и, соответственно, не является вступившим в законную силу.
Таким образом, Российская Федерация как правопреемник Советского Союза имеет
все юридические основания считать Клайпедскую область частью своей
территории, временно находящейся под управлением Литовской Республики.
Виленская область была передана Советским Союзом Литве в соответствии с
Договором о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области
и о взаимопомощи от 10 октября 1939 г. из состава польских территорий,
отошедших к СССР по советско-германскому договору о ненападении от 24
августа 1939 года. При этом передача Вильны была обусловлена согласием Литвы
на размещение на ее территории советского 20-тысячного воинского
контингента.
Непосредственно с виленским связан вопрос о переданных Литве при ее
вхождении в состав СССР 3 августа 1940 г. из состава Белоруссии прилегающих
к Виленской области районах компактного проживания литовского населения
(Свенчанский район, части Видзовского, Годутишковского, Островецкого,
Вороновского и Радунского районов), на территории которых, в частности,
расположены Игналинская АЭС и курорт Друскининкай. В настоящее время эти
районы полностью слились с Вильнюсской областью, но имеют, однако,
совершенно особый правовой статус.
Остается также неурегулированным вопрос о находящейся ныне в составе
Литовской Республики территории - так называемом юго-западном литовском
анклаве (нынешний Вылковысский (Вилкавишкский) район), за сохранение которой
в составе Литовской ССР Советский Союз по соглашению от 10 января 1941 года
заплатил Германии 7,5 млн. долларов золотом. Этот район имеет сейчас для
России стратегическое значение как возможный альтернативный так называемому
Сувалкскому коридору (по территории Польши) способ обеспечить прямое
железнодорожное и автомобильное сообщение между Калининградской областью и
основной территорией Российской Федерации (через территорию союзной
Белоруссии) путем строительства в данном анклаве небольших по протяженности
железнодорожной ветки и автомагистрали. В связи с этим статус данного района
должен стать предметом отдельных переговоров.
Таким образом, примерно треть нынешней территории Литвы получена ею от
Советского Союза, благодаря Советскому Союзу и в результате присоединения к
нему.
Ввиду того, что нынешние литовские власти приняли ряд официальных актов о
непризнании советско-германских договоров 1939 года и договора о вхождении
Литвы в состав СССР 1940 года, что юридически предполагает возврат
современной Литвы в границы Литовской Республики 1939 года, все
перечисленные территориальные вопросы приобретают свою правовую актуальность
и подлежат обсуждению и урегулированию на межгосударственном уровне.
Сдача же части территории Российской Федерации Литовской Республике в
нарушение международной правовой базы повлечет за собой:

- рост общей напряженности на западных территориях Российской Федерации;
- конфессиональное, политическое и военное сближение Польской и Литовской
республик, которое всегда в истории оборачивалось длительным
военно-политическим давлением на православное Русское государство, часто
перераставшим в войны;
- быструю ассимиляцию 307,5 тысячи русских, или 8,4 процента общей
численности населения Литвы. И хотя российско-литовские отношения в части,
касающейся соблюдения прав человека и национальных меньшинств, лишены той
остроты, которая присуща отношениям России с Латвией и Эстонией, положение
российских соотечественников в Литве вызывает определенную обеспокоенность,
поскольку ряд проблем остается неурегулированным: вопросы статуса русского
языка, получения образования на родном языке; русские крайне слабо
представлены в органах законодательной и исполнительной власти страны;
- создание плацдарма НАТО на уже имеющихся, но оставленных советскими
военными базах Вооруженных Сил СССР.

В настоящее время одним из наиболее острых вопросов отношений России с
Литвой является вопрос жизнеобеспечения Калининградской области в связи с
расширением ЕС и НАТО на Восток. Официальный Вильнюс пытается увязать
решение вопроса о порядке транзита из/в Калининградскую область через
территорию Литвы с ратификацией российскими парламентариями договора о
границе между двумя странами, что, по мнению фракции КПРФ, нельзя считать
правомерным.
Военное значение Калининграда для России сохраняется, а после расширения
НАТО даже возрастет. В связи с этим для России в настоящее время чрезвычайно
актуальным является вопрос определения на постоянной основе правил военного
транзита через территорию Литовской Республики в Калининградскую область.
Ныне существующий порядок воинских транзитных перевозок является устаревшим
и фактически основан на уже не действующих соглашениях, предназначенных в
свое время для вывода советских войск из Восточной Европы.
Для России чрезвычайно важно подписание долгосрочного межправительственного
соглашения с Литвой о воинских транзитных перевозках. Однако Литва в
условиях расширения ЕС и НАТО на Восток не идет на подготовку
соответствующего соглашения.
В сложившейся ситуации последовательными и вписывающимися в систему норм
международного права действиями со стороны Российской Федерации фракция КПРФ
считает следующие:

Во-первых. Отказаться от российско-литовского договора о границе 1997 года,
поскольку он не отвечает в нынешних условиях национальным интересам России.
Во-вторых. Пересмотреть договор в соответствии с современными реалиями или
выработать новый.
В-третьих. Учитывая, что договор 1997 года Государственной думой не
ратифицирован, то есть в соответствии с Законом РФ о международных договорах
и международным правом в силу не вступил, юридическая процедура выхода из
него не представит сложности при наличии политической воли и не показной, а
на деле, заботы о национально-государственных интересах России.

Кто и как голосовал по вопросу о ратификации Договора между Российской
Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной
границе.

Фракция Коммунистической партии Российской Федерации

За 0 чел.
Против 77 чел.

Фракция "Единство"

За 78 чел.
Против 0 чел.

Фракция "Отечество - Вся Россия"

За 44 чел.
Против 0 чел.

Фракция "Союз правых сил"

За 32 чел.
Против 0 чел.

Фракция "Яблоко"

За 17 чел.
Против 0 чел.

Фракция Либерально-демократической партии России (ЛДПР)

За 0 чел.
Против 11 чел.

Депутатская группа "Народный депутат"

За 46 чел.
Против 0 чел.

Депутатская группа "Регионы России"

За 30 чел.
Против 12 чел.

Агропромышленная депутатская группа

За 1 чел.
Против 42 чел.

Депутаты, не вошедшие в депутатские объединения

За 6 чел.
Против 2 чел.

Общий результат: документ принят