Открывая границы для "трудовых мигрантов", Россия добровольно изгоняет себя из Европы
«Была у зайки изба лубяная, а у лисы - ледяная...». Уже завтра эта русская народная сказка может быть запрещена, как пропаганда экстремизма и фашизма. Именно под таким соусом СМИ подают проблему негативного отношения россиян к массовой иммиграции из-за рубежа. Дискуссия переводится из научной плоскости (социология, экономика, статистика) в плоскость эмоциональную. Большинство населения России (вместе с вашим покорным слугой) и сегодня полагает, что «неважно, какая национальность - лишь бы человек был хороший». Но, имея перед глазами пример русских беженцев из Средней Азии, Чечни, люди начинают всерьез опасаться уже не за свой карман, а за свою безопасность. Ведь, по странному совпадению, в Россию едут гости именно из тех республик, из которых русское население было или изгнано, либо поражено в правах.
Два гражданства - России и МВД
Реальных статистических данных по численности, источникам доходов (особенно нелегальных, на которых базируется экономика миграционных процессов) и этническому составу иностранных мигрантов попросту нет. Широко рекламируемая перепись населения по своей природе способна охватить только оседлое население, а по миграционному контингенту даст ошибку, достигающую не единиц процентов, а порядка величины - то есть качественно исказит картину. Впрочем, отсутствие статистических данных - по-своему интересный феномен: проблема, которая только в деньгах обходится России в 2-3 раза дороже, чем пресловутый внешний долг, не просто не изучена - она никем не изучается. Единственное, что мы знаем по статистике и экономике миграции сегодня, - это то, что первоисточником этой статистики является МВД, которое сейчас и планирует, и реализует, и контролирует миграционную политику. При этом для коррумпированного слоя в МВД теневая экономика мигрантов с системой «крышевания» и торговли регистрацией и гражданством является источником доходов. Сложилось положение, когда в России существуют два гражданства - гражданство РФ и гражданство МВД. МВД откровенно заинтересовано в том, чтобы именно их данники контролировали тот или иной сегмент местного рынка, откупаясь долей доходов. Естественно, что при этом скрываются и масштабы миграции, и связанная с миграцией преступность, которая или не регистрируется вообще, или регистрируется обезличенно, без соотнесения преступности с принадлежностью к той или иной общине.
Без мигрантов Россия пропадёт?
Впрочем, сегодня наметился новый подход МВД. Говорят, что незаконная миграция существует, но это миграция дешевой рабочей силы, без которой экономика России - во всяком случае, строительство и уборка мусора - намертво встанет. Поэтому надо ужесточить контроль за работодателями - «трудовой мафией», а с нелегальной миграцией поступить, как с гомосексуализмом - то есть легализовать, заменив привычные взятки участковому официальной покупкой «трудовой карты мигранта» за сотню долларов. Таким образом, МВД хоронит проблему нелегальной миграции и собственной коррупции и получает по целой сотне баксов за каждое отданное иностранцу рабочее место - хотя стоимость создания дополнительного рабочего места в реальной экономике тянет на несколько тысяч. Впрочем, если бы миграция в Россию ограничивалась бы белорусами и украинцами, которые едут к нам действительно как дешевая рабочая сила (получающая меньше россиян и работающая по найму), а нелегальная экономика ограничивалась бы нелегальным наймом на работу, с позицией МВД можно было бы согласиться. Но настоящие миграционные проблемы связаны с этническими колониями, занятыми нелегальным бизнесом, средний доход членов которых в несколько раз превышает доход самих россиян на столько, что позволяет им нанимать «дешевую рабочую силу» в лице тех же россиян и украинских гастарбайтеров и, самое главное, покупать жилплощадь и финансировать дальнейший рост колонии за счет новых мигрантов. Для крупных этнических колоний (азербайджанцев, китайцев и других), финансирующих себя и свое расширение за счет теневой и криминальной экономики, легализация въезда в Россию в качестве «трудовых мигрантов» - идеальная возможность юридически закрепить результаты миграционно-демографической экспансии последних лет.
«Рабочие руки» или дополнительные рты?
Когда говорят о «безопасных» и «целесообразных» размерах миграции, почему-то исходят из того, что «Россия - самая богатая ресурсами страна в мире, которых хватит на всех». В то же самое время, по другим поводам говорится (в частности, в таком духе высказывалась М.Тэтчер и ряд других западных деятелей), что сегодняшний размер населения России «слишком велик», и для пресловутого «устойчивого развития» необходимо его сокращение чуть ли не до 50-100 миллионов человек. Где же истина? Если говорить о невозобновляемых ресурсах, то их доля в мировых запасах примерно соответствует нашей территории - то есть на 1/10 суши приходится примерно 10% полезных ископаемых, в частности, чуть меньше по нефти и чуть больше по газу. Правда, у нас выше удельная доля ископаемых ресурсов на душу населения, но зато издержки по добыче этих ресурсов, с учетом климата, расстояний и истощенности наиболее крупных месторождений таковы, что уже сегодня ведутся споры, не превышает ли реальная полная себестоимость экспортируемой за границу нефти получаемой за нее цены? Иначе говоря, при существующих мировых ценах на ресурсы наши запасы номинально велики, но экономически неизвлекаемы. Как экономически неизвлекаемо золото в россыпях при его концентрации меньше двух граммов на тонну песка. Еще хуже в России с ресурсами возобновляемыми - прежде всего с потенциальной продуктивностью сельского хозяйства, которое во все исторические эпохи определяло предельную плотность населения на той или иной территории. В стране, 60% территории которой составляет вечная мерзлота, потенциальная продуктивность пахотных земель (почвенно-климатический потенциал) на порядок уступает американской. Более того, средняя трудоемкость и энергоемкость сельскохозяйственной продукции качественно выше, чем в той же Европе. И если сравнить сходные по климату районы России и Канады, в районах с «московским» климатом в Канаде плотность населения гораздо ниже российской, а сельского хозяйства попросту нет - земледелие в районах с «российским» климатом убыточно! Поэтому тезис, что «российских ресурсов хватит на всех» не имеет под собой оснований: ближе к правде те, кто считает, что население России превышает оптимум, необходимый для устойчивого развития. Мы живем в приполярной зоне неустойчивого земледелия, где плотность населения попросту не может быть высокой!
Миграция временная и постоянная
В общественном сознании часто смешиваются два разных компонента миграции. Один из них - переменная миграция, сезонные рабочие и «челноки». Временная миграция имеет в основном экономические последствия. Обычно это утечка средств из богатого центра на бедную периферию, импорт безработицы и сужение внутреннего рынка страны-донора, в данном случае - России. При грамотном регулировании наш ущерб может быть сведён к минимуму. У граждан Украины, Беларуси, Молдавии, выезжающих в Россию на заработки, этноконфессиональные различия с населением России невелики, рождаемость также совпадает со средней по России, что в случае приобретения российского гражданства обеспечивает бесконфликтную ассимиляцию в течение 1-2 поколений. Второй компонент - постоянная составляющая миграции, напротив, принципиально несводима к экономическим процессам, поскольку приводит к изменению этнической структуры населения. Сначала возникает скрытая этноконфессиональная напряженность, а со временем - вооруженные конфликты. Существенны цивилизационные различия между коренным населением и колонистами, а также тип воспроизводства населения - высокая рождаемость переселенцев делает этнический кризис только вопросом времени. К сожалению, в явную фазу назревший миграционный конфликт переходит тогда, когда исправлять ситуацию уже поздно. Пример - трагедия Косово и Македонии. Движущая сила такой миграции - хронический социально-демографический кризис в странах проживания (грубо говоря, нехватка жизненного пространства и жизненных ресурсов), что исключает добровольный возврат на историческую родину - хотя связь колонии с метрополией сохраняется, и весьма тесная. Мы имеем дело с колонией в античном смысле этого слова - организованной общиной, компактно переселившейся на новые земли, при сохранении теснейшей связи с метрополией. В это число входят выходцы из республик юга СНГ, а также из Китая, Кореи и Вьетнама. При всей непохожести друг на друга эти общины объединяют глубокие этнокультурные и цивилизационные отличия от коренного населения России и высокая рождаемость. Война кормится войной, миграция кормится миграцией. Чем более крупную и доходную нишу в теневой экономике занимает та или иная этническая колония (диаспора, община), тем сильнее экономический стимул новых мигрантов, тем больше у общины ресурсов для приобретения недвижимости и покупки у местных властей дополнительных преференций. Иначе говоря, чем более криминализирована диаспора, тем больше стимулов для ее роста и закрепления в стране пребывания. «Трудовая» миграция, гастарбайтеры - о чем так любят говорить идеологи миграционной колонизации России из МВД - это, в общем-то, второстепенная проблема, скрывающая назревание серьезных угроз.
Цена вопроса
По официальным оценкам МВД, в России находится не менее 4 млн нелегальных, имеющих временную регистрацию мигрантов. Они состоят большей частью из молодых мужчин трудоспособного возраста. Если «достроить» такое количество до «нормальной» демографической структуры (с детьми, женщинами и стариками), то это составит как минимум в 4 больше - то есть 20 млн человек. Практически это означает, что за каждым мигрантом, находящимся в России, стоит «демографическая нагрузка» в лице его родственников, живущих на присылаемый заработок. А это как минимум одна женщина, один ребенок и один старик (на самом деле больше). То есть, интегрируясь в российскую экономику, мигрант получает долю в российском «национальном пироге» и на себя, и на домочадцев, живущих на его заработок. Вместо «4 млн дополнительных рабочих рук» (в условиях безработицы излишних) Россия имеет как минимум 20 млн дополнительных едоков, участвующих в дележе того же объема ресурсов. А что думает Европа? Верхний эшелон российской власти со времен Петра Великого всякий анализ начинает с вопроса «А что об этом думает Европа?». Европа уже не раз официально заявляла, что прозрачность российских границ для миграции с Юга и Юго-Востока несет угрозу её интересам и безопасности. В качестве естественной меры защиты Евросоюз последовательно ужесточает пограничный и визовый режим Шенгенской зоны, в частности, принимает меры для ужесточения визового режима на границе Украины и России. Хотя это грубо нарушает устав СНГ и нарушает права граждан России и Украины на свободное перемещение, зато между Афганистаном и Евросоюзом возникает хоть какой-то промежуточный барьер. Конечно, политкорректные европейцы не позволяют себе говорить о «мигрантах кавказской национальности», официально используя только термин «нелегальная миграция». Однако на практике европейцы никогда не пойдут на легализацию миграции из СНГ, отчетливо представляя, что речь идет не об «этнических общинах», а об экспансии соответствующих этнокриминальных группировок. С ужасом глядя на массовое переселение самых экзотических народов в «Третий Рим», Евросоюз окапывается, по ходу дела рассекая все новыми границами область исторического расселения русского народа и огораживаясь от России новым «железным занавесом» или, если хотите, Великой Шенгенской стеной.
Сегрегация или ассимиляция
В принципе, у России есть (или по крайней мере было) две модели миграционной политики. Россия может поставить задачу защитить свою территорию и своих граждан от миграционно-демографической агрессии с Юга. Иначе говоря, заручившись поддержкой Евросоюза, перенести Шенгенскую Стену на свои южные рубежи - а значит, войти в Европу в качестве благодарности за «удержание щита меж двух враждебных рас», между Азией и Европой. Эта модель официально отвергнута. Вместо того, чтобы укреплять свои южные рубежи от набегов новых кочевников, Москва принимает делегации послов СНГ, требующих уголовного наказания россиян за недостаточную любовь к навязчивым гостям с юга, и сотнями тысяч раздает «трудовые карты мигранта». Мы возвращаемся к геополитической ситуации времен ордынского ига: южные границы открыты, по Руси, убивая, грабя и насилуя коренное население, рыщут новые баскаки - этнокриминальные группировки, в ответ на что Европа опять отнимает у России выходы к морям и огораживает ее очередным «санитарным кордоном». Другая известная в мире модель - ассимиляция. Очевидно, что переплавить в очередном котле миллионы иноверцев сил у нашего русского этноса не хватит. Но достанет ли сил плюс терпения и мудрости, чтобы переплавиться вместе с ними?