М О Р А Л Ь Н Ы Е <?С О Б Л А З Н И Т Е Л И> <?Израиль цинично использует бедственное положение неевреев-беженцев из России, чтобы мобилизовывать их в армию и обращать в иудаизм>
(Письмо в газету <?Ха-Арец> бывшего советского борца за права евреев, Иосифа Менделевича, опубликованное 22 мая 2003 года)
Поучительно видеть, как израильские <?левые> делают абсолютно то же самое, что и израильские <?правые>, причем каждый обосновывает свои действия, опираясь на соответствующую ему идеологию. Я имею в виду массовую иммиграцию в Израиль иноверцев из бывшего Советского Союза. Теперь уже никто не сомневается, что <?алия> из стран Содружества состоит по большей части из гоев. Казалось бы, каждый здравомыслящий человек должен быстро прийти к выводу, что такая <?алия> совершенно противоречит цели создания еврейского государства. Так почему же мы не видим бурных демонстраций националистических сил с требованиями сохранить национальный характер государства? Прежде <?правые> обвиняли <?левых> в <?проталкивании> этой сомнительной <?алии>. В их понимании прибытие людей, для которых еврейский национальный интерес не будет стоять во главе угла, могло ослабить национальный лагерь. <?Правые> утверждали, что именно выходцы из России дали мандат правительству Ицхака Рабина подписать соглашения Осло. Времена изменились, и теперь на вершине пирамиды власти утвердилась правая партия. Но иммиграция гоев продолжается и даже усиливается: их процент в общем числе репатриантов возрос за последние годы с 50% до почти 70%. Мы слышали, как Ариэль Шарон выражал надежду на то, что в последующие годы из России прибудет еще миллион <?репатриантов>. Главу правительства можно понять. Он осознает, что еврейская рождаемость в стране падает. Ученые предрекают, что через двадцать лет здесь будет арабское большинство. Только русские могут спасти положение. Мы слышали уже и протесты арабов: <?Ну ладно, приезжают евреи и хотят выпихнуть нас с наших земель, - они утверждают, что это - их земли. Но откуда у русских право на землю Израиля?> Но в этом-то все и дело! Чтобы уничтожить земельные претензии арабов, Шарон стремится к поголовному обращению в иудаизм - гиюру - всех русских иммигрантов. На последнем собрании Еврейского агенства Сохнут он заявил, что до настоящего времени <?определенные круги> мешали процессу гиюра. Но теперь он позаботится, чтобы каждый русский считался евреем и получил законное право на жительство. В этом ему очень поможет министр внутренних дел от партии <?Шинуй>. Правда, у того есть собственные причины предоставить гражданское равенство гоям: из гуманитарных соображений. Идеологическое извращение? Какая разница. Главное, результат будет желанным для главы правительства. Вот так-то, как я уже сказал, <?правые> и <?левые> действуют в одном направлении. Удивительно, как не чувствуют <?левые>, что гиюр русских <?по соображениям гуманности> есть ничто иное, как националистический диктат? В течение последних 10 лет всего лишь несколько сотен русских пожелали пройти гиюр. Русские просто не хотят становиться евреями. Они гордятся своей принадлежностью к народу Пушкина, Толстого и Достоевского. Русские солдаты не хотят приносить присягу на книге ТАНАХа, они требуют Библию. Эта национальная гордость совершенно законна. Как человек просвещённый, я уважаю всякого другого человека, безотносительно к его религии или национальности. Так же я отношусь и к русским солдатам на службе Армии Обороны Израиля. Они - молодцы. Их преданности могли бы поучиться многие евреи. Но я спрашиваю себя как националист - не страдает ли моя национальная гордость оттого, что я нуждаюсь в молодых иноверцах, чтобы они воевали вместо нас? Не раз я спрашивал себя, задаются ли <?левые> вопросом - не является ли их желание <?перевести> русских в свою национальность аморальным? Я могу понять стремление привезти как можно больше иноверцев, чтобы обеспечить решительный перевес светских и неевреев над религиозными евреями. Но - уговаривать юношей-иноверцев переехать сюда и затем превращать их в пушечное мясо? С моей точки зрения, гораздо более морально будет не посылать этих ребят на смерть за народ Израиля, а помочь им переехать куда-нибудь в Канаду или в Новую Зеландию. Ведь большинство иммигрантов приехали в Израиль только потому, что для них это было единственной лазейкой, в которую они могли убежать от хаоса, царящего сейчас на большей части территории бывшего СССР. Я горжусь, что Израиль помогает людям в беде. Но морально ли это - воспользоваться бедственным положением беженца, чтобы послать его в армию или уговорить его отказаться от своей религии? В этом аспекте, мне кажется, государство Израиль заслуживает <?удостоверения об убогости> - как моральной, так и национальной.
ГОСУДАРСТВО, О КОТОРОМ ГОВОРИТ ШАРОН Амира Хесс, <?Ха-Арец>, 28.05. 2003
Разговоры и декларации имеют больше влияния, чем факты и действия на местности. Это снова стало ясным из противоречивых - от злобных до приветственных - реакций на признание правительством <?дорожной карты> и на пламенные заявления Ариэля Шарона о том, что нельзя властвовать над 3,5 миллионами палестинцев, что оккупация - это плохо и что нет другого выбора, нежели согласиться на создание Палестинского государства. Но факты <?на местности>, которые не производят такого сильного впечатления, как риторика, устанавливаются каждый день. Эти факты называются <?разделительная стена> и <?ограждения с целью безопасности вокруг поселений>, <?дороги безопасности> и <?окружные дороги>, которые продолжают отсекать палестинские деревни одну от другой и те и другие - от их земель, и строительство в поселениях, которое еще во времена Осло расширилось настолько, что их территория составляет теперь почти половину всей территории Западного берега. Эти факты определяют - и будут продолжать определять - положение вещей на той территории, где предстоит воплощать <?дорожную карту>, на территории, где будет образовано нечто, называемое <?Палестинским государством>. Тому, кто приезжает на местность и видит, как там трудятся Комиссия по общественным работам, Министерство обороны, Министерство строительства и бульдозеры армии, становится ясно, почему Шарон с такой легкостью говорит о <?палестинском государстве>. Группа консультантов при палестинском Отделе по соглашениям уже начертила будущую карту, основанную на этих <?фактах на местности>. Эту карту они представят на рассмотрение послам и дипломатам, которые так воодушевлены заявлениями Шарона. Согласно <?фактам на местности>, палестинское государство будет состоять из трёх изолированных друг от друга анклавов на Западном берегу Иордана, плюс еще один анклав в секторе Газа, и при этом нет гарантии, что израильские поселения, которые окажутся внутри этих анклавов, будут демонтированы. <?Разделительная стена> определялась как <?временное сооружение>, но ее массивные укрепления занимают много земли, и она уже испортила, в районе Калькилии и Туль-Карема, самые лучшие сельскохозяйственные земли, уничтожив таким образом один из краеугольных камней палестинской экономической безопасности. Массивное строительство в районе Иерсалима, от Бет-Лехема до Рамаллы и от Мертвого моря до Модиина уже сделало невозможным любое достойное развитие палестинских районов Восточного Иерусалима, будь то урбанизация, промышленность или культура. Южный анклав, от Хеврона до Бет-Лехема, будет отрезан от центрального анклава - района Рамаллы - океаном ухоженных израильских поселений, транспортных туннелей и скоростных шоссе. Северный анклав, от Дженина до Шхема, будет отрезан от центра массивным блоком поселений Ариэль-Эли-Шило. Очевидно, осуществится также намерение Шарона построить еще и восточную <?разделительную стену> - ведь его разговоры о <?палестинском государстве> убеждают американскую администрацию больше, чем земля,которую Израиль продолжает так эффективно изымать у палестинцев. Долина Иордана останется за пределами Палестинского государства, а между нею и этим раздробленным государством продолжат существовать израильские поселения с мизерным количеством жителей, но зато с огромными земельными резервами - Итамар, Нокдим, Текоа - а также и огромные поселения вроде Маалей Адумим. Для тех, кто не бывает на <?территориях>, газета <?Едиот Ахронот> опубликовала в прошлом пятничном приложении очень информативный репортаж, детально разбирающий далеко идущее значение <?разделительной стены>, сопроводив его картой, которая удивительно напоминает палестинскую. Уже публиковались статьи о том, как десятки тысяч крестьян оказались отрезанными от своих земель, как некоторые деревни оказались запертыми между двумя отрезками <?стены> и о том, что Калькилия оказалась изолированной совершенно. Были публикации и о том, как <?разделительноя стена> все время сдвигается на восток, по требованию поселенцев. Но журналист <?Едиот Ахронот>, Мирон Раппопорт, сделал шаг вперед: он расспросил об этих фактах людей, занимающих ключевые позиции в поселениях. Мэр Ариэля Рон Нахман сказал, что он ещё раньше видел карту палестинских анклавов, отгороженных стеной: <?Это та самая карта, которую я видел каждый раз, когда бывал у Арика Шарона, начиная с 1978 года. Он говорил мне, что он начал думать о ней еще в 1973 году>. Шмиль Эльдад, житель поселения Эйнав, определивший себя как <?очень правого>, считает <?стену> катастрофой: <?Это - экономический смертный приговор палестинцам>, сказал он Раппопорту и добавил: <?Здесь живут люди, которые хотят прокормить себя, а это все создаст только еще больше ненависти>. Но Моше Иммануэль из Салита считает <?стену> оправданной: <?Палестинцы потеряли в 1948 и в 1967, и сейчас они тоже потеряют... Так уж бывает: кто проиграл войну, тот проиграл>. Давид Леви, председатель районного совета Иорданской долины, знает, что <?стена> оставит эту область <?внутри> - то есть, внутри Израиля. Он знает это, по его словам, на основании его встреч с Шароном и тех карт, которые показывал ему глава правительства. Палестинцы изнурены неравной борьбой с Израилем, военной державой мирового масштаба. Поэтому, видимо, они решили согласиться, не имея иного выбора, с этим государством <?бантустанов>, которое должно к тому же принять сотни тысяч беженцев. С этими закрытыми <?лагерями>, в которых расцветут бедность и нужда, и в которых не останется никакого пространства для развития. Но согласятся ли их потомки жить <?в мире> в этих удушающих условиях, это уже другой вопрос.