ОтГеоргийОтветить на сообщение
КАдминистрация (Дмитрий Кобзев)Ответить по почте
Дата08.06.2003 18:02:21Найти в дереве
РубрикиПрочее;Версия для печати

"Завтра". "Профессиональная армия" и "купленная победа" (*+)




Михаил Хазин
Title: НОВЫЙ ПРОГНОЗ
----------------------------------------------------------------------------
----



Трудная и неблагодарная работа по доказательству кризиса американской
экономики, начатая автором этой статьи много лет назад, дала неожиданный
результат. Правда, в полном соответствии с пословицей о пророке в своем
Отечестве, проявился он только после того, как свое "веское" слово сказали
министр финансов США Ч.Сноу и два "гуру" современных российских
экономических руководителей Дж.Сорос и У.Баффет. Да и то понадобилось, чтобы
за три недели доллар упал относительно евро почти на 10%, чтобы либеральные
российские газеты начали обсуждать эту тему. К сожалению, в силу
принципиальной "вторичности", они лишь повторяют выступления своих реальных
хозяев и не занимаются серьезным анализом мировой и американской
экономической ситуации. А она настойчиво требует такого анализа. Поскольку
мои предыдущие прогнозы: опубликованный в самом конце 2002 года ("Итоги 2002
года и пессимистический прогноз") и уточненный в начале иракской войны
("Прогноз на будущее с учетом войны"),- устарели, да в них и явно было
прописано, что они действуют только до середины года, я счел необходимым
подготовить и вынести на суд читателей новый прогноз.

Только на этой неделе доллар опустился практически до уровня 119 центов
за евро. При этом, правда, есть все основания считать, что где-то до
1.15-1.16 он еще в рамках спекулятивных колебаний поднимется. Средний
уровень дефицита бюджета США в текущем финансовом году (от которого прошло 7
полных месяцев) составляет порядка 50 миллиардов долларов, то есть годовой
дефицит выходит на уровень 6% ВВП. Это в несколько раз превышает уровень,
который А.Гринспен в своем выступлении перед Конгрессом в январе назвал
критическим. Уровень первичных обращений безработных за пособием стабильно
находится выше 400 000 в неделю - что считается признаком "угнетенного"
рынка. С марта месяца опустились ниже критической отметки 50 индексы ISM - и
производственной активности, и активности в сфере услуг.
Но скорость падения американской экономики остается очень медленной.
Фондовые индексы регулярно растут, в конце апреля индекс Доу-Джонса впервые
в этом году достиг уровня 8500, в мае даже превысил 8600. И хотя затем он
вновь начал падать, общее ощущение "замедленной съемки" остается. И
настоящий прогноз посвящен как раз попытке объяснить это обстоятельство.
По моему мнению, причина такой ситуации лежит в том, что принципиальным
и радикальным образом изменилось поведение американского государственного
аппарата. Его высокое качество и общая высокая культура менеджмента в США
делают стратегическую направленность этого государства достаточно
прогнозируемой. После выбора стратегической цели (которая, обычно,
достаточно публично обсуждается), разрабатывается план ее достижения (далеко
не всегда обнародуемый, а частью просто секретный), который неукоснительно
исполняется.
Причем в том случае, если в процессе реализации какой-нибудь
тактической цели обнаруживаются непредвиденные проблемы, то для их решения
используются все возможности, "в огонь" бросаются все ресурсы, даже в том
случае, если при этом существенно ухудшаются шансы на достижение заявленной
стратегической цели. Последним примером такого поведения являлись попытки
США сколотить "антииракскую коалицию", ради чего были серьезно ухудшены
отношения со "старой" Европой и реально поставлена под угрозу вся
американская "пятая колонна" в этом регионе (в частности, судьба нынешнего
премьера Великобритании Т.Блэра и отдельных режимов в Восточной Европе).
По моему мнению, причины разногласий между Францией и Германией с одной
стороны и США с другой лежат существенно более глубоко, чем война в Ираке.
Узаконенная с 1944 года, после принятия Бреттон-Вудских соглашений и резко
усилившаяся после их отмены в начале 70-х годов система доминирования
доллара могла существовать только и исключительно в рамках некоторого
консенсуса основных мировых экономических игроков. Базой которого было
обязательство США (явное или, возможно, неявное) гарантировать стабильность
мирового финансового обращения (на основе доллара) в обмен на возможность
собирать эксклюзивную ренту со всех участников, в том или ином виде
использующих доллар.
Ситуация последних месяцев показывает, что это свое обязательство США в
нынешних условиях выполнить не в состоянии. И пытаясь сохранить собственную
внутреннюю экономическую и политическую стабильность, они все чаще и чаще
делают это за счет снижения стабильности мировой. В том числе и путем войны
в Ираке. Отметим при этом, что никаких реальных целей они своей операцией
так и не достигли.
Но вернемся к проблеме государственного управления. Описанная политика,
хотя и может создавать определенные сложности, но в целом позволяет
максимально использовать выучку среднего звена государственного аппарата,
который в каждый момент четко знает, какой цели он должен достичь, какие
задачи он решает в данный момент и какие ресурсы можно и нужно для этого
задействовать.
При этом до принятия окончательного решения не исключены многочисленные
споры о правильности той или иной стратегии. Например, в США были серьезные
разногласия между "командой Пауэлла" и "командой Рамсфельда" в части
необходимости и обеспечения операции в Ираке, которые мгновенно
прекратились, как только было принято окончательное решение. В частности,
попытки бывшего спикера Палаты представителей Н.Грингича в середине апреля
обрушиться с критикой на К.Пауэлла (скорее всего, с подачи команды
"ястребов" Чейни-Рамсфельда-Райс-Вулфовица-Перла) встретила жесткий отпор
как со стороны Дж.Буша-старшего, так и со стороны официального представителя
Белого Дома.
Однако в том случае, если стратегическая цель является предельно
сложной, такая технология может привести к катастрофе, поскольку в процессе
решения тактических задач можно "растратить" тот ресурс, который
теоретически позволял бы достичь необходимого результата. Классическим
примером является распад СССР, который произошел, в частности, вследствие
того, что весь экономический и административный ресурс был использован на
реализацию мелких в государственном плане решений.
На сегодня, главной проблемой, стоящей перед США, является поиск выхода
из экономических проблем, уровень которых уже сегодня ставит под угрозу
могущество этой страны. И, начиная с 2000 года, начинаются разработки
стратегических планов преодоления экономических сложностей. Первыми из них
стали предвыборный план Буша-младшего по сокращению налогов и план
монетарных властей по макроэкономическому стимулированию экономики (снижению
учетных ставок). Оба эти плана были реализованы и показали свою
несостоятельность. Воспользовавшись событиями 11 сентября 2001 года (или
организовав эти события для того, чтобы получить такой повод), руководство
США перешло к кейнсианским методам прямой государственной поддержки
экономики. Ее масштаб (в 2002 году) достиг величин порядка 50 миллиардов
долларов в месяц, что привело, в частности, к резкому увеличению бюджетного
дефицита, однако позитивный эффект этой политики был заметен только в
пределах 6-8 месяцев после ее начала.
Для дальнейшего стимулирования экономики весной-летом 2002 г. начинает
разрабатываться план войны в Ираке, целью которого является радикальное
снижение мировых цен на нефть и, как следствие, сокращение издержек
американских товаропроизводителей, однако к концу года становится понятно,
что и эта цель в полном объеме недостижима.
К осени 2002 года относятся последние попытки стратегического
планирования экономической политики. Президент Буш-мл. говорит о новом плане
сокращения налогов и делается попытка "прозондировать почву" на предмет
быстрой девальвации доллара (в выступлениях А.Гринспена впервые упомянут в
качестве позитивного фактора "золотой стандарт"). Однако в дальнейшем
руководство США попыталось, пользуясь военным успехом в Ираке, поднять
падающий доллар, что говорит об отказе и от этих планов (хотя не исключено,
что они все-таки будут задействованы в случае непредсказуемого развития
событий). Что касается налоговой реформы, то ее анализ продемонстрировал,
что в своем первоначальном виде она полностью разрушает бюджетную систему
отдельных штатов США, из-за чего Конгресс США в апреле т.г. уменьшил ее
объем более чем вдвое.
Начиная с 2003 года, никаких дискуссий о содержании стратегических
планов преодоления экономических проблем в США не ведется, такие планы не
реализуются. Происходят только отдельные тактические действия, сводящиеся, в
основном, к решению локальных проблем. Например, проблемы авиаперевозчиков,
возникшие в связи с войной, закрыли путем принятия программы их поддержки
объемом 3 миллиарда долларов (не очевидно, что такие программы соответствуют
принципам ВТО).
Как уже говорилось, была сделана попытка искусственно поднять курсы
доллара и фондовые индексы, воспользовавшись войной в Ираке, однако и эта
попытка не очень удалась. Курс доллара уже вернулся на довоенный уровень,
фондовый рынок упал относительно локальных максимумов, достигнутых в начале
апреля.
Все вышесказанное позволяет сделать новый (по сравнению с ситуацией
полугодовой давности) политэкономический прогноз развития ситуации в США.
По всей видимости, политическое руководство США в настоящий момент
считает, что надежных методов вывода страны из экономического кризиса не
существует и избежать его острой стадии практически невозможно. Только такое
понимание ситуации могло заставить государственный аппарат США отказаться от
обсуждения стратегических целей в области экономики.
Как следствие, стратегические экономические цели заменены на цели
политические, главной из которой является обеспечение победы Буша-младшего
на следующих президентских выборах. Соответственно, в экономике будут
применяться только те тактические методы, последствия которых понятны и
прогнозируемы. Иными словами, в настоящий момент основной задачей
экономической политики руководства США является не решение реальных
экономических проблем, а отнесение их самых неприятных последствий на срок
после выборов в ноябре 2004 года. Разумеется, при таком подходе возникают
некоторые резервы, которые теперь не используются при реализации
стратегических планов, но зато и реальных результатов ждать не приходится -
остается только ждать, когда произойдет обвал. И не исключено, что отставка
основных экономических стратегов Буша-мл. в предыдущий период П.О'Нила и
Л.Линдсея в декабре 2002 г. частично связана именно с их нежеланием
участвовать в такой спорной деятельности.
Для недопущения обвального спада в экономике до выборов будет
использован метод "затыкания дар". Он состоит в том, что в находящийся в
каждый конкретный момент в наиболее критической ситуации сектор экономики
(авиаперевозки, фондовый рынок, рынок недвижимости и т.д.) будет
осуществляться мощная денежная накачка. При этом будут использоваться как
прямые бюджетные деньги, так и средства закрытых фондов Министерства
финансов и ФРС, а также прямая денежная эмиссия.
В частности, скорее всего, будут приложены максимальные усилия для
того, чтобы не допустить обрушения рынка недвижимости (закладных) -
последнего крупного рынка, поддерживающего высокую потребительскую
активность в США. А поскольку это возможно только при низкой учетной ставке,
не исключено, что администрация Буша-мл. откажется и от идеи перейти к
"рейганомике" - то есть не будет повышать учетную ставку с целью повысить
привлекательность облигаций федерального казначейства. Поскольку
финансировать государственные расходы все равно необходимо, не исключено,
что странам Персидского залива и Европы будет предложены серьезные уступки
(доступ к контрактам на восстановление Ирака, согласие на приход к
гражданской власти в Ираке местной администрации или даже согласие на
выполнение ОПЕКовских квот со стороны Ирака) в обмен на их согласие на
массовую покупку долгосрочных облигаций казначейства США.
В пятницу, 23 мая, Сенат Конгресса США увеличил лимиты государственного
долга почти на 1 триллион долларов. Реально это означает, что руководство
США планирует серьезное увеличение государственных расходов на поддержание
экономики и, возможно, на финансирование новых военных планов. В любом
случае, на улучшение экономической ситуации в стране до выборов они точно не
рассчитывают.
Отметим, что и выступления американских руководителей представляются
достаточно наивными. Министр финансов Сноу говорит о том, что падение
доллара может улучшить внешнеторговый баланс США, не задумываясь над тем,
что последний год этот дефицит рос иногда со скоростью 10% в месяц при все
ускоряющемся падении доллара. С точки зрения монетарной идеологии такой
феномен объяснить невозможно - зато структурный характер кризиса объясняет
его очень просто. США производит и продает то, что потребителем не
востребовано: поэтому практически при любом курсе доллара они не могут
серьезно увеличить свой экспорт или уменьшить импорт (покрывающий реальные
потребности покупателей) - в натуральном выражении, грубо говоря, в штуках.
Ну не производит промышленность США, например, металлорежущие станки. Их
надо в Европе покупать. Ну, а в ценовом выражении, при падении доллара,
дефицит внешнеторгового баланса в такой ситуации, естественно, растет.
Поскольку подобная политика, в целом, неминуемо приведет к постепенному
ухудшению жизненного уровня большинства граждан США (увеличение безработицы,
инфляция, сокращение денежных выплат со стороны работодателей, уменьшение
цен на частную недвижимость и т.д.), то это будет компенсироваться
агрессивной пропагандой в стиле "три года упорного труда - десять тысяч лет
счастья". Иными словами, американские граждане подвергнутся тотальной
пропагандистской обработке на предмет объяснения им необходимости на
короткое время (до выборов!) "затянуть пояса" в связи с необходимостью
завершить борьбу с внешними врагами (международным терроризмом).
Одновременно будет наращиваться давление на политических противников
(демократов), которые будут обвиняться в неспособности к решительным
действиям по борьбе с "международным терроризмом".
Вопрос о том, как долго может продолжаться такая политика и может ли
она в принципе завершиться успехом (то есть острая стадия кризиса будет
перенесена на конец 2004 года) остается открытым. Если руководству США
удастся договориться с арабскими странами и Европой, и они осуществят
массированное вливание в американский бюджет, то ситуация может еще какое-то
время держаться. Но общий объем необходимых средств составляет сотни
миллиардов долларов (только дополнительный дефицит госбюджета может
составлять больше 3% ВВП - то есть порядка 300 миллиардов долларов). С
учетом серьезных экономических разногласий между США и Европой вопрос о том,
сумеют ли США "продавить" необходимые им результаты далеко не очевидны.
Если посмотреть на временные рамки современной ситуации в США, то можно
отметить следующее. Ряд фундаментальных показателей американской экономики
сейчас ухудшается, но в целом, психологическая уверенность американских
потребителей растет, в том числе и по итогам активной пропаганды "победы" в
Ираке. Однако в июне, когда будет обнародована объективная экономическая
статистика за май месяц, скорее всего, начнется новый этап падения. В этот
период доллар может упасть до 120-125 центов за евро, а индекс Доу-Джонса -
опуститься процентов на 10, до уровня 7300-7500.
Этот кризис, с учетом снижения деловой активности в период летних
каникул, руководству США практически наверняка удастся "купировать". Однако
в сентябре, когда начнется период отчетов корпораций по итогам III квартала,
и будут опубликованы экономические данные по итогам августа, начнется
следующий этап кризиса. Если у США не появится новых источников
финансирования бюджетного дефицита, то не исключено, что им все-таки
придется поднимать учетную ставку и тогда вопрос о катастрофическом обвале,
сравнимым с кризисом 1929-30 гг. становится вполне открытым. Если же такие
источники будут найдены, то и этот период, скорее всего, будет преодолен. В
этом случае дальнейшие прогнозы можно будет делать где-то в ноябре.
В любом случае, российскому гражданину надо твердо усвоить следующее.
Если вы слушаете мнение эксперта - прочтите, что он писал полгода назад. И
если сейчас он доллар ругает, а тогда хвалил - забудьте про его
существование. Уже три года назад было понятно, что американскую экономику и
доллар ждут тяжелые времена и все оценки ситуации, да и поведения
американского руководства, однозначно показывают - доллар будет падать
относительно евро и других валют и дальше, и еще достаточно долго!
=============
Йорик: Автору
"...Ну не производит промышленность США, например, металлорежущие станки..."

На самом деле:
World machine tools production (on March 14, 2002):
1. Japan: $6.63 billion
2. Germany: $5.21 billion
3. Italy: $2.42 billion
4. USA: $2.18 billion !!!!!!! -> см. выше
5. Switzerland: $1.65 billion
6. China: $1.45 billion
7. Taiwan: $1.21 billion
8. South Korea: $0.933 billion
9. France: $0.773 billion
10. Britain: $0.0171

Источники:



==================


Владимир Заборский, капитан 1 ранга
Title: КОНТРАКТНАЯ МАНИЛОВЩИНА (Грезы о наемном воинстве - либеральная
ловушка для армии России)
----------------------------------------------------------------------------
----



Информационная кампания, развернутая в СМИ либерал-демократами по так
называемому "созданию контрактной профессиональной армии", набирает обороты.
По поводу этой "кампании" привожу два пояснения читателям, чтобы у них не
оставалось неясностей по нижерассматриваемым проблемам.
Первое. Главными закоперщиками продолжающейся последние год-полтора
разнузданной пропагандистской болтовни в СМИ по "контрактничеству" и отмене
призыва в Вооруженные Силы (ВС) являются новоявленные "специалисты-идеологи
всех российских военных реформ" из "стана" СПС небезызвестные Немцов, Гайдар
(кстати, не служившие в армии и не нюхавшие даже солдатских портянок) и
некоторые их поддержанты других партиек и общественно-политических тусовок.
И все их вопли и взывания к "борьбе" за отмену призыва молодежи на военную
службу, которого добивается, мол, Немцов с Гайдаром и весь их СПС, - не что
иное, как бредятина, блеф и очередная пиаровская выходка с целевой
направленностью "прославления" этих "радетелей" и их призрачной партийки в
преддверии выборов в Госдуму под жульническим флером якобы "заботы" о нашей
молодежи. Что касается собственно ВС, - Немцову и Ко до них как было ранее,
так и сейчас, извините, как мы, военные, понимаем, глубоко наплевать!
Главное - снова проскочить в Госдуму их издыхающей партийке СПС, а потом мы,
мол, "прокукарекали, а дальше хоть не рассветай".
О пиаровской сущности немцовских заявлений с требованиями
"контрактничества" и отмены призыва на военную службу неоднократно в резкой
форме указывалось в СМИ руководством Минобороны РФ, авторитетными
военачальниками и военными профессионалами. Так, министр обороны Сергей
Иванов назвал немцовские потуги "предложений" по "военной реформе", в том
числе и по контракничеству, - популистским винегретом ("Итоги", ТВС,
27.04.с.г.).
Второе. Немцов с Гайдаром и Ко до сих пор не могут разобраться с
понятиями "контрактная армия" и "профессиональная армия", что лишний раз
подтверждает их военную безграмотность. Не надо совмещать эти
"разносмысловые" понятия. Поясняю несведущим: контрактная армия (войско) -
скомплектованная из наемников (ландскнехтов по средневековым понятиям),
служащих за плату по контракту (договору); профессиональная армия (флот) -
скомплектованная из обученных и подготовленных в профессиональном отношении
к военной службе (боевым действиям) кадровых офицеров и прапорщиков
(мичманов), а также сержантов (старшин), солдат (матросов), призванных на
срочную действительную военную службу или заключивших контракт (договор) на
сверхсрочную, то есть контрактную службу. Следует так понимать эти термины и
понятия. Так что немцовым с гайдарами пора бы выучить эти азы военной
терминологии. Но все вышесказанное к слову. Перехожу к основному содержанию
статьи.
19 марта с.г. центральные российские телеканалы распространили в
телепередачах по всей стране новость: министр обороны РФ Сергей Иванов
решил, наконец, проблему комплектования "контрактной" или, как ее называют
дилетанты в военном деле, "профессиональной" армии. Оказывается, как
следовало из доклада Иванова президенту Путину (показывалось в
телепередаче), чтобы вытащить за уши проваливающийся "эксперимент"
комплектования на контрактной основе Псковской дивизии ВДВ - необходимо
ежемесячное денежное содержание контрактников рядового и сержантского
состава и офицеров этой дивизии установить в следующих размерах: рядовой
(солдат) - 5200 руб., командир отделения (сержант) - 6046 руб., командир
роты (капитан) - 8700 руб. Эти предложения в ближайшее время, как пояснил
Иванов, будут представлены в правительство и Госдуму, с тем, чтобы не
позднее 1 июня с.г. были бы приняты соответствующие постановления и
законодательные акты, а все финансовые и прочие затраты такой "контрактации"
были бы учтены в бюджете на 2004 год.
Как можно было понять из краткого разъяснения министра обороны, такая
денежная "лафа" устанавливается только для солдат, сержантов и офицеров
(прапорщиков) этой "показательно-контрактной" Псковской дивизии ВДВ. То есть
заявлено о введении в будущем в ВС неравенства в денежном содержании
офицеров (прапорщиков) и контрактников частей ВС разного типа их
комплектования. И в этом, я полагаю, закладывается опасная ошибка в будущие
решения по переходу ВС (пока только Псковской дивизии ВДВ) на комплектование
личным составом по контрактному принципу: не следует делить кадровых
офицеров (прапорщиков, мичманов) и контрактников сержантов и рядовых на
"белых" и "черных". Это опасно.
Известно, что после всех разрекламированных "повышений" денежное
содержание кадрового офицерского состава ВС в среднем оказалось в следующих
пределах: лейтенант (старший лейтенант) - 3800 - 5000 руб., капитан -
майор - подполковник - 5300 - 6000 руб., полковник - 6500 - 7500 руб.,
генерал-майор - 8000 - 9000 руб. Материальное положение многих
военнослужащих, особенно младшего офицерского состава, прапорщиков и
мичманов, остается крайне низким, а для некоторых семей просто нищенским.
Таким образом, по "проектируемым" Ивановым расценкам денежного содержания,
командир взвода регулярной ("неконтрактной") Российской армии (это основная
"тягловая" повседневная, самая низовая офицерская "сила" в частях и
казармах) в звании лейтенант (старший лейтенант) будет "стоить" примерно в
1,2 - 1,3 раза "дешевле" (!) или приравненным к рядовому-контрактнику
Псковской дивизии ВДВ. Впору нашим лейтенантам, которые, получив бесплатно
дипломы о высшем образовании, продолжают бежать из ВС, задержать этот "бег"
и вербоваться в пулеметчики-гранатометчики контрактного псковского
"пошиба" - платят больше или не меньше, а ответственности и забот на
порядок, если не более, меньше и мороки никакой нет с отсутствующем в
подчинении "любимым" личным составом. Или можно "законтрактоваться" в
командиры отделений - платят еще больше, а личного состава в подчинении и
хлопот с его обучением и "воспитанием" в три раза меньше, чем у командира
взвода! Ну а полковникам прямая выгода наниматься в командиры рот такой
"контрактной" дивизии, особенно перед пенсией.
Однако это новшество в контрактном комплектовании Псковской дивизии
ВДВ, особенно, еще раз подчеркиваю, неравенство в денежном содержании
"контрактных" и "неконтрактных" войск, прежде всего офицеров, прапорщиков
(мичманов) и сверхсрочников (тех же контрактников) получило дальнейшее
развитие. Так, 24 апреля с.г. в Министерстве обороны РФ состоялось совещание
с обсуждением и подготовкой предложений по дальнейшему решению проблем
перехода на комплектование ВС на контрактной основе. Как ни странно, на это
совещание были допущены (спрашивается, зачем?), как это промелькнуло в
телепередачах, даже Немцов и вроде бы Гайдар, сидящий рядом (обознаться по
его "округлой" физиономии трудно). Как еще забыли "привести" на такое
высокое совещание так называемых "солдатских матерей", где собрались
странные, по меньшей мере, и весьма, на мой взгляд, подозрительные
фигурантки нескрываемой антиармейской (а значит, антигосударственной)
направленности в их деятельности, временами напоминающей подрывные публичные
выходки и заявления, свойственные "представителям" пятой колонны (двоих
таких дамочек так и обозвали недавно участники одной из телепередач "Забытый
полк" на ТВС).
Как разъяснил после совещания на пресс-конференции министр обороны
Сергей Иванов, кроме Псковской дивизии ВДВ будут последовательно
переводиться на контрактную основу комплектования части постоянной
готовности Сухопутных войск (СВ), ВДВ и Морской пехоты (МП). Однако ничего
почему-то не было сказано о входящих также в состав частей и войск
постоянной готовности подразделениях береговых и сухопутных войск и кораблях
ВМФ, частях ВВС и ПВО, соединениях РВСН, несущих боевое дежурство (?). В
заключение Сергей Иванов разъяснил присутствующим, что перевод указанных
родов ВС на контрактную основу планируется завершить не ранее 2007 года. При
этом сохранится "смешанный" принцип комплектования ВС - по контракту и по
призыву. В то же время продолжительность действительной срочной службы,
возможно, будет сокращена до одного года (где? Везде в ВС, или только в
"контрактно-смешанных" частях? - Авт.), но одновременно будет аннулирован и
ряд отсрочек молодежи от призыва. Короче, все надо тщательно проработать и
взвесить, прежде чем будут приняты окончательные решения.
Заявление министра обороны РФ о сохранении службы по призыву
подействовало на Немцова и Ко, как красная тряпка на соответствующих
животных. При этом Немцов продолжал в телепередачах весь вечер 24 апреля
с.г. нагло "пиарить" собственную персону и порол свою застарелую чушь с
требованием отстранить всех генералов от военной реформы (!), и все эти
проблемы возложить на него, Гайдара с его "Институтом экономических проблем
переходного периода" (!) и некую "Межведомственную рабочую группу" (МРГ)
непонятных представителей
Как заявил в своем блекло-бессодержательном заказного "окраса"
интервью депутат Госдумы фракции СПС Эдуард Воробьев ("НВО" ? 15, 2003 г),
планируемое Минобороны сохранение в будущем призыва на срочную службу
вызвало в СПС "бурю негодования". Этот в прошлом первый заместитель
главнокомандующего СВ МО генерал-полковник, отправленный, как считает "НВО",
в отставку в 1994 году "из-за нежелания возглавить операцию в Чечне" (а
может, просто струсил?) и затем прикормленный в СПС, играет роль военного
подручного "безумных" военно-реформаторских идей и предложений Немцова и Ко.
Воробьев на полном серьезе рассуждал в интервью о том, что вполне нормально
следует воспринимать появление в ВС РФ неких, цитирую, "элитных частей с
более высоким денежным довольствием для личного состава, с определенными
льготами, которых все прочие (?!- Авт) лишены". И каждый офицер, считает
Воробьев, "не попавший в такую элитную часть будет стремиться в нее
перевестись. А если не получится, значит, он вправе ставить вопрос об
увольнении из Вооруженных Сил". Видите, как все просто у этого в недалеком
прошлом высокопоставленного генерала: не нравится служить офицеру -
увольняйся из ВС! Он совершенно не понимает (впрочем, наверняка понимает, но
прислуживает Немцову), что это неравенство в денежном содержании и прочих
условиях службы офицерского состава, прапорщиков (мичманов) и таких же
контрактников-сверхсрочников "элитных" и "неэлитных" воинских частей (своего
рода разделение личного состава на "белых" и "черных") будет проказой,
которая разъест, или бомбой, которая взорвет единый организм Вооруженных Сил
страны. И как только продвигали по службе таких офицеров, как Воробьев, аж
до генерал-полковника.
В киселевской телепередаче "Итоги" (ТВС, 27.04.с.г.) Немцов продолжал
"бушевать", требуя отмены призыва в ВС. При этом снова заявил, цитирую:
"министр обороны Иванов не владеет обстановкой" в ВС, более того, "пытается
ввести общественность в заблуждение", снова потребовал "генералов от военных
реформ отстранить", мол, надо все опять же отдать ему. В помощь Немцову
Киселев выпустил даже "на арену" некого причудливого "независимого военного
эксперта" Фельгенгауэра (по образованию БИОЛОГА), который бормотал в
передаче что-то невразумительное. Короче, разбушевался и распоясался Немцов
до предела. Впору министру обороны и генералам потребовать сатисфакции от
этого потерявшего всякие приличия "мальчика-пиарщика" собственной персоны.

Впрочем, в сторону все возмущения наглостью немцовых, разложенческими
для ВС заявлениями неких генерал-полковников. Все это, особенно планируемое
неравенство в денежном содержании военнослужащих, далеко не безобидно, -
наоборот, чревато возможными опасными последствиями для ВС. Более жесткая
оценка новшества в градациях денежного содержания для "экспериментальных"
контрактников, "элитных" частей постоянной готовности и других простых
регулярных ("неэлитных") войск, в том числе тоже постоянной готовности, где
военнослужащие всех категорий тянут лямку нелегкой в наших российских
условиях воинской службы, - как представляется, должна быть такой: это либо
глупость и, простите, чушь, либо очередной придуманный
разрушителями-реформаторами удар по ВС с целью их дальнейшего морального
разложения и разлада. Это просматривается невооруженным, как говорится,
глазом. Такой разлад в виде пока пересудов, удивления, возмущения,
недоумения уже пошел по воинским частям, коллективам и женсоветам военных
городков.
Неужели Сергей Иванов и те из его окружения, кто усиленно навязывает
министру обороны (и президенту РФ) всяческие подозрительные идейки и
предложения по очередному военному "реформированию", не понимают, что вся
затея по "созданию" контрактной ("профессиональной", по оценке неофитов
гайдаров и немцовых) армии - не что иное, как мыльный пузырь, который
неминуемо лопнет в сложившихся реальных условиях нашей российской
действительности. И вся эта "контрактная" шумиха окажется очередным
"экскрементом" реформаторов. Можно быть уверенным, что генералы Генштаба, да
и многие парламентарии, члены правительства, общественно-политические
деятели все это прекрасно понимают. Но руководители Генштаба помалкивали при
докладе 19 марта с.г. Ивановым этой "контрактной утопии" президенту, - не
могли же они перечить министру обороны. Наверное, промолчали они и на
совещании в Минобороны 24 апреля с.г.
---------
Давайте все же серьезно, без эмоций, подумаем и порассуждаем о
проблемах перевода ВС на комплектование по контрактному принципу. В нашей
огромной стране, но с годовым бюджетом в 70 млрд. долларов, (на 2003 год) -
как у третьеразрядной колонии - из которого для Минобороны выделяется всего
10 млрд. долларов, не может быть никакой наемной армии - не под силу такая
"роскошь" России. Это утопия чистой воды. Могут организовываться из
наемников только отдельные воинские формирования, прежде всего, для
подавления выступлений народных масс, задавленных гнетом
либерально-капиталистических реформ. Не для этих ли целей и проводится
"контрактный эксперимент" над Псковской дивизией ВДВ?
Впрочем, допустим, Россия вдруг несказанно "разбогатела" (!), -
конфискованы все капиталы, награбленные миллиардерами-олигархами,
национализированы государствообеспечивающие отрасли экономики и природная
рента (энергетика, транспорт, ископаемые), заработала промышленность, в том
числе, и высоких технологий, воспрянуло сельское хозяйство и пр. Но даже в
этих невообразимо благодатных условиях, - нужны ли будут все же России,
пусть финансово это будет обеспечено, наемные (контрактные), а не
комплектуемые по призыву (на основе воинской обязанности) НАРОДНЫЕ
Вооруженные Силы? Ведь всемирно известна непреложная истина: масштабные
крупные (отечественные) войны ведут и в них достигают победы именно НАРОДНЫЕ
армии высокого морально-нравственного и боевого "духа". Наемники-ландскнехты
всегда первыми бегут с поля боя. Такую воинскую "доблесть" демонстрировали
еще немецкие рейтары, нанятые Иваном Грозным в Ливонскую войну. Известна и
другая признанная также в мировом масштабе и военными и гражданскими
специалистами непреложная истина: действительная срочная военная служба по
призыву в Вооруженных Силах- основа успешной подготовки военнообязанного
резерва населения и укрепления мобилизационной готовности страны к войне. В
такой стране при возникновении военной опасности более организованно
проводится мобилизация, оперативно и эффективно проходит комплектование
воинских соединений и частей, их снаряжение, подготовка, необходимое
обучение и боевое слаживание.
Как заявил министр обороны, с учреждением смешанного типа
комплектования ВС РФ, - на контрактной основе и сокращением службы по
призыву, возможно, до года,- должны быть упразднены ряд отсрочек от призыва
на срочную службу молодежи. Полагаю, что не ряд, а все отсрочки должны быть
упразднены, то есть, никаких отсрочек от службы (кроме по болезни), особенно
и в том числе для "гениальных" детишек нашей "элитной", творческой и прочей
интеллигенции, власть предержащих папаш и мамаш, прочих "богатеньких"
нуворишей и всякой олигархической и коммерческой сволочи, для всех студентов
и разного рода "учащихся", - БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО! Студенты, отслужив всего два
года (или, как планируется, возможно, год), смогут, если захотят, продолжить
свою учебу в том же вузе, откуда они ушли в армию (возвращение их в эти вузы
гарантируется законодательно). А "гениальному ребенку", если он на самом
деле такой, - армия не повредит, наоборот поможет его становлению, закалит
для дальнейшей его "гениальной" деятельности или учебы. Сегодня в России
наши доброхоты-парламентарии добились введения на законодательной основе аж
22-х видов отсрочки от призыва молодежи на действительную военную службу.
Из-за этих отсрочек призвать в ВС можно только одного-двух из десяти
потенциальных призывников. И потому служат в российских Армии и Флоте
преимущественно дети рабочих, крестьян, инженеров, врачей, гражданских
служащих, военных. Разве это справедливо? У Гайдара, например, двое сыновей,
и ни один их них, как и сам папаша, службу по призыву не проходили.
Впрочем, - это серьезная тема отдельного разговора. Что касается собственно
призыва, то видимо было бы целесообразным возраст призывников повысить до 19
лет, а сам призыв проводить один раз в год осенью. В общем, не мешало бы еще
раз осмотреться, все взвесить и решить, туда ли влекут российские Армию и
Флот "немцовского типажа" реформаторы-контрактники? Как бы не наломать дров,
как говорится.
Кстати, американцы с их чудовищными экономической, финансовой мощью и
военным бюджетом (380 млрд. долл.) почти в треть бюджета государства (1трлн.
300 млрд. долл.) уже давно локти кусают по поводу все более обостряющихся
проблем с их наемными вооруженными силами и склонны снова перейти к
комплектованию отдельных их видов и родов войск частью личного состава на
основе воинской повинности.
---------
Ну а есть ли другие возможные пути все же реального решения проблемы
комплектования ВС, тем более в надвигающихся сложных условиях
демографической обстановки в России? Вообще-то есть. Их и выискивать не
нужно, они известны старшему поколению военных. Дело в том, что тот самый
"смешанный" способ комплектования, который обсуждался на совещании в
Минобороны, в определенной его разновидности уже функционировал в
послевоенных ВС Советского Союза по 1955-57 годы, - до завершения их погрома
"кукурузником" Хрущевым. Не надо изобретать велосипед - следует этот способ
всего лишь восстановить, соответствующим образом модернизировав. А суть
его - в учреждении (восстановлении) института (или, скажем, "корпуса")
сержантов (старшин)-сверхсрочников, или "контрактников" по современной
терминологии. Я не являюсь его "изобретателем" и не открываю Америку. О
необходимости восстановления корпуса сержантского (старшинского) состава ВС
неоднократно заявлял в своих выступлениях в СМИ генерал армии Игорь
Родионов, другие военачальники и военные специалисты, как кадровые, так и
отставники (выражение маршала Г.К.Жукова: "Армией командую я и сержанты").
Именно сержанты, как раз и должны быть "контрактниками" (в каждом виде ВС и
родах войск устанавливается свой перечень должностей
сержантов-контрактников). Пулеметчиками, гранатометчиками, рядовыми других
специализаций должны быть военнослужащие срочной службы, то есть призывники,
а не контрактники. Вот и вся "премудрость" новой, а по сути старой,
испытанной смешанно-контрактной системы комплектования ВС РФ.
Возвращаясь же к рассмотренным проблемам комплектования ВС личным
составом, следовало бы еще раз отметить и четко понимать: если не будут
предусмотрены надлежащие условия приема на военную службу всех категорий
контрактников, - в первую очередь материальные, квартирные и ряд льгот по
сравнению с гражданскими специалистами, - никакого "смешанно-контрактного"
комплектования ВС не получится. Но под силу ли будет нашей России, за годы
российской смуты обнищавшей, разграбленной олигархами, коррумпированными
чиновниками и прочим разным коммерческо-бандитским жульем (грабеж страны и
народа не прекращается) такого масштаба финансовые и материальные расходы и
затраты на ВС и обороноспособность страны? Как говорится, "быть или не
быть",- вот в чем известный гамлетовский вопрос.

Как резюме вышеизложенного, полагаю необходимым отметить следующие
немаловажные моменты.
Предложения Минобороны по смешанно-контрактному комплектованию ВС
вполне реальны и могут быть воплощены, как говорится, в жизнь при условии,
как выше уже упоминалось, соответствующих уровней финансового,
материального, законодательного, административного и прочих видов
обеспечения.
Неравенство в денежном содержании и прочих условиях службы офицеров,
прапорщиков (мичманов) и сверхсрочников (тех же контрактников) "элитных", то
есть "контрактных", и "неэлитных", то есть регулярных войск, - недопустимо.
В порядке заключения и дополнения к вышесказанному - несколько выдержек
из серьезной публикации на "реформаторскую" военную тему, которые, полагаю,
будут интересны читателям:
":Россия как самостоятельное государство в нынешних границах обречена
на глобальное противостояние и на Западе, и на Востоке. Для этого и нужны
большие силы, резервы и все прочее. Ибо опасность угрожает России со всех
сторон, и никакие "антитеррористические задачи" не отменят необходимости
иметь большие силы для охраны самой протяженной в мире (и самой напряженной)
государственной границы:
:Сейчас всем необходимо понять: АРМИЯ-ОСНОВА ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО.
БЕЗ АРМИИ РОССИЯ НЕ ВЫЖИВЕТ. С такой армией, которая есть сейчас, Россия, к
большому сожалению: долго не протянет. Но те рецепты, которые предлагаются,
как то: "профессиональная армия", "переход на контрактную основу",
"мобильные силы" и тому подобный бред - это погубит нас гораздо быстрее и
вернее. Собственно на это и делается расчет.
И никак нельзя обманываться - это отнюдь не слабоумие или недомыслие
(за исключением, конечно, общеизвестных персонажей, представляющих собой
случай, требующий клиники, а то и стационара). Это четкая, спланированная и
скоординированная работа по развалу и уничтожению России через развал и
уничтожение нерва российской государственности - армии:
:"Теоретиков" из СПС и иже с ними нельзя подпускать к реформе армии и
на пушечный выстрел, как впрочем и к управлению государством вообще. Более
того, их необходимо:отгонять от этих дел пушечными выстрелами. И не просто
отгонять - отсекать огневым валом и гнать на минное поле и пулеметы, как это
сделал в операции "Охота на волков" генерал Шаманов и его бойцы против банды
Басаева" ("Спецназ России" ?1, 2003 год, А. Алексеев "Мобилизационное
сознание").
Как говорится, лучше не скажешь, - не в бровь, а в глаз, всем "военным
реформаторам" из СПС, "Яблока" и прочих думских "фруктов". И больше
комментариев по затронутым выше проблемам не требуется.
Разве что напомнить бессмертные мудрые слова Федора Достоевского: "Если
кто и погубит Россию, то это будут не анархисты, не коммунисты, а проклятые
либералы". Живи Федор Достоевский в наше время, он бы присовокупил к этим
"проклятым либералом" и наших российских, различного розлива, "реформаторов"
эпохи смуты на рубеже 20-го - 21-го веков.
=============
05/06/03 19:50:34 - Pasha: Вопрос автору
.......
Я уж не говорю о том, что насильный призыв в армию ничем, по сути, не
отличается от тюремного срока (разве что без всякой вины) или временного
порабощения...

=======


Влад Смоленцев
Title: КУПЛЕННАЯ ПОБЕДА (По следам "Уехавшего цирка")
----------------------------------------------------------------------------
----



Много споров возникло вокруг опубликованного нами материала "Куда уехал
цирк 2". В материале исследовались причины внезапного поражения Ирака в
недавней войне и делался вывод о том, что главной причиной этого поражения
были не военное превосходство и не военный разгром, а предательство высших
военных кругов иракской армии. Автора обвиняли в нелепых выдумках,
критиковали за "фантазии". И вот теперь, спустя всего несколько недель после
окончания войны, стали поступать подтверждения авторской версии.

Так, газета "Al Bawaba" сообщает со ссылкой на вернувшихся домой
иорданских добровольцев, сражавшихся в Ираке, о некоторых аспектах вероятной
сделки, которая могла быть заключена между иракским командующим
Республиканской гвардией генералом Аль-Тикрити и армией США. Предполагаемое
соглашение привело к поэтапному "взятию" Багдада силами коалиции в обмен на
безопасность командующего, после того как последний "убедился", что его
кузен - Саддам Хусейн - заключил гораздо более крупную "сделку", также
гарантирующую собственную безопасность. "Мы были шокированы неожиданным
падением Багдада, которое мы никогда не могли себе представить", - сказал
один иорданский доброволец, в то время как другой добавил: "Все арабские
бойцы, о которых предыдущий режим сообщал, что их - тысячи, не имели ни
малейшего представления о том, что происходит вокруг них, и, в конце концов,
каждый из добровольцев:стал пытаться спастись сам, избегая захвата
американскими солдатами". "Позднее, - сказал один из добровольцев, - все
начало проясняться, и стало очевидным, что между американцами и кузеном
Саддама, генералом Аль-Тикрити, командующим республиканской гвардией в
Багдаде, было заключено соглашение". Генерал отвечал за оборону Багдада и
должен был взорвать мосты и перекрыть американским захватчикам все возможные
пути в город. Согласно одному из свидетельств, иракские вооруженные силы
покинули Багдад ранним утром 9 апреля. "Не было ни Республиканской гвардии,
ни фидаинов Саддама, ни каких-либо других иракских частей, отвечающих за
оборону города. Американских захватчиков не встречал ни один вооруженный
человек, кроме тех арабских добровольцев, которые еще оставались: они
оказались брошенными, - сказал один из моджахедов, - нас оставили без
прикрытия:нас бросили и даже атаковали отступающие силы иракской армии".
Рассказы большинства этих свидетелей очень похожи друг на друга. Все они -
столь же ошеломляющие, как и падение Багдада 9 апреля. Согласно некоторым
дипломатическим источникам, поступали сообщения о переговорах между
американцами и обоими лидерами Республиканской гвардии, а также командирами
фидаинов Саддама на высшем уровне, которые велись еще до войны без ведома
главы Ирака и его сыновей - Удэя и Кусэя, отвечавших за эту большую военную
кампанию. В сообщениях уточнялось, что переговоры американцев с генералом
Аль-Тикрити зашли в тупик, однако, когда он потерял связь со своим кузеном
(Саддамом Хусейном) после того, как было объявлено о бомбардировке
американцами здания в Багдаде, предположительно унесшей жизни Саддама, двух
его сыновей и других его приближенных, Аль-Тикрити пришел к своему
собственному выводу, касающемуся местонахождения Саддама. Согласно
сообщениям, Аль-Тикрити не поверил информации американцев и заподозрил, что
Саддам мог бежать из Ирака в другую страну. Кроме того, генерал воспринял
случившееся как результат "сделки", заключенной между Россией и США,
вследствие которой Саддам мог покинуть Ирак вместе с российским послом,
направлявшемся в Москву через Сирию. Боязнь Аль-Тикрити стать "козлом
отпущения" привела его, в конечном счете, к возобновлению переговоров с
американцами, что вызвало "прекращение огня" между сторонами и освобождение
частей Республиканской гвардии, находившихся под командованием генерала, от
обязанности продолжать сражаться.
Все эти рассказы очень напоминают информацию о массовом подкупе
американцами афганских полевых командиров в ходе операции против афганского
движения "Талибан".
Совсем недавно "Вашингтон таймс" сообщила о единовременном вручении 35
полевым командирам спутниковых телефонов и 200 тыс. долларов каждому. Как
отмечает газета, среди получивших деньги есть и дезертировавший из
"Талибана" Мирза Мохаммед Нассери, который стал командиром отряда в Кундузе
на севере Афганистана. Деньги выдавались в американском посольстве в
Пакистане и на территории Афганистана перед началом операции. Общая сумма
только известных журналистам сделок превышает 7 млн. долларов. Разумеется,
это лишь видимая часть айсберга. Потому что командиров гораздо больше и они
не главные. Есть еще племенные старейшины. И на порядок больше американцы
должны были заплатить пуштунским племенам на территории самого Пакистана,
чтобы те не вмешивались в конфликт, где замешаны их сородичи. Первый транш,
направленный в Пакистан американским правительством уже через месяц после 11
сентября, по официальным данным, составил 600 млн долларов. И тут уж
воистину бесконечность для американцев - не предел. Потому что купленная
война не приносит славы, но не приносит и цинковых гробов.

Ну и самым весомым доказательством выглядит признание командующего
объединенной группировкой оккупационных сил генерала Томми Фрэнкса,
сделанное им на днях одному из журналистов. Командующий военной операцией
генерал Томми Фрэнкс признал, что подкупом высшего иракского генералитета
занимались специальные части, которые вели переговоры с иракскими армейскими
лидерами.
"Я получил письма от иракских генералов, в которых говорилось "Теперь я
работаю на вас"", - сказал Фрэнкс в интервью журналисту Defence News.

ГОСТЕВАЯ КНИГА

05/06/03 23:33:46 - Alexander S.: Автору
А наплевать, на самом деле, куплена победа или нет. Важно- что победили, и
малой кровью.
По мне так пусть лучше страна напечатает лишний мешок цветных бумажек да
швырн?т их в морду князькам за бескровную сдачу- чем годами посылает солдат
на смерть за красивую победу.
Если верхушка армии Ирака продалась- значит строй прогнил. Если же не
справилась с обороной- значит ума маловато.
И в том и в другом случае- победитель вытирает сапоги о поверженные флаги
врага, а бывший глава страны или похоронен под развалинами ресторана, или со
сбритыми усами скрывается где-нибудь от охотников за головами.
----------------------------------------------------------------------------
----
05/06/03 21:58:38 - Рыболов: Владy Смоленцевy
Америке герои не нужны. Дешовле заплатить начальству врага, чем воевать,
погибшие мущины, безотцовщина, пенсии семьям погибших, влияние числа
погибших на избирателеи, затяжка войны с отрицательным влиянием на экономику
и др. Пускай Россия имеет много героев, памятники и вечными славами. Нам
этого добра не надо.

======