| От | Pokrovsky~stanislav | |
К | Добрыня | |
Дата | 12.05.2003 22:54:00 | |
Рубрики | Образы будущего; | |
Re: И будет...
>Интеля там нейтрализованы - а небольшое имеющееся их количество неопасно. Главное, что там нет культа "мозга нации". А у нас есть. Пили мы как-то с одним десантником. Хороший мужик, и вот всё бы хорошо, но он мне заявил: "Мы, простые люди, многое хотели бы сделать - но всё равно решать вам, умным". Хоть стой, хоть падай - только на том основании что интелей считают умными, им доверяют вожжи. Вот с этим предрассудком и надо бороться.
Ваша позиция становится понятнее.
Попытаюсь ее расшифровать.
Смотрите, что у НАС с Вами получается.
Видите ли, в России в силу тех или иных причин периоды, когда можно "кто в лес, кто по дрова" - недолгие. Нет экономических условий для демократии. После периода смут и шатаний всегда идет гораздо более затяжной период централизации управления. При котором власть предержащие консолидируются и становятся "руководящей и направляющей силой". Хоть князь, хоть царь, хоть Политбюро, хоть Президент. Иначе - не выжить. Малые ячейки общества, как правило, скисают, как перед внешними угрозами, так и под давлением экономических факторов.
Крестьянская семья как хозяйственная единица хороша, пока земли вдоволь - сей, не хочу.
В наших условиях стало нормой, что над обществом стоит власть, начальствующая, принимающая решения. В Египте это осознание пришло гораздо раньше - этак тысячелетий на несколько. Ввиду необходимости государственной организации ирригационных работ.
По мере усложнения жизни власть волей -неволей вынуждена опираться прежде всего на круг людей, сильных не только природной сметкой, а вооруженных книжным знанием. Особо остро встал вопрос о вооруженности книжным знанием тогда, когда военное дело вышло за рамки столкновения вооруженных копьями и саблями толп, а потребовало инженерных расчетов, потребовало инженерных сооружений, потребовало развития непростых видов деятельности - металлургии, точной металлообработки, химии. Когда потребовался флот, когда потребовались шлюзы, когда потребовались знания по навигации. Это эпоха Петра. Без людей книжного знания народу было принципиально - не устоять.
Дальше - больше.
Первая мировая война показала, что побеждает тот, у кого лучше организация и лучшая техника(дисциплина - чуть к другой теме).
Невозможно было бы сохранять жизнеспособность страны под управлением людей, не способных осознать значение тех или иных технических достижений, не понимающих цепочки производственно-технической взаимозависимости. Количество пороха и взрывчатки, которое способна произвести страна - упирается в количество азотной кислоты, которое синтезируется в стране.
Нарастающая научно-техническая сложность жизни ЕСТЕСТВЕННЫМ образом ставит во главу государства людей с высшим образованием или еще выше.
Вы сказали, что этот вопрос решается экспертами. Да, он может решаться экспертами, если экспертов понимают. Если их не понимают, все идет кувырком. Или просто не делается. Следовательно, кроме экспертов, возникает другая высококвалифицированная группа - чиновники-специалисты. Министерства, ведомства. А вот у США министерств мол мало. И потому интели не властвуют. Так они же властвуют в корпорациях! Каждая корпорация имеет организацию, подобную СССР. Только корпораций этих много. Ошибка в развитии "Крайслера" стоила этому самому "Крайслеру" жизни как самостоятельной и влиятельной единице. НО автомобильная промышленность США не сдохла. Были "Форд", "Дженерал моторс"... А в наших цивилизационных условиях единственным условием приблизительно равного противостояния живущему в условиях гораздо большего ДОБАВОЧНОГО продукта Западу - есть общенациональная организация. С единственным штабом, который анализирует и принимает решения по всему наличному кругу вопросов: как технических, так и образовательных, информационных, развития науки, культуры, сельского хозяйства, миграционных, социальных.
В итоге - вращающаяся в орбите власти публика с высшим образованием - оказывается обязанной решать и весь этот спектр вопросов во взаимосвязи.
И не приведи, господь, ошибиться!
Именно по этой причине - драка идей общенационального масштаба. Рано или поздно власть устаревает, закрепившееся вокруг него сословие помощников из интеллектуальной элиты - начинает отставать от жизни. Если это заходит не слишком далеко, обновляется власть и окружающая ее элита. Но когда процесс заходит слишком далеко - не устоять всему устройству государства.
*******************
То, что учителя, инженеры и прочие вступают в интеллектуальную драку вокруг общегосударственных идей - не есть признак их антигосударственности в целом. Наоборот. Это признак того, что они слишком связаны с государством, оно им необходимо, от того, как оно себя поведет, зависит их жизнь.
Пример времен Смуты. Какого черта казакам южных порубежных земель России надо было присоединяться к Лжедмитрию. Земли богатые. Ни о какой крепостной зависимости речи у них не было. В принципе - вольный люд.
Ан нет - ринулись на помощь Лжедмитрию. А в конечном итоге поставили Романова.
Почему? Была причина. Они были порубежным народом. Между молотом возможных татарских набегов, с которыми без государева войска и без государевой системы крепостей, гарнизонов, организации взаимопомощи между этими крепостями, - не справиться,- и наковальней собственно власти государевых воевод, дравших с порубежных городовых казаков три шкуры. ОЧЕНЬ НУЖНА КРЕПКАЯ ВЛАСТЬ, но чтоб - не драла три шкуры.
Так и нашему гражданину власть, общегосударственная политика, помогающая выжить - очень нужна. Когда она ослабевает - рушится жизнь. Но ему же позарез необходима ПРАВИЛЬНАЯ власть, принимающая правильные решения. Он слишком от них зависим. В отличие от тогго же американца. И он будет совать нос в вопросы, являющиеся компетенцией государственной власти. И этих вопросов к власти у него намного больше, чем у американца.
И единственное отличие здесь между рядовыми гражданами и образованными в том, что образованные видят больше взаимосвязей, они владеют большим количеством информации, необходимой для восприятия и оценки окружающей действительности. Прав Ваш десантник: вы умные, вы решайте. Народ ДОВЕРЯЕТ грамотным расшибать лбы и рвать голоса в сшибке мнений и представлений о том, как жить дальше. От этого просто больше пользы. А вот на местах, при конкретном, небольшом деле - извини, подвинься, "очкарик недоделанный". Здесь, в делах, в которых человек считает себя понимающим суть вопроса, он лезет со своим мнением поперек начальника участка, цеха. Не так? - Именно так.
Вы произвели "сглаживание кривой". Вы соединили 1)конфликт местного значения между работягой-практиком и выпускником с книжным знанием и 2) конфликт между образованной публикой, несколько удаленной от власти и той, которая приближена к власти. Вы всех, кто выше рабочего по образованию, соединили в одну кучу. Конечно же, получилось дерьмо. Стой Вы на позиции Чубайса, куча выглядела бы несколько иначе - дерьмом казалась бы интеллигенция с работягами(да они так и считают). А вот как раз этот прием смешения в кучу - и есть теоретическая ошибка. Центральное звено образованных людей, удаленных от власти, видящих и оценивающих противоречия как нижнего, так и верхнего уровней, - КЛЮЧЕВОЕ. Здесь есть свои градации как по уровню обобщения, так и по направлениям анализа окружающего мира. И верхний уровень этого центрального звена - есть то, что угрожает окружающей власть элите. А нижняя - с низким уровнем грамотности, интеллекта, но с дипломом, - оказывается ниже высших слоев недипломированной части трудящихся. Чего-то читают, о чем-то судят - ВСЕ.
Образовательная разница только обозначает ХАРАКТЕРНУЮ ГРАНИЦУ. И не более того.