ОтSITRОтветить на сообщение
КKОтветить по почте
Дата31.05.2003 00:16:09Найти в дереве
РубрикиОбразы будущего;Версия для печати

И ещё раз об интеллигенции


>Гумилев

>----------------------

><?у подножия деспотических престолов, потому что деспот, не имеющий опоры в
>народе, нуждается в космополитичных интеллигентных советниках и сотрудниках,
>не связанных с народом и обязанных лично ему>.

>----------------------

>Бушков

>----------------------

>О "гнилой интеллигенции". Отчего-то этот термин принято
>считатьвыдумкой то ли Ленина, то ли Сталина, в общем, большевистским
>хамством.Однако все обстояло несколько иначе. В 1881 году, после
>убийстванародовольцами Александра II, изрядное количество прекраснодушных
>русскихлибералов (издавна страдавших вывихами интеллекта) начало шумную
>кампанию,призывая нового императора простить и помиловать убийц его отца.
>Логика былапроста, как мычание: узнав, что государь их помиловал, кровавые
>террористыумилятся, раскаются и во мгновение ока станут мирными ягнятами,
>занявшиськаким-нибудь полезным делом. Свою лепту в эту шизофрению внес и Лев
>Толстой,всю жизнь критиковавший российских императоров из своего
>комфортногопоместья.

А что, собственно, в этом было ненормального? В. Гюго тоже выступал за амнистию коммунаров (не разделяя их взглядов), и в конце концов его послушали. И он выступал за амнистию "ради примирения" - скорее всего, те, кого Вы упоминаете, руководствовались теми же соображениями.

> Сегодня, обогащенные историческим опытом, мы с
>полной уверенностьюможем сказать, что рассчитывать на превращение
>террористов вродеСтепняка-Кравчинского или Веры Засулич в полезных членов
>общества было поменьшей мере наивно.

Засулич, кстати, впоследствии осудила террористические методы борьбы. И к народовольцам не примкнула.

>Впрочем, Александр III уже тогда
>понимал, что лучшийметод убеждения народовольческой сволочи* -- петля или
>в крайнем случаесолидный тюремный срок (что блестяще подтвердилось на
>примере Н.А. Морозова,после двадцатипятилетней отсидки и в самом деле
>ставшего полезным членомобщества, крупным ученым). Именно он, однажды в
>сердцах отшвырнув стопулиберальных газет, воскликнул: "Гнилая
>интеллигенция!" Источник надежный --одна из фрейлин императорского двора,
>дочь поэта Федора Тютчева.----------------------

Вполне возможно. С него станется.

>Один из самых живучих и стойких российско-советских мифов --
>миф овысоком предназначении, высокой миссии и духовном
>превосходстве такназываемой "интеллигенции"... Советский
>энциклопедический словарь 1988 г. определяет "интеллигенцию"как "Общество,
>слой людей, профессионально занимающийся умственным, преим.сложным,
>творческим трудом, развитием и распространением культуры. Термин"И."
>введен писателем П.Д. Боборыкиным (в 60-х гг. 19 в.). Вопросы
>возникаютмгновенно: к чему было выдумывать какой-то особый термин, не
>существовавшийдоселе ни в одном языке, если неплохи были и
>старые: "ученый","интеллектуал", "человек искусства"?

Потому, что интеллигент - это не всегда учёный и не всегда человек искусства.

> И как быть,
>если человек,"профессионально занимающийся сложным творческим трудом",
>тем не менеекатегорически отказывается признавать себя интеллигентом? (У
>Л.Н. Гумилеваспросили однажды: "Вы интеллигент?" "Да боже упаси!" -- замахал
>тот руками.) Поневоле вспоминаются слова дореволюционного мыслителя
>Г. Федотова:интеллигенция -- это специфическая группа, "объединяемая
>идейностью своихзадач и беспочвенностью своих идей". Что подтвердил
>один перестроечныйпублицист, без колебаний причислявший себя к
>интеллигенции: "интеллигент" --это "псевдоним для некоего типа личности",
>"людей определенного склада мыслии определенных политических взглядов".
>Умри, Денис, лучше не напишешь! История вопроса начинается и в
>самом деле в 60-е гг. 19 в. Посвидетельству камергера Д.Н. Любимова,
>"в связи с проектом какого-тоциркуляра министерства внутренних
>дел, где упоминалась русскаяинтеллигенция, Победоносцев писал
>Плеве: "Ради Бога, исключите слова"русская интеллигенция". Ведь такого
>слова "интеллигенция" порусски нет, Богзнает, кто его выдумал, и Бог знает,
>что оно означает..."" Победоносцев, выдающийся публицист и
>мыслитель, в данном случаеоказался не прав. Министр внутренних дел
>Плеве изучил вопрос и пришел квыводу, что термин "интеллигенция" все же
>означает некое вполне определенноепонятие -- никоим образом не
>отождествлявшееся, однако, с понятием"образованная часть населения".
>Сын камергера Любимова охарактеризовалинтеллигенцию так: "Прослойка
>между народом и дворянством, лишеннаяприсущего народу хорошего
>вкуса". Добавлю от себя: лишенная и подлиннойобразованности, и способности
>мыслить логически, и патриотизма. Плеве говорил Любимову-старшему: "Та
>часть нашей общественности, вобщежитии именуемая русской интеллигенцией,
>имеет одну, преимущественно ейприсущую особенность: она принципиально и
>притом восторженно воспринимаетвсякую идею, всякий факт, даже слух,
>направленные к дискредитированиюгосударственной, а также
>духовно-православной власти, ко всему же остальномув жизни страны она
>индефферентна".

Плеве и Победоносцев - тоже мне, "светлые" личности.
А. Блок:
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла...

>В 1912 г., уже после смерти Плеве от
>рукиинтеллигента-бомбиста, военный историк, Генерального штаба
>генерал-майорЕ.И. Мартынов (впоследствии убит большевиками), написал не
>менее горькиестроки: "Попробуйте задать нашим интеллигентам вопросы: что
>такое война,патриотизм, армия, военная специальность, воинская доблесть?
>Девяносто изста ответят вам: война -- преступление, патриотизм --
>пережиток старины,армия -- главный тормоз прогресса, военная
>специальность -- позорноеремесло, воинская доблесть -- проявление глупости
>и зверства..." Стоит ли удивляться, что в 1905 г. русские
>интеллигенты отправлялителеграммы японскому микадо, поздравляя его с
>победой над Россией?

Кто именно?

> Ненавидящие свою страну, не знающие и не
>понимающие своего народа,отвергающие как "устаревшие" все национальные и
>религиозные ценности, вечногоняющиеся за миражами, одержимые желанием
>переделать мир по своим схемам,ничего общего не имеющим с реальной жизнью,
>без всякого на то основанияполагающие себя солью земли -- интеллигенты
>разожгли в России революционныйпожар.

Невозможно разжечь революционный пожар, если к этому нет условий в стране. А в создании таковых не интеллигенция виновата.

>Н.А. Бердяев писал: "Интеллигенция
>скорее напоминала монашеский орденили религиозную секту, со своей особой
>моралью, очень нетерпимой, со своимобязательным миросозерцанием, со
>своими особыми нравами и обычаями...Интеллигенция была у нас
>идеологической, а не профессиональной илиэкономической группировкой...
>Для интеллигенции характерна беспочвенность,разрыв со всяким сословным
>бытом и традициями... По условиям русскогополитического строя
>интеллигенция оказалась оторванной от реальногосоциального дела, и
>это очень способствовало развитию в ней социальноймечтательности".

"Социальная мечтательность" - это как раз то, благодаря чему совершается социальный прогресс.

>----------------------

>Между прочим, у замечательного русского поэта Афанасия Фета
>былапримечательная привычка. В течение многих лет он, проезжая по Москве,
>каждыйдень приказывал кучеру остановиться возле университета, опускал
>стекло иплевал в сторону "цитадели знаний". Об этом рассказала в своих
>мемуарахсестра А.П. Чехова. Современный комментатор-интеллигент
>охарактеризовалдействия Фета как "злобное невежество" -- а это лишний раз
>доказывает, чтоинтеллигенция неизлечима...

Это говорит только о Фете. Не о "цитадели знаний".