ОтKОтветить на сообщение
КKОтветить по почте
Дата14.05.2003 10:05:38Найти в дереве
РубрикиОбразы будущего;Версия для печати

Мнение о Достоевском «мыслителей»


А. В. Луначарский Достоевский как мыслитель и художник

Достоевский как выразитель мещанства в наиболее судорожный период его самоопределения в огне наступающего капитализма является по отношению, например, к положительному типу Чернышевского величиной, настолько зараженной чисто мещанскими чертами, что ему было чрезвычайно трудно переброситься за границы мещанства и найти наиболее правильное даже для того времени разрешение противоречий в социалистическом идеале, хотя бы даже утопическом.

Тариям-пам-пам, тариям-пам-пам…

В.В. Розанов На лекции о Достоевском

Я повторяю то, что сказал выше: и по жизни своей и по роду идей, по всему кругу интересов и работы Достоевский был типичнейший русский интеллигент (!) — бездомный скиталец, не имеющий в багаже своем ничего, кроме идей, кроме разгоряченной головы, кроме мировых вопросов, тревог. Но в нем эта интеллигентность достигла кульминационной точки, переломилась и умерла. Тут именно и выступает сгиб в
нем, отсюда происходит его диалектичность: в белой стороне, надеющейся, светлой, он восходит выше и выше, до "все простим", до "обоготворим паука" и т. д., и т. д. Выступает апофеоз проституток, каторжников, убийц, алкоголиков…

Тариям-пам-пам, тариям-пам-пам…

Л.И. Шестов Ницше и Достоевский

Но Ницше и Достоевский с прошлым уже давно примирились. Они борются теперь за будущее. А сострадание добрых и справедливых отнимает у них последнюю надежду. Вы помните, Достоевский, когда был арестантом, принял милостыню от девочки и долго с любовью хранил поданный ему грошик. Может быть, и Ницше пришлось во время своих скитаний с благодарностью принять слово любви и участия от
ребенка или простого человека, далекого от наших понятий о добре и зле. Он отвергает любовь к ближнему и сострадание, поднявшиеся до высоты последнего принципа, ставшие теорией, притязающие на божественные права.

Тариям-пам-пам, тариям-пам-пам…

М. Горький Доклад на первом всесоюзном съезде советских писателей

Достоевскому приписывается роль искателя истины. Если он искал — он нашел ее в зверином, животном начале человека, и нашел не для того, чтобы опровергнуть, а чтобы оправдать.

Трудно понять, что именно искал Достоевский, но в конце своей жизни он нашел, что талантливый и честнейший русский человек Виссарион Белинский — «самое смрадное, тупое и позорное явление русской жизни», что необходимо отнять у турок Стамбул, что
крепостное право способствует «идеально нравственным отношениям помещиков и крестьян»…

Тариям-пам-пам, тариям-пам-пам…


Дешевые паяцы.