ОтГеоргийОтветить на сообщение
КГалинаОтветить по почте
Дата07.06.2003 12:05:27Найти в дереве
РубрикиРоссия-СССР; Манипуляция;Версия для печати

Вот кое-что (*+)


> Никогда не слышала, что Зоя Космодемьянская кем-то была обругана.
> Расскажите немножко или дайте ссылку пожалуйста.



http://www.gazeta-pravda.ru/prros/Prros01.html#Жизнь%20и%20подвиг%20комсомол
ки

Жизнь и подвиг комсомолки Зои
Телевизионный фильм, дважды показанный по ОРТ в дни 61-й годовщины ее
трагической гибели, назван вызывающе ответственно: "Зоя Космодемьянская. Без
вымыслов". Действительно, всяческих вымыслов, домыслов и прямой клеветы
нагорожено вокруг имени юной партизанки столько, что когда-то же надо
расчищать все в сознании людей. Но авторы данного фильма, судя по всему, и
не ставили перед собой такой задачи.

ЗЛОСТНЫЕ вымыслы о Зое гнусным потоком шли в последние годы нашей жизни.
Цель при этом была четкая: уничтожая советский строй, били и по советской
истории, по самым выдающимся ее героям.

В новом фильме о "дегероизации" сказано вроде бы с осуждением. Признается
нелепость наиболее одиозных выдумок, подобных той, что Зоя - это вообще не
Зоя. С первых кадров в авторском тексте утверждается, казалось бы, вполне
определенно: "Зоя - действительно героиня. Ее не сломили немцы, она осталась
верна своей Родине и своим идеалам".

Вы чувствуете, какой шаг вперед по сравнению с еще совсем недавним временем?
Уже верность Родине, то есть патриотизм не объявляется однозначно "последним
прибежищем негодяев". В героический ряд ставится даже верность идеалам, а у
комсомолки Зои Космодемьянской они конечно же были советские,
коммунистические.

Но вот, сделав в самом начале этот шаг вперед, создатели фильма тут же
спешат предпринять несколько шагов назад. И в более изощренной форме
продолжают главное дело своих предшественников - "разоблачение" нашего
советского прошлого.

Оказывается, вымыслы, против которых в первую очередь и в основном направлен
фильм, относятся не к "перестроечно-реформенному", а именно к советскому
периоду!

О чем же конкретно идет речь?

Отказавшись, с учетом обновленного социального заказа, от прежних топорных
методов ельцинской пропаганды, изрядно дискредитировавших себя, авторы
фильма прибегают к такому словесному балансированию, которое призвано
произвести впечатление некоей объективности. Однако вот никак не сходятся
концы с концами - то и дело возникает противоречие самим себе.

Основной счет предъявлен советской идеологии и пропаганде, которые
"Космодемьянской придают статус официального символа". Не ново вообще-то.
Приходилось это слышать и раньше. Правда, тогда кричали, что Зоя как героиня
полностью искусственно создана. Теперь вроде героиней ее признают. Но не без
существенных оговорок.

Прежде всего характерно, как в телефильме говорится о том, что двигало ею,
когда она шла (добровольно!) в разведывательно-диверсионную часть, а затем
на выполнение опасного задания. Сообщив, как оно на самом деле и было, что
сперва из-за ее красоты Зою в часть не приняли, поскольку разведчик не
должен бросаться в глаза, и что девушка всю ночь ждала на сборном пункте,
чтобы утром все-таки добиться своего, ведущий произносит: "Она словно
стремилась к смерти".

Почему? Откуда это следует? Она стремилась защищать Родину, Москву, на
пороге которой стоял враг. Как многие тысячи других добровольцев и как все
те девушки и юноши, которые по призыву Московского комитета комсомола пришли
вместе с ней, чтобы стать бойцами разведывательно-диверсионной части. Они
шли бороться с врагом, и умереть вовсе не было их самоцелью! Другое дело,
что, если понадобится, они готовы были умереть.

Однако ведущий фильма и дальше продолжает придуманную ноту. Трое бойцов, в
том числе Зоя, выполняя задание, подожгли дома в деревне Петрищево, где
стояли немцы. Один из троих схвачен. Но Зоя опять идет в эту деревню.
"Поступок странный,- комментирует ведущий.- Совершенно ясно, что немцы будут
ее там ждать". Однако "совершенно ясно" - это сегодня, создателям фильма
ясно, а Зоя ведь не знала, что ее товарища по группе Василия Клубкова
схватили и что он выдал ее. А какое следует телерезюме? Весьма странное, я
бы сказал: "Она вновь и вновь стремится к своей героической гибели".

То есть в поведении Зои с заданным упорством хотят усмотреть нечто
маниакально-нездоровое. И, говоря о том, как вела она себя во время
жесточайших пыток, ведущий опять не преминет заметить: дескать, решила
пунктуально повторить путь к гибели своей любимой героини Татьяны Соломахи,
именем которой назвалась. Мол, героиня она, конечно, однако и жертва -
собственного советского воспитания.

Вот такой оборот. Думаю, возник он при подсказке некоторых новоявленных
"мыслителей". В частности, материалов, которыми пользовалась телевизионная
группа и с которыми я у них познакомился во время съемок в "Правде". Приведу
выдержку из книги некоего Алексея Меняйлова "Катарсис-2", взятую
телевизионщиками в Интернете:

"Поскольку "Таня" не нанесла никакого урона немецкой армии, то ее действия
влекли за собой только заключение в концентрационном лагере. Однако "Тане"
удалось спровоцировать немцев на крайние меры. Она до конца отыграла
шаблонную по тем временам роль, угодную гитлеровцам,- фанатички, не
понимающей, что она не только не наносит немцам вреда, но, напротив, воюет
против русского народа. Ее повесили. Считается, что она перед смертью
высказалась о товарище Сталине в том смысле, что он герой и светлый витязь".

Значит, сама в своей смерти и виновата! Сама к ней все время стремилась, и
немцев "спровоцировала" на крайние меры тоже сама... Ну можно ли придумать
что-нибудь более чудовищное?

И ЗДЕСЬ ЖЕ еще изуверский ход, разработанный, понятно, не одним Меняйловым и
подхваченный авторами фильма: война-то, оказывается, велась не столько
против захватчиков, сколько против собственного народа. В фильме так и
сказано, поскольку бойцы диверсионно-разведывательной части получили задание
сжигать дома в тылу немцев, а это были дома мирных жителей, то есть русских
людей, на чем и делается главный акцент. Про то, что в этих домах жили
немцы, что здесь были их штабы, узлы связи, склады и т.д., как-то сразу
забывается. Да вообще авторами забывается вдруг, что шла война и
приходилось, например, взрывать русские мосты и железные дороги, чтобы
пускать под откос поезда врага или разрушать иногда собственные заводы,
шахты, нефтепромыслы, чтобы не достались оккупантам и не работали на них.

Война есть война. И надо совершенно отвлечься от ее реальных условий,
забыть, что немцы были уже почти в Москве, что шло сражение в полном смысле
не на жизнь, а на смерть (чем и был продиктован упоминаемый в фильме
сталинский приказ), чтобы в таком тоне и в таких выражениях повествовать о
горьких фактах, связанных с Зоей, которые имели место тогда в подмосковном
Петрищеве.

Имею в виду давно уже муссируемые факты - участие сельского старосты
Свиридова в поимке героини и реакцию жительницы села Смирновой на то, что
сожжен был принадлежавший ей дом. Она сперва облила девушку помоями, когда,
истерзанная немцами, та лежала в избе, а затем, когда немецкие солдаты уже
надели ей петлю на шею, умудрилась ударить ее железной палкой по ноге. Что
ж, разные были и русские люди, это известно. Однако в фильме все это
подается как иллюстрация войны с русским народом, которую якобы вела Зоя
Космодемьянская и "героиней" которой, по сути, нам пытаются ее представить.
А с немецко-фашистскими оккупантами воевал разве не русский народ, и Зоя
разве не была кровной его частицей?!

Такая сложная, тонкая, многозначная тема, которая требует, если о ней
говорить, немалого времени, здесь затрагивается вскользь и походя, но
конечно же с определенной и опять-таки заданной направленностью. Дескать,
восстанавливаем правду. Без вымыслов. А между тем ничтоже сумняшеся
провозглашают один вымысел за другим.

Зачем, например, надо было врать, будто о предателе Клубкове не могли писать
советские газеты, потому что он был комсоргом группы, в которую входила Зоя
Космодемьянская? Во-первых, он не был не только комсоргом, но и
комсомольцем. Во-вторых, о Клубкове, о материалах его дела и суде над ним
писали в газетах много раз. И подвиг Зои нисколько не умалялся от этого и
этим не дискредитировался.

ДА, военкор "Правды" Петр Лидов по вполне понятным причинам не мог тогда же,
по горячим следам, рассказать про Зою и обстоятельства ее гибели все. Всего
он попросту и не знал! Ведь он приехал в Петрищево сразу после его
освобождения, когда очень многое, даже подлинное имя Зои не было известно:
знаменитый лидовский очерк, буквально потрясший страну, назывался "Таня". В
том коротком газетном материале, опубликованном в "Правде" 27 января 1942
года, действительно не было и не могло быть о происшедшем всего. Но можно ли
сказать про очерк Лидова так, как сказано в фильме: "Здесь все довольно
далеко от правды"?

Вот это, господа, не просто неправда. Это - отвратительная, наглая ложь! Тем
более наглая, что ведь мы с одной из авторов фильма немало говорили и об
этом очерке, и о Лидове, который сам погиб через два с половиной года
смертью героя, и о том, какое колоссальное значение для подъема народного
духа имел этот материал "Правды" в то время. Именно потому, что в нем была
главная Правда, рассказанная талантливым и честным журналистом: какие
невероятные муки выдержала и как героически умерла за Родину, за свой народ
отважная русская девушка.

Потом будет установлено ее настоящее имя и тот же Петр Лидов напечатает в
"Правде" второй очерк - "Кто была Таня", будут выявляться все новые и новые
подробности ее жизни и гибели, но самое главное, что идет от того очерка,
останется неизменным: тема верности Родине и своему долгу, Зоина отвага,
стойкость и честь. Боже мой, ныне что такое честь, многие уже и понятия не
имеют: новый фильм - наглядное тому свидетельство. А Лидов писал о чести и
сам ее воплощал.

Ну а в фильме его фото появляется под залихватскую шуточную песенку
фронтовых корреспондентов в исполнении Утесова. И, разумеется, не случайно
именно под нее: этим сразу подчеркнут контраст между реальной трагедией Зои
и поверхностно-пропагандистским, облегченно-бодряческим, официозно-парадным
(в общем, со стороны, из совсем иной жизни и других задач!) подходом к ней
советского журналиста.

Все та же тема "превращения Космодемьянской в официальный символ"! И все та
же неправда. Потому что подвиг Зои и журналистский рассказ о нем, откуда
страна про этот подвиг узнала, не противостояли друг другу, а служили одной
цели - победе над врагом.

"Фотографии повешенной девушки появляются в газетах,- звучит с экрана
авторский текст.- Считается, что она вдохновляет миллионы людей на
подвиг..."

"Считается..." Это говорит о том времени молодой мужчина в супермодных
одеждах, "весь из себя", как выражаются теперь (даже одеться соответственно
теме не хватило элементарного такта). Но если только считалось, значит, на
деле было не так? А сколько втолковывал я вашей юной коллеге, господин
Сычев, что абсолютно так и было!

Именно вдохновляла миллионы людей. С необыкновенной, трудно вообразимой
силой вдохновляла! Я говорил и говорю это как свидетель, как очевидец, пусть
мне было тогда мало лет. А Клавдия Александровна Милорадова, боевая подруга
Зои, наверняка рассказывала об этом вам, господа телевизионщики, еще больше.
Почему же вы не дали на экране эти наши свидетельства?

ВПРОЧЕМ, вопрос риторический. Ясно же, не дали потому, что не вязалось с
одной из главных установок фильма! С тем самым "приданием Космодемьянской
статуса официального символа", под которым следует понимать некую
официозно-дежурную, казенно-формальную кампанию, которая, дескать, по
приказу свыше была развернута, некую властную обязаловку, якобы
"навязывавшую" людям имя и подвиг Зои. А началось, конечно, со Сталина,
который где-то кому-то якобы сказал, прочитав очерк Лидова: "Вот народная
героиня!" Но если он действительно это сказал, то выразил таким образом
сущую правду. И не надо было ничего народу навязывать - он сразу принял свою
героиню в свое сердце.

Нынешним ельцинско-путинским пропагандистам, видимо, трудно это понять. У
них-то какие герои? Вон тем, которые из танковых орудий расстреливали в
1993-м Верховный Совет, даже награды выписывали тайно, постаравшись скрыть
"героические" имена. В самом деле, чем тут гордиться? Кого и на что они
могут вдохновить?

Разумеется, во время Великой Отечественной у нас было много таких, как Зоя.
Потому мы и победили. И то, что ей и ряду других героев выпала поистине
всенародная слава, не отменяет и не принижает всех остальных. Это лишь
нынешние гробокопатели прямо или косвенно пытаются внедрить подобную
мыслишку. Мы всегда знали: Зоя олицетворяет очень многих, чьи подвиги не
стали так широко известны в тот роковой для Родины час, но, как и ее подвиг,
влились в народную Победу.

НАВЕРНОЕ, никто никогда не сможет объяснить до конца, в чем удивительная,
великая, почти мистическая духовная сила некоторых исторических образов.
Например, почему Жанна д'Арк, простая крестьянская девушка, так много значит
для французского народа. Но ее ведь недаром называют спасительницей Франции.

Все, кто помнит первую суровую военную зиму нашей Великой Отечественной и
сохраняет элементарную честность перед собой и историей, должны согласиться:
Зоя стала тогда нашей Жанной. И хотя священник, завершающий этот фильм,
утверждает, что Космодемьянская не может быть канонизирована как святая
русской православной церкви, "поскольку не явила свидетельств личной веры",
в народном сознании она уже давно святая. Твердо верю: свет ее подвига и ее
имени со временем воссияет еще ярче, а все наветы отпадут и развеются яко
тлен.

Виктор КОЖЕМЯКО.