Москва не верит... вундеркиндам из Вятки 16.06.2003 06:23 Минобраз опротестовывает результаты централизованного тестирования провинциальных школьников В столице аннулировали "аномально высокие" итоги централизованного тестирования лицеистов из г. Советска и потребовали привезти талантливых ребят в Киров для сдачи повторного теста в присутствии наблюдателей. Новые результаты оказались... еще выше.
На днях в ВятГУ тридцати лучшим студентам областного центра вручали стипендии совета ректоров кировских вузов. Событие, что и говорить, приятное, особенно если учесть, что обычная стипендия в наших вузах составляет всего 200 рублей, а восьмисотрублевую "президентскую" получает только один студент. Да еще три так называемые правительственные - вот и все "награды" за отличную учебу и активную жизненную позицию. А умников и умниц в вятских вузах не счесть - об этом их наставники говорят с гордостью и... горечью. Потому что хочется ребят поддержать не только добрым словом, но и материально. И пускай разовая стипендия от совета ректоров станет им подарком к летней сессии, ведь две трети студентов, к примеру, ВятГУ приехали на учебу из глубинки и выживать им труднее, чем городским.
Хотя ребята из глухой провинции подчас в познаниях своих, таланте и подготовке ничуть не уступают горожанам, и это блестяще подтвердило проведенное не так давно централизованное тестирование. В частности, 26 учащихся Советского лицея для одаренных детей показали на абитуриентском тестировании по физике "аномально высокие результаты", которым не поверили в Москве. Сложилась своего рода чрезвычайная ситуация: Центр тестирования Министерства образования аннулировал эти результаты и потребовал повторного испытания для всех талантливых ребят, получивших за тест более 80 баллов. Требованию столицы пришлось подчиниться, лицеистов привезли в Киров и в присутствии наблюдателя из ЦТМО провели повторный экзамен. Когда были получены новые результаты, они оказались... еще выше, а один из лицеистов умудрился набрать даже 100 баллов.
Для непосвященных поясню, что централизованное тестирование ничего общего с единым государственным экзаменом не имеет, хотя это годами проверенная технология, и более 500 вузов страны, в том числе 60 - московских и питерских, засчитывают результаты абитуриентского бланкового и компьютерного тестирований в качестве вступительных экзаменов.
В частности, компьютерное тестирование - а оно проводится нашим региональным центром раньше других испытаний - проходило в областном центре в период школьных весенних каникул. Преподаватели вузов вполне обоснованно считают "диалог с машиной" наиболее совершенной формой тестирования. Как шутит директор центра тестирования при ВятГУ В. Сысоев, "компьютер не обманешь и не подкупишь".
И это совершенная правда: программа выбирает очередную задачу из своего банка, ориентируясь на уровень подготовки школьника, тем самым с минимальными погрешностями определяется уровень его знаний. Кроме того, тесты защищены от "человеческого фактора": работа начинается после ввода пароля, прерывать тест нельзя, изменять протокол нельзя, если ребенок садится за те же задания второй раз - машина это покажет. Преимущество компьютерного тестирования перед бланковым в том, что по окончании теста "экзаменатор" сообщит предварительный балл.
Единственный минус подобного экзамена - нужно проводить его в определенный единый для всей страны день и требуется большое количество компьютеров, размещенных в соответствии с требованиями ЦТМО. На нынешних экзаменах в ВятГУ задействовали три таких класса, и, когда детей тестировали по русскому языку и физике, умные машины работали с утра до позднего вечера - более 600 старшеклассников проверяли свои знания именно по этим предметам.
В конце апреля в обычных аудиториях ВятГУ проводили абитуриентское бланковое тестирование, результаты уже обработаны: в Кировской области, в частности, количество его участников снизилось на 450 человек. Как пояснила ученый секретарь совета ректоров Л. Нестерова, "в нынешнем году экзамен по математике в области проводится в форме ЕГЭ, поэтому и "абитуриентский" тест сдавали в основном школьники, планирующие поступать в вузы других регионов".
В планах Минобраза с 2005 года ввести ЕГЭ в обязательном порядке, что может поставить под угрозу институт централизованного тестирования. Однако преподаватели вятских вузов убеждены, что проверенный годами вариант независимой оценки знаний должен быть сохранен, несмотря на появление других образовательных новшеств. Хотя бы потому, что в отличие от "закрытого" ЕГЭ результаты централизованного тестирования никогда не являются тайной.
Нынешней весной около половины тестов проведено в Кирове. А так как ребят из глубинки довольно дорого привозить в областной центр на экзамены, львиную долю тестов провели "на местах", ВятГУ заключил договор с районными управлениями образования. 6289 детей прошли тестирование практически по всем основным школьным дисциплинам, причем многие выпускники кировских лицеев замахнулись на экзамены повышенной сложности - по биологии, физике, химии, русскому языку и математике. Результаты этого тестирования на вятской земле принимают все факультеты ВятГУ, ряд факультетов ВГГУ, ВГСХА, филиала Московского современного гуманитарного института, МГЭИ и Вятского социально-экономического института.
Как отмечают преподаватели ВятГУ, ознакомившись с итогами централизованного тестирования, вятские школьники получили весьма неплохое образование. "Если по стобалльной шкале средний балл по России составляет примерно 50, - говорит В. Сысоев, - то в Кировской области по математике он 53,6, по истории России - 55,1, по русскому языку - 54,7, по физике - 52,9". Весьма неплохо мы смотримся и по другим предметам.
Кстати, есть среди нынешних абитуриентов особенные умники: к примеру, один из выпускников физико-математического лицея получил по сто баллов за тесты повышенной сложности по русскому языку, математике и физике. Разумеется, этакого "Ломоносова" с дорогой душой взяли бы в любой кировский вуз, но, скорее всего, талантливый мальчик поедет покорять Москву. Хотя многие вятские медалисты остаются на родной земле и становятся гордостью наших вузов. Может, поэтому преподаватели на Вятке и говорят, что они работают на счастливом месте - готовят замечательных специалистов из замечательных студентов, которые когда-то были не менее замечательными школярами.