19 июня в Высшей школе журналистики, одним из учредителей которой является <?Газета.Ru>, состоится день открытых дверей. Итоги первого года работы учебного заведения подвел декан ВШЖ Александр Привалов, научный редактор журнала <?Эксперт>, публицист и аналитик.
- Высшая школа журналистики (ВШЖ) была учреждена год назад руководством ОРТ, ВГТРК, НТВ, издательскими домами <?Коммерсантъ> и <?Афиша>, журналом <?Эксперт> и <?Газетой.Ru> совместно с Высшей школой экономики. С чего все началось? - Вся затея с ВШЖ началась с того, что руководители СМИ поняли: с кадрами у нас плохо. И позиция изначально была такая: обычный журфак, куда дети поступают прямо из школы, - это, по-видимому, неоптимальная форма подготовки журналистских кадров. Потому что школьник, закончивший факультет журналистики, как правило, не знает толком ни одной предметной области, да и жизненного опыта у него нет. Мы исходили из предположения (не всегда, но обычно правильного), что тот, кто закончил какое-то учебное заведение и успел поработать, в какой-нибудь сфере да разбирается. Трудно себе представить молодого человека лет 25-27, у которого нет никакого опыта. А научить писать того, кто что-то знает, несравненно легче, чем научить что-либо понимать того, кто <?вообще> умеет писать.
- Что происходило в ВШЖ в первый учебный год? - У нас очень маленький набор - всего 8 учащихся. То есть прошлой осенью мы набрали около 15 человек, но буквально в первую же неделю половина из них ушла. Они не говорили: <?Ой, не хочется деньги платить> или <?Ой, мы думали, что здесь одно, а тут другое>. Они просто поняли, что оказались в учебном заведении, где полномасштабная нагрузка, где учат всерьез, и совмещать это с работой им оказалось трудно. Но те, кто у нас остался, наши кованые кадры, нам нравятся.
В ВШЖ преподают разные люди: одни из них академические ученые, другие - деятели медиасферы. Но все они хвалят наших слушателей. Из этого я готов сделать довольно нахальный вывод: наша затея может собрать вполне серьезных людей - и больше, чем в первый раз. Мы хотим сделать второй набор нормального размера - человек 30-50, хотя бы для того, чтобы правильно построить учебный процесс. Потому что сейчас получается какое-то средневековое образование: на каждого учащегося по семнадцать с половиной профессоров. Это, конечно, хорошо, но уж очень нерентабельно.
- Кто у вас сейчас учится? - Возраст наших студентов - от 25 до 30 лет. Все они работают. Но, насколько я понимаю, в журналистике заняты два-три человека, остальные в других сферах. Для нас, то есть учредителей, которым нужны профессиональные кадры, это хорошо. Слушатели должны быть самые разные, в том числе, конечно, и представители медиаструктур, которые хотят резко ускорить свой карьерный рост. Подчеркну, между прочим, что тот набор дисциплин, который мы преподаем, может с успехом использоваться не только в журналистской работе. Его можно использовать с разных сторон прилавка. Например, в работе медиапланировщика, медиааналитика. Мы надеемся, что наши слушатели получают достаточно широкий базис для успеха и на этих направлениях.
- Чем отличается методика преподавания в ВШЖ от других учебных заведений того же профиля? - Поскольку мы только год просуществовали, то о методике, установившейся в ВШЖ, говорить пока рано. Но отличия, конечно, есть. Например, мы сделали не совсем обычный учебный план, сильно изменив исходный журфаковский в ту сторону, в какую нам, практикам, казалось разумным. Я очень хорошо помню, как за длинным столом собрались человек десять не просто действующих, а успешно действующих журналистов и как они с искренним восторгом читали друг другу вслух фрагменты из типового учебного плана журфака. Интонации звучали не очень одобрительные...
Журфаковский учебный план - это, можно сказать, чуть упрощенный филфак, обвешанный общественными дисциплинами. Но <?филфак для бедных> - это неправильно. Даже абсолютно необходимые на журфаке занятия словесностью (и у нас кафедра словесности - одна из ведущих) подаваться должны не так как на филфаке, а с гораздо более прикладных позиций. Поэтому наряду с курсами введения в систему русской словесности, в систему западной словесности у нас существенное место занимают курсы литературного редактирования, риторики. Иными словами, мы пытаемся, тем более что у нас учатся люди взрослые и их не нужно обучать с азов, ввести студентов в практически необходимые сферы.
Ключевое же отличие от обычного журфака проявится только на втором году обучения, который практически весь будет состоять из всякого рода практики. Сейчас наш первый набор делает круиз, который мы назвали ознакомительной практикой: в течение июня они знакомятся с работой всех типов СМИ - радио, телевидения, газет, новостных агентств, журналов. Например, 16 июня половина наших слушателей была в журнале <?Эксперт>, половина - в <?Столичной вечерней газете>. А в будущем году их ждет уже полномасштабная практика в одном из ведущих СМИ (большей частью из числа учредителей ВШЖ, но не обязательно), в ходе которой они включатся в реальную работу. Тогда же начнутся так называемые мастер-классы - мы очень надеемся, что привлечем к их проведению лучших журналистов Москвы. Список мастеров будет формироваться с учетом мнения студентов. С одной стороны, мы посоветуем то, что считаем необходимым, чтобы получить разнообразие, как жанровое, так и в подходах и темпераментах. С другой стороны, они сами решат, у кого хотят поучиться.
Я уверен, что наш первый выпуск будет хорошо пристроен. После того как мы разведем их по практикам, я думаю, что они там и останутся.
- То есть первый год у вас был удачным? - Не совсем. Все же только начиналось, ничего не было отлажено: там винтики не попадают на гаечки, сям. Но это нормально, так и должно было быть. Дальше дело пойдет глаже.
- Когда начнется новый набор в Высшую школу журналистики? - 19 июня, в день открытых дверей, стартует кампания по набору (сам набор будет проходить в конце лета - начале осени). Соберется вся команда, в том числе заведующие кафедрами - их у нас четыре: деловой и политической журналистики, медиаменеджмента и медиабизнеса, информационной политики и информационных исследований, словесности. Наверняка придут представители Высшей школы экономики, кто-то из действующих журналистов. С потенциальными студентами поговорят, объяснят все, что они захотят узнать. А заодно и сами посмотрят на новичков.
- Какие требования вы предъявляете к поступающим? - Все условия поступления есть на нашем сайте www.hse.ru/wizard/vshj. Естественно, Высшая школа журналистики платная и вечерняя. При поступлении абитуриенты проходят так называемое творческое испытание. В отличие от многих других образовательных заведений этого профиля, мы не интересуемся публикациями. Человек приходит с голыми руками в класс и пишет работы.
На этот раз мы поступим гуманнее, чем в прошлом году, когда всех посадили в одну аудиторию, как школьников на выпускном сочинении. Теперь будет отведен какой-то период времени, чтобы всякий желающий мог прийти, посмотреть перечень тем, выбрать любую, написать эссе и уйти. От этих творческих испытаний мы не ждем открытий: новые Гиляровские если и проявляются, то не так. Мы просто хотим посмотреть, что за люди к нам приходят.
- Вы думаете, что наберете нужное число слушателей? - Я думаю, что да. Потому что в первый год мы сделали все ошибки, какие может сделать новичок. Например, неправильно работали с приходящими: у нас в приемной сидели девочки-студентки, которые просто не умели разговаривать с незнакомыми людьми. Как нам потом объяснили, мы одним этим сократили себе набор как минимум вдвое.
- Значит, на следующий год, после первого выпуска, можно будет говорить о результате деятельности ВШЖ? - Первые итоги успешности или неуспешности учебного заведения можно будет подводить не в следующем году и даже не через год. Все должно выйти на стационарный режим: в течение одного-двух-трех наборов работа ВШЖ должна стать стабильной, как конвейер. Если первый-второй выпуск целиком трудоустроится в ведущих СМИ и нашими выпускниками останутся довольны - а для этого имеются хорошие шансы, - тогда можно будет сказать, что затея удалась. 17 ИЮНЯ 10:10