ОРТ. «Самолет президента» — образчик американского агитпропа
Голливуд на несколько лет опережает реальную американскую политику, может быть, потому, что политики вдохновляются фильмами, а может быть, потому, что и кино, и политика в США изготавливается на одной кухне. Вся экспансионистская риторика Буша была предсказана в «Самолете президента», снятом в 1997 году. Американский президент в нем произносит пламенную речь: американская демократия больше не признает суверенитетов и вторгается в любую точку мира для свержения тиранов и предотвращения гуманитарных катастроф (для чего же еще?). Нам внушили в отношении нашего прошлого различные комплексы, нас заставили поверить в то, что в советские годы у нас существовал просто невероятный по своей чудовищности режим. Общим местом стало якобы тотальное засилье коммунистической пропаганды в советском обществе. Мы наивно полагали, что там, на Западе, в «свободном обществе», ничего подобного нет. Сейчас мы познакомились с тем, что такое промывание мозгов в условиях рыночной демократии. Фильм «Самолет президента» — замечательный в своем идиотизме образчик американского агитпропа. Если б он был снят с иронией, то вышла бы замечательная пародия. Но серьезность авторов фильма просто удручает. Можно только догадываться — была ли сия продукция профинансирована правительством США или она стала естественным плодом неудержимых патриотических чувств режиссера. Но в своем рвении парень явно перестарался; хотя это — на наш взгляд, а американцам, может быть, в самый раз… Эпоха Джеймса Бонда или Рэмбо, действующего от имени «свободного мира», закончилась. Теперь президенту США не нужны посредники — он сам убивает террористов, которые захватывают его самолет. Он прямо воплощает в жизнь то, о чем Путин только говорит, — глава Америки собственными руками мочит бандитов в сортирах. Ни охранники, ни спецслужбы ничего не могут поделать, а президент укладывает врагов одной левой. Зачем Америке армия, такие гигантские военные расходы при таких-то суперменах? Забавно представить в роли подобного супермена реального американского президента. Джордж Буш бегающий по коридорам своего самолета за террористами — это великолепный сюжет для комедии… Наша пропаганда все-таки соблюдала какие-то рамки приличия, и никто не пытался изображать Сталина врывающимся на танке в Берлин и самолично водружающим знамя над рейхстагом. Но все возможно в Голливуде… В пропагандистских фильмах важен образ врага; в «Самолете президента» он очерчен очень четко. В Казахстане устраивает коммунистический переворот русский генерал с сербским именем. Прекрасный коктейль для американских мозгов, для них что серб, что русский — все одно, а могли бы дать и китайские имена! Террористы захватившие самолет, разумеется, тоже русские. Они, в лучших традициях жанра, показаны безжалостными садистами. В одной статье прочитал такую фразу: в американском кинематографе автомат Калашникова стал атрибутом дьявола. Можно добавить, что не только автомат, но и русская речь. По этой накатанной Голливудом дорожке в случае необходимости может без проблем пройти и настоящая пропаганда реальной войны — семена ненависти к нам уже посеяны. Надо сказать, что в США граница между подлинным и игровым очень размыта. Мери Калдор, профессор Экономической школы (Великобритания), почетный председатель Хельсинкской гражданской академии так говорит о войне в Ираке: «Это был новый вид войны. Иракскую войну я бы охарактеризовала как «театрализованную войну». Американцы, пожалуй, единственные, кто может вести подобные войны. «Театрализованная война» ведется в форме шоу, рассчитанного главным образом на домашнюю публику. Спектакль ставится и для нас, чтобы показать, что Америка — самая могущественная страна. Но это — шоу, номер. Это — театр. Война в Косово, известным образом, тоже была «театрализованной войной». Это был спектакль». Справедливость слов уважаемого профессора подтвердила история с освобождением рядовой американской армии Джессики Линч из иракского госпиталя, которая стала самым популярным телесюжетом последней войны. При этом постановочность, вообще свойственная телерепортажам с этой войны, в истории с Джессикой настораживала особенно, даже непрофессионалов, тем более если те были знакомы с фильмом «Плутовство: хвост виляет собакой». Было понятно, что без Голливуда здесь не обошлось. Подозрения частично подтвердились, когда выяснилось, что корреспондент «New York Times» написал о Джессике 10 статей, не выходя из дома и придумав все интервью из головы. Британская газета «The Guardian» опубликовала материалы расследования корреспондента BBC, развенчивающего миф о самом патриотичном моменте иракской войны. Газета пишет, что Джессику в иракском госпитале старательно — как могли — лечили. Ей отдали единственную имевшуюся в госпитале специальную хирургическую кровать и приставили одну из двух обслуживавших весь этаж сиделок. Огнестрельных и ножевых ранений на теле Джессики не было, хотя позже про это все время говорили. Госпиталь, как и сам город, был оставлен иракскими войсками. Один из врачей даже довез Джессику на «скорой помощи» до блокпоста, желая передать американцам, но там машину обстреляли американские военные, и девушку пришлось вернуть обратно в госпиталь. Тогда-то спецназ пошел на «штурм» госпиталя. «Все это здорово походило на голливудский фильм. Они кричали «Вперед, вперед, вперед», стреляли из автоматов холостыми патронами, что-то взрывали. Словом — это было настоящее шоу, вроде тех, в которых снимаются Сильвестр Сталлоне или Джеки Чан, с прыжками, воплями, выбиванием дверей», — вспоминает доктор Анмар Удэй. Все это, по словам свидетелей, американцы снимали на камеру. Чтобы придать происходящему больше правдоподобия, спецназовцы приковали иракских докторов и пациентов наручниками к кроватям. Сейчас у Джессики появилась внезапная амнезия, она абсолютно ничего не помнит из происходившего с ней в плену. Правда, скептически настроенный журналист считает, что причина ее забывчивости в том, что история с освобождением была разыграна от начала до конца. Отсутствие четкой грани, отделяющей экранную войну от реальной, говорит о том, что одно легко может перейти в другое. Война в Ираке оказывается всего лишь хорошо разыгранным шоу, а американские солдаты, расстреливающие русских в очередном боевики, однажды могут стать вполне реальными… Между прочим, 63% американцев, опрошенных журналом Time и телекомпанией CNN, считает, что Россия представляет угрозу для безопасности США. В этом их, без всякого сомнения, убедил Голливуд.