Дан Хоровиц де Гарсия Станет ли Ирак следующим Пуэрто-Рико?
4 июня 2003 года.
Американские солдаты высадились как освободители. Командир прочитал заявление, возвещающее зарю новой демократической эры для страны. Население сомневалось, но некоторые приветствовали янки, довольные, что избавились от угнетателей. Командира звали Нелсон Майлз, население говорило по-испански, страна называлась Пуэрто-Рико, кончался 19 век. Все это как будто весьма отличается от войны против Ирака, но по-моему, изучение колониализма в Пуэрто-Рико поможет нам понять, что может случиться с Ираком. Различия, конечно, есть, но сходство просто поражает. В конце 19 - начале 20 века колонии означали дешевую рабсилу, сырье, и бОльшие прибыли. Американская колониальная политика изменилась в 1880-е годы, когда капитан ВМС Альфред Т. Махан стал ведущим государственным советником по военным вопросам. Махан разработал доктрину военного и колониального превосходства, опирающуюся на ВМС. Это означало создание и поддержание мощного военно-морского присутствия в Западном полушарии. США захватили Филиппин, Кубу, Гуам и Пуэрто-Рико с целью получить колонии и военные базы в Латинской Америке и на Тихом Океане. После Испано-Американской войны (эти колонии были отняты у Испании -пер.) США превратились в мировую империалистическую державу. Испанская империя была уже давно в упадке и победителям не досталось ничего, кроме земель. Как выразился глава делегации США на переговорах Уайтло Рейд "Никаких репараций получить невозможно, за исключением территоррии." Куба была опустошена в результате войны за независимость, поэтому США сделали Пуэрто-Рико основной торговой базой в Карибском бассейне. Военная добыча в Ираке, напротив, колоссальна. Почти 2,5 миллиарда в контрактах по восстановлению получила компания Бехтель, 7 миллиардов заплатят за вооружение дочерней фирме Хэллибертон, и это только затравка. И мы еще даже не упомянули о нефти. Приватизация уж точно гарантирована. Без сомнения, это принесет американским корпорациям гигантские прибыли, вопрос только в том, как они все это организуют. Судя по наглости американских властей, они просто отдадут все корпорациям средь бела дня. Но если они окажутся хитрее, а на это всегда стоит рассчитывать, когда дело идет о врагах, то на поверхности окажется только пиар. За последние 100 лет США использовали свои колонии (особенно Пуэрто-Рико) как полигоны для разработки методов неоколониализма и в наш век цифровой глобализации довели их до совершенства. Чего мы можем ожидать в Ираке? На опыте Пуэрто-Рико можно предположить следующее:
Гражданское правительство будет организовано ... в конце концов
Открытая оккупация - удовольствие дорогое и хлопотливое. Гораздо проще, если грязную работу делает марионеточное правительство. Еще того лучше, такое правительство помогает экономически привязать колонию к метрополии. США проделали это в Пуэрто-Рико в 1900 году с помощью так называемого закона Форакера. Он определяет Пуэрто-Рико как колонию. Согласно этому закону было образовано гражданское правительство под полным контролем США, всех - от губернатора до верховных судей и исполнительного совета назначал президент США. Пуэрто-Рико было обязано подчиняться американским законам и системе пошлин, парализующей экономику. Не уверен, что американцы сделают свои законы обязательными для Ирака таким наглым образом, но в конце концов, войны не ведутся для того, чтобы обогащать другие страны.
Ожидайте борьбы с реальностью.
В 21 веке колониями можно владеть, если делать вид, что не владеешь колониями. На самом деле колониализм не изменился за последние сто лет, только названия изменились. Так что страна, в которой каждое решение правительства должно быть утверждено в Вашингтоне, считается свободным и добровольным союзником США. Любая анти-колониальная борьба включает борьбу за то, чтобы назвать вещи своими именами. Ахмад Чалаби, избранный Пентагоном в наследники Саддаму, не пользуется совершенно никакой поддержкой в Ираке, но это не имеет значения. Если все, что требуется от Пентагона - указать на иракца и назвать его "президентом", таково будет официальное определение демократии в Ираке. И антиколониальная борьба в Ираке не обойдется без того, чтобы показать, чего стоит на деле это определение. Опять-таки, если сослаться на колониальную историю Пуэрто-Рико, стоит ожидать попыток со стороны других элит. Но, поскольку они элиты, их легко купить. Неивестным в этом уравнении являются фундаменталисты. Меньше всего Пентагону нужен рост фундаментализма, которым они не управляют. Это управление может быть политическим. Может быть, многопартийная демократия будет включать и фундаменталистов. Но опасность для Пентагона состоит в том, что они могут и победить. Пуэрториканцам позволили выбрать себе губернатора только спустя 48 лет. Это произошло после того, как движение за независимость было введено в жесткие рамки и огранизована эмиграция для лишения этого движения поддержки. Не думаю, что это же устроят в Ираке. Религиозный фундаментализм США не собираются терпеть, если смогут с ним справится. Для этого применят насилие. Ожидайте, что тайная полиция Саддама продолжит свою деятельность, переподготовленная ФБР на основе опыта COINTELPRO. Контрразведывательная программа (COINTELPRO) ФБР, начатая в 1950-е годы, раздавила организованное инакомыслие на Пуэрто-Рико. Вместе с военной разведкой ФБР завело досье на более чем 140 000 активистов движения за независимость. Все подверглись многолетним преследованиям. Если история чему-то учит, ожидайте в Ираке лагеря для политических заключенных - и в ближайшем будущем.
Ожидайте референдумов с вопросами, не имеющими реального смысла.
Правительство, предназначенное для Ирака будет основано на американских планах, хотят ли того иракцы или нет. Конституцию могут и не сочинить непосредственно американские оккупанты, но они уж точно ее одобрят. Иракцам дадут выбрать, но их выбор будет лишен смысла. Точь-в-точь как на Пуэрто-Рико. Через четыре года после Второй Мировой войны власти США организовали новое политическое прикрытие для колониального положения Пуэрто-Рико. Конгресс США слегка изменил слова в старых законах, определяющих отношения между двумя странами. Конгресс объявил о принятии местной конституции, созыве конституционного собрания и всеобщем голосовании. Он также сохранил за собой право изменять эту конституцию и предварительно одобрить документ перед разрешением голосовать за его принятие. Поскольку эта конституция не рассматривала эксплуататорскую природу колниальной власти ( и с чего бы это колонизаторы стали бы писать об этом), единственным вопросом оставалось - насколько тесно будет страна связана с США. Новый статус был "одобрен" и США провозгласили конец колонизации. Ни разу не была упомянута даже возможность репараций за последние 100 лет колонизации. Вместо того пуэрториканцам объявили, что единственная возможность для страны быть экономически независимой - тесная связь с США. Это означало конец обсуждениям возможности независимости, поскольку разрыв нынешних отношений с США считается чем-то подобным решению наркомана вдруг полностью отказаться от героина. Так что референдум оказался оружием, позволяющим США удерживать свою колонию и угрожать Пуэрто-Рико экономической катастрофой. Формулировки каждого вопроса на этом референдуме одобрил Конгресс США. Условия голосования одобрил Конгресс США. И резульаты, каковы бы они ни были, предрешил Конгресс США. Нефтяное богатство Ирака не оставляет сомнения, что контроль будет очень жестким, но явная колонизация невигрышно выглядит. Как могут США держать все в своих руках, но при этом в виде "освобождения"? Ответ частично заключается в приватизации. Нефтяные поля уже в руках Хэллибертон. Иракцы будут голосовать, но не насчет нефти и Хэллибертон. И не насчет выхода из ОПЕК. И , вообще, не насчет ничего, что имеет значение. Население Пуэрто-Рико составляет свего восьмую часть иракского. Мы экспортируем в основном дешевую рабсилу (не считая замечательных боксеров, Дженнифер Лопес и лучшей еды, которую вы когда-либо пробовали). Но все равно, и спустя 100 лет США и не думают отсюда уходить. Ирак, богатый нефтью, со своим стратегическим расположением, может ожидать еще худшего. США уже показывают свое мурло. Лицо статуи Саддама, закрытое американским флагом, демонстрирует наглядно, кто на деле хозяин Ирака, что не прошло незамеченным иракцами и любым на Ближнем Востоке. Война против Ирака продолжалась 13 лет. Можно ожидать, что оккупация продлится гораздо, гораздо дольше. И она будет кровавой.
Дан - руководитель отдела в Проекте Юг: Организации для уничтожения нищеты и геноцида. Он был профсоюзным организатором, местным организатором и преподавателм прав человека. Статья основана на его книге "Корни Терррора". Оригинал опубликован на