ОтГеоргийОтветить на сообщение
КАдминистрация (Дмитрий Кобзев)Ответить по почте
Дата22.06.2003 14:55:57Найти в дереве
РубрикиПрочее;Версия для печати

И снова Рязанов и Ко. Обсуждение в ЖЖ. Крылов (*+)


http://www.livejournal.com/users/krylov/601196.html

К замечательному рассуждению Егора об "атмосфере".

Егор пишет:

>Собственно единственный узко-русский момент в фильме - это песенка про
"Тихорецкую". Вот это да.

Надо сказать, что "вагончик тронется - перрон останется" - любопытная
песенка.
Начнём с изготовителей. Музычка - таривердиевская, слова - некоего
Львовского. "Русских тут и близёхонько не лежало" (особенно если знать, кто
такой Таривердиев: кавказский человек* всю жизнь протусовался "при ком
надо", и кончился жирно: набамбуканный крупняк, весь в пряниках, "лаурьят
премий" и номинат таковых, со своим фондом и т.п.; Львовский - ну, понятно).
Пела это дело Пугачёва (тоже "понятно кто"). В общем, это всё хорошо
укладывается в общесоветскую парадигму: "интернациональная нацыя делает
культурку для всяких нацыональных нацый, особенно тех, на чьём хребте ездим"
(т.е. для русских).
Это всё, однако, не так важно - "обстоятельства". Обратимся к тексту.

НА ТИХОРЕЦКУЮ

На Тихорецкую состав отправится,
Вагончик тронется, перрон останется,
Стена кирпичная, часы вокзальные,
Платочки белые, платочки белые, платочки белые,
Платочки белые, глаза печальные.

Одна в окошечко гляжу не грустная,
И только корочка в руке арбузная,
Ну, что с девчонкою такою станется ?
Вагончик тронется, вагончик тронется, вагончик тронется,
Вагончик тронется, перрон останется.

Начнет выпытывать купе курящее
Про мое прошлое и настоящее,
Навру с три короба, пусть удивляются,
С кем распрощалась я, с кем распрощалась я, с кем распрощалась я,
С кем распрощалась я, вас не касается.

Откроет душу мне матрос в тельняшечке,
Как тяжело на свете жить, бедняжечке,
Сойдет на станции и распрощается,
Вагончик тронется, вагончик тронется, вагончик тронется,
Вагончик тронется, а он останется.

На Тихорецкую состав отправится,
Вагончик тронется, перрон останется,
Стена кирпичная, часы вокзальные,
Платочки белые, платочки белые, платочки белые,
Платочки белые, глаза печальные.

Забавно, но в тексте описывается такой типичный "внешний" взгляд на русскую
необщительность, неумение и нежелание обсуждать свои проблемы, сухость - и
лживость. как следствие этого неумения.

Вот стоит очередь: все стоят "отдельно". Все печальные, а баба лыбится и
жрёт арбуз, и на окружающий унылый фон ей плевать. (Впрочем, окружающий
унылый фон потому и уныл, что "всем на всех плевать".) Дальше, в вагоне:
компания, общество, хороший повод обсудить свои реальные проблемы
(разумеется, с соблюдением мер безопасности, как это принято среди евреев) -
например, поговорить о детях, сексуальной жизни, и прочих важных вещах. Нет,
бабонька воспринимает общение наполовину как развлечение, наполовину как
докуку, и вместо заинтересованного выяснения отношений - просто "врёт с три
короба", охраняя своё прайвеси (да-да, речь идёт именно о прайвеси: "с кем
распрощалась я, вас не касается" - но прайвеси, обесценное недостойным
способом его охраны: если бы она не подумала, а сказала бы это, это было бы
"по-западному", но тут всего лишь жалкая хитрость, лживость, качества
недостойные и жалкие). Дальше - зеркально-симметричная ситуация: "открывает
душу" матрос в тельняшечке, причём бабёнка слушает его совершенно
равнодушно, ей не нужны и не интересны его проблемы (хотя как вагонное
развлечение - сойдёт). "Скорей бы сошёл". И, наконец, с облегчением: "сойдет
на станции и распрощается, вагончик тронется, а он останется". Типа -
надоедливый попутчик остался в прошлом, а я еду по своим делам. И точка.
Самое смешное, что всё это, в общем, правда. С общительностью у русских дело
обстоит неважно. Требуется алкоголь и прочие средства, на худой конец -
истерика, причём не развивающаяся в процессе общения (как у евреев), а
"до" - как условие. Типа "дал веслом по пизде - за что? - да так, поговорить
хочется". "Есть такое дело"

А вот более современный римейк той же песенки:

Михаил Щербаков. Красные ворота

То галопом, то вверх тормашками - дни мелькают а ля драже.
Например, эти две с ромашками не полюбят меня уже.
Прежде взвыл о таком бы бедствии, нынче ж только губу скривлю:
ничего, как-нибудь впоследствии я их тоже не полюблю.

Не мычи, пассажир, так ласково. Стоит повесть твоя пятак.
Сколько пива в тебе голландского, я вполне угадал и так.
Худший способ вербовки ближнего - биография с молотка.
Эко диво, что ты из Нижнего! Хоть из Вышнего Волочка.

Ты бы шансы вперёд просчитывал, а внедрялся бы уж затем.
Или тот, кто тебя воспитывал, завоспитывался совсем?
Возражай естеству по-разному, раздражай ретивое, но
не указывай мне, алмазному, на своё золотое дно.

Темнота за стеклом - нормальная. То не юность мосты сожгла.
То банальная радиальная просияла и отошла.
Но коснуться того сияния, вспять отмерив по полверсты,
не сумеем уже ни я-я-я, ни, тем более, ты-ты-ты.

Подожди в турникет рекой впадать и дыши чуть в сторонку, да.
Мне от Красных ворот рукой подать, а тебе ещё вон куда.
Так что крепче держись за поручень. А когда побредёшь пешком,
лучше там припадай к забору, чем упадай в лопухи мешком.

Вот и якорь стальней стальнейшего. Ночь у Красных ворот свежа.
Светлячковый пунктир дальнейшего проникает в туман, жужжа.
Он теряется близ Рейкьявика. Дальше - джунгли долгот-широт.
В джунглях ни одного человека. Разумеется, я не в счёт.

Не буквально так синтаксически превратив "никогда" в "нигде",
над кремнистым путём классически подпевает звезда звезде.
Я в торжественном их приветствии не нуждаюсь, но не горжусь:
ничего, как-нибудь впоследствии я им тоже не пригожусь.

Очень характерно, особенно в моменте "настроения". "Я им тоже не пригожусь",
да.

___________
* Многие считают Таривердиева евреем (из-за внешности и проч.). Однако, на
"семь-сорок" его фамилия "синеньким не покрашена".

)(
----------------------------------------------------------------------------
----
Тошнит чото...
probegi
2003-06-20 06:35 (ссылка)
Хорошо написали, рвотно.
хехехе

tiomkin
2003-06-20 06:42 (ссылка)
Что забавно - текст песни приписывали и Высоцкому. А музыка там народная.
Песня-то была задолго до фильма.
А Таривердиев... его сын, что интересно капитан СпН ГРУ, прошел Афган,
награды имеет. При этом наотрез всегда старался отказываться от протекции
отца (ну тот правда не особенно и настаивал).
Такие вот русские люди...

эхэхэ...
kiryan
2003-06-20 07:13 (ссылка)
Эфраим Севела. Остановите самолет -- я слезу!


Откровенно говоря, хоть я и не верю в Бога, но это Бог наказал тех, кто
запретил евреям иметь собственную культуру. Вот они и кинулись в соседние и
погуляли там на славу.
Возьмем, к примеру, русские песни. Советского периода. От гражданской войны
до наших дней. Хорошие песни. Лирические. Народные. Русский человек с
удовольствием, не замечая подвоха, поет их и в городах, и в деревнях. И я
долго пел и ничего не замечал. Но один музыкальный критик -- он, как вы
догадываетесь, со мной не музыкой занимался, а стригся у меня -- этот критик
как-то надоумил меня посмотреть в корень. И я, знаете, ахнул. Что ни русская
песня, то почти всегда еврейская мелодия в основе. Гвалт! Откуда? Почему?
Очень просто. Большинство композиторов-песенников в в Советском Союзе, по
крайней мере, до последнего времени, были наш брат -- евреи. Я обслуживал
четыре-кооперативных дома композиторов и, поверьте мне, знаю, что говорю.
А на какие мотивы опирается композитор в своем творчестве? Ответ ясен -- на
народные. Которые он впитал с молоком матери или бабушки. Они ему пели над
колыбелькой.
А теперь скажите мне, что мог услышать будущий композитор в своей колыбельке
от своей еврейской бабушки в Бобруйске или Житомире? Не русские частушки,
поверьте мне, и не "Боже, царя храни". Засыпая, он слышал печальные песни
черты оседлости, и их как губка впитывал его восприимчивый
мозг. Через много лет зти грустные, слегка на восточный лад, напевы дружно
грянул русский народ.
Возьмем, к примеру, Северный народный хор. Из Архангельска. Это же поморы.
Такие закоренелые славяне, что дальше некуда. В русских рубахах с петухами,
в холщевых портках и смазных сапогах. Бороды -- лопатой. Бабы в сарафанах и
кокошниках. Все -- блондинки, головки как лен. Глазки -- небо голубое. Одним
словом, Русь чистейшей воды. Даже не тронутая татарским нашествием. Татары,
говорят, так далеко на север не зашли. И слава Богу. Иначе бы мы многих
радостей лишились в жизни. На нашу долю только крашенные блондинки бы и
остались.
Но я отвлекся. Значит, Северный хор. Песня поморов "Ой, ты, Северное море".
Господи, Боже мой! Как затянут, заведут, так у меня сразу глаза на мокром
месте, будто в Судный день в синагоге.
Или песня "Казачья-богатырская". Это же не секрет: если в России были
антисемиты, то самые выдающиеся из них -- казаки. Между евреем и казаком,
как говорят ученые, полная несовместимость. Одним словом, собака с кошкой,
лед и пламень.
И вот, представьте себе на минуточку, вываливается на сцену казачья ватага:
чубы из-под фуражек, рожи разбойничьи, галифе с лампасами, и у каждого --
шашка на боку. Как пустятся вприсядку, как загорланят. Вы знаете, чего мне
захотелось после первых тактов? Мне захотелось ухватиться пальцами за
жилетку и запрыгать, как в известном танце "Фрейлехс". Слушайте, вы не
поверите, казаки отплясывали еврейский свадебный танец по всем правилам, и
если было что-нибудь отличное, так это, возможно, хулиганский свист и
гиканье, без чего для русского человека танец -- не танец. И жизнь -- не
жизнь.

bezukh
2003-06-20 08:13 (ссылка)
А еще Севела в какой-то книге прикалывался над "ой ты, ГОЙ-еси, добрый
молодец".
(Ответить) (Уровень выше)


rem_lj
2003-06-20 09:37 (ссылка)
Самое смешное, что всё это, в общем, правда.

а какие тогда претензии к песне и ее авторам?

adolfych
2003-06-20 09:38 (ссылка)
""Аелiта" пиздить дуже голосно:"Дорогi колгоспникi, а зараз послухайте пiсню
Матусовського на слова Пляцковського..." Юхим Гаврилович(хрипким голосом,
виключа "Аелiту")- Жиди!."(с) Лесь Подерв"янський, "День колгоспника"
(Ответить)

евреи и евреи
(Анонимно)
2003-06-20 13:28 (ссылка)
А вот недавно была дискуссия о Троцком между oboguev'ым и avrom'ом
(кажется).
И avrom утверждал, что нужно различать евреев выразителей еврейской идеи
(как сам avrom, наверное) и евреев выразителей русской=советской идеи
(таковым объявлялся Троцкий).
Очевидно, все советские композиторы & песенники очень хорошо укладываются в
эту классификацию. А мелодии бабушки из Бобруйска пошли псу под хвост.

Вообще, из того что N% композиторов -- евреи ещё не следует, что существует
особая еврейская музыка. Это же бред величия какой-то.

=======
Снегирь

(Ответить)


vl_raduga
2003-06-20 16:31 (ссылка)
Интерпретация и анализ не отвечают смыслу стиха совсем, на мой взгляд.

Отчужденность тут не абсолютна и видеть ее абсолютной, самой по себе -
значит не воспринимать стихотворение.

Вот ведь совершенно ясный центр, изъяснение этого взаимного отчуждения:

"С кем распрощалась я, вас не касается"

Это лирика, это взгляд, самочувствование состояние героя, "я" стиха. Именно
оно организует текст, создает напряженность и контраст "С кем распрощалась
я" и "вас не касается", собственно, само это напряжение и есть стих, его
состав, цена.

Мир стихотворения отнюдь не плоский, не изотропный, не абсолютный, он
центрально организован, и исходить в анализе из некоего абсолюта,
рассматривать все как плоское пространство, неверно по существу.


В общем, такое строение лирического текста как раз очень характерно для
русской литературы. В Сети можно поучительную статью найти, начинающуюся
фрагментом, касающимся подобных интерпретаций "Анны Карениной".

http://www.vavilon.ru/texts/purin3-1.html
==================

http://www.livejournal.com/users/krylov/601538.html

Технологии
По совершенно иному поводу зашёл на семь-сорок, и уткнулся носом в ссылку на
интервьюй Кобзона. Где, в частности, на тему обвинений Кобзона в "связи с
мафией":

Вот вы сейчас тоже вскользь сказали, там, которого обвиняли в связях с
мафией, российской, зарубежной. Между прочим, кое в чем я даже и выиграл от
этих обвинений - мафия меня вообще не трогает и обходит стороной, ну, как
же, меня же боссом назвали, вопросов нет. Но все дело в том, что я судился с
США 1,5 года и нанес себе непоправимый ущерб. Америка не прощает никому
ничего. Поэтому они решили так: раз нет возможности обвинить в чем-то, они
разослали файлы во все страны мира. При том в файлах тоже нет обвинения.
Когда я обратился в Гаагу, в международный трибунал, с требованием с
Америкой выяснить отношения, мне сказали, что мы не можем принять дело к
слушанию по одной простой причине - США вас не обвиняют, они вас
подозревают. Подозревать любая страна может любого гражданина. И вот мне и
моей супруге в файле отказано во въезде во все страны мира по одной простой
причине - мы подозреваемся в торговле наркотиками, оружием, связях с русской
мафией. Вот эти 3 пункта, которые нас превратили в персону нон грата.

Хех. "Никто не может быть признан преступником иначе как по приговору суда".
Так зачем же "признавать преступником"-то? "Можно ведь по-разному", да.

) на всяк случ: "кобзону" здесь сочувствовать никак не возможно: "правильно
делают" (
============

http://www.livejournal.com/users/krylov/601645.html

Пишет Konstantin Krylov (krylov)
@ 2003-06-21 05:00:00


корни
Первый раз я прочёл книжку, в которой высмеивалась и отрицалась демократия
вообще и парламентская форма правления в частности, лет в пять.

Впрочем, вру: я прочёл сразу (чуть ли ни одну за одной) две такие книжки. В

одной всё было откровенно, но довольно сложно, "жизненно так". В другой -
несколько менее очевидно (использовались аллегории, впрочем прозрачные), но
зато дидактично.

Книжки были - корчаковский "Король Матиуш Первый" и киплинговский "Маугли".
Где бандер-логи, ага.

)(
============
http://www.livejournal.com/users/krylov/602018.html

Пишет Konstantin Krylov (krylov)
@ 2003-06-21 06:31:00


"Если завтра война"
Время от времени, читая ЖЖ, натыкаешься на фразы типа: "...а если господин Х
захочет реализовать свои политические амбиции, я возьму дрын потяжелее и
урою господина Х со товарищи. Ничего личного, такая социальная гигиена. Я за
свои святые убеждения ужо постою. Я такой. А этот Х - сопля, только языком
болтать горазд."

Оставим в стороне тот факт, что половина пишущих подобное физически
некондиционны, и от этого прискорбного обстоятельства испытывают чрезмерно
уважительные чувства по отношению к физическому насилию вообще. Пусть их.
Потому как оставшаяся половина состоит из вполне себе крепких мужичков,
которым даже и случалось кого-то побить, а то и пострелять, в том числе и в
двуногих. (Впрочем, в последнем случае люди куда сдержаннее на язык, ибо
кое-что понимают.)

Тут забавно другое: представление о "сопле", которая-де, безопасна. "Такой
мальчик, ну что он может в случае чего. Вот мы, крутые, мы в случае чего его
поймаем и надаём ата-та."

А вот это, господа, большое заблуждение.

Почему так.

Уже очень давно обычная обезьянья самцовская иерархия - рост, объём
мускулатуры, твёрдость взгляда, подмышечная вонь и проч. - в человеческом
обществе значима только в мирное время. Когда менты - сила, большинство
населения безоружно, и никто никого не собирается массово убивать*. Тогда
да, тогда гориллообразные ребята с твёрдыми репами держат масть, потому как
могут настучать по тыкве слабакам.

Но, вообще-то, это довольно искусственная ситуация. Понятно же, что махач на
чистых руках, без говна - это чистой воды ритуал, игра (пусть даже и с
кровушкой). С обычным говном, в общем, тоже игра: серьёзные дела начинаются
с применением стволов.

Всё меняется во время войны, особенно - современной войны**.

Меняется, прежде всего, тип бойца.

Тут важны два обстоятельства. Первое: с появлением лёгкого автоматического
оружия физическая сила как таковая, равно как и большая часть "боевых
искусств", перестаёт быть актуальной. Всякие стрелковые и снайперские умения
тоже не слишком актуальны - скорее, важна способность первым нажимать на
крючок и палить от живота во всё, что шевелится. Ещё важнее умение быстро
съёбывать. Огромное значение приобретает выносливость, умение
довольствоваться малым (в частности, жрать мало, а также жрать помои),
способность кое-как существовать в грязи, вони, холоде, и проч. Боец должен
быть мобильным, лёгким, уметь пролезать в любую дырку, не задумываясь
нажимать на курок и быстро убегать в случае чего. Ещё он должен уметь
сливаться с фоном. Желательно, чтобы он при случае мог косить за "мирного"
(и безобидного): чуть что - ствол в канаву, сопли наружу. Это не очень
помогает "в общем случае", но иногда спасает шкурку.
Второе: решающее значение приобретает дисциплина. То есть - способность и
умение подчиняться командиру, причём не вякая и не рассуждая. Поэтому он не
должен "умствовать": туповатость желательна. "Пусть клей нюхают", ага.
А в задачи командира (полевого) входит не столько демонстрировать примеры
воинской доблести (это никому не нужно), и какие-то "военные таланты", а
прежде всего умение держать своих людей. Его решения могут быть
неоптимальными и даже глупыми - но они должны восприниматься остальными как
правильные, авторитетные и т.п. (Здесь очень помогают услуги пропагандистов
и агитаторов - но об этом ниже).
Что же вырисовывается? Идеальный тип героя современной войны - это
хиловатый, подловатый, в чём-то очень ублюдочный подросток или ребёнок с
автоматом и ножиком "на случай". Довольно инфантильный, очень жестокий.
Этакий Гаврош, который "кого скажут - того и коцнет". Он может быть
физически сильным или физически слабым, но желательно, чтобы он ощущал себя
слабым: это обостряет чувство опасности, заставляет жаться к своей стае, и
провоцирует "стрелять первым" в любом случае. (Из особенно талантливых
Гаврошей, впрочем, получаются Гайдары - или, наоборот, "Бараевы".)
Вообще, войны будущего будут вестись детьми и молоденькими девушками. Что
уже и началось (ср. Бирму и прочие такие места).
Теперь отдельно о "болтающих языком". В специфической ситуации гражданской
войны огромное значение приобретает агитация и пропаганда. Те же большевики
были сильны подготовленными заранее кадрами агитаторов, которых белые
считали вреднейшими существами, куда более вредными, нежели простые красные
бойцы (и даже красные командиры) - и расправлялись с ними "известно как". И
весьма справедливо: именно агитаторы, умеющие "ладить с массой", обеспечили
четыре пятых успеха на начальном этапе - и половину успеха в войне. В
дальнейшем спрос на живую агитацию не уменьшился, несмотря на всякие
"радио-телевидение", поскольку тут важна интерактивность.
Тип агитатора тоже хорошо описан в литературе. Это, как правило, истерик -
но умеющий управлять своей истерикой, в частности заводить ей толпу.
Некоторое образование в делах пропагандистских отнюдь не помешает, но
личностный тип играет бОльшую роль. Зато не играет особой роли происхождение
и проч.: когда идёт "гражданка", национальное-социальное не то чтобы не
воспринимаются, но перемешиваются. В истории российской "гражданки" были
случаи, когда не то что евреи, но даже венгры, чехи, и чёрт знает кто ещё
выступали как очень убедительные агитаторы. (Кстати, Гашек тоже слегка
отметился на этом поприще.)
Общий вывод. Если с одной стороны будут толстомясые качкообразные (и при том
"такие культурные") дяди, а с другой - банда озверевшей мелкоты и несколько
трепачей, умеющих молоть языком, я отнюдь не уверен, что верх возьмут
первые... И даже скорее уверен в обратном.

Если, конечно, толстомясые вовремя не спохватятся и не "проделают то же".

_________________
* Бандюганско-"спортсменский" стиль девяностых, кстати (когда у
гориллообразных оказались ещё и стволы) восторжествовал именно потому, что
большинство населения хотело любой ценой сохранить мирную жизнь - то есть
чтобы обошлось без гражданской войны и прочих ужасов "в дополнение к
прочему".
** Довесок: я не рассматриваю случаи подавляющего технического и
пропагандистского перевеса одной из сторон. Так, войны Америки с "прочим
миром" вообще не являются войнами - это "уничтожение противника техническими
средствами", типа как "тараканов попрыскать".
Когда с одной стороны - люди, а с другой - просто "бомбы падают" (или там
"лазеры с неба всех сжигают") - это иная ситуация, нежели война. Война
предполагает участие людей с двух сторон, и сравнимость техники (пусть даже
"луки против мушкетов", хотя бы).

)(

====================