К замечательному рассуждению Егора об "атмосфере".
Егор пишет:
>Собственно единственный узко-русский момент в фильме - это песенка про "Тихорецкую". Вот это да.
Надо сказать, что "вагончик тронется - перрон останется" - любопытная песенка. Начнём с изготовителей. Музычка - таривердиевская, слова - некоего Львовского. "Русских тут и близёхонько не лежало" (особенно если знать, кто такой Таривердиев: кавказский человек* всю жизнь протусовался "при ком надо", и кончился жирно: набамбуканный крупняк, весь в пряниках, "лаурьят премий" и номинат таковых, со своим фондом и т.п.; Львовский - ну, понятно). Пела это дело Пугачёва (тоже "понятно кто"). В общем, это всё хорошо укладывается в общесоветскую парадигму: "интернациональная нацыя делает культурку для всяких нацыональных нацый, особенно тех, на чьём хребте ездим" (т.е. для русских). Это всё, однако, не так важно - "обстоятельства". Обратимся к тексту.
НА ТИХОРЕЦКУЮ
На Тихорецкую состав отправится, Вагончик тронется, перрон останется, Стена кирпичная, часы вокзальные, Платочки белые, платочки белые, платочки белые, Платочки белые, глаза печальные.
Одна в окошечко гляжу не грустная, И только корочка в руке арбузная, Ну, что с девчонкою такою станется ? Вагончик тронется, вагончик тронется, вагончик тронется, Вагончик тронется, перрон останется.
Начнет выпытывать купе курящее Про мое прошлое и настоящее, Навру с три короба, пусть удивляются, С кем распрощалась я, с кем распрощалась я, с кем распрощалась я, С кем распрощалась я, вас не касается.
Откроет душу мне матрос в тельняшечке, Как тяжело на свете жить, бедняжечке, Сойдет на станции и распрощается, Вагончик тронется, вагончик тронется, вагончик тронется, Вагончик тронется, а он останется.
На Тихорецкую состав отправится, Вагончик тронется, перрон останется, Стена кирпичная, часы вокзальные, Платочки белые, платочки белые, платочки белые, Платочки белые, глаза печальные.
Забавно, но в тексте описывается такой типичный "внешний" взгляд на русскую необщительность, неумение и нежелание обсуждать свои проблемы, сухость - и лживость. как следствие этого неумения.
Вот стоит очередь: все стоят "отдельно". Все печальные, а баба лыбится и жрёт арбуз, и на окружающий унылый фон ей плевать. (Впрочем, окружающий унылый фон потому и уныл, что "всем на всех плевать".) Дальше, в вагоне: компания, общество, хороший повод обсудить свои реальные проблемы (разумеется, с соблюдением мер безопасности, как это принято среди евреев) - например, поговорить о детях, сексуальной жизни, и прочих важных вещах. Нет, бабонька воспринимает общение наполовину как развлечение, наполовину как докуку, и вместо заинтересованного выяснения отношений - просто "врёт с три короба", охраняя своё прайвеси (да-да, речь идёт именно о прайвеси: "с кем распрощалась я, вас не касается" - но прайвеси, обесценное недостойным способом его охраны: если бы она не подумала, а сказала бы это, это было бы "по-западному", но тут всего лишь жалкая хитрость, лживость, качества недостойные и жалкие). Дальше - зеркально-симметричная ситуация: "открывает душу" матрос в тельняшечке, причём бабёнка слушает его совершенно равнодушно, ей не нужны и не интересны его проблемы (хотя как вагонное развлечение - сойдёт). "Скорей бы сошёл". И, наконец, с облегчением: "сойдет на станции и распрощается, вагончик тронется, а он останется". Типа - надоедливый попутчик остался в прошлом, а я еду по своим делам. И точка. Самое смешное, что всё это, в общем, правда. С общительностью у русских дело обстоит неважно. Требуется алкоголь и прочие средства, на худой конец - истерика, причём не развивающаяся в процессе общения (как у евреев), а "до" - как условие. Типа "дал веслом по пизде - за что? - да так, поговорить хочется". "Есть такое дело"
А вот более современный римейк той же песенки:
Михаил Щербаков. Красные ворота
То галопом, то вверх тормашками - дни мелькают а ля драже. Например, эти две с ромашками не полюбят меня уже. Прежде взвыл о таком бы бедствии, нынче ж только губу скривлю: ничего, как-нибудь впоследствии я их тоже не полюблю.
Не мычи, пассажир, так ласково. Стоит повесть твоя пятак. Сколько пива в тебе голландского, я вполне угадал и так. Худший способ вербовки ближнего - биография с молотка. Эко диво, что ты из Нижнего! Хоть из Вышнего Волочка.
Ты бы шансы вперёд просчитывал, а внедрялся бы уж затем. Или тот, кто тебя воспитывал, завоспитывался совсем? Возражай естеству по-разному, раздражай ретивое, но не указывай мне, алмазному, на своё золотое дно.
Темнота за стеклом - нормальная. То не юность мосты сожгла. То банальная радиальная просияла и отошла. Но коснуться того сияния, вспять отмерив по полверсты, не сумеем уже ни я-я-я, ни, тем более, ты-ты-ты.
Подожди в турникет рекой впадать и дыши чуть в сторонку, да. Мне от Красных ворот рукой подать, а тебе ещё вон куда. Так что крепче держись за поручень. А когда побредёшь пешком, лучше там припадай к забору, чем упадай в лопухи мешком.
Вот и якорь стальней стальнейшего. Ночь у Красных ворот свежа. Светлячковый пунктир дальнейшего проникает в туман, жужжа. Он теряется близ Рейкьявика. Дальше - джунгли долгот-широт. В джунглях ни одного человека. Разумеется, я не в счёт.
Не буквально так синтаксически превратив "никогда" в "нигде", над кремнистым путём классически подпевает звезда звезде. Я в торжественном их приветствии не нуждаюсь, но не горжусь: ничего, как-нибудь впоследствии я им тоже не пригожусь.
Очень характерно, особенно в моменте "настроения". "Я им тоже не пригожусь", да.
___________ * Многие считают Таривердиева евреем (из-за внешности и проч.). Однако, на "семь-сорок" его фамилия "синеньким не покрашена".
tiomkin 2003-06-20 06:42 (ссылка) Что забавно - текст песни приписывали и Высоцкому. А музыка там народная. Песня-то была задолго до фильма. А Таривердиев... его сын, что интересно капитан СпН ГРУ, прошел Афган, награды имеет. При этом наотрез всегда старался отказываться от протекции отца (ну тот правда не особенно и настаивал). Такие вот русские люди...
Откровенно говоря, хоть я и не верю в Бога, но это Бог наказал тех, кто запретил евреям иметь собственную культуру. Вот они и кинулись в соседние и погуляли там на славу. Возьмем, к примеру, русские песни. Советского периода. От гражданской войны до наших дней. Хорошие песни. Лирические. Народные. Русский человек с удовольствием, не замечая подвоха, поет их и в городах, и в деревнях. И я долго пел и ничего не замечал. Но один музыкальный критик -- он, как вы догадываетесь, со мной не музыкой занимался, а стригся у меня -- этот критик как-то надоумил меня посмотреть в корень. И я, знаете, ахнул. Что ни русская песня, то почти всегда еврейская мелодия в основе. Гвалт! Откуда? Почему? Очень просто. Большинство композиторов-песенников в в Советском Союзе, по крайней мере, до последнего времени, были наш брат -- евреи. Я обслуживал четыре-кооперативных дома композиторов и, поверьте мне, знаю, что говорю. А на какие мотивы опирается композитор в своем творчестве? Ответ ясен -- на народные. Которые он впитал с молоком матери или бабушки. Они ему пели над колыбелькой. А теперь скажите мне, что мог услышать будущий композитор в своей колыбельке от своей еврейской бабушки в Бобруйске или Житомире? Не русские частушки, поверьте мне, и не "Боже, царя храни". Засыпая, он слышал печальные песни черты оседлости, и их как губка впитывал его восприимчивый мозг. Через много лет зти грустные, слегка на восточный лад, напевы дружно грянул русский народ. Возьмем, к примеру, Северный народный хор. Из Архангельска. Это же поморы. Такие закоренелые славяне, что дальше некуда. В русских рубахах с петухами, в холщевых портках и смазных сапогах. Бороды -- лопатой. Бабы в сарафанах и кокошниках. Все -- блондинки, головки как лен. Глазки -- небо голубое. Одним словом, Русь чистейшей воды. Даже не тронутая татарским нашествием. Татары, говорят, так далеко на север не зашли. И слава Богу. Иначе бы мы многих радостей лишились в жизни. На нашу долю только крашенные блондинки бы и остались. Но я отвлекся. Значит, Северный хор. Песня поморов "Ой, ты, Северное море". Господи, Боже мой! Как затянут, заведут, так у меня сразу глаза на мокром месте, будто в Судный день в синагоге. Или песня "Казачья-богатырская". Это же не секрет: если в России были антисемиты, то самые выдающиеся из них -- казаки. Между евреем и казаком, как говорят ученые, полная несовместимость. Одним словом, собака с кошкой, лед и пламень. И вот, представьте себе на минуточку, вываливается на сцену казачья ватага: чубы из-под фуражек, рожи разбойничьи, галифе с лампасами, и у каждого -- шашка на боку. Как пустятся вприсядку, как загорланят. Вы знаете, чего мне захотелось после первых тактов? Мне захотелось ухватиться пальцами за жилетку и запрыгать, как в известном танце "Фрейлехс". Слушайте, вы не поверите, казаки отплясывали еврейский свадебный танец по всем правилам, и если было что-нибудь отличное, так это, возможно, хулиганский свист и гиканье, без чего для русского человека танец -- не танец. И жизнь -- не жизнь.
bezukh 2003-06-20 08:13 (ссылка) А еще Севела в какой-то книге прикалывался над "ой ты, ГОЙ-еси, добрый молодец". (Ответить) (Уровень выше)
rem_lj 2003-06-20 09:37 (ссылка) Самое смешное, что всё это, в общем, правда.
а какие тогда претензии к песне и ее авторам?
adolfych 2003-06-20 09:38 (ссылка) ""Аелiта" пиздить дуже голосно:"Дорогi колгоспникi, а зараз послухайте пiсню Матусовського на слова Пляцковського..." Юхим Гаврилович(хрипким голосом, виключа "Аелiту")- Жиди!."(с) Лесь Подерв"янський, "День колгоспника" (Ответить)
евреи и евреи (Анонимно) 2003-06-20 13:28 (ссылка) А вот недавно была дискуссия о Троцком между oboguev'ым и avrom'ом (кажется). И avrom утверждал, что нужно различать евреев выразителей еврейской идеи (как сам avrom, наверное) и евреев выразителей русской=советской идеи (таковым объявлялся Троцкий). Очевидно, все советские композиторы & песенники очень хорошо укладываются в эту классификацию. А мелодии бабушки из Бобруйска пошли псу под хвост.
Вообще, из того что N% композиторов -- евреи ещё не следует, что существует особая еврейская музыка. Это же бред величия какой-то.
======= Снегирь
(Ответить)
vl_raduga 2003-06-20 16:31 (ссылка) Интерпретация и анализ не отвечают смыслу стиха совсем, на мой взгляд.
Отчужденность тут не абсолютна и видеть ее абсолютной, самой по себе - значит не воспринимать стихотворение.
Вот ведь совершенно ясный центр, изъяснение этого взаимного отчуждения:
"С кем распрощалась я, вас не касается"
Это лирика, это взгляд, самочувствование состояние героя, "я" стиха. Именно оно организует текст, создает напряженность и контраст "С кем распрощалась я" и "вас не касается", собственно, само это напряжение и есть стих, его состав, цена.
Мир стихотворения отнюдь не плоский, не изотропный, не абсолютный, он центрально организован, и исходить в анализе из некоего абсолюта, рассматривать все как плоское пространство, неверно по существу.
В общем, такое строение лирического текста как раз очень характерно для русской литературы. В Сети можно поучительную статью найти, начинающуюся фрагментом, касающимся подобных интерпретаций "Анны Карениной".
Технологии По совершенно иному поводу зашёл на семь-сорок, и уткнулся носом в ссылку на интервьюй Кобзона. Где, в частности, на тему обвинений Кобзона в "связи с мафией":
Вот вы сейчас тоже вскользь сказали, там, которого обвиняли в связях с мафией, российской, зарубежной. Между прочим, кое в чем я даже и выиграл от этих обвинений - мафия меня вообще не трогает и обходит стороной, ну, как же, меня же боссом назвали, вопросов нет. Но все дело в том, что я судился с США 1,5 года и нанес себе непоправимый ущерб. Америка не прощает никому ничего. Поэтому они решили так: раз нет возможности обвинить в чем-то, они разослали файлы во все страны мира. При том в файлах тоже нет обвинения. Когда я обратился в Гаагу, в международный трибунал, с требованием с Америкой выяснить отношения, мне сказали, что мы не можем принять дело к слушанию по одной простой причине - США вас не обвиняют, они вас подозревают. Подозревать любая страна может любого гражданина. И вот мне и моей супруге в файле отказано во въезде во все страны мира по одной простой причине - мы подозреваемся в торговле наркотиками, оружием, связях с русской мафией. Вот эти 3 пункта, которые нас превратили в персону нон грата.
Хех. "Никто не может быть признан преступником иначе как по приговору суда". Так зачем же "признавать преступником"-то? "Можно ведь по-разному", да.
) на всяк случ: "кобзону" здесь сочувствовать никак не возможно: "правильно делают" ( ============
Пишет Konstantin Krylov (krylov) @ 2003-06-21 05:00:00
корни Первый раз я прочёл книжку, в которой высмеивалась и отрицалась демократия вообще и парламентская форма правления в частности, лет в пять.
Впрочем, вру: я прочёл сразу (чуть ли ни одну за одной) две такие книжки. В
одной всё было откровенно, но довольно сложно, "жизненно так". В другой - несколько менее очевидно (использовались аллегории, впрочем прозрачные), но зато дидактично.
Книжки были - корчаковский "Король Матиуш Первый" и киплинговский "Маугли". Где бандер-логи, ага.
Пишет Konstantin Krylov (krylov) @ 2003-06-21 06:31:00
"Если завтра война" Время от времени, читая ЖЖ, натыкаешься на фразы типа: "...а если господин Х захочет реализовать свои политические амбиции, я возьму дрын потяжелее и урою господина Х со товарищи. Ничего личного, такая социальная гигиена. Я за свои святые убеждения ужо постою. Я такой. А этот Х - сопля, только языком болтать горазд."
Оставим в стороне тот факт, что половина пишущих подобное физически некондиционны, и от этого прискорбного обстоятельства испытывают чрезмерно уважительные чувства по отношению к физическому насилию вообще. Пусть их. Потому как оставшаяся половина состоит из вполне себе крепких мужичков, которым даже и случалось кого-то побить, а то и пострелять, в том числе и в двуногих. (Впрочем, в последнем случае люди куда сдержаннее на язык, ибо кое-что понимают.)
Тут забавно другое: представление о "сопле", которая-де, безопасна. "Такой мальчик, ну что он может в случае чего. Вот мы, крутые, мы в случае чего его поймаем и надаём ата-та."
А вот это, господа, большое заблуждение.
Почему так.
Уже очень давно обычная обезьянья самцовская иерархия - рост, объём мускулатуры, твёрдость взгляда, подмышечная вонь и проч. - в человеческом обществе значима только в мирное время. Когда менты - сила, большинство населения безоружно, и никто никого не собирается массово убивать*. Тогда да, тогда гориллообразные ребята с твёрдыми репами держат масть, потому как могут настучать по тыкве слабакам.
Но, вообще-то, это довольно искусственная ситуация. Понятно же, что махач на чистых руках, без говна - это чистой воды ритуал, игра (пусть даже и с кровушкой). С обычным говном, в общем, тоже игра: серьёзные дела начинаются с применением стволов.
Всё меняется во время войны, особенно - современной войны**.
Меняется, прежде всего, тип бойца.
Тут важны два обстоятельства. Первое: с появлением лёгкого автоматического оружия физическая сила как таковая, равно как и большая часть "боевых искусств", перестаёт быть актуальной. Всякие стрелковые и снайперские умения тоже не слишком актуальны - скорее, важна способность первым нажимать на крючок и палить от живота во всё, что шевелится. Ещё важнее умение быстро съёбывать. Огромное значение приобретает выносливость, умение довольствоваться малым (в частности, жрать мало, а также жрать помои), способность кое-как существовать в грязи, вони, холоде, и проч. Боец должен быть мобильным, лёгким, уметь пролезать в любую дырку, не задумываясь нажимать на курок и быстро убегать в случае чего. Ещё он должен уметь сливаться с фоном. Желательно, чтобы он при случае мог косить за "мирного" (и безобидного): чуть что - ствол в канаву, сопли наружу. Это не очень помогает "в общем случае", но иногда спасает шкурку. Второе: решающее значение приобретает дисциплина. То есть - способность и умение подчиняться командиру, причём не вякая и не рассуждая. Поэтому он не должен "умствовать": туповатость желательна. "Пусть клей нюхают", ага. А в задачи командира (полевого) входит не столько демонстрировать примеры воинской доблести (это никому не нужно), и какие-то "военные таланты", а прежде всего умение держать своих людей. Его решения могут быть неоптимальными и даже глупыми - но они должны восприниматься остальными как правильные, авторитетные и т.п. (Здесь очень помогают услуги пропагандистов и агитаторов - но об этом ниже). Что же вырисовывается? Идеальный тип героя современной войны - это хиловатый, подловатый, в чём-то очень ублюдочный подросток или ребёнок с автоматом и ножиком "на случай". Довольно инфантильный, очень жестокий. Этакий Гаврош, который "кого скажут - того и коцнет". Он может быть физически сильным или физически слабым, но желательно, чтобы он ощущал себя слабым: это обостряет чувство опасности, заставляет жаться к своей стае, и провоцирует "стрелять первым" в любом случае. (Из особенно талантливых Гаврошей, впрочем, получаются Гайдары - или, наоборот, "Бараевы".) Вообще, войны будущего будут вестись детьми и молоденькими девушками. Что уже и началось (ср. Бирму и прочие такие места). Теперь отдельно о "болтающих языком". В специфической ситуации гражданской войны огромное значение приобретает агитация и пропаганда. Те же большевики были сильны подготовленными заранее кадрами агитаторов, которых белые считали вреднейшими существами, куда более вредными, нежели простые красные бойцы (и даже красные командиры) - и расправлялись с ними "известно как". И весьма справедливо: именно агитаторы, умеющие "ладить с массой", обеспечили четыре пятых успеха на начальном этапе - и половину успеха в войне. В дальнейшем спрос на живую агитацию не уменьшился, несмотря на всякие "радио-телевидение", поскольку тут важна интерактивность. Тип агитатора тоже хорошо описан в литературе. Это, как правило, истерик - но умеющий управлять своей истерикой, в частности заводить ей толпу. Некоторое образование в делах пропагандистских отнюдь не помешает, но личностный тип играет бОльшую роль. Зато не играет особой роли происхождение и проч.: когда идёт "гражданка", национальное-социальное не то чтобы не воспринимаются, но перемешиваются. В истории российской "гражданки" были случаи, когда не то что евреи, но даже венгры, чехи, и чёрт знает кто ещё выступали как очень убедительные агитаторы. (Кстати, Гашек тоже слегка отметился на этом поприще.) Общий вывод. Если с одной стороны будут толстомясые качкообразные (и при том "такие культурные") дяди, а с другой - банда озверевшей мелкоты и несколько трепачей, умеющих молоть языком, я отнюдь не уверен, что верх возьмут первые... И даже скорее уверен в обратном.
Если, конечно, толстомясые вовремя не спохватятся и не "проделают то же".
_________________ * Бандюганско-"спортсменский" стиль девяностых, кстати (когда у гориллообразных оказались ещё и стволы) восторжествовал именно потому, что большинство населения хотело любой ценой сохранить мирную жизнь - то есть чтобы обошлось без гражданской войны и прочих ужасов "в дополнение к прочему". ** Довесок: я не рассматриваю случаи подавляющего технического и пропагандистского перевеса одной из сторон. Так, войны Америки с "прочим миром" вообще не являются войнами - это "уничтожение противника техническими средствами", типа как "тараканов попрыскать". Когда с одной стороны - люди, а с другой - просто "бомбы падают" (или там "лазеры с неба всех сжигают") - это иная ситуация, нежели война. Война предполагает участие людей с двух сторон, и сравнимость техники (пусть даже "луки против мушкетов", хотя бы).