Какой быть партии народной надежды? (10-летие КПРФ) (*+)
http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda69.html#Какой%20быть%20партии%20нар одной
Какой быть партии народной надежды? Это был главный вопрос на встрече, посвященной 100-летию II съезда РСДРП и 10-летию КПРФ
В свое время В.И. Ленин призывал использовать юбилейный повод для того, чтобы сосредоточить внимание на нерешенных задачах. Коммунисты сегодня стараются следовать этому призыву. В нынешнем году сошлись две очень значительные для нашей партии даты - 100-летие большевизма в России и 10-летие КПРФ. Им и был посвящен "круглый стол" в "Правде", тему которого определили так: "КПРФ - от прошлого к будущему".
А состав участников, которых приветствовала и.о. главного редактора "Правды" В.Н. НИКИФОРОВА, весьма многообразный. Были представлены партийные работники всех уровней: Председатель ЦК КПРФ Г.А. ЗЮГАНОВ, секретари ЦК КПРФ Н.Г. БИНДЮКОВ и О.А. КУЛИКОВ, работники ЦК Ю.А. ПЕТРАКОВ и В.Ф. ГРЫЗЛОВ - редактор журнала "Политическое просвещение", первый секретарь Нижегородского обкома КПРФ, доктор философских наук, профессор Н.А. БЕНЕДИКТОВ, первый секретарь Люберецкого райкома партии Московской области А.М. ИСАЕВ, секретарь одного из первичных отделений КПРФ в Москве, детский врач Ю.Е. ЛАПИН. Были директор московского завода "Металлист" Ю.А. ПОЛИТУХИН и гость с Украины - член ЦК КПУ, председатель комитета по СМИ Верховной Рады С.П. ГМЫРЯ. Характерно, что ученых за "круглым столом" наряду с профессором-марксистом В.В. ТРУШКОВЫМ и другими коммунистами представляли также последователи иных взглядов, не входящие в КПРФ, однако высоко оценивающие ее роль: выдающийся философ и социолог А.А. ЗИНОВЬЕВ, известный политолог А.С. ЦИПКО, декан социологического факультета МГУ, профессор В.И. ДОБРЕНЬКОВ.
Во имя спасения страны
Рассказ о состоявшемся обсуждении стоит начать, пожалуй, именно с вопроса, чем же привлекает сегодня КПРФ внимание, сочувствие и надежды тех, кто в идеологическом или каком-то еще плане к коммунистам вроде бы не относится. И вот как сказал об этом Александр Ципко:
- Почему я сюда пришел? Я могу спорить с Марксом, Лениным, не разделять идеи Октября, но это мои личные проблемы. А сейчас речь идет о другом. Речь идет о партии, являющейся, на мой взгляд, единственной организованной национальной силой, которая (единственная!) может отстаивать интересы всех брошенных людей - тех, кто пострадал от этих "реформ", интересы национально-государственные. Для меня аксиома: это сегодня единственная сила в России, которая стоит на подлинно национально-государственных позициях.
Александр Зиновьев считает, что великая роль КПРФ уже в том, что она существует. По его мнению, это самый мощный сдерживающий фактор против сил, разрушающих нашу страну. Может быть, добавил он,- даже единственный фактор. Не будь его, положение России было бы еще более тяжелым.
Ведь задача наших противников, по выражению того же А. А. Зиновьева,- разрушение не только русского коммунизма, но и страны в целом. Нас хотят вычеркнуть из истории! В одной Америке против нас работают более двухсот центров. Делается все, чтобы после разгрома Советского Союза не дать России подняться. А существующий в стране режим послушно выполняет установки западнистского сверхобщества из Вашингтона. И бессмысленно надеяться - Александр Александрович в этом твердо убежден,- что нынешняя власть будет принимать реальные меры для подъема страны.
От края пропасти
Власть и не принимает таких мер. Наоборот, как отмечали почти все участники обсуждения, экономическая, социальная, нравственная деградация России продолжается.
- Мы живем как будто в преддверии конца,- говорит Владимир Добреньков. - Все нравственные заповеди, идущие из глубины веков, отринуты и забыты. Либеральные "реформы" потерпели полный крах. Это - тупик! В мирное время у нас убивают по 100 тысяч человек в год. Согласно даже официальным данным, в стране 3 миллиона проституток, 4 миллиона бомжей, 3 миллиона нищих. Ежегодно убиваются более двух с лишним миллионов еще не родившихся детей - наши женщины делают все больше абортов. Более 500 тысяч самых красивых женщин выехали за рубеж, чтобы там продавать себя. И власть при этом ничего не делает! Нет у нее никакой стратегии - ни на ближайшее время, ни на перспективу. Может ли кто-то там внятно сказать, что завтра произойдет со страной? Никто!
Действительно, по мнению выступавших, ощущение зыбкости нынешней жизни и неуверенности в завтрашнем дне - у многих.
- Это всё может рухнуть сразу!..
И в таких драматических условиях, когда вполне реальной становится угроза утратить нашу национальную идентичность, все большая часть народа воспринимает КПРФ как партию надежды, партию национального спасения.
Пока еще многие приходят к этому больше интуитивно, нежели глубоко осознанно. Немало и таких, кто, говоря евангельским языком, имеет глаза, но не видит, имеет уши, но не слышит. Между тем, как не раз заявлял Геннадий Зюганов (и на "круглом столе" он снова это повторил), только у КПРФ есть четко разработанная по всем направлениям программа вывода страны из теперешнего гибельного состояния.
На какой платформе и как объединять людей
Мысль, так или иначе высказанная в целом ряде выступлений: нужен широкий народно-патриотический фронт для противодействия дальнейшему уничтожению страны, и КПРФ, безусловно, принадлежит в этом ведущая роль. Как лучше с ней справиться? Каким образом и на какой платформе объединить в своих рядах и вокруг себя как можно больше людей?
Конечно же, надо активнее работать в разных слоях общества, среди различных категорий соотечественников. Владимир Добреньков, например, обращал внимание на такую наиболее организованную, с его точки зрения, часть сегодняшнего общества, как студенты, которых больше пяти миллионов. Говорил также о преподавателях вузов, ученых, учителях. И он, и Александр Ципко, и другие считают, что вообще необходимо значительно усиливать работу среди различных групп интеллигенции. Не обязательно "рекрутировать" их в партию организационно, однако взгляды у значительной части интеллигенции становятся все более левыми, патриотическими.
Выступавшие говорили, что многое сегодня может объединить людей вокруг КПРФ - не только политические программы. Оценка властей. Любовь к Родине. Чувство своих корней. Надо при оценке любого политика и любой государственной акции ставить вопрос так: это отвечает благу Родины и благу народа? И если власть совершенно игнорирует справедливость и общественное мнение, как это было, скажем, при отмене смертной казни (72 процента народа - за!), следует привлекать к этому внимание людей.
Совет А. Ципко: острее ставить проблемы русского народа как наиболее пострадавшего во время "реформ", учитывая также, что все СМИ работают сегодня против русского национального сознания. И еще один совет: более настойчиво и последовательно отстаивать интересы обездоленной части народа, оказавшейся за гранью нищеты.
Последовательность, настойчивость, целеустремленность... Реальный оселок для проверки серьезности любого партийного намерения и одновременно - важный критерий, по которому люди судят о партии.
- Вот совершенно правильное и такое необходимое сегодня требование: природную ренту - не олигархам, а всему обществу! - напоминает Александр Ципко.- Вы это требование первыми выдвинули, и вам надо обязательно, не отступаясь, его "пробивать".
- К сожалению, очень верные лозунги подчас слишком быстро забываются, глохнут,- поддерживает ту же мысль Юрий Лапин. - Например, "либеральный фашизм" - это ведь абсолютно точный диагноз. Но он прозвучал, а потом почему-то исчез.
Детский врач и секретарь первичного отделения партии уверен, что каждому антинародному шагу власти должна быть конкретная альтернатива со стороны КПРФ. И вспоминает в связи с этим недавнее президентское Послание Федеральному собранию - как он считает, пустое:
- Эту власть мы оцениваем как ликвидационную комиссию. Она - не благо государства Российского. Все, кто в этом согласен с нами, пусть идут вместе с нашей партией.
О национальном примирении
Эти слова прозвучали в выступлении Ципко. Он сказал, что считает вопрос о примирении красных и белых давно назревшим и хотел бы, чтобы именно КПРФ стала инициатором такого примирения.
Однако встречено это было совсем неоднозначно. Виктора Трушкова, например, смущает даже сама декларация подобного рода:
- Не окажется ли это для нас в конечном счете переходом на чужое поле и не обернется ли очередным переписыванием истории?
Виктор Васильевич убежден, что КПРФ - наследница всего столетнего пути большевизма во всех его проявлениях, и сворачивать с этого пути куда-либо и в чем-либо недопустимо. Большевистский менталитет, высочайшие нравственные ориентиры и требования насущно важны не только для "внешнего" лица партии, но и в каждодневной внутрипартийной жизни: если ты коммунист, то должен быть коммунистом во всем.
Николай Бенедиктов тоже считает, что нравственная нетерпимость к уродствам и извращениям, которые все более калечат нашу жизнь, сегодня важна как никогда: уж очень много стало примиренчества, "толерантности", и власть недаром делает ставку на эту самую "толерантность".
- А потом, я не очень понимаю, с кем мы должны примиряться. То есть кто эти белые сегодня? Гусинский, Березовский, Ходорковский и прочие? Других-то там нет. В любом селе, разговаривая с людьми, я утыкаюсь в эти вопросы. И понимаю так, что люди хотят от нас вовсе не примиренчества, а наоборот. Ведь что принесла вся эта сволочь на мою родную нижегородскую землю? При Советской власти, скажем, сифилиса у нас почти не стало, а теперь - 200 тысяч больных, близко к эпидемии. Впервые вижу, как на призывные пункты приходят ребята-дистрофики, полностью неграмотные!..
Ципко пояснил, что, конечно, не Гусинского с Березовским он имеет в виду, говоря о национальном примирении, а белых патриотов. К примеру, деникинцы во время гражданской войны, как и красные, боролись за Россию.
На это откликнулся товарищ с Украины Сергей Гмыря:
- Нет сегодня деникинцев. А попробуйте представить у нас на Украине национальное примирение между фронтовиками Великой Отечественной и бандеровцами. Что касается гражданской войны, то там тоже все было крайне сложно. Работая в архиве, я изучал, например, что представляло собой "Общество святого Гермогена" в Харькове. Оказывается, члены этого общества, священники, лично расстреливали людей. Ну а потом, когда пришли красные, они расстреливали этих священников. Но ведь не как священников, а как палачей...
В ряде выступлений высказывалась мысль о необходимости более ясно донести до массового сознания, какова была историческая роль большевиков в те далекие годы. Россию разрушили не большевики, как внушено сегодня многим, а "февралисты", то есть те же нынешние "демократы". И действовали они по той же "демократической", либеральной, прозападной программе! А большевики выступили как собиратели страны, истинные спасители России, что признано было впоследствии наиболее честными монархистами и деятелями "белого" движения. Однако наглое извращение истории в "перестроечные" годы привело к тому, что всё оказалось в головах людей перевернутым с ног на голову.
И еще одна мысль в связи с вопросом о "национальном примирении": ни в коем случае не должно оно быть капитуляцией перед властью. Ошибаются те, кто считает, будто нынешняя власть "действует безответственно" и "плохо проводит реформы". Она их проводит на самом деле "хорошо", то есть так, как ей надо, и действует "ответственно". Только вот перед кем она отвечает?! В связи с этим говорилось о необходимости не только ни в коем случае не снижать критический пафос в деятельности КПРФ, но и всемерно наращивать его.
На идейных перекрестках
Никак не могли не коснуться участники "круглого стола" и такой архиважной темы, как теоретическая база КПРФ, состояние ее идейного арсенала и связь его с практической деятельностью партии.
Своего рода затравкой к развернувшейся дискуссии стало выступление генерального директора московского завода "Металлист" Юрия Политухина. Картина, которую он обрисовал, типична для общего состояния разоренной "демреформаторами" российской промышленности: удавка налоговой системы, почти полная изношенность основных фондов. "Даже трудно определить, что быстрее стареет, - заметил директор.- То ли фонды, то ли трудовые ресурсы. И никаких резервов, никаких просветов впереди". Если что-то еще и держится, работает, то лишь на огромном запасе прочности, накопленном за годы Советской власти. Этот запас прочности сохраняется, что бы ни говорили, и у рабочего класса. И даже у тех, кто оказался выброшенным на обочину жизни. Авторитет коммунистов среди заводских рабочих медленно, но уверенно поднимается. Да о других партиях в коллективе, по сути, и не знают, они, как говорится, не на слуху.
Но вот вопросы к коммунистам у рабочих возникают, и не на все они получают ответ. Например, проголосуем за КПРФ - и они возьмут власть. Что дальше? Сумеют ли коммунисты вернуть народную собственность? Не прольется ли на этой почве кровь?.. Чтобы рассеять все эти сомнения, нужны ответы, подкрепленные глубоким теоретическим анализом и озвученные простым, ясным, доступным языком. Есть ли они у партии?
Вопрос, что называется, попал в точку. Секретарь первички Юрий Лапин подтвердил, как важна рядовым коммунистам, агитаторам на местах помощь в осмыслении быстро меняющихся политических коллизий. Не вернуться ли, предложил секретарь, к институту инструкторов, лекторов ЦК? Собственные попытки наладить учебу не очень удачны - нет выверенной информации, литературы. Более того, следовало бы подумать и о восстановлении Института марксизма-ленинизма с приглашением туда видных ученых.
Своей заветной, выношенной идеей поделился Александр Зиновьев. Маститый ученый сказал, что, по его убеждению, есть все предпосылки для создания особого центра по изучению и пропаганде опыта советского периода, где можно было бы рассказать об этом 70-летнем опыте объективным языком науки. Именно в этом центре можно создать работы, посвященные разъяснению причин нынешнего состояния России, раскрыть идеалы и перспективы будущего социалистического мироустройства.
Владимир Грызлов, включившийся в дискуссию, заметил, что теоретическая борьба не должна вестись в отрыве от практики. Именно практика является конечной целью теоретических изысканий, проверкой их на прочность. А у нас, к сожалению, нередко не хватает навыков "черновой", организационной работы. Большевики, наследниками которых мы себя числим, как правило, были умелыми организаторами. А сегодня сплошь и рядом у наших активистов можно встретить путаницу в простейших вопросах.
По пути ли нам с социал-демократией?
Вопрос, затронутый еще в начале дискуссии секретарем ЦК КПРФ Николаем Биндюковым, время от времени возникает в различных интерпретациях, в том числе и в определенных кругах околокоммунистической среды. Это вопрос о месте КПРФ в общественной жизни сегодняшней России. Не ступить ли партии на тропу, ведущую к социал-демократическим постулатам? И вообще - где "граница" оппозиционности коммунистов? А может, и имя партии изменить соответствующим образом, как предложил однажды коммунистам сам президент Путин, сославшись на первоначальное название РСДРП?
Сторонников такой идеи среди участников "круглого стола" не нашлось.
- Глубоко убежден,- сказал по этому поводу Владимир Грызлов,- что КПРФ и по названию, и по содержанию должна оставаться именно ленинской, марксистско-ленинской - словом, партией коммунистической и никакой другой. И догматизма тут никакого нет. Вопрос может быть лишь в том, насколько партия в каждой данной политической ситуации соответствует своему названию. Что касается предшественников. Мы же не отвергаем крупнейших мыслителей, деятелей, стоявших у истоков революционно-освободительного движения в России. Их имена по списку, составленному самим Лениным, высечены на стеле возле Кремля, в Александровском саду. И это тоже наше неотторжимое наследие, хотя нынче даже в левой среде модно вспоминать мыслителей другого направления - Бердяева, Ильина, Солоневича...
Впрочем, разнобой в мнениях, путаница во взглядах, отмечали участники дискуссии, во многом объясняются и кризисной обстановкой в стране, отсутствием в постсоветском обществе четкой классовой структуры, когда рабочая среда в немалой своей части эрозирована, а на политической арене мелькает судорожно мечущийся между партиями, потерявший все жизненные ориентиры, по меткому ленинскому определению, "взбесившийся мелкий буржуа".
И вновь все те же извечные вопросы. Что дальше? По каким ориентирам держать курс? Кто у нас на данный момент союзники?
Разные мнения. Разные ответы, оценки. "История показывает, что общества развиваются по определенной синусоиде: вверх - вниз,- заметил лидер люберецких коммунистов Александр Исаев.- Кто знает, на каком мы сегодня витке? Может, худшие времена еще впереди? И здесь для нас, на местах, по всем этим вопросам информационное обеспечение со стороны ЦК просто необходимо. Главное, получить централизованную информацию, идейную канву, а уж, как говорится, "мясо"-то на местном материале нарастим!"
Проблема, несомненно, важная, особенно для преодоления непрерывно инициируемой властью и подконтрольными ей СМИ "разрухи в головах".
По мнению Виктора Трушкова, необходимо четче определить современный этап и в соответствии с этим ставить задачи. На сегодня это задачи народно-демократического или даже буржуазно-демократического характера. Отсюда и выбор союзников, попутчиков. В партии, в ЦК, считает Трушков, недостаточно внимательны к этому моменту.
Вообще же нам следовало бы поучиться у наших предшественников, как они, определив текущий этап, ставили задачи и как решали их, не забегая вперед, но и не останавливаясь на достигнутом, допуская порой ошибки, но всегда давая четкий ответ на вызовы времени.
Многие вопросы остаются
Разговор в "Правде", заинтересованный, откровенный и конструктивный, продолжался более трех часов. Но, конечно, и этого времени не могло хватить, чтобы рассмотреть все вопросы, постоянно выдвигаемые перед КПРФ самой жизнью, а тем более исчерпывающе на эти вопросы ответить.
Николай Гаврилович Биндюков, который вел первую часть обсуждения, и затем председательствовавший на второй части Олег Анатольевич Куликов обозначили ряд теоретических и практических проблем, к которым, безусловно, предстоит еще не раз обратиться в поисках более точного их решения. Например, уже затронутый в дискуссии вопрос о том, как соотносятся коммунистический и социал-демократический характер партии в современных условиях. Надо ли коммунистам идти сегодня в исполнительную власть? Как строить красным губернаторам свои отношения с родной партией и "партией власти"? Чем может быть полезен нам опыт зарубежных компартий, особенно коммунистов, работающих в республиках на территории бывшего Советского Союза? И так далее...
Геннадий Андреевич Зюганов, подведя итоги обсуждения, поблагодарил его участников и заверил: "Все высказанные мысли, пожелания, предложения будут тщательно изучены и наверняка во многом помогут партии совершенствовать ее облик XXI века, ее деятельность на сегодняшнем ответственном и сложном этапе".