Президент США Джордж Буш в понедельник снова раскритиковал европейские страны за введение запрета на генетически модифицированные продукты и обвинил европейцев в том, что они обрекают африканские страны на голод. Выступая на конференции по биотехнологиям, Буш в частности, сказал: <?Многие европейские правительства совершенно необоснованно, из-за ненаучных страхов блокировали импорт биоизмененных культур. Из-за этих надуманных препятствий многие африканские страны не желают инвестировать средства в биотехнологии, опасаясь, что их продукция не попадет на важные европейские рынки>. // Reuters <<<
Во вторник президент США Джордж Буш обрушился с беспрецедентно резкой критикой на Евросоюз. Европу обвинили в антигуманизме - нежелании помочь африканским государствам преодолеть голод. Европу обвинили в антинаучности - желании остановить прогресс генетической науки. Причина столь жестких эскапад - отказ Евросоюза отменить запрет на импорт так называемых трансгенных, или генетически модифицированных, продуктов. На самом деле если речь и идет о каком-то гене, то это банальный ген жадности.
Евросоюз ограничил ввоз генетически модифицированных продуктов еще пять лет назад. Вслед за Евросоюзом, мотивируя свое решение данными о вреде "продуктов-мутантов", запрет на их ввоз ввели Япония, Китай и многие африканские государства, в которых в отличие от сытой Европы царит физический голод.
В мае нынешнего года торговый представитель США Роберт Зеллик даже обратился во Всемирную торговую организацию с жалобой на этот запрет, как нарушающий нормы свободной торговли. Но быстро отозвал "кляузу", опасаясь, что Европа полностью запретит импорт продуктов-мутантов. Весь июнь шли консультации между США и ЕС об отмене запрета, но переговоры провалились.
Американский интерес вполне понятен - Штаты контролируют 70 процентов рынка трансгенных продуктов. Эти продукты дешевы в производстве и действительно способны накормить сотни миллионов голодающих. Но главное - принести баснословные прибыли производителям. При всех ограничениях в одну только Европу Штаты поставляют трансгенных продуктов более чем на миллиард долларов в год.
Когда на кону большие или очень большие деньги, гуманизм, как совершенно справедливо замечал Владимир Ильич Ленин, становится "избирательным". В рядах ученых нет единства насчет фатальной опасности трансгенных продуктов для здоровья человека. Мы не знаем, вредны эти продукты или, напротив, полезны. Но по действующим международным нормам (согласно Конвенции о биологическом разнообразии от 1995 года) производителям сначала надо доказать безопасность трансгенных продуктов, а потом уже продавать их. По сути американская администрация лоббирует отмену "презумпции виновности" своей модифицированной сои и прочих достижений генетики. Мол, не пойман - не вор. Мол, если не доказан вред, незачем доказывать и пользу.
Россия в этой генетической войне пока играет роль наблюдателя. По нашим законам в страну можно ввозить трансгенные продукты, но нельзя их производить. В последнее время наше аграрное лобби подобно Джорджу Бушу хочет устранить запрет, добиваясь принятия соответствующих поправок в федеральные законы.
Человечество всегда с опаской относилось к новым продуктам. Вспомнить хотя бы знаменитую историю с астраханской сельдью, которую местные рыбаки выбрасывали обратно в море и называли "бешенкой", полагая, что она смертельно опасна при употреблении внутрь. Все разрешилось в 1879 году, когда российский биолог Карл Бэр пожарил ее на костре и съел при скоплении изумленных рыбаков. Потом сельдь полвека была главной статьей астраханского экспорта.
Есть очевидные факты. Факт первый - более миллиарда людей на Земле хронически голодают. Факт второй - население планеты растет, и продуктов на всех не хватает. Факт третий - генетически модифицированные продукты способны помочь в решении проблемы голода. Факт четвертый - это очень привлекательный рынок и очень прибыльный бизнес. Следовательно, остановить производство трансгенных продуктов не удастся. И если человечество хочет обезопасить себя от возможных последствий их употребления, необходимы согласованные усилия всего научного сообщества по детальному изучению этого феномена. Россия с ее замечательными традициями и мощной школой генетической науки могла бы стать одним из организаторов подобных исследований. Тем более что пока мы не производим трансгенных продуктов, в нашей непредвзятости не усомнится никто. <<<