ОтPoutОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата20.05.2003 09:20:43Найти в дереве
РубрикиПрочее;Версия для печати

По концепции Бурдье.(к теме "Предмет социологии").


В Копилке реферат по социологической концепции Бурдье. Написала
студентка экономического факультета, которую я консультировал по ее
просьбе. Присланный ею реферат сжато описывает некоторые концепты Бурдье
и дает ссылки на его работы. По моей рекомендации отдельно рассмотрен
пункт 3

http://vif2ne.ru/nvz/forum/files/Presnja/irinaref.zip
Содержание
Введение 2
1. Основные понятия концепции. 3
1.1. Социальный агент. 3
1.2. Понятие "габитус" (habitus). 3
2. Общество как социальное пространство. 7
2.1. Двойственная природа социального пространства 7
2.2. Присвоение физического пространства. 10
3.Социальные поля и их свойства. 15
3.1. Общие свойства социальных полей. 15
3.2. Символическая власть. 20
Заключение. 25
Список использованных источников и литературы. 27


======
из переписки. О полях

О полях - одна из небольших работ, емкая и отличная
вот эта. Правда,она про поле филологии,но зато в ней
говорится об общих свойствах полей. а это важно.
Статью в сеть выложила web-master сайта
Ю.Маркова,спаcибо ей,она не публиковалась


отрывок

http://bourdieu.narod.ru/bourdieu/proprietes_des_champs.htm
...
Любое поле - будь то научное или какое-нибудь другое -
определяется, помимо всего прочего, через определение
ставок [игры] и специфических интересов, несводимых к
ставкам и интересам, свойственным другим полям
(невозможно заставить философа участвовать в гонке со
ставками географии), и воспринимаемых только теми, кто
самой судьбой был предназначен для вхождения в это
поле. Каждая категория интереса предполагает
безразличие в отношении других интересов и других
инвестиций, обреченных таким образом на то, чтобы
восприниматься как абсурдные и безумные или как
возвышенные и незантересованные. Чтобы такое поле
функционировало, необходимо наличие ставок и
индивидов, готовых играть в эту игру, а также
обладающих габитусом, содержащим в себе знание и
признание имманентных правил игры, ставок и т. п.
Габитус филолога есть вместе с тем некое <?ремесло>,
набор техник и ориентиров, совокупность <?верований>
(например, привычка придавать заметкам такое же
значение как и текстам). Это еще и свойства, связанные
с историей дисциплины (национальной и мировой), с ее
позицией (промежуточной) в иерархии дисциплин.


Структура поля есть состояние соотношения сил между
агентами или институтами, вовлеченными в борьбу, или,
если хотите, распределение специфического капитала,
который, являясь результатом предшествующей борьбы,
направляет последующие стратегии. Эта структура,
лежащая в основании стратегий, направленных на ее
трансформацию, сама постоянно вовлечена в игру


Говорить о специфическом капитале - значит утверждать,
что капитал имеет ценность, лишь находясь в отношении
с некоторым полем, а, следовательно, в пределах этого
поля, и что лишь при определенных условиях он обратим
в другой тип капитала. Достаточно, к примеру,
вспомнить о неудаче Кардена, который захотел перенести
в область высокой культуры капитал, накопленный в
области высокой моды: последний из критиков искусства
счел своим долгом утвердить свое структурное
превосходство как члена некоторого структурно более
легитимного поля, утверждая, что все что делал Карден
в отношении легитимного искусства было отвратительным,
навязывая таким образом его капиталу заведомо
максимально низкий обменный курс.)
...
Еще раз подчеркну тот факт, что принципом философских
стратегий (литературных и др.) является не циничный
расчет, не сознательный поиск максимизации
специфической прибыли, но бессознательное отношение
между габитусом и полем. Стратегии, о которых я
говорю, являются действиями, объективно
ориентированными на некоторые цели, которые могут и не
выступать как субъективно осознанные. В этом смысле
теория габитуса направлена на создание условий
возможности науки о практиках, отказавшейся от
альтернативы финализма и механицизма. (Термин
<?интерес>, который я употреблял несколько раз, также
представляется весьма опасным, поскольку ассоциируется
с утилитаризмом, этой нулевой степенью социологии.
Иными словами, социология не может обойтись без
аксиомы интереса, понятого как специфические
инвестиции в ставки, который выступает одновременно и
условием и результатом принадлежности полю.) Габитус -
система диспозиций, приобретаемых в процессе
имплицитного или эксплицитного обучения, которая
функционирует как система производящих схем - есть
генератор стратегий, которые могут объективно
соответствовать объективным интересам их авторов, при
этом не являясь специально для этого предназначенными.

...

======