ОтИ.Л.П.Ответить на сообщение
КДмитрий Кобзев
Дата07.07.2003 11:20:50Найти в дереве
РубрикиПрочее;Версия для печати

Важнейшее признание: идеолог "реформ" открывает карты


В принципе, ничего нового. Но "они" никогда раньше открыто не признавались, что уничтожению подлежит Россия как таковая, как культура и цивилизация, а не "коммунизм", "сталинщина" и др. А вот теперь, решили: пора.
Позднее постараюсь дать свой комментарий, но в целом там все "прозрачно", как любят выражаться сами "реформаторы".

________________________


По мнению Евгения Ясина, без отказа от традиционных ценностей развитие экономики невозможно

Научный руководитель Высшей школы экономики профессор Евгений Ясин поставил под сомнение возможность развития и модернизации отечественной экономики по нынешним правительственным рецептам, пишет сегодня газета «Время новостей».
Как следует из доклада ученого «Модернизация экономики и система ценностей», с которым он ознакомил в минувшую пятницу журналистов, главное не в оптимизации налоговой системы, переориентации с сырьевых отраслей на перерабатывающие и т.д. Чтобы добиться ожидаемых результатов, россияне должны ни много ни мало изменить самих себя, а государство просто обязано им в этом помочь, создав соответствующие условия. По глубокому убеждению г-на Ясина, западная система либеральных ценностей -- тот путь, который позволит россиянам вывести отечественную экономику на передовые рубежи. «Запад обладает наиболее продуктивной системой ценностей, и это обусловливает его лидерство в развитии и процветании», -- пишет г-н Ясин. С русскими традиционными и оставшимися с советских времен ценностями далеко не уедешь -- они непродуктивны.
Профессор соглашается с тем, что в российской традиционной системе ценностей много привлекательного. Тем не менее, указывает он, в целом ценности традиционной русской культуры в совокупности с сопутствующими отрицательными качествами, к которым она проявляет терпимость, непродуктивны применительно к современным условиям. «Они отражают отношения и институты архаичного общества с иерархической структурой господства и власти, с аграрно-феодальной экономикой, когда природно-климатические условия и огромные пространства еще оказывали большое влияние и на развитие хозяйства, и на человеческие характеры». В советское время ценности, конечно, менялись, но их взаимосвязь и преемственность для Евгения Ясина совершенно очевидна. «Самый передовой общественный строй» на деле оказался вторым изданием государственного феодализма, продлением его существования», -- пишет он.
По мысли г-на Ясина, именно русско-советская система ценностей стала одной из основных причин всех негативных последствий, которые проявились в стране после распада тоталитарного режима, с началом экономических реформ. Процесс пошел в условиях недоразвитости демократических институтов и полном отсутствии гражданского общества. В итоге страна получила, по Евгению Ясину, беспорядочное распределение собственности и власти, высокий уровень преступности, включая экономическую организованную и так называемое «силовое предпринимательство» -- «услуги по обеспечению безопасности богатых, выбиванию долгов, захвату собственности, заполнившие нишу, которую должно было занимать государство». Если добавить к этому коррупцию и теневую экономику, получится полная картина нашего сегодняшнего состояния. Правда, г-н Ясин отмечает некоторые позитивные сдвиги по всем вышеперечисленным направлениям. «Но пока это скорее исключения... На этом фронте значимых сдвигов нет», -- пишет ученый. Вывод Евгения Ясина: без успеха на этих направлениях «никакого желанного прогресса в нашей стране не будет и модернизация по-настоящему не стронется с места». В свою очередь успех «обусловлен реальными изменениями в системе ценностей, в неформальных институтах, в культуре».
В докладе подробнейшим образом описываются наши российские ценности, которые должны быть трансформированы. Например, духовность в части ее противопоставления материальным интересам. Или коллективизм, который зачастую сопровождается «подчинением личности коллективу, отказом от своих прав, реально -- в пользу лидера, ибо коллектива без лидера не бывает». Оборотная сторона коллективизма, пишет автор, -- авторитаризм и безответственность. В этом списке и такие ценности, как самопожертвование, жертвенность. Это, безусловно, и массовый героизм во время отечественных войн, но одновременно и покорность власти, долготерпение, которые позволяют ей не считаться с личностью, игнорировать или узурпировать ее права. «Самопожертвование -- ценность преимущественно традиционного общества с иерархической структурой, где жертвовать собой ради сеньора или барина -- долг вассала или холопа», -- указывает г-н Ясин. Кроме того, мы должны выдавить из себя по капле нестяжательство (богатство -- грех, бедность -- добродетель). Следствие этой ценности -- бездеятельность, леность и беспечность. «Нестяжательство -- ценность непродуктивная, оно подрывает стимулы к труду и бережливости, к предприимчивости, ограничивает потребности».
Определяющую роль в изменении системы ценностей Евгений Ясин отводит государству. По его убеждению, подобную реформу устоев общества реально осуществить, только проводя последовательные либеральные экономические преобразования и демократизацию общества. А с этим как раз проблема. Автор доклада признает, что «институциональные реформы, провозглашенные в 2000 году в программе Грефа, продвигаются все медленнее, встречают нарастающее сопротивление, и пока ощутимых результатов не приносят». Однако, судя по всему, не все так безнадежно. Социологический опрос, проведенный в конце 2002 года фондом «Либеральная миссия», показал, что россияне меняют ориентацию. Под влиянием изменения образа жизни все больше из них приходят к более либеральным и продуктивным ценностям. Так, согласие с традиционными суждениями о должном и правильном выражены в 19,6% ответов, с советскими -- 27,5%, с либеральными -- 45,1%. Впрочем, понятно, что одно дело -- говорить, что ты исповедуешь ту или иную систему ценностей, совсем другое -- следовать ей в повседневной жизни.
"Время новостей"