ОтСергей Вадов
КДмитрий Кропотов
Дата01.01.2006 13:12:15
РубрикиПрочее;

К.Маркелов об "общественном идеале"


К.Маркелов "Общественный идеал как объект воздействия государственной информационной политики.", журнал "Государственная служба" N 6 от 19.12.2005, стр. 105-110


Кирилл МАРКЕЛОВ - кандидат филологических наук, доцент кафедры информационной политики РАГС

Общественный идеал - явление вполне реальное, он "живет" в душе народа, в общественном сознании россиян. Но он не отражен ни в программах политических партий и общественных объединений, ни в Конституции РФ, ни в других нормативных документах, регламентирующих жизнь государства и общества. Он недостаточно изучен общественной наукой. Такая ситуация опасна, и она должна быть исправлена - на политологическом, политическом и правовом уровнях.

Общественный идеал как объект воздействия государственной информационной политики выбран для научного исследования на основе анализа законов развития общественных отношений, в частности закона экономии социальных усилий, отражающего два вектора социального развития:

1) вектор минимизации общественных затрат, суть которого состоит в том, что на условную единицу производства общество затрачивает все меньше необходимого времени;

2) вектор исторического движения от более трудоемких к менее трудоемким способам производства: от ручного труда - к машинам, от счет - к калькулятору, от печатной машинки - к компьютеру и т.п. (1)

Французский антрополог П. Бурдье доказал; что аналогичные законы действуют и в области культурной организации социума: в конкурентной борьбе выигрывают те социальные образования, которые тратят меньше времени на согласование совместных действий, разъяснение коллективных целей, а также на то, чтобы общественно полезные действия совершались с "минимальным психологическим напряжением". Отсюда возникло понятие "коллективного символического капитала", к которому Бурдье относил коллективную память, общественные цели, проекты, культуру, духовную сферу социума (2).

Общественный идеал (консолидированное понимание и ощущение людей, образующих социум, того, как должно быть устроено общество в совершенстве; глубинный запрос социумом образцовой схемы общественного устройства) является наиболее важным элементом символического капитала нации, который необходимо защищать, восстанавливать и корректировать. Исходя из этого мы выделяем три функции государственной информационной политики в отношении общественного идеала:

1) защитная;
2) реабилитационная;
3) корректировочная.

Дадим краткое обоснование этих функций.

Обобщение работ по информационным войнам (3) позволяет сделать следующий вывод: чтобы устранить геополитического конкурента с мировой арены, можно затеять с ним тотальную "горячую" войну, последствия которой непредсказуемы. Но можно пойти более надежным и малозатратным путем - создать условия для разрушения общественного идеала конкурента и превратить нацию в рыхлую аморфную массу, неспособную ощущать себя как единое целое. История XX века наглядно показывает: основным оружием уничтожения общественного идеала являются средства массовой информации и коммуникации (СМИ и МК). Только они могут воздействовать на общественное сознание синхронизованно и единомоментно. Одно из основных социальных открытий прошлого столетия состоит в том, что символический капитал можно уничтожить не только реально, но и виртуально, придав ему негативный имидж и изгойский социальный статус. Вот здесь-то СМИ и МК и превращаются в оружие, с помощью которого формируется представление о надежных и ненадежных банках, демократических и недемократических режимах, президентах-диктаторах и президентах-либералах. Информационная война дешевле войны "горячей", и, как показывает опыт раз вала СССР, намного эффективнее. Именно поэтому одной из важнейших функций государственной информационной политики является защита общественного идеала нации от негативных информационно-психологических воздействий.

Поскольку общественный идеал россиян находится в реальных условиях "столкновения цивилизаций", экономических, идеологических, информационно-психологических войн, то возникает естественная необходимость проводить его восстановительную терапию. Имеется в виду не догматичное восстановление идеалов "допетровской Руси", "дореволюционной монархии" или советского строя сталинской эпохи. Попытка такого восстановления вредна и опасна. Речь идет о восстановлении ядра общественного идеала (исторически сложившихся социальных идей, свойственных российскому социуму: социальной справедливости, общинности и соборности, святости и сакральности, свободы и вольницы, сильной государственности и др.), при критической деформации которого возникает опасность гибели нации и разрушения государственности. Роль информационной политики в таком восстановлении становится приоритетной.

Процесс глобализации наложил серьезный и необратимый отпечаток на экономическую, политическую, культурную, информационную сферы России. Если с этим фактором не считаться, то можно оказаться в хвосте мировой гонки за геополитическое лидерство, обеспечивающее приоритетный доступ к людским, природным, технологическим, а главное - информационным ресурсам. Именно поэтому задача корректировки общественного идеала должна стать приоритетной для российских властей в ближайшие десятилетия. Подчеркнем, что речь идет не о "шоковой терапии", а о частичной и осторожной адаптации фундаментальных ментальных ценностей, лежащих в основе общественного идеала, под быстро меняющиеся условия окружающего мира, по сути, о катализе адаптивных качеств нации. Главным катализатором этого процесса должна стать информационная сфера общества, а главным инструментом - государственная информационная политика.

В связи с взрывным развитием СМИ, МК, мультимедийных технологий, Интернета государственная информационная политика приобретает сегодня особый статус, сопоставимый со статусом "ядерной реакции", которая может давать свет и тепло, но может уничтожать целые регионы планеты. Чем обернутся СМИ и МК для народа - оружием уничтожения, фактором защиты, инструментом корректировки общественного идеала - зависит от содержательной стороны информационной политики, проводимой государством. Этой причинно-следственной зависимостью, имеющей неоднозначное решение, и определяется актуальность темы проводимого научного исследования.

Научная гипотеза исследования состоит в том, что общественный идеал современной российской нации должен стать, с одной стороны, мотивационным ядром жизнедеятельности социума и основной управленческой парадигмой государственной власти (в том числе и в сфере информационной политики), а с другой - основным объектом воздействия государственной информационной политики.

Данная Гипотеза опирается на мотивационную теорию поведения, зародившуюся в физиологии и перешедшую затем в общественные науки. Согласно канадскому физиологу Г. Селье, человек без жизненных целей впадает в уныние, чувствует себя ничтожным, у него развиваются дистресс и апатия (4). Как считает российский демограф, профессор И.А. Гундаров, главным деструктивным фактором, вызывающим преждевременную смертность людей и снижение общей продолжительности жизни в национальном масштабе, являются не материальные лишения сами по себе, а чувство закрытой перспективы, порождающее историческую безнадежность (5). По мнению профессора В.Д. Попова, все это приводит к фрустрации, апатии, тревоге, страху за будущее, агрессии, а в итоге - к психическим и физическим заболеваниям личности и общества (6).

Как повод для научной дискуссии мы выдвигаем несколько положений:

1. Катастрофическая демографическая ситуация, в которой находится современная Россия, стагнация экономики, упадок нравственности, деградация социальной и духовной сфер, коррупция на всех уровнях власти предопределили необходимость создания социальной теории, связывающей историческое выживание российской нации с наличием в обществе здорового позитивного консолидирующего общественного идеала, на основе которого - через государственную информационную политику - можно выстраивать систему государственного управления, опираясь на стратегические цели общественного развития.

2. Общественный идеал в явной или скрытой форме присутствует у каждой нации, в том числе и у россиян. На онтологическом уровне в современной России он выражен идеями:

социальной справедливости, понимаемой большинством россиян как набор определенных социальных установок: отрицание сверхбогатства, равенство представителей всех сословий в служении отечеству, равенство всех граждан перед законом, принцип вознаграждения "по труду" и пр.;

свободы и вольницы, предполагающей в большей степени свободу духа, чем свободу предпринимательства, вероисповедания, слова и прочие "свободы", свойственные западной демократии. Эта идея, по мнению А. Бакунина, П. Бердяева, Н. Лосского, С. Булгакова, характеризуется тягой к перемещению в большом материковом пространстве, нежеланием признавать рамки и ограничения, бунтарством, юродством, духовным скитальчеством;

святости и сакральности, основанной на иррациональной вере в некие высшие принципы, которые касаются не только религии, но и светской жизни, распространяются на экономические отношения и даже на политику. Отсюда иррациональная вера во власть, хорошего царя, которого народ противопоставлял плохим боярам, идеалы коммунизма, народного президента, справедливые реформы и т.п.;

общинности и соборности, уходящей истоками в крестьянскую, скотоводческую, ремесленническую общину (артель), которая коллективистские ценности ставила выше личностных; соборность - духовная сторона коллективизма, а общинность - ее бытовое, хозяйственное воплощение;

сильной государственности, выросшей из исторической необходимости формирования мощного социального инструмента защиты народов России от внутренних невзгод и внешних посягательств.

Как один из важнейших субстратов формирования российского общественного идеала выделен эсхатологический мотив мироощущения и мировоззрения россиян, суть которого сводится к архитипической устремленности в день завтрашний, к приоритету будущего перед настоящим, историческому подвижничеству и альтруизму.

Наличие в массовом сознании современных россиян перечисленных социальных идей и мотивов подтверждается результатами всероссийских социологических опросов, проводимых различными социологическими центрами и институтами в период с 2002 по 2005 гг.* [* Опросы проводились на следующие темы: "Ценности социальной справедливости в массовом сознании россиян". Социологический центр РАГС. М., 2003; "Новая Россия: десять лет реформ". Институт комплексных социальных исследований Российской академии наук (ИКСИ РАН). М., 2002; "Российский средний класс: динамика изменений (1999-2003 гг.)". ИКСИ РАН. М., 2008; "Граждане повой России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? (1998 - 2004 гг.)". ИКСИ РАН. М., 2005; "Собственность в жизни россиян: домыслы и реальность". ИКСИ РАН, 2005.]

Одна из основных задач государственной власти состоит в том, чтобы в критическое для нации время реализовать общественный идеал в виде позитивной идеологии, основным субстратом которой должны стать единые для нации - поддержанные и одобренные большинством - стратегические цели развития.

3. Общественный идеал выполняет две важнейшие социальные функции: мотивационную и коммуникативную. Он является фактором социального целеполагания - маяком общественного развития, компасом, показывающим направление эволюции государства и общества. В то же время он способствует осуществлению в обществе коммуникации на всех уровнях, но только в том случае, если он одинаково "властвует" над всеми слоями общества, включая политическую, экономическую и культурную элиту страны. В современной России между собой борются два идеала общественного устройства - "традиционистский", отражающий потребность народа в реализации идей социальной справедливости, сильной государственности и др., и "модернистский", отражающий потребность властной элиты в реализации идей классического либерализма (сверхбогатство, независимость от контроля со стороны общества, корпоративная мораль и пр.Каждый из идеалов создает автономное коммуникативное пространство, что не позволяет государству и обществу полноценно функционировать и развиваться. Для преодоления коммуникативного разрыва необходимо, во первых, изменить курс развития страны в сторону реализации традиционных для России общественных идеалов, и, во-вторых, разработать концепцию государственной информационной политики, основное предназначение которой состоит в формировании и информационном сопровождении новой консолидирующей государственной идеологии, отражающей традиционные общественные идеалы России и учитывающей глобальные социальные тенденции. Новая государственная идеология призвана помочь восстановлению единого коммуникативного пространства страны и способствовать наведению коммуникативного "мостика" между властью и народом, а также различными частями общества.

4. Для того чтобы воздействие государственной информационной политики на общественный идеал было успешным и результативным, необходимо разработать теоретико-прикладные принципы и механизмы формирования и реализации государственной информационной политики. Одна из фундаментальных задач науки состоит в подведении теоретической базы под разработку этих важнейших принципов и механизмов. В качестве стержневого предлагается использовать социально-информациологический подход, акцентирующий внимание на исследовании информационно-коммуникативной сущности любых социальных отношений, в том числе внутри треугольника "власть - СМИ - общество" (7). На этой основе формулируются теоретико-прикладные принципы формирования государственной информационной политики и в качестве важнейшего практического механизма воздействия государственной власти на общественный идеал предлагается создание: а) информационно-аналитического центра, разрабатывающего стратегию и тактику государственной информационной политики; б) государственного медиа-холдинга, воплощающего на практике теоретико-прикладные разработки этого центра.

Процесс формирования и функционирования государственного медиа-холдинга должен контролироваться Наблюдательными советами, Общественной палатой, Парламентом и, конечно же, главным гарантом Конституции - Президентом Российской Федерации. Проект этого решения необходимо широко обсуждать в прессе с участием самых различных слоев населения. Только при общенациональном консенсусе этот проект будет иметь право на реализацию.

***

Литература

1. Clark С. The Condition of Economic Progress. Macmillan. 1940; Fuchs V. The Service Economy. N.Y.. 1968; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999; Кастелье M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

2. Бурдье П. Практический смысл. СПб.. 2001. С. 101-103.

3. Кара-Мурза С. Потерянный разум. М.. 2005; Лисичкин В.A., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М., 1999; Почепцов Г. Г. Информационные копны. М., 2000; Расторгуев С.П. Информационная война. М., 1999; Уткин А. И. Вызов Запада и ответ России. М., 2003 и др.

4. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982. С. 65-79.

5. Гупдаров И.А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа // Общественные науки и современность. 2001. N5.

6. Попов В.Д. Коммуникативно-ментальная идентичность в судьбе российских реформ. М., 2005.

7. Попов В.Д. Социальная информациология - наука XXI века. М., 2004.