ОтIGA
КДмитрий Кобзев
Дата30.06.2003 14:00:41
РубрикиПрочее;

LЗаслуженный отдых¦


http://www.newtimes.ru/artical.asp?n=3003&art_id=4058
<<<

LЗаслуженный отдых¦
Третий возраст v пора пускаться во все тяжкие
Татьяна Щербина

Англичане говорят: нет плохой погоды, есть плохая одежда. О возрасте
даже и не говорят, и
так ясно, что каждому возрасту v свое удовольствие. Или неудовольствие.
То есть качество от
возраста не зависит. Но это на Западе. И на Востоке. В Китае
комплиментом будет не то, что
выглядите на десять лет моложе, наоборот v что на десять лет старше, то
есть мудрее, чем
положено по годам. На Востоке стариков (старейшин, аксакалов) боготворят
и слушаются, на
Западе и стариков-то нет: это все те же дамы и господа, у которых
образовалась уйма
свободного времени, а денег стало лишь немногим меньше, чем последняя,
самая большая в
их жизни, зарплата. Пенсии ждут, стать пенсионером стремятся. Потому что
это возраст (во
Франции он называется Lтретий возраст¦), когда пускаются во все тяжкие:
путешествуют,
идут на курсы йоги или дизайна, осваивают новые горизонты, устремляются
в театры и
музеи, в общем, нагоняют все, что не успевали в той жизни, где надо было
вкалывать и
растить детей.

Дамы не вылезают из парикмахерских, фитнес-центров и кафе-кондитерских:
это
неизъяснимое для наших соотечественников удовольствие v зайти в кафе
какого-нибудь
европейского города и смотреть, как 80v90-летние вертихвостки, изящные,
нарядно одетые, с
уложенными фиолетовыми волосами и прямой спиной, излучают чувство
собственного
достоинства и обсуждают что-то страшно интересное, как молодые девчонки
v мальчиков.
Здесь ясно, что вдовицы (мужчины всюду живут меньше) и говорят о
высоком. LПора о душе
подумать¦ v они не знают такого присловья, не обсуждают переход в мир
иной, они вообще
не думают о Lконце¦, но на самом деле готовятся. В светской Европе
достойную земную и
вечную жизнь представляют самым простым образом: дети, внуки, чтоб лицо,
душа и одежда
v все было прекрасно, а если взять людей творческих профессий, то тут
возраста не
существует вовсе. Ни жалкого забытья в богадельнях, ни тупого угасания
перед телевизором:
недавно умерла Франсуаза Жиру (кажется, в 84 года), писала до последнего
дня; Жанна Моро
в своем неведомом, но столь же почтенном возрасте продолжает сниматься в
кино, да и все
как-то так живут вечно, даже сквозь тяжелые болезни не снижают планку, а
в один день
просто исчезают.

В России же нормальным жизнеспособным людям начиная с 60 лет (женщинам v
с 55)
выносится приговор: пенсионеры. Это вроде тюремного заключения. LВ
России надо жить
долго¦, v сказал Чуковский, но долго по нашим меркам, то есть до 70, а
не до тридцати-
сорока, как многие его современники. Средняя продолжительность жизни на
сегодняшний
день составляет 58 лет для мужчин и 73 года для женщин. Относительно
конца ХIХ века это
прогресс: тогда в России жили в среднем 32 года.

Уровень цивилизации определяется качеством и продолжительностью жизни
стариков и
детей, то есть Lненужных¦ в практическом смысле членов общества, так же
как о квартире
судят не по количеству хрусталя в гостиной (советский и вообще
бедновосточный подход), а
по ванной с туалетом: гигиеническая красота превыше избыточной роскоши.
Красивые
старики v это моральная гигиена общества.

Несколько лет назад я отдыхала на острове Родос и встретила там старушку
90 лет. Впрочем,
не знаю, употребляют ли это слово хоть в одном из шести языков, которыми
моя новая
знакомая свободно владела. Мы подружились сразу, она меня взяла под свое
крыло и стала
водить по концертам, знакомить с людьми, договорилась в отеле, чтоб меня
переселили из
плохой комнаты в хорошую. Сама она тоже приехала отдыхать. Здесь живет
ее сын, а она v ее
звали Батами v осела в Афинах. Батами не гречанка v еврейка, родилась в
Палестине, когда,
как она утверждала, арабы и евреи жили дружно, иврит и арабский в равной
степени были ее
родными языками. Со временем более родными стали европейские языки,
которыми она
пользуется гораздо чаще. Батами никогда не работала. Как она сказала,
Lдля девушки из
хорошей семьи работать считалось неприличным¦. Ее выдали замуж, и с
мужем-дипломатом,
англичанином, она объездила весь мир. Она не была с ним счастлива, но
развестись тоже не
могла. Это те давно забытые времена, когда женщина была экономически
зависима и
бесправна. Батами рассказывала мне все это, а я с ужасом смотрела на то,
что она курит (в 90-
то лет) вообще и на то, что это крепкий Camel в частности. LЧто это у
вас за сигареты,
милочка, v спросила она меня как-то про мой ультралегкий LКент¦, v дайте
попробовать¦. Я
дала. LДа это же воздух, а не сигареты!¦

Батами утверждала, что настоящая жизнь началась для нее в 70 лет, когда
умер муж.
Долгожданную свободу она тратила на путешествия, концерты и чтение книг.
Правда, Батами
ослепла почти полностью. Я переводила ее через дорогу, поражаясь, как
она не боится
путешествовать одна, ничего не видя. А для нее это не проблема: везде
есть люди, переведут
через улицу, если что, да машины и сами остановятся. Я вспоминала всех
своих знакомых
соотечественников пенсионного возраста, которые боялись куда бы то ни
было ехать, потому
что вдруг сердце прихватит или вообще что случится, и что тогда?
Квартиру тоже оставить
боязно v обворуют, соседи протекут, пожар случится. И главное, позорное
проявление что
той, что этой власти v пенсия, вдвое не дотягивающая до прожиточного
минимума.
Прожиточного же минимума хватает, чтоб не умереть с голоду, но его
категорически
недостаточно для того, чтобы родилось чувство собственного достоинства.
Оно, впрочем, не
рождается и у богатых, чьи деньги v ворованные. Остальных в нашей стране
весьма немного:
ни наследственной ренты (из которой рождаются джентльмены), ни хорошо
оплачиваемой
работы. Потому, даже когда разбогатевшие дети дают своим старикам деньги
на путешествия,
тех не вытолкнешь. Как-то я встретила в Тунисе пенсионерку (ей было лет
65), которая не
выходила из отеля и ждала обратного рейса в Москву. LЗачем сын меня сюда
отправил? v
сокрушалась она. v Языков я не знаю и ничего здесь не понимаю¦.

Моя Батами проявляла такую полнокровность, что я рядом с ней чувствовала
себя вяленой
селедкой. Одного я не понимала: как она читает, а она была в курсе всех
книжных новинок и
расспрашивала меня, что нового в русской литературе. Русского она не
знала, но читала всю
нашу классику в переводах. Оказалось, существуют аудиобиблиотеки. И
Батами из разных
стран выписывала себе книги на кассетах и слушала. С нашими же
пенсионерами творится
что-то непонятное. Еще вчера люди с живым интересом к жизни после выхода
на пенсию
превращаются в зверьков, бегающих по маршруту Lоптовый рынок v
поликлиника¦, а летом v
участок с огурцами и смородиной, v если б не дача, век витаминов не
видать. Жизнь
перемещается для зверьков в ящик телевизора, и даже те, кто прежде
тянулся к Lвысокому¦,
оставляют это в прошлой, большой, настоящей жизни. Теперь v доживание.
Проблема не
только в отсутствии денег на культуру, развлечения, саморазвитие (есть
не только много
бесплатного, они и все Lлишние¦ деньги коллекционируют на сберкнижке),
проблема v в
душе: выживание требует огромных моральных затрат. Зверьки ждут подачек,
зверьки
высчитывают разницу в стоимости продуктов на рынках, разницу смешную, но
не для них, и
на бесплатном общественном транспорте колесят по городу, чтоб
сэкономить. Как же
неизменно бессовестна власть в России, что превращает людей в зверьков!
Это ведь ничем не
лучше сталинских лагерей. На человеческое достоинство у нас покушаются
разными
способами: страхом, рублем, узаконенными коррупцией и бандитизмом, но
покушаются
именно на него. Будто это записано в конституции, что российский
гражданин не имеет
права чувствовать себя Lбелым человеком¦. Сильные v прорываются, слабые
сдаются.
Слабых v абсолютное большинство, как везде. Именно об их комфорте
заботятся
правительства цивилизованных стран.

Батами ни разу за две недели не упоминала о деньгах. Их достаточно для
того, чтобы она
жила, как хотела. У нее это, вероятно, пенсия за мужа, но и все пожилые
европейцы
переходят из состояния зарабатывания в состояние птичек небесных,
которые не сеют, не
пашут, а манна небесная сыпется и сыпется с неба. Пенсия v это как бы
жизнь при
коммунизме, в том, о котором у нас столько мечтали. Во французском языке
есть слово
babouchka, оно означает плохо одетую, не следящую за собой женщину,
выпавшую из жизни,
опустившуюся. Смысл слова не возрастной v социальный. Во Франции так
выглядят
бомжихи или душевнобольные. У нас v почти все с почетом отправленные на
заслуженный
отдых.
<<<


IGA (30.06.2003 14:00:41)
ОтIGA
К
Дата30.06.2003 14:17:06

Власть и пенсии



<<<
Вопрос о власти
Паки и паки убеждаюсь, что Россия сегодня уперлась в вопрос о власти и пока
он не разрешится - не сдвинется.

Вот та же проблема с пенсиями. Я вполне допускаю, что нынешняя пенсионная
система неподъемна для нынешнего состояния государственных финансов. Я
вполне допускаю, что у нас колоссальная нехватка рабочих рук, так что страна
нуждается в повышении пенсионного возраста. Я вполне допускаю, что Россию
уже так обокрали, что если отнять у банды "эффективных менеджеров"
достаточную для выплаты пенсий сумму - наша экономическая система рухнет как
целое. Я вполне допускаю, что Россию так уже обокрали, что любые
стратегические инвестиции возможны уже только как трупоедство - то есть за
счет затягивания ремня на осиную талию.
Я, в общем-то понимаю, что в "традиционном обществе" - именно в нем, - без
всяких сантиментов "сливают" стариков, а заодно вводят неполноценный женский
и детский труд. Точнее говоря - традиционное общество вообще в значительной
степени стоит именно на женском и детском труде и на "сливе" лишних.
И сами старики это понимают - по крайней мере те, кто родился до войны. Что
ж. На войне как на войне. Жизнь вполне себе негуманная штука.

Но вот только к этим все эти здравые рассуждения не имеют никакого
отношения. Вор не может сначало обокрасть жертву, спустить бабло с блядями в
кабаке, а потом уговаривать эту жертву подтянуть поясок, потому что всем
вместе надо выжить. Хотя бы потому, что в глазах жертвы он уже исключен из
тех, "всех", ради выживания которых стоит затягивать пояс.

"В наших казино не хватает фишек. Пожалуйста, заплатите налоги". Хрен в
сумку...

Понятно, что люди готовы к дальнейшему обкрадыванию, к тому, что и
теперешнее отнимут, все отнимут. И более того - выстроят параллельный
социум, в котором будут существовать свои механизмы взаимопомощи, социальной
поддержки и т. д. По мере выкрадывания госгарантий и официальных механизмов
социального государства, вполне могут начать создаваться предприятия
"общинного" типа, независимые профсоюзы, которые будут выбивать у
предпринимателей (старыми добрыми бандитскими методами) помимо зарплаты
"пособия на иждивенцев" и прочие прелести. В любые соглашения начнет входить
некий неофициальный "соцпакет" - да чего только не придумают люди.
Большинство не представляет себе даже насколько гибок и многообразен
механизм человеческой саморегуляции. Но только к этому государству это уже
никакого отношения иметь не будет. И его не будут поддерживать ни в чем.
Ситуация, кстати, с учетом русского национального этатизма довольно опасная.

Но что ж делать. До того любые серьезные повороты и реформы осуществлялись в
России властью, которая утвердилась в глазах общества как легитимная - за
счет богопоставленности или наследственности, за счет штыка и пули, али еще
как. Соответственно сила действия такой власти была выше, чем сила народного
противодействия, даже если сами реформы были как нож к горлу.
Тут впервые пытается что-то "реформировать" власть, которая воспринимается
как "воровская". За ней не просматривается никакой цели, кроме кражи, кроме
еще чего-нибудь стырить. Рассуждать о власти на более богатом языке способно
от силы 5 % нашего народа. У власти был некий временной люфт, чтобы
предъявить некие более внятные цели и совершить некие подвиги... Приходится
признать, что было сделано все, чтобы даже то, что с испугу было сделано из
тянущего на подвиги, так не выглядело - "- Что русская армия делает в
сортире? - Она утонула". Соответственно, единственное, что заставляет
общество не конфликтовать совсем уж остро с нынешней властью - это то, что
она тащит на себе пресловутые соцобязательства, доставшиеся ей в наследство
от власти советской... Остались векселя и остался субъект, с которого можно
спросить - выти на горбатый мост и постучать каской. Именно тот факт, что
президент и правительство РФ платят по тем векселям и составляет
единственное основание их моральной и политической легитимности. За
пределами этой сферы остаются насилие и некое остаточное положение
"занимающего место русской государственности". Положение не шибко устойчивое
- как не был устойчив трон под Самозванцем и не держалась шапка Мономаха на
Василии Шуйском (что-то чем дальше тем больше Владимир Владимирович начинает
мне напоминать именно этого персонажа).
Таким образом, факт состоит в том, что снижая объем социальных обязательств
государства, политическая власть РФ параллельно уничтожает свою социальную
базу, уничтожает те основания, по которым её еще кто-то терпит и её как-то
принимают в расчет.
Говорить "Ну-ну, успехов..." как-то не хочется. Но ситуацию надо осознавать.

Эти не имеют права требовать затянуть пояса ни во имя Родины, ни во имя
будущего. ни во имя чего еще.
Ежели они так будут требовать, то на них забьют. После того как на них
забьют - они рассосутся. Хотя в этой воронке образуется затор из трупов.
<<<


IGA (30.06.2003 14:17:06)
ОтСепулька
К
Дата30.06.2003 15:35:41

Интересно, что Холмогоров высказывает ту же идею,


которая уже неоднократно звучала на нашем форуме:

>Понятно, что люди готовы к дальнейшему обкрадыванию, к тому, что и
>теперешнее отнимут, все отнимут. И более того - выстроят параллельный
>социум, в котором будут существовать свои механизмы взаимопомощи, социальной
>поддержки и т. д. По мере выкрадывания госгарантий и официальных механизмов
>социального государства, вполне могут начать создаваться предприятия
>"общинного" типа, независимые профсоюзы, которые будут выбивать у
>предпринимателей (старыми добрыми бандитскими методами) помимо зарплаты
>"пособия на иждивенцев" и прочие прелести. В любые соглашения начнет входить
>некий неофициальный "соцпакет" - да чего только не придумают люди.
>Большинство не представляет себе даже насколько гибок и многообразен
>механизм человеческой саморегуляции. Но только к этому государству это уже
>никакого отношения иметь не будет. И его не будут поддерживать ни в чем.
>Ситуация, кстати, с учетом русского национального этатизма довольно опасная.

IGA (30.06.2003 14:00:41)
ОтIGA
К
Дата30.06.2003 14:03:19

Судьба старушки


http://www.livejournal.com/users/pavell/386160.html
<<<
Судьба старушки
evva дала восхитительную ссылку на очередную старушкофобскую статью.

Красивые старики v это моральная гигиена общества...
Зверьки ждут подачек, зверьки высчитывают разницу в стоимости продуктов на
рынках, разницу смешную, но не для них, и на бесплатном общественном
транспорте колесят по городу, чтоб сэкономить.

Когда-то Кара-Мурза упрекал Lлибералов¦ за то, что они готовы разрушить
государство ради иллюзии сытости (то есть наличия продуктов на витринах
магазинов). Сегодня по той же технологии собираются разрушить пенсионную
систему. Дескать, у нас должны быть Lкрасивые старики¦. Любой ценой. Даже
если 2/3 из них сдохнет от голода.
На нищенскую пенсию старушки, оказывается, должны посещать фитнес-клубы (в
которых годовой абонемент зашкаливает за штуку баксов). Либеральные
журналисты предлагают обмен реально действующей пенсионной системы на
фикцию, показуху. Старики, они, эта, не хотят жить красиво. Путешествовать
на яхтах, покупать бриллианты в бутиках. Сидеть в кофейнях на пенсию в 1500
рублей не хотят.
И, главное, надо делать Lку¦. Ведь надо радоваться, сука, радоваться, что
живешь в стране беспрерывных либеральных реформ. И славить Абрамовича,
Потанина и Фридмана v пчел трудовых, которые принесли нам LПиццу хат¦.
Радуйся, сука, пусть улыбка не сходит с твоего лица. На 50 долларовую пенсию
v накупи вечерних туалетов, да в кофейню v живо, скотина, а не то кнутом по
яйцам или что у тебя там, зверек.
Пенсия, сука, это коммунизм. Слышали, такое? А ну, радоваться, радоваться,
не сидеть с кислой мордой. Эй, старушка, больше жизни-
П$%@ец. Краткое резюме: подобные статьи v попытка вызвать раскол между
поколениями. Традиционная либеральная методология. Известно, как они вбивали
клин между нациями, классами и поколениями в перестройку. Собственно,
технология не изменилась.
Сначала v рассказ о сладкой жизни за бугром. Затем v рассказ об Lиждивенцах¦
здесь. Которые не радуются, суки, а надо радоваться. Радоваться. Там, за
бугром, коммунизм, а у нас тут v нищие Lбабушкас¦, иждивенки проклятой
буржуазной России. Которую в капитализм толкнуло, конечно, исконное
православие русского народа.
Старухам бы только на общественном транспорте бесплатно кататься. Ссуки- Где
улыбочка?
Когда провоцируемая либералами истерия доходит до последних градусов,
следует Lразумное¦ предложение. Вы думаете, повысить пенсии до западного
уровня, чтоб Lкоммунизм¦, фитнес-центры и все такое? Как бы не так, ибо не
для того это делалось. Вот это предложение - нужно Lгрохнуть¦ пенсионную
систему. А потом, шаг за шагом, лет этак 300 идти до уровня святого Запада,
до их пенсионной системы и Lчистых стариков¦ в кофейнях-
Разумеется, нынешнее, морально опущенное поколение стариков до этого не
доживет. Нет, нужно воспитать новое и чистое поколение пенсионеров из тех,
кто сейчас лежит в колыбелях и будет способен вдохновится святым словом
"мюсли"...
<<<