>>Честно говоря, такую площадку у нас вижу впервые. очень похожа площадки польского Grozny, но по скудоумию считал, что поляки сами сделали их по образу Сормовских. Ан нет. >Поляки сделали в 1920? Не смеши:)) Ты возможно удивишься, но в "Грозном" ижорский вагон, это видно по бронировке ходовой.После больших потерь в л/с на ижорских бп из-за открытой установки орудий (на №44 им.Володарского под Петроградом)Ижорский завод выпускал башенные площадки, в некоторых случаях с ярусным расположением башен подобных сормовским, Ромадин в МК приводил чертеж такой площадки из состава БП №87 "3-й Интернационал". С Сормова в 1920 сняли производство БП, а чертежи передавали на Ижору.
Да, действительно, что-то про Ижору я и запамятовал. Пора бы тебе написать более толковое исследование, нежели у Ромадина, с нормальной хронологией.
>А че у Манжосова про район Таганрога написано?
Ожесточенные бои с механизированными частями врага развернулись под Таганрогом. Действия наших войск прикрывали бронепоезда внутренних войск НКВД «Феликс Дзержинский» и № 59. Оба бронепоезда сражались на участке железной дороги Морская — Неклиновка — Матвеев Курган. На участке Таганрог — Ростов оборону держали воины 36-й бригады НКВД полковника М. Е. Микрюкова. В состав ударной группы южнее Таганрога были также введены бронепоезда 7-го и 8-го отдельных дивизионов. 10 октября 1941 года командир 7-го ОДБП, базировавшегося на станции Самтредиа Закавказской железной дороги, подполковник В. П. Жмакин получил боевой приказ о срочной переброске [53] бронепоездов на Южный фронт. В Ростов прибыли бронепоезда № 27 и 29. В подчинение В. П. Жмакина из состава 8-го дивизиона был передан тяжелый, вооруженный четырьмя 107-миллиметровыми орудиями, бронепоезд № 21 под командованием старшего лейтенанта А. О. Айрапетова. Бронепоездам предстояло выдвинуться на линию обороны к Таганрогу. Но утром 17 октября гитлеровские танки ворвались в город. Закрепляя успех, танковые лавины врага устремились по узкой полосе побережья Азовского моря к Ростову-на-Дону. По приказу командования 56-й армии бронепоезда 7-го ОДБП были выведены на участок Марцево — Хапры. У станции Бессергеновка бронепоезд № 27 вступил в бой с передовым отрядом захватчиков. Его командир старший лейтенант Сидоров получил приказ заместителя командира дивизиона капитана И. З. Алхазашвили: любой ценой остановить рвущиеся к Ростову танки. Курсируя на большой скорости, осыпаемый вражескими снарядами, бронепоезд № 27 сражался с фашистскими танками, беспощадно уничтожая их. Гитлеровцы обрушили на стальную крепость многочисленные удары авиации и артиллерии. Прямым попаданием бомб был поврежден котел паровоза, пробита тормозная магистраль. Из строя вышли три орудия. Осколками снарядов заклинило башню 2-й бронеплощадки. Но экипаж, все его бойцы, мужественно, не дрогнув, отбивали атаки фашистов: свое задание «Остановить врага любой ценой!» они поняли сердцем. Командир орудия сержант Н. Рудак, наводчик В. Анищенков, артиллеристы Гулякин и Якобишвили вели сокрушительный огонь по вражеским машинам. Вскоре погибли Гулякин и Якобишвили. Н. Рудак и В. Анищенков, оставшись вдвоем, в пороховом дыму стреляли из орудия, работая за целый расчет. Бронепоезд № 27 7-го отдельного дивизиона уничтожил в бою 16 фашистских танков. Как вспоминал бывший пулеметчик этого бронепоезда А. А. Куренков, за мужество, проявленное в бою, сержант Н. Рудак был награжден орденом Ленина, наводчик орудия В. Анищенков — орденом Красной Звезды, а машинист бронепоезда Ш. Цикаришвили — медалью «За отвагу». Их подвиг среди сражавшихся здесь экипажей бронепоездов не исключение. На здании вокзала станции Таганрог-Пассажирский установлена мемориальная доска. Из надписи на ней мы узнаем, что 14–17 октября 1941 года на участке Марцево — блокпост 694, обороняя Таганрог, приняли последний бой бойцы бронепоездов № 14, 45 и 59. Все они входили в состав 8-го ОДБП под командованием подполковника И. А. Суханова. Проявив мужество в схватке с многократно превосходящими силами врага, нанеся ему большие потери, погибли комиссар дивизиона старший политрук Тюфяев, командир бронепоезда № 45 младший лейтенант Аленкин, командир 2-й бронеплощадки младший лейтенант Довгалев. [54] На станции Морская на острие танкового удара находился бронепоезд № 59 под командованием капитана А. Д. Харебавы. Командир взвода разведки лейтенант Гринчук доложил капитану А. Д. Харебаве: «Вижу на подходе 18 танков, около 30 автомашин с пехотой и колонну мотоциклистов, примерно 200 машин». И услышал: «Полный вперед!» «Есть полный вперед!» — повторил команду помощник машиниста Г. А. Шеляг. Бронепоезд, вырвавшись из-за поворота, встретился с вражеской техникой. «По танкам — бронебойным, по пехоте шрапнелью — беглый огонь!» — одна за другой зазвучали команды А. Д. Харебавы. Артиллерийские расчеты действовали слаженно. Загорелись вражеские танки и грузовые автомобили, по полю рассыпались поврежденные мотоциклы. Пулеметные очереди неслись вслед убегающим гитлеровцам. За пять минут было подбито десять танков и самоходных установок. Враг продолжал напирать, подбрасывая свежие силы. Гитлеровцы повели массированный обстрел движущейся стальной крепости. Был поврежден путь отхода, и бронепоезд оказался в окружении. Десять вражеских самолетов было брошено против героического экипажа. Кольцо стало сжиматься. Огонь фашистов становился интенсивнее. Командир бронепоезда капитан А. Д. Харебава и комиссар политрук Гавриленко приняли твердое решение: стоять до последнего. Окруженный бронепоезд продолжал сражаться. Под бомбовыми ударами вражеской авиации, уходя от попаданий, он не прекращал вести огонь. По броне беспрерывно стучали осколки, оставляли на ней свой след снаряды. Командир орудия [55] старший сержант С. Лисицын занял место раненого наводчика и посылал по немецким танкам снаряд за снарядом. У пулеметчика М. Сигала в кожухе «максима» закипала вода, и все же он заставлял пулемет косить рвавшихся к бронепоезду немецких солдат. Помощник машиниста старший сержант Г. Шеляг встал за реверс вместо убитого машиниста бронепаровоза. Взрывы бомб повалили набок паровоз и вторую бронеплощадку. Среди погибших был капитан А. Д. Харебава. Бойцы вели теперь огонь по вражеской пехоте из единственного уцелевшего зенитного пулемета. И сколько немецких солдат сложили тут головы, сказать даже трудно. Но фашистские летчики вскоре довершили разрушение бронепоезда. Автоматчики, прорвавшись к железной дороге, расстреляли раненых, контуженных, оглушенных взрывами бойцов бронепоезда. Расправлялись даже с мертвыми. Из экипажа бронепоезда № 59 в том бою осталось в живых только шестеро: С. Лисицын, Г. Шеляг, Г. Сокол, М. Сигал, М. Карагод, Н. Шкарейчук. Прошли годы. Пионеры Таганрогской школы № 31 разыскали братскую могилу павших бойцов, установили мемориальную доску.
Что-то легче не стало. Судя по старой бронеплощадке бронепоезд НКВДшный и раз не "ФД", то, получается, №59?