2. Учим матчасть

Прежде чем описывать проделанную работу, я постараюсь более-менее систематизировано описать недостатки исходных материалов и модели. Автовская машина имеет ряд отличий от серийных; чертежи, как показала сверка с обмерами, грешат неточностями. Итак, по порядку.

Автовская машина.

При рассматривании архивных фотографий опытного образца я заметил, что литьевой номер на башне выглядит удивительно знакомым. Посмотрел на фотографии автовского танка - оно! В Автово стоит опытный, "эталонный" образец танка - он же "объект 239". Что и неудивительно, поскольку серийные машины воевали далеко от Ленинградского фронта, воевали весьма активно и все были утеряны в бою, поэтому появление на постаменте в Автово серийного КВ-85 было бы более странным.

Перед установкой на постамент эта машина побывала в руках реставраторов, что оставило на ней свой отпечаток. Во-первых, она получила крайне загадочный ленивец по левому борту - от каждого из окон на нем отходит не одно усиливающее ребро, а два. Более ни на одной из машин семейства КВ таких мне видеть не доводилось, более того - на "прижизненных" фотографиях этой машины оба ленивца стандартные. Это позволяет сделать предположение о том, что ленивец этот - плод самодеятельности реставраторов.

Изменения коснулись и крыши башни. Вместо правого прибора наблюдения МК-4 стоит бронеколпак от ПТК-5. Аналогичный колпак с левой стороны сдвинут относительно своего штатного местоположения на расстояние, примерно равное своему диаметру.

Кроме того, новодельным выглядит грязеотбойник под кормовым воздуховодом. У него пять усиливающих ребер, тогда как на всех машинах КВшного семейства, в том числе и на опытном КВ-85 при жизни, их было 4.

Некоторые секции надгусеничных полок, похоже, также появились в ходе ремонта - например, на крайней кормовой секции по левому борту видны три продольных ребра, которых на КВ не было. На полках лежат ящики ЗИП, характерные для КВ-1, но уже не использовавшиеся к моменту выпуска КВ-85 - вместо них на задних секциях полок располагались крепления цилиндрических топливных баков.

Теперь о "врожденных" отличиях. Поскольку опытный экземпляр, равно как и некоторое количество первых серийных машин, был построен с использованием корпуса КВ-1С, то на лобовом листе отчетливо видно заваренное гнездо на месте установки курсового пулемета. Неизвестно точно, сколько именно корпусов машин было взято из задела по КВ-1С, но машины, запечатленные на фронтовых фотографиях, уже имеют специальный корпус КВ-85 - с цельным лобовым листом.

Еще одно отличие опытной машины - это маска орудия. При сравнении фотографий это заметно очень хорошо. У опытного образца маска имеет узкий фланец с выборками под болты. У серийных же машин фланец широкий, и болты расположены непосредственно на нем - как у Т-34/85 с орудием Д-5Т.

Чертежи Сергея Орешина

Основные неточности чертежа по отношению к автовской машине - это положение башни, размер и положение спонсонов. Забегая вперед, скажу, что у модели это еще более усугублено, поскольку разработчики пресс-формы не стали заморачиваться перенесением башенного погона - а его центр у КВ-85 был смещен вперед по отношению к КВ-1С. Вопрос - на сколько. Здесь мне сильно помог обмер подбашенного листа со спонсонами, выполненный АВМ из Питера и выложенный в свое время в копилке на сайте ДШ. По нему выходит, что центр погона на модели нужно сдвинуть на целых 5.5 мм (для 35-го масштаба). Кроме того, совершенно непонятно, почему спонсон на чертеже (и на модели) получился таким маленьким. Разница в его размерах значительная - реальный спонсон в масштабе длиннее на 6 мм!

Далее по верху корпуса. Положение перископов мехвода неверное. Заправочных горловин передних баков должно быть две - на чертеже одна, крупнее и не в том месте. На прототипе в районе спонсона край подбашенного листа идет уступом, заходя на торец бортового листа - на чертеже это не обозначено никак.

Башня. Что касается общих размеров - тут я ничего сказать не могу, мерить не довелось, но никаких нареканий я не слышал. А вот прилив под командирской башенкой изображен на чертеже очень неубедительно и представления о его реальной форме не дает. Сама же комбашенка изображена симметричной. В реале же двустворчатая башенка имела асимметрию - по моим обмерам аналогичной башенки на ИС-2 раннего выпуска получилось 900 мм по продольной оси и 800 по поперечной. Причем асимметрия эта проявлялась не только у основания, но и на верхней площадке - на которой стоит люк командира. Поскольку люк идеально круглый, то по зазору между краем площадки и краями люка асимметрия заметна очень хорошо.

Уже упомянутый выше фланец маски, а также положение кормового подъемного крюка башни соответствуют опытному образцу. На серийных машинах, если судить по евпаторийскому фото, крюк стоял по центру, в просвете между поручнями. Также не изображен козырек-отлив над смотровым люком мехвода -на серийных машинах он присутствовал.

Отсутствуют как явление поручни по периметру МТО. Они есть и на опытной машине, и на серийных хорошо просматриваются.

Ходовая часть нареканий не вызывает, но она взята с других чертежей, поэтому на ней изображены поддерживающие ролики с тремя отверстиями. На автовской же машине - без них.

Надгусеничные полки. Я не знаю, по обмерам какой конкретной машины они чертились - но это не автовский КВ-85. Очевидно, полки достались чертежу в наследство от чертежа другой машины семейства КВ-1С, благо Сергей Орешин начертил все остальные серийные образцы этого семейства. По замерам же полок автовской машины обнаруживаются расхождения с чертежами. Сами размеры секций верны, а вот положение усиливающих косынок посередине 1-й и 2-й секций неверно. Вполне вероятно, что это отличие характерно именно для КВ-85 - другие КВ мне мерить не довелось. Расположение косынок показано на

рисунке 1.

Днище. На чертеже КВ-85 нижней проекции нет, но она присутствует на чертеже КВ-8С, т.е. ее можно было бы взять в качестве отправной точки. Если бы не очень досадная оплошность - по неизвестной причине расположение сливных горловин получилось зеркальным. Это можно заметить по положению горловины слива масла из картера КПП (средняя среди трех кормовых) и сливной горловины топливных баков (под МТО ближе к боевому отделению) - на чертеже первая смещена к левому борту, а вторая располагается по правому. В жизни же - все с точностью до наоборот. Что интересно, отзеркален не весь чертеж, а только положение горловин. Все остальное - расположение торсионов и их крепление - соответствует истине.

Однако у днища КВ-85 были некоторые специфические отличия. Во-первых, несколько увеличился диаметр эваколюка. Во-вторых, после добавления двух дополнительных топливных баков в носовой части машины появились еще две сливных горловины. Их положение, равно как и правильное положение остальных горловин, показано на

рисунке 2.

Чертежи Виктора Мальгинова.

Выхода 2-й части "Фронтовой иллюстрации" по КВ я ждал долго и с трепетом - после того, как просочилась информация, что там будет что-то и по КВ-85, включая чертежи Увы, чуда не произошло. Чертежи, хотя и точнее чертежей из М-Хобби, все равно грешат отличиями от натурного образца - причем практически теми же самыми!. Положение башни такое же, спонсоны сдвинуты на 2мм назад, но их размер соответствует чертежу Орешина один в один… Косынки посередине 1-й и 2-й секций надгусеничных полок стоят на других местах - первая ближе к реальному положению на автовской машине, вторая, наоборот, еще ближе к корме.

Однако в сравнении с чертежами Орешина есть и однозначные плюсы. Конфигурация выступа под комбашенкой похожа на оригинал гораздо больше. Маска орудия соответствует серийным образцам, а не опытному. Показаны поручни на МТО. Общий уровень детализации чертежа выше. Так что в качестве исходного материала для работы над моделью эти чертежи показались мне более предпочтительными.

наверх

3. Печаль моя светла...

Насколько я знаю, пресс-формы экспрессовской модели выполнялись по чертежам Орешина. С одной стороны, это хорошо, поскольку общая геометрия, за некоторыми описанными выше исключениями, в порядке. С другой - плохо, потому что многие неточности чертежа перекочевали на модель. Кроме этого, у модели появились еще и свои собственные огрехи. Постараюсь их все перечислить.

Корпус.

Про проблемы с башней и спонсоном я уже сказал выше. Это проблема №1.

Перед башней забыт отбойник, его придется делать с нуля. Неточности с перископами мехвода, заправочными горловинами передних баков и конфигурацией боковых сторон подбашенного листа перекочевали с чертежа.

Решетки воздуховодов радиаторов отлиты зацело с верхней деталью корпуса. Более того, они представляют собой разновидность с наваренными продольными прутьями - такой тип стоит на КВ-1С с орудием Д-5Т, хранящемся в Кубинке, но на КВ-85 замечен не был. Кстати, мне неизвестно, было ли это действительно серийной разновидностью решетки, или же это особенность опытной машины (или вообще дело рук реставраторов).

Люк двигателя имеет слишком четкий переход от плоскости к выштамповке, то время как этот переход нужно сильно сгладить.

Верхний кормовой лист по какой-то причине поднимается "горбом", выступая на пару миллиметров над поверхностью надмоторных листов. Фотографии прототипа этого не подтверждают. Под этим листом все еще печальнее. Сетка кормового воздуховода отсутствует как явление, равно как и стоп-сигнал.

Выхлопные патрубки похожи на себя, но отлиты в виде монолитных деталей. Их надо высверливать изнутри или искать замену.

У люков доступа к трансмиссии несколько утрировано выполнена отбортовка. Она должна быть как бы "двухступенчатой" - состоять из ребра и плоского фланца, которым она приваривалась к плоскости люка. На модели же отбортовка изображена одинарным толстым валиком. Кстати, это касается всех люков - в т.ч. башенных люков заряжающего и командира.

Надгусеничные полки слишком толсты. Их деталировка - отбортовка по краю, планки крепления косынок - выполнены довольно неплохо, но сами косынки чрезмерно толстые, а следовательно, расстояние между планками намного больше масштабного. То есть, одной заменой косынок дело никак не обойдется, поэтому самым правильным решением будет просто сделать полки самому или взять из набора травленки.

Днище совершенно голое, из деталировки на нем только здоровенный логотип "Восточного экспресса". Эваколюк, люк под двигателем, сливные горловины, головки болтов креплений торсионных валов и подмоторной рамы придется делать самостоятельно, равно как и сварные швы листов днища.

Ходовая часть.

Ходовая часть в целом ложится в чертежи, а ее деталировка (не считая катков) выполнена на вполне приличном уровне - если сравнивать с другими отечественными моделями, например, с серией ИС от Звезды. Но опорные катки, к сожалению, на прототип похожи очень слабо, и какому-либо исправлению это не подлежит.

Ограничители хода балансиров имеют следующий недостаток - их пята выполнена полукруглой, хотя должна быть абсолютно круглой. Кроме того, плохо и по-разному пролиты головки болтов крепления. И в-третих, отсутствует крепление пяты сверху - гайка с торчащим хвостом болта.

Поддерживающие катки похожи на себя, кроме колпаков ступиц. Балансиры также похожи, но у них следует скруглить края крышек и сделать переход к закруглениям более гладким.

Ленивец соответствует размерам и в отличие от катков, имеет вполне достоверный рельеф. Но к сожалению, внутненняя и внешняя половины совершенно идентичны, тогда как на реальных КВ они были разными. На внутренней половине ленивца облегчающие окна имели немного другую форму (

рисунок 3). Кроме того, у реальных ленивцев половины соединялись между собой изнутри шестью выступами, которые соединялись вместе и сваривались, образуя своего рода перемычки. У модели же на внутренних сторонах половин обозначены небольшие выступы, но между собой они не соединяются никак.

В механизме натяжения ленивца отсутствует ось в шарнирном соединении между балансиром ленивца и штоком натяжителя. Кроме того, верхние три головки болтов на крепежной площадке на прототипе были закручены заподлицо, и их нужно срезать.

Траки виниловые, и похожи на оригинал очень слабо. Остается только искать им замену.

Башня.

Прилив под командирской башенкой слишком угловат - нужно сгладить его форму, сделав более плавный переход к бортам башни. Прилив же под гнездо кормового пулемета, данный отдельной деталью, стыкуется с башней очень плохо и требует много шпалевки.

Литьевой шов раза в три толще, чем должен быть, и в носовой части башни задирается вверх, проходя по скуле. На самом же деле он и там проходит по низу.

Диаметр закругления подвижной маски орудия меньше, чем диаметр закругления лобовой детали башни, а должен быть одинаковым. При исправлении сразу стоит сделать и имитацию неровной резки по краям маски.

Командирская башенка должна быть асимметричной, на модели же она совершенно симметричная - нужно снять 1мм с боков. Форма выемок между смотровыми щелями не совсем верна - они должны иметь сужение кверху и более четкие края. Смотровые щели должны быть уже, но выше. А самое главное, что то, как она выполнена у ВЭ - нижняя часть отлита зацело с башней - очень неудобно для ее доработок, поэтому ее лучше всего срезать с верхней части башни.

Места среза литниковых прибылей по бокам башни выполнены довольно грубо и выглядят не так, как на фотографиях. Кроме того, забыто третье место среза - на кормовом свесе башни.

Теперь о деталировке. Поручни пришлось выкинуть - их "ножки" коротковаты для того, чтобы приклеить с подсверливанием, а клейка встык при их толщине очень ненадежна.

В кормовой части крыши башни отсутствует сигнальный лючок - а поскольку на башнях КВ-85/ИС их упразднили в феврале 1944го, то получается, что на всех серийных КВ-85 они присутствовали.

Заглушки пистолетных портов даны накладными деталями, что выглядит не очень реалистично. На подвижной маске орудия нужно добавить 2 головки болтов.

На задней стенке башни отсутствует литьевой номер.

У люка заряжающего не хватает двух замочные скважин (их можно срезать с двух лишних люков МТО). На самом люке надо добавить 2 пары головок болтов, которыми крепились замки. Про проблемы с профилем отбортовки я уже сказал.

наверх

4. Труды.

Теперь можно приступить и к описанию работы над моделью. Собственно, она свелась к воплощению всего того, что было описано выше. Поэтому я не буду описывать полностью все проделанные работы, а пробегусь по списку работ вкратце, останавливаясь на наиболее значимых моментах. Впрочем, и так повествование получается внушительным по объему :)

Ходовая часть.

Первым делом была приведена в порядок ходовая часть и днище. Доклеил все недостающие головки болтов и заклепок, сделал сварные швы. Из литников выточил сливные горловины и их отбортовки. Приклеил эваколюк из "сыростирола". Довел до ума натяжитель ленивца. Сделал из толстой алюминиевой фольги грязеочиститель ведущей звездочки. Осталось самое сложное - катки.

Поскольку опорные катки от Восточного Экспресса, как я уже говорил, безнадежно некопийны, то вариантов было только два - найти им подходящую замену или отлить самостоятельно. Я пошел по первому пути и приобрел эпоксидные катки от пензенской фирмы "ОА моделз", она же бывшая "Бригада". Катки произвели очень приятное впечатление - отличная копийность и вполне хорошее качество литья. Недоливов или пузырей я не обнаружил, единственные сложности - облой по центру обода, который пришлось долго сошкуривать, и небольшая несоосность узла склейки двух половин катка (пришлось срезать выступающую часть и центровать половинки вручную). Еще один недостаток этих катков - они не имеют никакого отверстия под ось, его пришлось засверливать, потому как клеить встык я побоялся, веса модели такие катки вряд ли выдержали бы. В остальном же катки удовлетворили меня полностью.

На поддерживающих роликах были заменены крышки ступиц. Их пришлось делать самостоятельно - сделать мастер-модель и растиражировать ее эпоксидным литьем в простейшей безразъемной форме.

На ленивцах была исправлена форма окон внутренних половинок и выполнены соединительные перемычки между половинами.

Траки - Моделкастен. Начиная работу над моделью, я принялся было доводить до ума имеющиеся в наличии траки белого металла от неизвестного производителя, и даже довел это до логического завершения. Но после этого мне довелось подержать в руках моделкастеновские траки и сравнить их с плодом моих трудов…в общем, я со вздохом отправил свои траки на дальнюю полку и раскошелился на Моделкастен. Больше на таких вещах я экономить не буду :)

Корпус.

Переходим к верхней части корпуса. Прежде всего, я срезал с нее надгусеничные полки. Потом занялся исправлением геометрии. Все, о чем говорили выше - положение башенного погона, заправочных горловин, перископов мехвода - было исправлено. "Стакан" башенного погона был срезан и передвинут вперед на те самые 5.5 мм, щель заделана вклеенным кусочком пластика - поскольку диаметр погона на модели значительно меньше реального, то всех этих манипуляций под башней не видно, она их накрывает собой, так что особая аккуратность там была ни к чему. Под перископы мехвода пришлось изготовить часть подбашенного листа заново, вклеить ее в предварительно вырезанное окно и зашпаклевать. Отбойник был сделан из более толстого листового полистирола и приклеен по месту. Верхний кормовой лист пришлось вырезать по контуру и приклеить снова - но чуть ниже, так, чтобы он не образовывал "порожек" по отношению к надмоторной плите.

Спонсоны, главный глюк экспрессовской модели. В поисках пластика подходящей толщины мой хищный взор упал на борта звездовского Тигра, валявшегося без дела со времен начала моего увлечения 35-м масштабом. Так что я претворил в жизнь старый ЖЭКовский лозунг - "отходы в доходы!", вырезав спонсоны из бортовых тигриных листов и выгнув их над огнем до требуемого радиуса закругления.

Крышку моторного люка пришлось изрядно прошпаклевать, чтобы сгладить резкий переход от плоскости к выштамповке. Круглые лючки трансмиссии стали похожи на оригинал после того, как я доработал их отбортовку. Никакого легкого способа сделать это мне в голову не пришло, и пришлось потрудиться скальпелем. Впрочем, после долгих мучений мне удалось сделать это более-менее аккуратно.

Решетки радиаторов пришлось делать полностью с нуля. Первым делом я прорезал окна под них, попутно срезав все следы родных пластиковых решеток. Затем вставил каркас, выклеенный из листового пластика. После чего вырезал прямоугольнички требуемого размера из водопроводной сеточки, приложил и хорошенько обмял по ребрам каркаса, и после приклеил, сразу зафиксировав их края внешней рамкой. Ее удобнее было наклеить из отдельных пластин, а потом шпаклевкой заделать стыки, имитируя попутно сварные швы. Головки ее болтов, сделанные из тянутого литника, я наклеил в последнюю очередь.

Сетка кормового воздуховода была сделана аналогичным образом, за исключением того, что каркаса внутри не было. Грязеотбойник под ней также пришлось делать заново - в ход снова пошла алюминиевая фольга, из нее я сделал как сам отбойник, так и приварные ребра жесткости. Стоп-сигнал выточен из литника.

Выхлопные патрубки - от "Москита". Они, к сожалению, не становятся на штатные места, поскольку болты крепления на модели сделаны более крупными, нежели на самом деле. К тому же в оригинале на поверхности торчала не шляпка, а гайка, из которой выглядывал хвост болта. Так что площадки с болтами вместе пришлось срезать и сделать заново.

По всем стыкам листов были сымитированы сварные швы. В передней части конфигурация стыка листов была приведена к чертежам, во всех же остальных местах оставалось просто проработать фактуру - для этого я залил швы густым клеем и после его подсыхания сымитировал фактуру кончиком ножа.

Да…где-то посередине процесса работы над корпусом, когда все крупные огрехи были исправлены, а к деталировке я еще не приступил - корпус был склеен. При этом я сразу вклеил в корпус надгусеничные полки. Их я сделал из листовой алюминиевой фольги, при этом дал запас ширины, равный толщине пластика на бортах модели, и сделал отворот с внутренней стороны. Таким образом, при соединении половин корпуса полки были вклеены в заранее расширенную щель между верхней и нижней половиной, и надежно зафиксированны изнутри при помощи отворота. Смотрированные таким способом полки, само собой, держатся намертво и могут быть отломаны только при полном разрушении корпуса кувалдой : Как я уже говорил, мой прототип не имел второй и третьей секций полки по левому борту - поэтому пришлось воссоздавать остатки сварного шва от оторванных уголков крепления вдоль борта. Что было с правой стороны - бог весть, на фото этого не разглядеть, а других снимков нет. Пришлось фантазировать. Симметрия маловероятна, а целая полка справа в сочетании с почти оторванной слева мне не нравилась - поэтому я выбрал средний вариант, и по правому борту машина лишилась только последней, третьей секции.

Косынки, планки их крепления и отбортовку полки я также сделал из фольги. При этом встал вопрос - как имитировать гайки с хвостами болтов, торчащие на планках? Самый примитивный вариант - просто продавить изнутри полукруглые пупырышки на фольге. Самый сложный - делать шестигранные гайки с торчащими болтами. Поскольку гайки довольно мелкие, я выбрал компромиссный вариант. Фольга была проколота шилом с нижней стороны, а образовавшуеся с верхней стороны "коронки" я сточил так, что они очень сильно стали напоминать гайки - оставалось только вставить в них отрезки тянутого литника, призванные имитировать хвостовики болтов. Размер этих "метизов" достаточно мал, чтобы отсутствие шестигранности у гаек было незаметно. В то же время смотрится такая имитация довольно убедительно засчет очень четких граней, которые при таких размерах сложно получить альтернативными методами - формовкой из нагретого пластика или отливкой из смолы.

Затем пришел черед заняться деталировкой лобового листа. Был сделан козырек над люком-пробкой мехвода, кронштейны крепления фары и клаксона (все это опять же из фольги). Затем настал черед проводки фары. Защитная трубочка проводки - из литника, сами провода из тонкой проволочки. Сама фара - от Эльфа с доработками. В известном эльфовском наборе фар 35-го масштаба самая крупная по диаметру практически идеально соответствует фаре КВ, но ее глубина гораздо больше. К счастью, пластик довольно толстый, поэтому удалось сточить корпус фары до требуемой глубины. Патрон был выточен из литника. Рисунок рассеивателя на стекле фары в целом напоминает тот, что был на КВ, но сильно упрощен. Впрочем, это достаточно легко исправить, прочертив с обратной стороны все отсутствующие риски кончиком ножа. В готовой фаре со вставленным рефлектором такие риски практически неотличимы от штатных, хотя те, наоборот, выпуклые.

В качестве исходного материала для перископов я взял травленые развертки из аберовского набора для Пантеры - как оказалось, по размерам они хорошо соответствуют МК-4, нужно только сточить слишком острый верх. Я склеил развертки, пропаял и прошкурил. Стеклянные блоки, вырезанные из листового оргстекла, я вставил уже после покраски - так что красились перископы отдельно от всего остального, а потом вклеивались по месту.

Буксирные тросы скручены из многожильного провода. Подобрав провод подходящей толщины, я сначала скрутил жгуты из жилок, затем из жгутов скрутил сам трос. После скручивания я отжег тросы над огнем, и они приобрели очень реалистичный цвет, буровато-серый с тусклым металлическим блеском - никакой окраски после такой процедуры не требуется. Два важных момента - во-первых, отжиг лучше производить не до скручивания, а после - поскольку при отжиге проволока отпускается и становится мягче, то скручивание отожженных жгутов может получиться неравномерным. Во-вторых, не стоит отжигать над газом - как над газовой плитой, так и над пламенем зажигалки. При этом проволока приобретает ненужную желтизну (почему так происходит - вопрос к химикам :. Требуемый же цвет получается при отжиге над пламенем спиртовки или над спичкой.

Вся остальная деталировка - крепления запасных траков, топливных баков, буксирного троса и т.д. - была выполнена при помощи фольги, тянутого литника и проволоки.

Башня.

Башня. В первую очередь были истрачены ведро шпаклевки и рулон наждачки на исправление рельефа выступа под комбашенкой и приращивание прилива под кормовой пулемет. Помимо этого, привел к должному виду места среза литниковых прибылей по бортам башни, и сделал третье, забытое - на ее корме. Все это - опять с помощью шпаклевки.

После этого я занялся фактурой брони. У ВЭ она не очень удачна, к тому же часть из нее похерилась в процессе предыдущих манипуляций. Так что пришлось сделать ее заново - при помощи густого клея и жесткой кисточки.

Сварной шов я вылепил из шпаклевки, после чего сгладил клеем и доработал его фактуру ножом. Естественно, "ложный путь" шва по скулам башни был срезан на самом начальном этапе, а новый шов был пущен Там, Где Надо.

Также немало хлопот доставила подвижная маска орудия. Как уже было сказано, ее внешний вид слабо похож даже на опытный образец, не говоря уж о серийных. Сам фланец я сделал из тонкого пластика, а уж весь остальной рельеф - опять из шпаклевки. Болты в фланце - из тянутого литника, вклеены в заранее подсверленные отверстия. Само орудие и муфту откатного устройства я заказал токарю (равно как и "ворошиловский" пулемет ДТ)

Поручни на башне, как и поручни по периметру МТО, были спаяны из медной проволоки подходящей толщины. Поскольку радиолюбителем я никогда не был, то к пайке всегда относился с боязливым трепетом - но тут альтернативы не было, и пришлось тренироваться.

Командирская башенка. В первую очередь я срезал нижнюю часть с крыши башни, затем склеил с верхней, а потом уже начал исправлять ее симметричность, стачивая с боков. Отбортовку люка (равно как и люка заряжающего) также пришлось доводить до ума таким же образом, как и в случае с люками трансмиссии.

Сигнальный лючок был выточен из литника подходящего диаметра, его петля вырезана из обрезков пластика.

Осталось сделать литьевой номер на корме башни. Какой именно номер должен стоять на моем прототипе - одному Богу известно, на фотографии такое подробности не разглядеть никак… Пришлось сочинять номер самому. Логику нанесения башенных номеров на ЧКЗ мне не смог объяснить никто - очевидно, для этого нужно только ехать в Челябинск и рыться в заводских архивах... Поэтому пришлось делать умозрительные выводы, сравнивая фотографии различных машин. Из них я сделал предположение, что верхние номера (1-6) - это индекс изделия или же номер партии (поскольку, например, на двух сохранившихся башнях КВ-1С эти номера совпадают). Нижний же номер, по моему разумению - порядковый номер конкретной отливки. Не найдя этому ни официального подтверждения, ни опровержения, я принял это за истину и наградил свой танк номером 1-6 / 94.

Сам номер сделан вручную - я не признаю способ со срезанием цифирек с литника, поскольку шрифты на литниках моделей по большей части не соответствуют тем, что применялись 60 лет назад на заводах, кроме того, часто не удается подобрать нужный размер. Тем не менее есть простейший способ достоверно воспроизвести любой литьевой номер. Для этого берется свинцовая пластинка, и в ней процарапывается нужный номер в зеркальном отображении. Потом в этой форме оттискивается разогретый кусочек пластика....и дальше процесс аналогичен способу с литниковыми цифрами.

Окраска и тонировка

Настал черед окраски. Из статьи в М-Хобби непонятно, когда именно 1452-й САП получил КВ-85, но судя по фотографии, эти машины успели повоевать в зимнем белом камуфляже - на передней машине просматриваются его следы. Номера же на машинах выглядят очень яркими, свеженанесенными - очевидно, это было сделано уже весной. Стало быть, моя задача - изобразить машину с оставшимися в самых укромных уголках следами зимнего камуфляжа.

Базовый цвет я наносил акановской краской, аэрографом. Первым слоем нанес цвет брони (цвет, предлагаемый Аканом, мне не понравился, в результате я мешал колер самостоятельно). Потом нанес маску из соли в тех местах, где по идее, краска могла облезть. Метод маскировки солью я пробовал впервые - и других вариантов пробовать не буду, потому как из всего, что я пробовал, "соленый" метод является самым простым и эффективнм.

После этого начал тонировать. Прежде всего - темная смывка, подчеркивающая рельеф (масляная краска на уайтспирите). Потом - потеки зимней побелки и тонкий слой пыли-грязи на ходовой (все это - пастель на спирту, оттенки на ходовой варьировались засчет повторной смывки уже поверх нанесенной пастели). Затем - запыление остальных поверхностей (пастель, втираемая ватной палочкой). Ободам катков и беговым дорожкам траков придал блеск с помощью тесторовских металлайзеров.

Номер надут аэрографом по трафарету, прорезанному в тамиевской маскировочной ленте. Это делалось в предпоследнюю очередь - перед "запылением".

наверх

5. В завершение...

Работа над моделью растянулась надолго - более чем на два года. Не пугайтесь - это не "чистое" время, я прикладывался к КВ урывками, постоянно отвлекаясь на другие модели и фигурки. Точные трудозатраты оценить очень сложно - видимо, что-то порядка 4-5 месяцев работы по вечерам. Поскольку я уже с трудом припоминаю подробности начала работы над моделью - то вспомнить и систематизировать все было нелегко, и я вполне мог что-то упустить. Так что я буду рад любым коррективам и замечаниям по статье.

Ну, а то, что получилось в результате - перед вами.


Модель в процессе постройки (до замены траков и выхлопных патрубков)



Постройка модели КВ-85 (1:35, Восточный Экспресс).

Борис Харламов, Ростов-на-Дону



1. Чем богаты

Как это часто бывает, делать эту модель я вовсе не собирался. Коробка с надписью "КВ-85" досталась мне совершенно случайно. Но все же, вертя в руках пластиковые отливки, решил сделать - подкупила малосерийность, люблю я редкие машины... И в процессе поиска материалов "заболел" прототипом всерьез и надолго.

Делать малосерийную машину - занятие довольно специфическое, поскольку, как правило, набор исходных материалов довольно скуден. По счастливой случайности, один КВ-85 дожил до наших дней - это сильно облегчило работу. Помимо фотографий и обмеров этой машины, материалы можно перечислить по пальцам: чертеж Сергея Орешина в М-Хобби, чертеж Виктора Мальгинова во второй части "Фронтовой иллюстрации" по КВ, несколько фотографий машины на заводском дворе. И что интересно, все эти материалы относится к одной-единственной машине - к опытному образцу, поскольку на постамент в Автово попал именно он, и чертежи, соответственно, выполнялись также по его фотографиям и обмерам. Что же касается серийных машин, то тут набор материалов, доступных простым смертным, еще более скуден. Одно фото колонны машин 1452-го самоходного артиллерийского полка в Евпатории, одно фото подбитого под Мелитополем танка (тактический номер 31), и одно фото захваченной там же другой машины из того же полка с номером 32, но сделанное уже на Куммердорфском полигоне. Тем не менее эти фотографии позволяют сделать несколько ценных выводов о отличиях опытного образца от серийных.

Более никаких материалов в свободном доступе обнаружить не удалось. Но и вышеперечисленные я не смог бы собрать полностью без помощи друзей - Всеслава Дьяконова, Юрия Савельева, Александра Гладченкова, Андрея Ананченкова, за что я им очень благодарен. Они помогли мне фотографиями автовской машины, чертежами, кое-какой информацией о прототипе и просто ценными советами и критикой. Отдельное огромное спасибо Анюте Дьяконовой - будучи в Питере, она по моей просьбе сделала ряд обмеров автовской машины, которые очень многое прояснили - в том числе обмеры днища (!) Кроме того, очень помогли обмеры подбашенного листа, которые в свое время выкладывал на DiSH-форуме АВМ. Вот с этим багажом я и начал работу над моделью.

В качестве прототипа после недолгих колебаний я выбрал машину из 1452 САП - среди трех танков, запечатленных на фотографии, мое внимание привлекла вторая машина, с номером 5215. Она пленила меня отсутствием двух секций надгусеничной полки по левому борту - меня всегда привлекали машины с боевыми повреждениями.

Хочу сразу предупредить - все сказанное ниже есть исследования, проведенные с точки зрения моделиста и с использованием доступных рядовому моделисту материалов - я не работал ни с архивными документами, ни с заводскими чертежами. Поэтому вам решать - принимать за истину нижесказанное, или же пытаться найти истину самостоятельно. Так или иначе, надеюсь, что мои изыскания в какой-то мере окажутся полезны тем, кто будет делать машины серии КВ от Восточного Экспресса.

наверх



    


Готовая модель





наверх