Танк Т-34-76 обр. 1942 года "Снайпер"
Данный танк был поднят в июне 2003 года под Великими Луками из озера Бар-Лозовое. В настоящее время находится в музее БТВТ в Кубинке, где ведутся работы по восстановлению его до ходового состояния.
В таком виде машина была доставлена в Кубинку.
Не следует принимать разные цвета на машине за камуфляж - это всего лишь грязь. Танк целиком окрашен 4БО.
Танк представляет из себя Т-34-76 образца 1942 года с шестигранной башней (называемой обычно "гайкой"), выпущен Тагильским заводом ориентировочно во втором квартале 1942г.
Машина чрезвычайно интересна, в первую очередь благодаря тому, что представляет собой фактически одну из самых первых серий Т-34 с "гайкой".
Надписи
Машина несла значительное количество надписей и тактических обозначений. На обеих бортах башни в верхней трети имеется надпись "Снайпер" (предположительно, желтой краской). На правом (по ходу) борту башни довольно небрежно нанесены цифры 918-8 (предположительно, надпись сделана на заводе). На правом (по ходу) борту, сразу за башней, различается надпись "ВСЕ на Сталинскую ВАХТУ!" (также предположительно нанесена на заводе). К сожалению, надпись стремительно исчезает, т.к. краска разлагается на воздухе. У антенного ввода черной краской нанесена цифра "70". На трансмиссионном люке красной краской нанесен ромб.
Обратите также внимание на ценнтральную оборванную петлю. На самом деле петля была приварена обыкновенной сваркой, и потому шов настолько ржавый. Танковые швы, выполняемые с помощью аустенитовых электродов, как правило, не ржавеют, а наоборот, блестят.
Рядом с антенным выводом видна цифра "70". Обратите внимание, что антенный вывод заглушен - машина не была оборудована радиостанцией.
Примечательно, что другая машина, поднятая в том же месте - "Доватор" - также имела на этом месте надпись, и, видимо, тоже производственную - "За знамя ГКО!". Как известно, переходящее красное знамя Госкомитета обороны вручалось за произведственные успехи...
Ходовая часть
Считающееся классическим для 1942 года сочетание катков - два средних "сталинградские" литые с внутренней амортизацией, два внешних - ранние спицованные (шесть длинных ребер, шесть коротких) с перфорированным бандажом.
Чрезвычайно интересным является тот факт, что перфорированный бандаж всех четырех ошинованных колес на данном танке имеет 40 отверстий (как и на бандажах БТ), а не 42. До этой находки считалось, что все перфорированные бандажи Т-34 имели именно 42 отверстия (кстати, предыдущая машина, "Доватор", имела стандартное количество отверстий в бандаже). Теперь предстоит выяснить, кто из поставщиков делал столь странные бандажи...
Ленивец. Обратите внимание, что усиления вокруг отверстий уже есть.
Ведущее колесо - цельнолитое, упрощенное, без роликов.
Траки - ранние вафельные, но, в отличии от более распространенных, толщиной 3 сантиметра (на таких "толстых" траках есть Т-34 в Абердине). На первом снимке хорошо видно, что безгребневой трак - с одним, центральным, отверстием под шпору - концы шпоры вставляются в поднутрения по бокам трака.
Литьевые номера на траках.
А вот это тоже очень интересно. Это гребневой трак, но со странным литьевым номером - еще и внутри "вафли" трака.