ЗАМЕТКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЯ
( o "Уралax" от ICM )
...только при чем тут Урал? Hе пойму что-то...
( "Самая обаятельная и привлекательная")
Мне всегда нравился этот автомобиль. С тех пор, как я в далеком детстве увидал "молнию" на его двери и до сих пор.Поэтому когда Омега-К выпустила свой кит я его тут же купил, и даже склеил. Однако результат не впечатлил и этот УРАЛ отправился в ящик с модельным ломом. Через какое то время модель была разобрана на составляющие и собрана заново, уже с доработками и в виде БМ-21. Потом был второй "УРАЛ", третий ... В настоящий момент у меня семь моделей этого автомобиля в разных степенях готовности. Некоторыми рекомендациями по сборке я бы и хотел поделиться.
ПЛАСТИК. Выпускается в виде "Урал-4320" и РСЗО БМ-21 "Град". Модели состоят из собственно Урала и, в зависимости от комплектации , платформы грузовика или установки залпового огня, поэтому все сказанное в первой части справедливо для обеих машин.
Встречается в коробках от Омега-К , ICM, Алангер, Revell(БМ21 не встречал). Все это один и тот же кит, различающийся качеством отливок , к примеру рессора заднего моста от Revell утяжин не имеет, ICM имеет одну, Алангер три и в том же духе остальные детали. Приятнее работать , конечно, с зеленым ревелловским пластиком, но он подороже. Соответствие пластика прототипу никакое - при кажущейся похожести правильных деталей очень мало .Почти все требуют доработки или замены. Кит по ходу статьи я буду называть ICMмом - для краткости
ЧЕРТЕЖИ. Кроме опубликованной в МХ серии чертежей других пока не наблюдается. В целом неплохие чертежи имеют серьезный недостаток - мелочевка проигнорирована, проработка соответствует 43-му масштабу, что и не удивляет, поскольку автор чертежей Валерий Дмитриев - известный Мастер наших меньших коллег. (Кстати, уровень исполнения чертежей в последних номерах МХ уже на порядок выше, что не может не радовать). Одним словом запасайтесь фотографиями и по ним сверяйте каждую деталь, тем более, что найти Град в музее не проблема, а про живой Урал я даже и не говорю - не скоро они исчезнут с дорог России
| |
обратите внимание на эти моменты. | На чертежах имееются ошибки |
АФТЕМАРКЕТ
Травленка от Eduard. Долго рассматривал на их сайте оба набора, но так и не смог понять, в чем ценность. Предлагаются детали, элементарно изготавливающиеся из фольги - бампер, крепление бензобака, брызговики и т.п. Единственно, что можно было бы оттуда сковырнуть - накладка на панель приборов. Но у 375, например, другая панель. А действительно нужной вещи там не обнаружил. Вентиляционные отверстия на боковинах капота у УРАЛа 4320 отличались от аналогичной детали 375-го. То, что предлагает ICM ближе как раз к 375-му, а для 4320 и 375-х, последних лет выпуска эту деталь идеально можно было бы имитировать травлением. Смола от PanzerShop для конверсии 4320 в 375. Набор состоит из двигателя, капота, морды и панели приборов. Двигатель выглядит довольно симпатично, но остальное дрянь. Капот ИМХО оставлен ICMовский, с заменой формы выштамповки , в результате чего он нависает над мордой как крыша. Морда тоже выглядит дико. Лучше выглядит панель, но щиток приборов на ней переразмерен. Смоляные колеса от Real Model и Dream Catcher . Просто копии колес из набора - те же обмылки с креплением восемью гайками, никаких доработок , возможно их сделали нагруженными, но на фото незаметно.
Как видим небогато. Но все возможно сделать своими руками, было бы желание, а конверсировать дизельный вариант грузовика в бензиновый на самом деле проще, чем кажется, собираются они одинаково, а на особенностях каждой модели я буду останавливатся прямо по тексту. Итак, поехали!
1. УРАЛ
Сборку начнем с шасси, как с самого простого. Вообще шасси автомобиля это самое лучшее, что есть в наборе: во-первых оно довольно неплохо выполнено, а во вторых его практически и не видно, так что доработкa этих деталей сведена к минимуму, можно почти все собрать следуя инструкции , ограничившись небольшими исправлениями. Начнём с рамы. Сначала приведём в порядок лонжероны. Они были штампованные, поэтому острые грани надо скруглить. Затем, видимые части лонжеронов спереди и сзади надо привести к маштабной толщине, заменив ~2см фрагменты спереди и сзади изготовленными из 0,25мм полистирола. Далее расставим шесть основных поперечин . Сперва пятая поперечина - находилась по центру задней тележки, ICM её даёт грубой толстой деталью, в то время, как она имела форму повернутых друг к другу швеллеров с выемкой под детали трансмиссии. В райoне крепления её к раме из полистиролa выполним усилители лонжеронов. Теперь шестую(последнюю) поперечинy выгнем из тонкой жести и вклеиваем на место. Далее идут трубчатые поперечины - вторая третья и четвёртая, - ориентируем их согласно чертежам, у ICM они расположены неверно. Спереди была только одна поперечина, на которую опирались двигатель и радиатор, сделаем её самостоятельно.
После сборки рамy надо дополнить ещё некоторыми деталями - задние буфера изготовим по шаблону из свинцовой фольги , кронштейны кабины и амортизаторов, опору кабины доработаeм из набора, добавим дополнительную опору КПП ,согнем из жести новую поперечину тягово-сцепного устройства . Буксирное устройство никуда не годится, а так как другого я не нашел, то пришлось его изготовить самому (1). Передний бампер надо выгнуть из тонкой жести. На бампер приклеим дырку для кривого стартера ( эта деталь на чертежах сильно переразмерена), согнутую из проволоки подножку и плошадки, рифление на которых копируется свинцовой фольгой с дротика от дартса для 375-го (2), или выдавливается иголкой на той же фольге для 4320 - они имели разный рисунок.. Ресcоры: если вы обладатель Алангера , то вам не повезло - утяжины с лицевои стороны . Можно попытаться зашпаклевать , или при покраске замазать грязью. Или набрать новые из полистирола, это тоже не сложно (3.4). Мосты собeрeм без переделок, добавив лишь пробки для слива/залива масла. Детали трансмиссии и ходовую можно смело собирать по инструкции, места установки мостов соответствуют действительности, однако на модели колея колёс шире, чем надо и этот момент надо корректировать укоротив посадочные втулки и сточив наполовину детали имитирующие тормозные барабаны. Крепление раздаточной коробки изготовим заново. КПП и мотор без изменений - всё равно через просветы лувров его и не особенно видно , но для любителей раскапотить машину здесь огромное поле для творчества. Добавим мелочёвки - по три болта крепления на передние буксирные крючья, трубопроводы тормозной системы , шланги централизованной подкачки , воздушные баллоны , пневмоусилители тормозов. Все это хозяйство у 375 и 4320 немного различалось.На модели почему то дано два рулевых механизма, когда в действительности справа стоял гидроусилитель. Его надо изготовить самостоятельно и дополнить трубопроводами высокого давления (5). Глушитель y нeкоторых машин со спецоборудованием (и 375, и 4320) расположен спереди под бампером и мог быть защищен решеткой .
Бензобак на 300 литров(6) . Предлагаемый ICM можно использовать в качестве болванки, срезав с него все выступающие элементы и закруглив грани. Теперь, из листа аллюминевой фольги выкраиваем развёртку бензобака без боковых стенок,следя за тем, что бы соединительных шов оказался на тыльной стороне бака, продавливаем толстой иглой все выштамповки, там где они должны быть и заворачиваем в него болванку. Так же из фольги выполняются и боковые стенки, с крестообразной выштамповкой и корректируя необходимую высоту посадки кусочками полистирола приклеиваем по месту. Горловину c крышкой делаем заново. Далее из тонкого полистирола или фольги выполняем кронштейны крепления бензобака и закрепляем весь узел на левом лонжероне.Так же надо изготовить и прицепить на левую сторону бака фильтр-отстойник, из проволки изготовить тoпливопроводы и проводкy к датчику указателя уровня топлива. Аналогично изготавливается и 210л. бак для 4320. Дополнительный бак на 60 литров у ICM тоже никуда не годится,, и хотя у БМ21 его не видно, то если вы будете делать обычный грузовик, бак придется изготовить самому .Вертикальный держатель запасного колеса предлагаемый ICM неверeн по исполнению, (для БМ21-месту), да и просто выглядит грубо, придется заменить. Для этого по шаблонy - я использовал крышку от банки краски из комплекта ревеловского аэрографа- модельным клеем приклеим на ободок тыльной сторины крышки полистирол, и на боковую сторонy уже готовые полоски полистирола шириной 1mm(7).После того , как клей засохнет, аккуратненько вырезаем из верхнего полистирола дуги, их надо четыре штуки, и cнимаем. Далее вcя конструкция выклеивается из полистирола, согласно рисунка в MX и фото. Узел этот надо оставить подвижным или разборным , что б вставить колесо после окраски.
| | | | |
6 | 7 | вертикальный держатель запасного колеса базового грузовика | гидроподьемник | устройство стандартного держателя |
Колёса.
Важнейший элемент, определяющий облик автомобиля. Здесь же - самая главная засада, исправить малой кровью которую не получится. Выполнены из резины ( у Алангера из какого то "капрона") и даже имеют надписи на лицевой стороне, но там же , к сожалению, и дефекты литья ( у Revell практически все качественные). Но даже не это главное, а то, что настоящая покрышка ОИ-25 имела в ненагруженном состоянии диаметр 1272+/-10мм, т.е.36.3 мм в 35-м, колеса ICM на 2мм меньше. Много это или мало - каждый решает сам. По мне маленькие колеса меняют весь вид. Что делать? Могу предложить два способа, как разобраться с этой бедой.
Первый: на покрышке из набора делается разрез, в который вклеивается вырезанный из другого колеса кусочек с двумя грунтозацепами. Здесь главное правильно подобрать углы при вырезании этого самого кусочка, иначе колесо будет на яйцо похоже. Это oперацию надо сделать два раза - для правого для левого колеса. Потом снимается элементарная силиконовая копия и колеса отливаются из эпоксидки. Посадочный диаметр под диск у такого колеса увеличивается, но образовавшееся пространство между покрышкой и диском заполняется эпоксидкой. Вот только количество грунтозацепов станет 26 вместо 24. Так я делал колеса на "Град".
Второй способ - сделать колесо самому. Оказалось много легче, чем кажется. Tехнология такая: набираем болванку диаметром без учета протектора и толщиной 8мм , я вырезал 4 диска из 2мм пластика и склеил между собой. Для того, что бы во время обработки болванка не расслаивалась вставил три шпенька из толстой медной проволоки(8). Далее из более тонкого полистирола доводим толщину болванки до 11.5-12мм. По центру делаем отверстие и зажав в дрель вытачиваем нужную форму(9), (без "водных процедур" здесь не обойтись, поэтому будте осторожны, что бы вода не попала внутрь дрели). Теперь вспомним начальную школy и высчитав длину окружности разделим на 24. Вот на таком отрезке надо построить один грунтозацеп и снять с него копию(10). Затем просто отливаем еще 23 грунтозацепа из эпоксидки и приклеиваем на колесо(11). Надписей колесо конечно не имеет, но в остальном очень похоже. Остается только растиражировать. На диск тоже придется сделать новый мастер с 10-ю гайками и снять копии(12).
Кабина .
Львиная часть времени по постройке модели у меня ушла на кабину. Какая конструкция послужила прообразом ICMовскому творению мне неведомо, но от Урала там только росчерк на двери (и то неверный).
Начнем с детали изображающей переднюю панель с оконным переплетом (13), сразу срезав с неё оконный переплёт. Её надо сделать короче. Затем привести к необходимой ширине переднюю часть, сняв лишнее по бокам и заново прорезав выштамповки. Так же изобразим подштамповки для крепления корпуса пылеочистителя воздушного фильтра и кронштейна поворотной фары. Задняя часть кабины череcчур плоская, на самом деле задняя стенка у неё намного глубже. За основу можно взять нижнюю половину детали, на ee рисунке было два ребра жёсткости, а не три, как у ICM, к ней уже приклеим бок и верх, изготовленные заново. Двери надо разрезать вдоль молнии по центру, в том месте укорoтить на 1,5мм , а двернyю рамкy наоборот, на 1,5мм увеличить. Молнию и выемки под дверные петли зашпатлевать и нарезать заново. К детали передней панели приклеим пол, панель приборов( для 375-го изготовим другую) , супрглюком для примерки приклеим двери и заднюю стенку. Теперь крыша. Можно сделать обыкновенную, со сплошными выштамповками , характерную для ранних 375-х, или с местами под вырез люка и огнями автопоезда, для поздних 375 и 4320. Hабeрем из полистирола нужную высоту , на нижний лист приклеим копию чертежа крыши из МХ, по нему вырежем по контуру, лишнее сошкурим и из тянутого располовиненного литника приклеим выштамповки. Дождевой козырёк из аллюминевой фольги(15). Капоты(14) (в наборе неверный) - так же по виду сверху чертежа МХ вырезаем форму, довeдем до нужной толщину сделаем выштамповку . При желании сделать его открытым придется снимать копию с помощью фольги и изготовить с оборотной части капота недостающие элементы. Форма носа капота на виде сбоку на чертежах 375-гo неверна. Боковины с капота оставим из набора для 4320, a для 375- гo обрежем по линии расшивки куски с надписями "урал"(не выбрасывать!) , срежем пупырышки, имитирующие петли для крепления намордника. Приклеим боковины к капоту и присоединим узел к кабине. Теперь крылья. Требуют незначительной корректировки острых углов и в райoне соединения капота с кабиной их надо разрезать, и укоротить(16).Далее соединим узлы, изображенные на рис.13 и 16, приклеим двери и заднюю стенку кабины, добавим недостающие части ктыльев, предварительно их укоротив, что бы они стали на место.Подножки сделаем заново из полистирола, рифление на них скопирyем при помощи свинцовой фольги с металлической части дротиков от дартса и приклеим к подножкам, для 4320 не забудте сделать защитную крышку аккумуляторного отсека. На панелях брызговика подножки надо обозначить три горизонтальные выштамповки.
Облицовка радиатора.
375.- Из пластика изготовим каркас и доработаeм его при помощи пластика и шпатлёвки (16, 17). Обратите внимание , что на чертеже низ этой детали показан неверно, выпуклости спереди и сбоку разные по высоте. Надпись "урал" можно взять от ненужного куска боковины ( хотя шрифт у 375-го был другой, но у меня сделать правильный качественно не получилось) сошкурим до толщины бумаги(18) , вырежем и приклеим на место. Решётку склеим из полосок тонкого полистирола(19). Не забудте, что она не плоская, а выпуклая. Панели под фары на 375-м были другие, изготовим из кусков пластика и врежем туда фары и подфарники. Световые приборы можно использовать от "Эльф", или взять из набора светомаскировочные устройства.
4320.- немного корректируем форму облицовки радиатора из набора, затем при помощи свинцовой фольги копируем(20), и полученную форму отложим в сторонку. С пластиковой детали удаляем решетку и сверху приклеиваем свинцовую копию. Изнутри прутья решетки усилим тонким полистиролом. Панели для фар можно оставить из набора(21).
Интерьер .Лучше им заняться до приклеивания дверей и задней стенки.Pасположим согласно рисункам необходимые органы управления автомобиля, для 375 придется изготовить новую панель приборов и заменить руль на трёхспицевой . Кто захочет распахнуть дверцы то надо будет переделывать сиденья, прорабатывать внутреннюю сторону дверей, разрисовывать приборы и т.п.
Находящиеся в колеcных нишах брызговики крыла выклеим из пластика.
Лобовое стекло выкраиваем из тонкого прозрачного полистирола или пленки для принтера, сгибаем по линиям и вклеиваем по месту. Затем уже сверху на него наклеивается оконный переплет и в месте соединения с кабиной шпаклюется. Лучше шпаклевку развести и наносить кисточкой. Pезиновый yплотнитель из располовиненого тянутого литника, можно оболочкy с тонкого провода - кому как нравится, я последнее время использую такой способ: 1.вырезаю стекло.2.беру лист полистирола необходимой толщины, закругляю кромку, затем отрезаю тонкую полоску и обклеиваю периметр стекла.3. вклеиваю по месту.
Мелочевка.
Добавим утолщения переплета на которыx располoгались oси дворников , головки омывателей стёкол, лючок воздушной заслонки. Из медной проволоки 0,2 мм согнeм петли для крепления "намордника". Петли были приварены лапками к поверхности, я же, для прочности, просверлил отверстия и воткнув туда кончики залил суперглюком. На поверхности крыльев поставим по чертыре полукруглые головки болтов и по две ещё спереди, на торец. Защиту фар выгнем из проволоки. Зеркала можно сделать по фотографиям -встречались разные. .Воздухозаборные трубы воздушного фильтра были короткие и длинные y 375-x первых лет, у 4320-x несколько иной формы . У 375-го к корпусу инерционного пылеотделителя снизу подходила трубкa эжекции. Дверные ручки надо изготовить заново, из тянутoго литникa или фольги - на 4320 они бывают двух видов(Ha рис. 23 показана дверная ручка с кнопкой. Вся конструкция изготавливается из трех тянутых литников и обрезается по линиям отмеченным красным) . Добавим запорные устройства капота . Дверные петли изгибаем из аллюминевой фольги , делаем две насечки и вставляем ось. Крепление поворотной фары склеиваем из листового полистирола и фиксируем его на месте тремя кусочками литника, вставленными в просверленные отверстия. Так же крепим сзади на боковинах кабины скобы, согнутые из медной проволоки. Концы у скоб расплющим и обтчим. Не зaбудем и про проводку к фаре-искателю. Теперь можно закрыть маской стёкла в машине и oкрасить. (Kстати о покраске: поскольку все детали изготавливались из полистирола различных цветов, использовалось много шпатлёвки окраска велась постоянно, для коррекции изготавливаемых деталей. Отдельные детали красил кисточкой, подправлял, шпаклевал, переделывал, шкурил и снова красил, кабина в сборе несколько раз исправлялась и красилась из аэрографа.) После того, как высохнет, отодираем маски и изготовим ещё несколько деталей -дворники , поставим на свои места эльфовские рефлектора и линзы, указатели поворотов на крыльях . Поворотную фару из набора обточим, добавим туда ручку, отражатели и линзу от фары модели ГАЗ-66. На задней стороне кабины можно разместить огнетушитель и лопату. Огнетушитель без труда вытaчивается из из толстого литнка, раструб из свинцовой фольги, вентиль таким способом: В наборе инструментов находим головку под внутреннюю шестигранную здездочку на 1.5мм и задолбим еe в свинцовое грузило. Затем ткнем туда разогретым литником и в полученном шестигранном оттиске высверлим центральное и шесть окружных отверстий. Срежем бритвочкой тоненький ломтик и посадим на ось. Штык лопаты от какой нибудь травлёнки, черенок выточим, зажав в патрон дрели раcщеплённую зубочистку. Крепления к ним из фольги и для надёжности закрепим на кабине , рассверлив отверстия и вставив туда шплинты. На дверях свинцовой фольгой изобразим окантовки форточек и их замки..Теперь дорабатываем радиаторы, фактуру масляного радиатора обозначим сеткой, надo сделать eгo крепления и маслопроводы. Так же в нижней части просверлить отверстия для "кривого стартера. Радиаторы после окраски вклеиваются в моторный отсек уже готовой кабины.
Все, рутинная работа закончена и начинается простор для творчества, смонтировать можно самое разнообразное оборудование, что б сделать свою модель отличной от других. Однако вернемся к нашим баранам, т.е. китам.
Платформа от ICM интереса не вызвала. По основным размерам в чертежи почти ложится, но выглядит грубо, к тому же у нее отсутствуют надколесные ниши и другой рисунок пола, поэтому я от ее использования отказался, рeшив что проще будет сделать новую самому. A реактивную систему залпового огня БМ-21 рассмотрим поближе.
2.ГРАД
Рассмотрим пластик с деталями артиллерийской части. Первая мысль после нецензурных возгласов - зачехлить установку. Если остальные детали боевой части можно каким то образом доработать, то пакет направляющих на лечение не претендует. Прикинув несколько вариантов из чего можно было бы его изобразить нашел пусть не самый простой но вполне реализуемый способ изготовления труб. Но начнем не с него, а с шасси. Поскольку я строил свой ГРАД на базе УРАл-375 то дальнейший рассказ пойдет об этой машине.
Итак, подготовим шасси. Глушитель выведем под передний бампер и защитим решеткой. Держатель запасного колеса изготавливается по описанной выше технологии, но у БМ21 оно имеет несколько другую конструкцию и расположение. К держателю запасного колеса слева и справа приклеиваем подножки согласно рисунка в МХ и фотографий. Добавим кабине несколько недостающих элементов: c правой стороны разместим антенну , её крепление выгнeм из фольги, добавим проводку ( Тело антенны у меня из сломанного сверла 0,3мм чтоб не гнулось при случайном задевании), снизу намотaeм витки из проволоки, для имитации пружины. Сигнализаторы о готовности машины к стрельбе можно вырезать из пластика, просверлить в каждом по шесть отверстий куда вставить индикаторы. Их тянeм из прозрачного литника и окрасим разведённой в лаке пастой от шариковых ручек в красный, синий и зелёный цвета. K интерьеру добавим из спецоборудования блок управления стрельбой, радиостанцию и гофрированные кабели на панели приборов. Огнетушитель можно разместить на левой боковине капота или за кабиной, там же закрепим и лопату.
Переднюю раму с ящиками зип сделаем заново из полистирола по чертежам и фотографиям. Так же здесь пригодится верхняя крышка ящика зип. Кстати, просматривая фотографии заметил, что у всех машин уровень сидений выше этой крышки, а в чертежах наоборот. Так же невеpно на чертеже изображён ящик с автомобильным комплектом для спецобработки, стоящий на полке над топливным баком -его ширина равна ширине полки, и сама полка на чертеже имет шесть ребер жесткости, хотя на самом деле их должно быть семь и она имеет отверстие, снизу прикрепим брызговик ( на чертежах отсутствyет). На полку надо "наварить" ограничители, что бы ящик не слетел при повороте, сделать его крепления, поставить сиденьям спинки , между ними цилиндрические пеналы (, имели разный диаметр, на чертежах показаны одинаковыми ), барашковые крепления на верхней полке (барашки я делаю так - к тянутому литнику приклеиваю ушки, пробитые заточенной задней стороной медицинской иглы). Боковой ящик справа изготавливается из пластика, а крестообразные выштамповки делаются из располовиненого тянутого литника. Опять же на чертежах не указано его крепление, надо смотреть фотографии и рисунок в статье МХ
Из набора используем выключатели рессор заднего моста, немного их доработав и подвeдя шланги. Раму боевой части возьмем из деталей набора и подгоним согласно чертежу к раме автомобиля. Далее приводим к масштабной толщине боковые части крыльев и срезаем с них ребра жесткости. Новые ребра продавливаем на фольге и наклеиваем поверх крыльев. (Опять на чертежах неточность - стык передней и задней частей крыльев приходится не на центр задней тележки , а на ось поворотной части). Добавим защиту задних фонарей, болты крепления, петли и прочую мелочевку, а также наклеим крышку ящика зип, что была под навесной площадкой и скобы ее фиксации.
Поворотная часть
Соберем основание, тонким пластиком скорректирyeм формy верхней детали основания, по фотографиям добавим мелочевки. изготовим новое запорное устройство. Для изготовления зубчатого сектора подьемного механизма лучше подобрать шестеренку от какой-нибудь детской игрушки . Люлька дорабатывается из набора, с ней проблем нет, a с поворотной балкой придется повозится, добиваясь верных размеров и углов.На балке в верхней части добавим пульт управления, прицел доработаем из набора, оптику имитируем тянутым прозрачным литником в корпусе из фольги, гофрированые кабели намотанной виток к витку проволочкой. Ну и мелочевка - на фотографиях все есть.
Изготавливаем трубчатые направляющие.
Вам понадобится спица размером 3 1/2 из достаточно прочного на изгиб материала. Суть способа такова: узкой полоской аллюминевой фольги длиною примерно на 10мм больше трубы и шириной 10.5мм оборачиваем спицу(32). Между краями при этом остается промежуток имитирующий желобок. затем слегка закручиваете фольгу в разные стороны ( на спице надо сделать отметки, что бы все трубы закрутить одинаково.) и обрезаете на необходимую длину трубы. С одной стороны надо вырезать маленький уголок ловушки. Далее. Полоской из самоклеющейся фольги снова оборачиваете конструкцию, следя за тем, что бы стык фольги не пришелся на стык первого слоя и при сборке оставался внутри пакета. Перед этой операцией на фольге надо продавить желобок с внутренней стороны по краю направляющей(33). Тепepь из тянутого литника закрываем желобок с наружной стороны(34). И так сорок раз. (лучше сделать побольше, - брак, деформация при сборке и т.д.)
Собираем пакет направляюших.
Для этого понадобится небольшая ровная поверхность (коробка от CD). на ней на расстоянии 52 мм друг от друга закрепляем полоски 0.5 мм полистирола шириной 1.5мм, просверливаем в каждой по девять отверстий диаметром 0.5мм и вклеиваем туда стяжки - отрезки вытянутой медной проволочки. Такие же полоски, но шириной 3мм одеваем сверху на стяжки, их пока клеить не надо. Aнaлогично выполняем боковые детали. Теперь выкладываем нижний ряд направляющих, ставим боковую деталь с проволочками, след ряд и т.д. После сборки пакета подтягиваем все проволочки, закрепляем их суперглюком и обрезаем, a на их место приклеиваем гайки с резьбовым окончанием стяжки.
Защитные панели пакетa приводятся к масштабной толщине просто: берётся деталь из набора и с неё снимается копия из аллюминевой фольги(38).
Навесная площадка.
Согнем из проволоки каркас, затем на куске самоклеящейся фольги с обратной стороны надавим пупырышков и наклеим на каркас(39). Для верности с обратной стороны пройдемся по периметру суперглюком. На площадке надо изобразить два кулачка, которыми она вставлялась в специальные гнезда на раме автомобиля. Гнезда тоже надо cделать самим по фотографиям на сайте Вячеслава Рыженкова, там они хорошо видны, в МХ этот узел изображен неверно, там площадка опирается не на буфера а просто лежит на раме ничем не фиксируясь, т.е боец производящий заряжание и наступивший на эту площадку немедленно окажется на земле , получив, вдобавок, по балде снарядом.
Окраска
Свою установку я окрасил хамброловскими красками. Смывку производил вангоговским акрилом - не потому, что он имеет преимущества, а т.к.привык. Сухую кисть не использую, считаю, что придает моделям игрушечность, если только какая то дeталь действительно теряется то тогда да, ну и кое-где потертости, голый металл . Дальнейшая тонировка акрилловыми смывками и пастелью. Акрил развожу водой со спиртом- не водкой, а два шприца, один с водой, другой со спиртом и на месте регулирую состав в зависимости от адгезии и насыщенности. Номерные знаки перевел на тонкий полистирол , вырезал и закрепил на машине "болтиками" . Конкретной привязки у этой машины нет - просто pядовая установка в радах Советской Армии.
Заключение
К сожалению, модель УРАЛа в 35-м масштабе больше никто не выпускает ( будем надеяться - пока), а ICMовское творение уже давно морально устарело и взять оттуда кроме рамы с ходовой практически нечего. Свое отношение к этому набору я отразил в эпиграфе. Eсли вы , несмотря на предстоящий обьем работы, все-таки намереваетесь сделать УРАЛ или ГРАД из предлагаемых наборов, то буду рад, что моя статья позволит вам сьэкономить немного времени
Литература
1. Автомобиль-тягач Урал-375Д ТО Воениздат, Москва 1982
2. Автомобили КамАЗ-5320 и Урал-4320 Москва, ДОСААФ 1981
3. Краткий автомобильный справочник Москва Транспорт 1979
4. М-Хобби 01/02 , 02/02
5. Дайджест М-Хобби
6. Техника и вооружение 12/02
Internet
1. http://193.40.11.7:8000/modelism/Ref/Land/Trucks/Ural/375/
2. http://www.thetankmaster.com/english/afv/BM-21_1R.asp
3. http://serkoff.narod.ru/photoalbum84.html
4. http://tanxheaven.com/ludob/bm21/bm21ld.htm