'Постройка SdKfz 263 (8rad)', (конверсия SdKfz.232, Tamyia, 1:35).
Андрей Степура aka Uhu


Sd.kfz.231(8rad) – в истории автомобилестроения эта бронемашина навсегда останется первым серийным автомобилем с колесной формулой 8х8, воплощением передовых конструкторских идей немецких инженеров, а в истории второй мировой войны – одной из лучших машин в своем классе, символом «бронированной кавалерии» вермахта.
Броневики семейства Sd.kfz.231 производились с 1936 по 1943 год, общий объем выпуска составил около 1000 машин. Всего было разработано 4 основных модификации автомобиля: тяжелый разведывательный бронеавтомобиль Sd.kfz.231, его вариант с мощной радиостанцией Sd.kfz.232, тяжелый бронеавтомобиль артиллерийской поддержки Sd.kfz.233, и главный герой этого повествования – бронемашина связи Sd.kfz.263.
Бронеавтомобили Sd.kfz.263(8r) относились к высшему классу радиомашин вермахта. Установленные на них радиостанции FuG 11 обеспечивали устойчивую связь на дальности до 200 км, что позволяло осуществлять оперативное управление войсками в звене "корпус-армия". Вместе с имевшими аналогичные радиостанции Sd.kfz.251/6 и Sd.kfz.263(6r) они являлись важнейшей частью подвижных командных пунктов дивизий, корпусов и армий панцерваффе.

Краткая история и особенности конструкции Sd.kfz.263
Бронеавтомобили семейства Sd.kfz.231(8r) были разработаны фирмой Bussing-NAG в первой половине 30-х гг., а серийно производились фирмой Deutsche Werke.
Всего было выпущено 240 бронемашин Sd.kfz.263. Они имели следующие ТТХ:
Вес – 8,5 т
Габаритные размеры: длина – 5850мм (с передним «карманом» - 6450мм), ширина – 2200мм, высота (по крышу рубки) – 2380мм, дорожный просвет – 270мм, колея – 1600мм.
Бронирование: лоб корпуса и рубки – 15мм, борт и корма – 8мм, крыша – 6мм.
Вооружение: 1 пулемет MG-34 кал. 7,92мм.
Двигатель: Bussing-NAG L8V, мощн. 150 л.с.
Ходовая часть: колесная формула – 8х8, все колеса управляемые, размер шин – 210-18.
Скорость максимальная: 85 км/ч.
Запас хода: 300 км.
Основное отличие Sd.kfz.263 от Sd.kfz.232 - это, конечно, просторная рубка вместо башни. Вторая, не менее заметная деталь – телескопическая 9-метровая антенна позади рубки. Рамочная антенна на Sd.kfz.263 также имела ряд отличий от рамочной антенны Sd.kfz.232.
К сожалению, точных чертежей Sd.kfz.263 мне найти не удалось, только проекции. Зато с фотографиями повезло больше - их набралось несколько десятков. Их изучение в очередной раз подтвердило версию (не мою, конечно:)) о том, что специального корпуса для Sd.kfz.263 никто не делал - просто брался базовый корпус Sd.kfz.231(232), и вместо крыши с башней на него приваривали рубку. При этом, судя по заметно отличающимся оригиналам, размеры рубки, угол наклона плит и качество обработки сварных швов "гуляли" от одной партии машин к другой. Не говоря уже о том, что в условиях нехватки техники весьма вероятным было переоборудование базовых Sd.kfz.231(232) в Sd.kfz.263 непосредственно в войсках (например, в ходе капремонта), где о соблюдении каких-то норм никто и не думал.

Модель

До недавнего времени воспроизведение этой интереснейшей машины являлось для моделистов определенной проблемой. Попросту говоря, ее никто не делал. В наличии имелась лишь базовая модель Sd.kfz.232(8r) в М 1:35. Однако, совсем недавно фирма «Роден» выпустила-таки этот броневичок, но только в 72-м масштабе. В 35-м же 263-х как нет, так, наверно, еще долго не будет. В связи с чем открывается заманчивое поле для конверсий базовой модели.
А база – это легендарный набор Tamiya-35036, который не сходит с прилавков уже ровно 30 лет. "1974" - именно эти цифры выбиты на литниках одной из самых популярных моделей в мире. Можно долго рассуждать на тему копийности этого кита, но, надо отдать должное разработчикам, старушка 232-я и сегодня неплохо смотрится на фоне своих гораздо более молодых собратьев. Это, конечно, не "Famo", но общее исполнение удовлетворительное. Местами по-спартански просто, местами грубовато, но без смертельных огрехов. Впрочем, деваться тут в любом случае некуда - альтернатив тамиевскому набору попросту нет.

Прототип

Честно говоря, не люблю делать машины "от себя" и всегда стараюсь найти реальный прототип, удовлетворявший бы тому, что мне хочется увидеть. Тем более, что с развитием Интернета в большинстве случаев это перестало быть серьезной проблемой. Конечно, когда речь заходит о мелкосерийных образцах - то да, здесь особо не разгуляешься и многое приходится додумывать самому. С Sd.kfz.263 эта проблема не была столь острой, и немного порывшись в литературе, я нашел достаточно яркую представительницу "штабного звена" - в 3 ч. "Panzer Colors" помещена фотография (и цветной рисунок с нее) Sd.kfz.263 из состава 7-й танковой дивизии, сделанная летом 1941 года в Белоруссии. Судя по обозначениям, машина принадлежала 2-й роте связи штабного батальона этой дивизии. Увидев такой набор тактических знаков, я понял - вот оно! Цветной треугольник и пара "иероглифов" отодвинули на задний план даже эффектную африканскую окраску других возможных прототипов. Однако сразу же появилось две неясности: во-первых, в подписи к фотографии (речь идет о русском издании) написано, что "иероглифы" были желтыми, хотя на фото ясно видно, что они белее некуда (в том числе и дивизионный значок "Y", который на подавляющем большинстве (но на всех!) машин 7-й тд был желтым). Видимо, наши допустили опечатку (к тому же на цветном рисунке номера белые). Во-вторых - регистрационный номер машины. Качество и размер фотографии не позволяют рассмотреть цифры, в подписи к фото тоже об этом нет ни слова. А вот на рисунке - аккуратные WH-315785. Т.к. найти какие-либо еще фотографий этой машины мне не удалось, то пришлось положится на совесть автора и художника.

Конверсия
Когда основные конструктивные особенности машины были изучены, картина переделок, необходимых для превращения Sd.kfz.232 в Sd.kfz.263, стала примерно ясна. Итак, это:
1) Установка рубки.
2) Установка телескопической антенны.
3) Доработка рамочной антенны.

1. РУБКА

В принципе, можно купить эпоксидную рубку от EAGLE CZ и особо не напрягаться. Ну а «для тех, кто не любит скучать»…
Прежде чем начать установку рубки, необходимо срезать концы отражателей вокруг башенного погона (иначе они мешают установке боковых листов рубки).
Рубка машины собиралась из 7 деталей. Материал - телефонные карточки. Может, кому-то покажется смешным, но выбор карточек - тоже ответственное дело: они должны быть тонкими, твердыми, малогнущимися и, желательно, однослойными. Перед разметкой листов я прошелся по карточке мелкой шкуркой для лучшего сцепления с краской в дальнейшем.
Первое препятствие - отсутствие точных размеров рубки. Это особенно усложняло задачу разметки переднего листа - ведь из-за разных углов наклона бронелистов корпуса и рубки передний лист имел характерный излом над смотровыми приборами. Всем, кто будет делать Sd.kfz.263 без точных чертежей, настоятельно рекомендую делать передний лист в последнюю очередь.
Боковые и задний листы устанавливаются под таким же углом наклона, как и листы корпуса, к которым их приваривали. Размеры листов строились, исходя из размеров корпуса модели, боковых проекций и фотографий, а точная подгонка осуществлялась при помощи шаблонов "по месту". Единственное, что можно точно указать - это высоту рубки (14 мм) и размеры граней крыши (хотя здесь уже возможны отклонения в 0,5-1 мм): передняя грань - 10 мм, задняя - 17,5 мм, боковые - по 26 мм. Длина крыши - 48 мм, ширина (max) - 26,5 мм. Абсолютно точными эти данные, конечно, назвать нельзя, но ориентироваться на них при постройке своей модели можно.
Установку листов лучше всего начинать с кормового - его угол наклона и угол наклона его боковых граней идентичны соответствующим углам наклона корпусных листов.
Далее - боковые листы, здесь важно сохранить угол наклона листов корпуса (хотя на серийных машинах встречались рубки, у которых боковые листы имели излом по типу лобового, только чуть меньше - это к вопросу об отличиях в производственных партиях этих машин). При разметке передних боковых листов важно помнить о изломе лобового листа (угол наклона у него примерно на 20-25 град круче, чем у корпуса машины). На своей машине я не стал делать открытых люков, поэтому никаких отверстий в листах нет - бронезаслонки и створки заднего люка наклеены прямо на листы (задний люк взят от Sd.kfz.232 – здесь пришлось отступить от исторической точности, т.к. на всех виденных мною фотографиях люк строго прямоугольный, в то время как практически такой же по размерам люк в задней стенке башни 232-й имеет трапециевидную форму (т.е. люки не взаимозаменяемы). Однако в ходе ремонта вполне вероятна была ситуация с установкой на Sd.kfz.263 люка от Sd.kfz.232 путем небольших изменений в корме рубки).
Наконец, лобовой лист. Если остальные листы установлены правильно, то можно разметить его "на глаз", а потом уже подогнать по месту. Перед установкой я прорезал в нем бойницу для курсового пулемета (размер 5х5 мм).
Перед установкой крыши желательно подровнять листы (если они отличаются по высоте). На крыше установлены створки люка (тоже из тонкой карточки). Люк, кстати, двустворчатый и никаких выступающих деталей не имеет (кроме креплений). Впрочем, на фотографиях эти люки тоже были разными.
После того, как рубка была собрана и установлена на модель, начался еще один весьма ответственный процесс - зачистка швов и сохранение острых углов. По швам была обильно нанесена шпатлевка (Revell), после ее отвердевания лишнее было снято лезвием - в результате получились острые углы без искажений относительно самих листов рубки. Затем все было зачищено мелкой шкуркой. Здесь, кстати, важно не перестараться - по линии соприкосновения рубки с корпусом на реальных машинах шел весьма заметный сварной шов. Впрочем, есть и экземпляры, у которых переход от корпуса к рубке практически не заметен. Я постарался передать что-то среднее, хотя, по-моему, вышло больше похоже на второй вариант.
Затем были установлены канавки над люком и бойницами (тоже из пластика, т.к. на реальных машинах они имели заметную толщину), а также ввод для антенных проводов на крыше.
Пулемет на Sd.kfz.263 устанавливался в специальной бронезаслонке, которая могла откидываться вверх. Бронезаслонка сделана из карточки, в ней сделан вырез под ствол пулемета. Сам пулемет - обычный MG-34 со снятыми сошками. Свой пулемет я взял из набора тамии №35111. Ствол рассверлен.

2.ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ АНТЕННА

Все Sd.kfz.263 оснащались 9-метровой телескопической антенной, устанавливавшейся справа между рубкой и моторным отсеком. Высота антенны в сложенном состоянии (если, конечно, она на повреждена и не убрана не до конца) - 1,4-1,55 м (40-44 мм в М 1:35), в зависимости от основания. В нерабочем состоянии антенны чаще всего были закрыты чехлами, хотя есть несколько фотографий, на которых чехол снят и раскрыта "метелка", а антенна сложена (например, Sd.kfz.263, принадлежавшая штабу группы армий "Центр", сфотографированная в Варшаве во время восстания 1944 года). На фотографии моей машины антенна сложена и закрыта чехлом - такой же я сделал ее и на модели. Основание антенны на машинах было разным - антенны как прикрепляли прямо к крыше корпуса, так и ставили в специальное гнездо. Гнездо, воспроизведенное мною - скажем так, "вариация на тему". Похоже, но не копия.
Сама антенна - кусок литника с добавлением выступающих частей, обмотанный пропитанной растворителем салфеткой. Чехол обвязан проволокой 0,2 вверху и внизу.

3.РАМОЧНАЯ АНТЕННА

Рамочная антенна Sd.kfz.263 также не была одинакова на всех машинах. Первые образцы имели фактически удлиненную антенну от Sd.kfz.232, не имевшей даже выступа для телескопической антенны. В дальнейшем машины получили значительно измененную "раму" - с выступом и дополнительной 4-й поперечной перемычкой (хотя встречались и машины хоть и с выступом, но только с 3-мя перемычками).
Таким образом, антенна, которая дается тамией к базовой Sd.kfz.232, для установки на Sd.kfz.263 никак не подходит. Необходимо сделать 15-мм вставку после первой поперечной перемычкой, установить за этой вставкой дополнительную перемычку и добавить выступ после 3-й перемычки. Вставка и перемычка делалась из тянутых литников, выступ вырезан из детали D14 тамиевского набора. Точные размеры выступа мне неизвестны, ориентировочно 17х5 мм.
Рамочная антенна на немецких броневиках - это вообще довольно многострадальная деталь. За нее ухватывались, залезая на машину, на ней сушили одежду и всякий хлам, она цеплялась за ветки деревьев, лихие танкисты залезали для эффектного снимка... От этого она с временем гнулась, перекашивалась. После завершения конверсионных работ антенна моей модели стала похожа на своих многочисленных прототипов - где-то кривовато, где-то наклонена сильнее, где-то погнута...
К корпусу машины антенна крепилась на четырех опорах. Задние опоры были без переделок (им лишь было придано более-менее круглое сечение) взяты с базового набора, а вот с передними такое решение было невозможно, т.к. передние стойки у Sd.kfz.263 были выше, чем у Sd.kfz.232. Пришлось срезать верхние и нижние гнезда и вместо 7-мм стоек установить 12-мм (сделанные из тянутого литника).
После установки рамочной и телескопической антенн к ним были подведены провода (проволока 0,2). 3 провода закреплялись в выводе на крыше рубки и шли по назначению: один под чехол телескопической антенны, а два других - к "раме" (конкретное место видно на фото).

Доработка модели

После завершения конверсионных работ можно перейти к доработке корпуса и ходовой части машины - т.е. того, что берется от базовой модели без изменений. За сверхопийностью я не гнался, но устранить основные недостатки набора 35036 было необходимо.
Общий список доработок нарисовался примерно такой:
1) Передний "карман"
2) Фары
3) Гудок, сирены
4) Инструменты
5) Габаритные усы, рама для флажка
6) Крючки на корпусе
7) Крылья
8) Деталировка колес
9) Сетки
10) Задние номера
11) Брызговики
12) Боковые рамки
Сразу скажу, что те, кто имеет возможность обзавестись набором травленки для Sd.kfz.232, большую часть этих разделов могут не читать. Я же таковым к началу сборки не обладал, а потом он стал уже и не особо-то нужен...


1.КАРМАН
Это, пожалуй, наиболее трудоемкая, но, в тоже время, и наиболее эффектная часть броневика. Однако то, что предлагается тамией, не лезет ни в какие ворота. Толщина деталей совершенно неудовлетворительная - настоящие бронеэкраны! Как на КВ, только без заклепок...
"Полотно", уголковые балки и дырчатые "треугольники" были вырезаны из упаковки от "Доширака". Размеры приводить не буду, т.к. попросту не сохранил. Если приспичит - их можно снять прямо с тамиевских деталей. Крепления для канистр, для фары Notek, для инструмента на лобовом листе корпуса - также "Доширак". Инструменты - родные, тамиевские.
Клеилось все "Супермоментом", причем "полотно" было окрашено перед установкой - нанесены все знаки и регистрационный номер.


2.ФАРЫ
Передние фары машины, в отличие от задних, хорошо видны, и поэтому требуют замены на более качественные. Фары из базового набора были срезаны с дугообразных креплений, и вместо них были прикреплены фары из запасников (от какого набора - не помню, но что-то новое). Благо, по размерам совпадали практически полностью.
Задние фары на машине стоят между глушителями и корпусом. Разглядеть их сложно, но можно, и я решил доработать и их. Новых фар в запасниках не было, поэтому пришлось зашпатлевать базовые и потом прорезать в них щели. Получилось не ахти, но лучше, чем было.
Светомаскировочная фара Notek на всех бронеавтомобилях семейства Sd.kfz.231(8rad) устанавливалась над левым передним колесом. Однако встречались и нестандартные варианты крепления, один из которых виден на фотографии моей машины.


3.ГУДОК И СИРЕНЫ
Все машины семейства Sd.kfz231(8rad) несли две сирены - спереди и сзади на левых крыльях. От базовых сирен были срезаны рупора, вместо которых были установлены сделанные из бумаги.
На фотографиях некоторых Sd.kfz.263 можно увидеть гудок, установленный на правом переднем крыле. По внешнему виду он аналогичен гудку, устанавливавшемуся на немецких танках. Далеко не блестящее качество фото моей машины не давало 100% уверенности в отсутствии у нее такой детали, поэтому я его поставил (сам гудок - от звездовского Pz.-IB).


4.ИНСТРУМЕНТЫ
В отличии от немецких танков, бронеавтомобили несли довольно скромный набор инструментов. Это топор, кирка, лопата, огнетушитель, домкрат и буксирные тросы. Все остальное убиралось в ящики внутри крыльев.
Про топор и кирку уже сказано выше, огнетушитель и домкрат без переделок взяты из базового набора и установлены согласно инструкции.
Лопата обычно размещалась на левом заднем крыле, но часто ее крепили и в других местах. На моей машине лопата размещена как раз на таком "нештатном" месте. Ради справедливости скажу, что на фотографии оригинала ее там нет, но что мешает ей там оказаться через пару-тройку дней? Мало ли что экипажу в голову взбредет... Сама лопата взята из кого-то набора, т.к. тамиевская совсем плоха.
Тросы сделаны по-простому: пропитанная клеем нить. Вариант со скрученной проволокой был отвергнут из-за банального отсутствия таковой. Конечно, далеко не так реалистично, но... «дешево, надежно и практично»!»:)


5.ГАБАРИТНЫЕ УСЫ, РАМКА
Характерная деталь немецких автомобилей (как бронированных, так и нет) - габаритные усы, способы изготовления которых неоднократно описаны в модельной литературе. Я не стал изобретать велосипед и попросту сделал их заново из тянутых литников, а шарики взял от исходных деталей.
На переднем левом габарите закреплено зеркало. Такое крепление можно было встретить на большинстве немецких машин, оснащенных габаритами. Зеркало - из базового набора, только сточенное до исходной толщины.
На многих немецких штабных автомобилях (либо предполагавшихся для использования при штабе) стояли специальные рамки для установки личного командирского значка. Была такая деталь и практически на всех Sd.kfz.263. Я сделал ее из тянутых литников и установил на штатное место - переднее левое крыло.


6.КРЮЧКИ НА КОРПУСЕ
Около смотровых приборов бронемашин семейства Sd.kfz.231(8rad) устанавливались крючки (плоские с дыркой). На модели их, естественно, нет (слишком тонкие). Пришлось сделать (из бумаги, отверстия просверлены сверлом 0,4). Всего таких крюков на машине 9: 2 у задних смотровых щелей, 3 - у передних, по одному у боковых.


7.КРЫЛЬЯ
Крылья, конечно, остались родные – они и так достаточно хороши. Немного срезана отбортовка по краям, сточены до приемлемой толщины дверки, повешены новые замки (от какого-то италовского набора). Сами крылья были немного погнуты и помяты (плоскогубцами). Кое-где ножом нанесены царапины, выбоины.
На фотографии моей машины видно, что крылья помяты, особенно правое заднее. Я не стал повторять все повреждения оригинала - их исправят через пару дней в полевой мастерской...


8.ДЕТАЛИРОВКА КОЛЕС
Колеса - родные, тамиевские. Опорная поверхность шин обработана для придания им немного поношенного вида, добавлены ниппеля.


9.СЕТКИ
Сетки, устанавливавшиеся над глушителями, у тамии сделаны просто сплошными пластиковыми деталями. Пришлось делать их заново. Тамиевская сетка от "Королевских тигров" была "посажена" на заранее подготовленную рамку. Получилось не совсем копийно, т.к. я еще попытался придать им помятый и порванный вид. Сами глушители были доработаны - зашпатлеваны отверстия в верхней части и рассверлены выхлопные трубы.


10. ЗАДНИЕ НОМЕРА
Таблички для номерных знаков взяты от родного набора, но здорово сточены для уменьшения их толщины. Над левым номером закреплен габаритный огонь, над правым - стоп-сигнал.
Сами номера отпечатаны на принтере и приклеены на таблички.


11. БРЫЗГОВИКИ
Брызговики на машинах 231-го семейства крепились перед передними и после задних колес. Сделаны из бумаги, рисунок процарапан тупым шилом.


12. БОКОВЫЕ РАМКИ
Треугольные рамки по бортам рубки - еще одна узнаваемая деталь немецких броневиков. Сами рамки без переделок взяты от базового набора (лишь отшлифованы), маленькие фары (их по две с каждой стороны) также тамиевские. А вот указатели поворота пришлось делать с нуля. Материал - бумага и пластик.


Обвеска машины

Изюминка этой модели – многочисленное дополнительное оснащение, которым она увешана сверху донизу. На реальном фото многих «прибамбасов» нет, но канистры, рюкзаки и т.п. – это вообще не поддающаяся какому-либо учету категория деталей, поэтому говорить здесь о каком-либо отступлении от исторического соответствия не приходится.
Вся обвеска размещена в соответствии с реальными фронтовыми фотографиями немецких тяжелых броневиков. Итак, машина несет:
Впереди: канистры, ведро, миска, тряпка, фашины, каска, скатка, противогаз.
Сзади: запаска, ведро.
Левый борт: рюкзак, канистры, запаска, котелок.
Правый борт: ящики, палатка, канистра с маслом, фляги, термос, скатка.
Запаска, ящики, рюкзак, миска, ведра и каски были в наборе. Канистры, термос – тамия (взяты из наборов №35186 (бочки и канистры) и №35104 (полевая кухня)). Скатки – смотанный пластырь, пропитанный «супермоментом». Фашины – тонкие веточки (из запасников), связанные проволокой 0,2. Котелок и фляги – драгон, подвешены на той же 0,2. Вторая запаска взята из какого-то набора, обернута тонкой салфеткой (из нее также сделана тряпка). Палатка – пластырь с кусочками тонкого литника.
Отдельный момент – противогаз, повешенный на левой передней фаре. Такой «армейский юмор» был достаточно распространен среди немецких экипажей, причем на совершено разных машинах – кубелях, радиомашинах, броневиках. Пропустить столь оригинальную деталь я не смог, и, сделав противогаз из подручных материалов, разместил его на машине.
Крепления для канистр и планки между крыльями правого борта (тоже весьма характерная полевая доработка бронемашин семейства Sd.kfz.231(8rad)) сделаны из пищевого пластика.
Флаг, разложенный на рамочной антенне (мягкая, пропитанная растворителем салфетка), приклеен на ПВА, но никак не закреплен, что вызвало справедливую критику со стороны коллег-моделистов. Правда, конкретных предложений, как именно закрепить флаг, я так и не услышал:).


Окраска

Машина окрашена тамиевской краской XF-63. Никаких особенностей здесь нет – стандартный Panzer Grau, только высветленный для создания эффекта запыленности. Вообще, при окраске/тонировке/грязнении машины я исходил из расчета, что летом 1941 г. в Белоруссии было сухо, пыльно и жарко. На реальном фото машина не несет следов сильной грязи, лишь хороший слой пыли покрывает нижнюю часть ее корпуса. Поэтому я именно запылил, а не загрязнил машину. Впереди пыли немного, но корма покрыта ею практически вся. Днище, конечно, пришлось уделать поосновательнее, но, опять-таки, без фанатизма.
Старение броневика выполнено очень скромно: прошелся ржавчиной и грунтом по местам сколов, вмятин и некоторых граней, но не более. Металла практически нет. Тут, впрочем, и при всем желании не развернешься – машина-то вся в пыли…
Тонировка умеренная, я вообще не сторонник сильно высветлять/заливать модели (за редким исключением).


Тактические обозначения

На переднем листе нанесены: символ принадлежности к штабу танковой дивизии (трехцветный треугольник), эмблема 7-й танковой дивизии («Y»), тактический значок 2-й роты связи штабного батальона тд (прямоугольник , «2» и флажок) и номер машины (WH-315785). Эти обозначения на фотографии прототипа видны более-менее, а вот размещение знаков в корме пришлось делать самостоятельно, так, как это было наиболее распространено на бронемашинах семейства Sd.kfz.231(8rad). Еле видимые дивизионные эмблемы – на угловых панелях возле запаски, затем флажки – перед лючками доступа к двигателю (побортно), и прямоугольник с «2» (после лючков).
Кресты также размещены по наиболее часто встречающемуся варианту – в районе двигателя и на крыше рубки.
Все обозначения нарисованы кистями «0» и «1» сильноразведенными красками Revell.


А в итоге?

Несколько месяцев неспешной работы, масса новой информации, интереснейшая машина в коллекции, и…
И модель, к которой как нельзя лучше подходит расхожий штамп «воплощение блицкрига». Конечно, на острие танковых клиньев находилась совсем другая техника, но смогли бы панцерваффе добиться столь выдающихся успехов, если бы вслед за танками в прорыв не устремлялись эти 8-колесные монстры, при помощи которых немецкие генералы управляли своими «роликами» со скоростью и изяществом дирижеров?
Вряд ли…


Использованные наборы: Tamiya №35036, №35104, №35186.
Использованная литература: Panzer Colors, ч. 1-4. – г. Киров, 2002 г.


В процессе...

 

В итоге...