Ford-T Ambulance, 1:72, RPM.
Сергей Галышев aka GSV
Большинству моделистов рано или поздно становиться мало “просто собрать” модель. Хочется добавить что-нибудь еще, что-то подчеркивающее размер модели, позволяющее представить истинный размер прототипа, дух изображаемой эпохи и пр. И вот тут-то и начинает танкист сажать на броню экипаж, авиатор – добавлять аэродромные плиты и стремянки, автомобилист – валит в кузов полуторки ящики, сидора и канистры. Самые тяжело заболевшие делают диорамы :)) . Лишь моряков эта болезнь обходит стороной - количество деталей на палубе обычно избавляет от “вредных” мыслей.
В разгар работы над очередной тарахтелкой времен первой мировой коллега в чате показал ссылку на забавный грузовичок из той-же эпохи – Форд-Т в 1/72 от RPM. Я понял, что тоже заразился – захотелось поставить такое чудовище рядом с самолетом. На следующем же клубе была куплена нужная для излечения коробка :)) , дома вскрыта и обозрена :
http://www.airforce.ru/modelism/armour/review/index.htm
...Так представил себе Форд-Т художник из RPM...
Здесь я ограничусь только сканом литников. На желтом литнике представлена ходовая, на белом – кузов.
Сразу должен сказать, что мой обзор был излишне оптимистичен – каждый больной стремиться выздороветь побыстрее :)) . Когда пришла пора заняться сборкой “шедевра” польских литейщиков, я осознал две вещи – ходовая “Форда” дана слишком примитивно даже для 72-го масштаба, а чертежей и фотографий на прототип (и особенно на “амбулаторную модификацию”) в инете нет. После долгих поисков было найдено:
- руководство по ремонту с картинками,
- каталог запчастей ,
- подборка фотографий реплики Форда-Т в процессе постройки.
Этими материалами я и буду разбавлять свой рассказ. Я думаю, что читателю будет интересно увидеть рядом схему собираемого узла, фотографию прототипа и фотографию модели. Для особо сложных или интересных для меня узлов добавлены схемы сборки и фотографии модели в процессе работы.
Ходовая.
Наиболее сложный этап. Делалась практически полностью “с нуля”. С идущей в комплекте рамы было срезано всё , что должно было изображать ходовую и трансмиссию…. Дальше работа встала – нужно было сделать рессоры и передний мост. При этом нужно было обеспечить ту степень проработки деталей, которая удовлетворила бы меня, соблюсти масштабность, и не забыть про прочность готовой модели…Проект имел все шансы отправиться в “долгий ящик”, но случилось чудо – на клубе я купил набор травленки от “Парт`а”. Это приобретение стимулировало мою конструкторскую мысль, и работа продолжилась. Основную часть переднего моста было решено взять из набора травленки и творчески обработать напильником и дрелью. В нее были добавлены детали для крепления рессор и пр. Рессоры были изготовлены из алюминиевой фольги: узкая полоска разрезалась на пластины, пластины склеивались на “моменте”, изгибались-подгонялись, зашкуривались и приклеивались окончательно суперглюкой, опять зшкуривались. Края нижней пластины изгибались, в них вставлялась проволочная серьга, за которую рессора крепилась в мосту. Верхняя часть рессоры крепилась к раме полосками фольги. Задний мост был целиком самодельный – из иглы от шприца , пластика и проволоки. Основная сложность - очень хитро изогнутая рессора.
| |
Так выглядит передний мост на схеме и рессоры в каталоге запчастей (задняя сверху и передняя снизу). |
| |
Так выглядит передний мост "в жизни" |
| | |
Так я его задумал | так я его делал | Вот что получилось :)) |
Задний мост
| | |
Так выглядит задний мост в каталоге запчастей и в руководстве по ремонту | Так выглядит задний мост "в жизни" |
| | |
Схема сборки | Задний мост собранный , до покраски. | Модель |
Рама
От нее не осталось почти ничего – только две балки и соединяющие их перемычки. Форму перемычек я подогнал по фотографиям. Дальше, в процессе сборки ходовой, я неоднократно пожалел, что не сделал раму с нуля из чего-нибудь более прочного L .На раме после установки мостов я закрепил самодельные рулевые тяги, кардан, глушитель.
| |
Схема ходовой части - рама, трансмиссия, глушитель, рулевое. | Рама. Просто рама :)) |
| |
Модель. Вид на раму, картер двигателя, тяги рулевого управления. |
Кузов
Самая легко собираемая часть. После опознания и обработки напильником все детали были вклеены по своим местам согласно инструкции. Затем всё было окрашено кистью в хаки и под полотно “АКАНом”. Травленка, как обычно J , попала в мои руки уже после сборки кузова. В результате, поскольку травленые детали смотрелись гораздо лучше, пришлось кое-что отрывать. Были заменены: капот, интерьер кабины, ящики. Крылья на модели даны абсолютно немасштабной толщины, поэтому пришлось при помощи шкурки и бормашины убирать с них лишний пластик. При очередном падении со стола правое переднее крыло сломалось. Но всё, что ни происходит – к лучшему. Появилась идея сделать имитацию “помятости”. Для этого я вырезал новое крыло из алюминиевой фольги и установил его взамен сломанного и при помощи пинцета изобразил следы ДТП. На заднюю стенку кузова было решено повесить брезент. Занавес был изготовлен из алюминиевой фольги, а складки сделаны на обухе ножа. Из фольги были сделаны и ремни, крепящие передний край тента к кузову. Из сыростирола - края тента "налезающие" сверху на борта. В процессе первой покраски кистью "АКАН" слегка подъел мягкий ЛНД-шный пластик – получилась имитация дерева J . Финальная окраска кузова проводилась из аэрографа тем -же "АКАНом". Сперва – полотняная крыша в светло-кремово-песочный, потом всё остальное – в хаки собственного замеса.
Кузов собран, но еще не покрашен. Хорошо видны части из травленки и фольги.
| | |
"Помятое" крыло. Вид снизу. Белое -пластик, серебристое - фольга. | Помятое в результате ДТП крыло. | Брезентовый занавес |
Колеса
В наборе даны относительно неплохие на общем фоне колеса, но я решил опробовать новую технологию. С каждого колеса были удалены спицы и ступица. Внутрь оставшейся шины вставлена и раскатана по ее внутренней поверхности полоска из фольги. Эта полоска должна изображать обод колеса. На внешней поверхности колеса я сделал имитацию протектора, прокатав колесо по надфилю. Затем проводилась подгонка и установка в колесо травленых спиц. Красил колеса в базовый цвет аэрографом, а потом кистью накрашивал покрышку (серый матовый Хамброл).
| |
Картинка из каталога запчастей. | Неокрашенное колесо "реплики" |
| | |
Схема сборки колеса. | Собранное, но неокрашенное колесо. Виден обод из фольги, пластиковая шина с протектором и спицы из травленки. | Результат :) |
Интерьер кабины
Делался из травленки почти полностью. Исключение – руль. И RPM и Part поленились сделать его похожим на прототип. Пришлось делать самому. На пластиковое колечко я приклеил изогнутые спицы из травленки, ось руля сделал из проволоки, а под баранкой укрепил два переключателя. В стенке между кабиной и кузовом есть окно. Стекло в нем я имитировал тесторовским "Clear Part", раму - травленкой. На период окраски стекло маскировалось Тамиевской лентой.
| | |
Руль в каталоге запчастей. | Вид на руль со стороны водителя. | Руль "реплики". |
Фары
Основа – пластиковые фары от “эльфа”, которые подгонялись под нужный размер, сверху приклеивалась прозрачная пленка и ободок из травленки, потом красилось всё вместе кистью. Устанавливал фары на кронштейн из проволоки. Кронштейн правой фары, ближней к помятому крылу, я слегка изогнул, чтобы усилить впечатление "помятости".
Радиатор
В наборе травленки "Парт" дает замечательно выполненный радиатор из 3-х частей - основная панель, выступающая рамка и надпись "FORD". После приклеивания первых двух частей к пластиковой детали радиатора из набора выяснилось, что пластик несколько меньше травленки. Проблема была решена обклеиванием пластиковой части по периметру алюминиевой фольгой и последующей "обработкой напильником". Завершила дело заливная горловина из проволоки. Надпись на радиатор была приклеена уже после покраски.
| | |
Фара из каталога запчастей. | Установка радиатора. | Фары и радиатор "реплики".На данной машине радиатор несколько иной формы - с трапецевидной верхней частью. |
| |
Неокрашенный радиатор. | Радиатор, фары и передний мост модели. |
Окраска
Модель окрашивалась в два приема: сперва кузов, потом ходовая.
Кузов - "Акан" :
- верх - Желто-серый (выцветший) №362
-низ - смесь Olive Drab №229 и Dаrk Earth №010 + GrauGrun №141 + попавшиеся под руку добавки.
Ходовая - черный "Testors" 1597Е
Окраска производилась аэрографом Harder&Steenbeck "Focus".
После сборки кузова и ходовой модель тонировалась. Сперва - смывка черным маслом по всем щелям и углам. Потом - сухая кисть. Белой масляной краской ("Белила Цинковые") по выступающим углам, потом желтым и зеленым по тенту и кузову. Завершало окраску нанесение грязи - коричневым маслом ("Марс Коричневый"), и черным маслом ("Сажа Газовая"). Ободранность помятого крыла имитировалась обдиранием краски до алюминия :).
Красные кресты по бортам - декаль из набора.
И , в конце моего рассказа, несколько фотографий с общими видами.
Список использованных материалов
- Фольга алюминиевая (от тюбика зубной пасты), проволока разных диаметров (0.05..2.0 мм), сыростирол.
- Шпаклевка АКАН
- Testors Clear Part Cement
- Humbrol Maskol, Tamia Masking Tape
- Супермомент -Гель, Момент
Краска :
- АКАН: №362, №229 , №010, №141 , №601,№935
- Testors:1597Е
- Humbrol : Matt 176
- Набор художественных масляных красок
Растворители - Ацетон (АКАН,Testors), Разбавитель №2 для масляных красок.
Афтермаркет
- Травленка "Part" P72-111
- Набор фар пр-ва "Эльф" для БТТ 1/35.
Фотосъемка модели производилась аппаратом Nikon Coolpix 4300.