Модель тяжелого бомбардировщика ТБ-3 м17.  Масштаб 1:72.  Автор Н.А.Паус (N_Paus).
 
страничку с историческими ссылками.
 

Кот в мешке, или как не надо покупать модели.

  Данной моделью я заинтересовался, после того как в Интернете наткнулся на несколько статей о ТБ-3 в 72м масштабе от украинской ICM. До этого собирал И-16 этой фирмы, и остался очень доволен. Высокого качества литники, богатая деталировка и точность завоевали мое сердце.
 Выбрав свободный денёк, я отправился в Минск. Но пластика от ICM не было, за то был Алангер. Эта фирма, являясь приемником украинской ICM, обещала сохранить все традиции качества в лучшем виде.
  Сама коробка была запечатана пленкой, и в магазине вскрывать её без покупки отказались. Но, зная качество ICM, я купил модель от Алангера. Модель обошлась мне примерно в 17 долларов.
 Вскрыв дома коробку внушительных размеров, я обнаружил 10 рамок серого пластика, 1 рамку прозрачных деталей и 1 довольно большой лист деколи. Качество последней хорошее, смещения цвета нет. В инструкции даны три варианта окраски, но виды сверху на двухцветные схемы отсутствовали.
 Все бы хорошо, но пластик, из которого была отлита модель, оказался, мягко говоря, очень низкого качества. Мало того, что он хрупок и плохо обрабатывается, так он еще и слоиться, при попытке обновить расшивку скрайбером. Качество литья ужасное. Везде облой и недоливы, кое где есть следы толкателей.
 Не знаю как там обстоят дела с остальными моделями Алангера, но судя по этой, их продукцию я бы не советовал. После изучения содержимого коробки дал себе слово - ни когда больше, не покупать запечатанную модель, надеясь только на хорошее имя производителя.

Сравнение с чертежами.

 Как ни странно, но на просторах всемирной сети нормальных чертежей я найти не смог. Хорошо, что в моей коллекции оказались вырезки из Моделиста Конструктора №1 за 1992 год.

Я сделал их цифровой вариант в 72 масштабе.
 После распечатки всей этой красоты был слегка озадачен - размах крыльев оказался равен 54 сантиметрам, такой большой мне еще собирать не приходилось.
 Ну а теперь о самой модели. Если брать за основу чертежи из МК, то она далека от идеала:
 Но не стоит так сильно огорчаться. Точных чертежей на ТБ-3, по мнению многих моделистов нет. Есть два варианта, один в МК, а второй в Авиамастере, но между ними есть отличия. А на форуме я прочел, что мастер модель для ICM выполнялась по собственным чертежам, разработанным на основе фотографий. Учитывая, что истина где то рядом, я решил ограничиться только мелкими доработками основываясь на фотографиях и чертежах из МК.

Интерьер, или наш ответ Эдуарду.

  Причем тут Эдуард и чего он мне плохого сделал, спросите вы? А ровным счетом ни чего. Очень хорошая фирма, да и делом занимается полезным. Просто мне очень хотелось купить их фототравление на ТБ-3, но достать его так и не смог. По этой причине решил дорабатывать внутренний интерьер самостоятельно.
 Недавно, украинская фирма АСЕ выпустила свой набор фототравления для ТБѕ3 м17. Кроме детально проработанного интерьера там есть и детали для изготовления спицованных колес, выглядящие на много лучше чем у Эдуарда. На сколько это важные детали, вы прочтете ниже.
 Для начала я решил открыть входную дверь по правому борту, открытая дверь немного оживит модель. Вырезав отверстие под дверь, заметил, что теперь стали видны противоположные стенки с вырезами под крыло и глухая переборка сразу за дверью. С переборкой все ясно, вырезаем все лишнее, сверлим отверстия и имитируем ребра жесткости.



  А со стенками пришлось повозиться. Встал вопрос, как имитировать на них гофр? Шпаклевать отверстия, а потом нарезать скрайбером не хотелось, и от лени матушки в мою голову пришла идея. Надо взять кусочек тонкой фольги, приложить ее на крыло (где площадь гофра побольше), и кусочком ваты разгладить. После этой процедуры у вас в руках окажется лист гофрированного металла в 72 масштабе.
 Вырезая из этого листа кусочки нужных размеров, обклеиваем ими стенки фюзеляжа в районе входной двери. После окраски, где пластик, а где фольга отличить не возможно. Правда, жесткость конструкции слабовата, чуть только передавил пальцем, так гофра и нет. По этому всю эту красоту лучше использовать во внутреннем убранстве, куда ручкам ваших гостей и домочадцев вход заказан. Как я не искал, но найти фотографии или схемы того оборудования, что было в районе входной двери не смог. Поэтому решил ни чего, не выдумывая оставить все, так как есть.

ТБ-3.
Небесный линкор сталинских соколов.




Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…

 ТБ-3 наравне с И-16 был главной вехой нашего довоенного авиастроения. Огромный, четырех моторный, цельнометаллический самолет часто появлялся на кадрах кинохроники и страницах газет тех лет. С ним связано много интересных страниц нашей истории: первый парашютный десант, эксперименты Вахмистрова по созданию авиаматки, перелет по Европе.
 Несколько ТБ-3 совершили серии перелетов в Варшаву, Рим и Париж." Парадная десятка " произвела должное впечатление в европейских столицах. Весь офицерский и инженерный состав с исключительным интересом относился к нашим самолетам, видя в них удачное решение проблемы тяжелого бомбардировочного самолета. Все подчеркивали удивление, что столь большой самолет имеет высокие полетные данные.
 Мнения высказываемые в европейских газетах, вообще были порой близки к паническим. Так, один из ведущих репортеров британского еженедельника " Индепендед " писал, " пока в Европе спорят о ценности теории Дуэ, красные уже ее фактически реализовали, продемонстрировав мощные четырехмоторные бомбардировщики существенно превосходящие британские машины аналогичного назначения ", а корреспондент французской " Пти Паризьен " вообще истерически заявил, что " пятьсот русских бомбовозов могут раздавить Европу как тухлое яйцо... "
 Доля истины в этом была, так как имевшиеся в то время на вооружении ВВС всех без исключения европейских стран истребители-бипланы с парой, реже - квартетом пулеметов винтовочного калибра были почти бессильны перед армадами советских четырехмоторных бомбардировщиков, к тому же имевших достаточно мощное оборонительное вооружение, эффективность которого еще больше возрастала в случае массированного применения ТБ-3 в плотных боевых порядках, что в сущности и отрабатывалось в ходе учений.

 
 И как бы не пытались очернить ТБ-3 некоторые наши псевдоисторики, он внес свой неизмеримый вклад в дело победы над фашизмом. Если вы услышите от кого ни будь что бомбардировщики ТБ-3 гибли сотнями от рук бравых немецких асов, не верьте! Относительно большие потери этих самолетов были только в начальный период (большинство из них было потеряно на земле), а после перехода на ночные бомбардировки исчислялись единицами.
 Противник поначалу был исполнен пренебрежения к этому самолету. На четвертый день войны Гальдер отметил в своем дневнике: русские перешли к применению старых тихоходных четырехмоторных бомбардировщиков - мол, совсем плохи дела у авиации " красных "...
  Пройдет время, и на перехват ТБ-3 будут бросать лудших истребителей-ночников. После каждого ночного боя с ТБ-3 на их " Мессершмиттах " рисовали отметки об очередной одержанной воздушной победе. Но проходил день, наступала ночь, и " сбитые " гиганты прилетали снова, чтобы бомбить врага.
 В боевой эксплуатации туполевский гигант показывал истинные чудеса. Мог летать с перепаханных полей, совершать посадки в снег глубиной до 1 м. Возил на внешней подвеске тяжелые негабаритные грузы - танки Т-38, грузовики ГАЗ-АА, артиллерию... И работал, несмотря на возраст, на редкость активно. К исходу первого года войны значительное число экипажей ТБ-3 совершили по 100 боевых вылетов, а к концу Сталинградской битвы некоторые имели их до двухсот.
 Труд авиаторов, летавших на ТБ-3, отметили достойно - одним из первых авиаполков, получивших гвардейское звание, стал 250-й ТБАП.

 
 Недостатков у этой машины тоже хватало, но на момент своего появления он был единственным в своем классе. Знаменитые В-17 и "Велингтоны" появились позже, да и сравнивать их надо не с Тб-3, а с Пе-8 и Ил-4.
  Если вы хотите узнать побольше о истории этого замечательного бомбардировщика, то можете обратиться на


  Далее, рассмотрев фотографии самолетов начального периода войны, заметил, что остекление носовой кабины стрелка на некоторых из них отсутствовало. По этому я решил его не делать. Отверстия под окна зашпаклевал и зашкурил.
 Дальше надо воспроизвести внутренний каркас фюзеляжа. Для этого нарезал из листового полистирола несколько полосок шириной 1 -1,5 миллиметра. Затем с помощью суперклея приклеил эти полосы, имитируя шпангоуты и стрингеры согласно чертежу.
 Штурманскую кабину я сильно не дорабатывал. Добавил только штурманский столик, который хорошо будет виден через отверстие носового стрелка. Двери между штурманской и пилотской кабинами сделал открытыми. Для этого распилил деталь закрытой двери на две створки и после окраски приклеил их в открытом положении. Во всех перегородках нет сквозных отверстий, они только намечены, по этому их тоже пришлось высверливать.
  После сборки фюзеляжа я убедился что в кабине штурмана почти ни чего не видно. Поэтому если вы решите дорабатывать интерьер, то основные усилия направьте на кабину пилотов, тем более что она не имеет остекления и все богатство очень хорошо видно.
  Исходя из вышесказанного кабину пилотов я дорабатывал получше. На бортах сымитировал секторы управления оборотами двигателей, а на правом борту карман для бумаг. Его я собрал из остатков фототравления. Немного переделал педали, и закрыл пустоту, образующуюся за ними.


  Приборную доску я решил изготовить в виде сэндвича из бумаги с циферблатами приборов и доски с отверстиями. Сначала уменьшил толщину приборной доски, как только смог. Для этого на ровную поверхность положил мелкую наждачку, сверху саму доску и аккуратно приступил к стачиванию ее толщины.
 Затем с помощью сверл разного диаметра высверлил отверстия под приборы. Для имитации упоров штурвалов приклеил кусочек рамки от старого фототравления на стойку из тянутого литника. Доску покрасил в черный цвет (ModelMaster №1749) и тонировал темно-серым. Иголочкой нанес красные и зеленые лампы, а упоры окрасил в цвет кожи (Humbrol №133).




  Пленки с приборами у меня не было, и по этому ее пришлось заменить рисунком, распечатанным на лазерном принтере. Только параметры печати надо ставить на максимум, дабы шкалы приборов получились четкими. После склеивания "сэндвича" клеем ПВА, залил отверстия приборов глянцевым лаком для имитации стекол.

  Далее решил показать привязные ремни на сидениях пилотов. Для начала взял широкую железную линейку, намотал на нее тонкую швейную нитку нужного цвета (в данном случае цвета хаки). Шаг определяется шириной ремней, у меня они в три нити. Затем промазываем это все ПВА, и после высыхания срезаем ремни с линейки. Оборудование ремня имитировалось с помощью проволоки и кусочков фольги..

  Алангер предлагает красить интерьер зеленым цветом. Но по моим сведеньям внутренности самолета чаще всего были окрашены под алюминий. Поэтому свою модель я красил серебрянкой (Humbrol №11), а для придания серебрянке алюминиевого оттенка добавил матовой белой краски (ModelMaster №1768). Обивку сидений окрасил в цвет кожи (Humbrol №133). Столик и приборы штурмана черным.
 Тонировал художественным акрилом, а коеѕгде прошелся сухой кистью (Humbrol №11).

  Фюзеляж модели собрался без особых проблем, а вот стекла окон отказались сразу вставать на свои места. То одна деталь больше чем отверстие, то вторая меньше. Так я и возился дня два, где пилил, где шпаклевал. Советую сразу делать их самим из тонкой пленки..

Страна дала стальные руки крылья.

  Пора приступать к описанию самого трудного и нудного в процессе сборки данной модели - крыльям.
 Крылья не просто большие, а очень большие. Видимо по этой причине производитель разделил их на такое количество деталей. Там есть лонжероны и нервюры, обшивка крыла и мотогондолы. И все бы ничего, но ведь весь этот гигант был гофрированным!!
 Членение крыла подошло бы для любого другого самолета, но только не для этого. Стыки деталей идут там, где ни каких стыков на реальном самолете не было, а собрать все это так, что бы не было видно щелей, и гофр сошелся НЕВОЗМОЖНО. Но глаза бояться, а руки делают. Мне пришлось шпаклевать все стыки, а затем нарезать новый гофр скрайбером. Много за один раз не нарежешь, и по этому пришлось это удовольствие растянуть на долгих три недели ежевечерней работы.
 Работая скрайбером, я сначала ругал производителя, как мог, но потом все понял - это он для нас, моделистов старается. Видимо фирма решила пойти по пути полного соответствия оригиналу:
  " Анализируя же ситуацию в целом, приходится признать, что существовавший в то время технологический уровень нашей авиаиндустрии явно не соответствовал сложности ТБ-3. Так, кронштейны крепления частей крыла делались " по месту ", а стыковочные болты были нестандартны по длине и диаметру. Отмечалась плохая подгонка частей самолета, небрежная обработка стыков, невзаимозаменяемость узлов на машинах даже одной серии, волнистость поверхности крыла. Особенно много претензий предъявлялось к сборке и нивелировке бомбардировщика. ТБ-3 из-за требования возможности перевозки по железной дороге членился на очень большое количество узлов, даже крыло разделялось не только поперек, но и вдоль. Так вот, все это собиралось с большим трудом. Например, секции полукрыла оказывались лежащими не в одной плоскости. Щели в соединениях зияли такие, что на зиму их заклеивали полотном, чтобы не набивался снег. О том, что происходило внутри самолета, и говорить не приходится. В самой первой " Временной полетно-эсплуатационной инструкции " по ТБ-3, выпущенной УВВС в 1932 г., перечень наиболее распространенных производственных дефектов занимает шесть страниц, набранных убористым шрифтом!"
 
 О такой степени реализма я и мечтать не мог!
 А теперь обо всем остальном по порядку, и без эмоций.

  Хвостовое оперение обирается без проблем. Из доработок стоит отметить только самодельные тяги из тянутого литника, и растяжки из тонкой лески.


 

А вместо сердца пламенный мотор.

 Каждому моделисту хочется создать модель наиболее приближенную к оригиналу, и выделяющуюся среди других однотипных моделей чем-то своим. Я решил пойти по одному из самых эффектных путей в моделизме - снятию капотов двигателя.

 Из мотоустановки в наборе даны 4 двигателя М-17 с "глухими" выхлопными патрубками, рамы и радиаторы. Все это сделано весьма условно, но если делать закрытый двигатель то ни рамы, ни радиатора не видно и я только высверлил отверстия во всех восьми выхлопных патрубках.
 Три мотора собрал по инструкции, а вот четвертый пришлось дорабатывать.



  Для этого сточил наждачной бумагой толщину стенок мотогондолы и срезал левую крышку капота. В двигателе сначала расточил развал цилиндров и имитировал сами цилиндры с внутренней стороны. На каждый блок цилиндров выточил из литника кожухи распредвалов с приводами. Также сделал ролик привода коленвала. Из полоски фольги сделал ремень привода. Вырезал входные патрубки и карбюратор, проволокой сымитировал проводку системы зажигания. Рама двигателя сделана плоской деталью, а в реальности она состояла из сваренных труб, поэтому штатную деталь пришлось "скруглять".
 Далее был доработан радиатор: на заднюю стенку приклеил медную сеточку, проволокой сымитировал шланги системы охлаждения.
 Картер окрасил голубым цветом (акриловая Звезда №13 ), двигатель черным (ModelMaster №1749), вороненой сталью (Звезда №8) и серым. Тонировал художественным акрилом, а в завершение прошелся сухой кистью серебром (Humbrol №11).
 После окраски и установки двигателя в мотогондолу, вклеил за ним заранее изготовленный маслобак.
 Сами капоты делал из отожженной жести (банки из под пива). Заготовки с начеканенными заклепками и прорезанными отверстиями выгибал на капоте из набора. Затем из этого капота изготовил ребра жесткости, которые вклеил в заготовки. Стойку капота изготовил из проволоки.

  На крыле, справа от двигателя, решил сделать откинутую площадку для обслуживания. В носке крыла вырезал отверстие для площадки. Стенки выреза выполнил из листового полистирола, а саму площадку доработал из кусочка крыла оставшегося после вырезания отверстия. Рифленую поверхность имитировал фольгой от пачки сигарет. На фотографиях реального самолета видно, что площадка в откинутом состоянии крепилась тросом за выхлопной патрубок.


 

Шасси, или голь на выдумку хитра.

  По моему мнению, шасси со спицоваными колесами являются одной из основных изюминок этого самолета, и оставлять штатные колеса с глухими дисками поздних серий, это кощунство. С самого начала работы над моделью я решил, что колеса будут со спицами. Уверенности мне добавлял набор фототравления от Eduard, где имелись спицованые диски позволявшие собрать прекрасное шасси. Но набора я достать не смог, а отступать от задуманного не хотелось. Стал прикидывать и экспериментировать с проволокой, фольгой и штатными колесами. В результате у меня получилась довольно интересная конструкция.



 Для начала высверлил глухие диски, оставив миллиметровый ободок. Из литника сделал центральные части колеса, затем из проволоки 0,8 мм нарезал спицы, которые с помощью супер-клея вклеил между ободом и осью. После сушки наклеил полоску фольги, по внутреннему периметру имитируя внутреннюю часть обода. В центр колеса вклеил ось, а затем наклеил вторую часть. После сушки и покраски получились довольно симпатичные колеса.

  Что касается стоек шасси, то сразу советую делать их из толстой проволоки, так как пластмассовые очень хрупкие и не подходят для модели такого размера.
 Проверено горьким опытом.
 Тележка, обода и стойки красились зеленым цветом (Model Master №1713). Хотя инструкция и советует красить голубым, но на всех фотографиях они именно зеленые.

Окраска.

 Ну, вот и пришел черед одного из самых ответственных процессов в моделировании. Тут можно и скрыть некоторые недостатки или испортить хорошую модель.
 Для начала закрыл масками все прозрачные детали, а отверстия закрыл кусочками поролона. Затем нанес грунт. Грунтую я глянцевым лаком (Model Master №1561) с добавлением небольшого количества серебрянки. Это дает два преимущества: во первых становятся видны все неровности и недоделки, а во вторых базовый слой серебреного цвета упрощает имитацию сколов краски.
  Мне хотелось собрать самолет начального периода Второй Мировой, поэтому была выбрана однотонная окраска. Верх зеленым 4БО (Model Master №1713), а низ светло голубым (акриловая Звезда №13 + немного белого художественного акрила). После окраски основными цветами надо было показать выцветание краски. Для этого развел немного более светлый оттенок базового зеленого и задул им те места модели, которые на прототипе были наиболее подвержены воздействию солнечных лучей.


 Для выравнивания тона и закрепления краски перед тонировкой покрал модель полуматовым лаком (Hobby+plus).После высыхания лака взялся за опознавательные знаки.
 С виду декаль в наборе хорошая, и легла хорошо. Но вот только оказалась немного прозрачной, из за чего звезды потерялись на фоне планера.



 Из номеров даны: красная 4 для 1937 года и красная 9 для 250-ого ТБАП 1942 год. Оба эти варианта мне не подходили, а других цифр такого большого размера у меня не нашлось. После долгих поисков я наткнулся на воспоминания одного из ветеранов, который был стрелком на ТБ-3 в начале войны. Там говорилось о самолете с бортовым номером 6 красного цвета. Вот и решение берем 9, переворачиваем и получаем 6. В завершение задул декали лаком с добавлением одной капли (не больше) базового зеленого и одной капли белого цвета. Это придало им выцветший оттенок.
 Тонировал модель черным акрилом, что бы подчеркнуть гофр и для завершения общего вида нанес следы эксплуатации и нагар от выхлопа. Кстати с нагаром я переборщил на реальном самолете его намного меньше.

Оружие и всякая мелочь.

 На своей модели внешние подвески для бомб и сами бомбы я не устанавливал, поэтому единственным видимым оружием на самолете остались турельные пулеметы. Сами пулеметы задуманы были не плохо, вот только качество литья подвело. Пришлось много работать ножом и надфилем. Турели покрасил в серый цвет, а оружие в цвет вороненой стали. Антенну натянул из тонкой лески, зафиксировав ее суперклеем.


 

Финальный аккорд.

 Все свои модели я ставлю на импровизированные подставки, так надежней, да и при показе гостям можно взяться за подставку, а не за модель. В данном случае имитировал полевой аэродром. На лист фанеры нужного размера наклеил древесный мох, а по краям нанес обычную землю разведенную ПВА. Все это вставил в деревянную рамку.
 Завершающей точкой стала лесенка для подъема на крыло, которую изготовил из расщепленных спичек.



 Работа над этой моделью заняла у меня долгих восемь месяцев. За это время я испытал всю гамму человеческих эмоций, начиная от восторга и заканчивая самыми нецензурными выражениями. Модель явно не однозначная, рядом с хорошей проработкой мастер модели стоят плохое качество литья и трудно исправимые ошибки в геометрии.
  Но если вы собираете советскую авиатехнику периода Великой Отечественной Войны и не боитесь немного попотеть, то этот самолет должен быть в вашей коллекции.

Спасибо что выкроили немного времени для прочтения моей статьи.