Пусковая установка МБР РС-12М "Тополь"
на транспортере МАЗ-7917, самоделка, 1:35.
Михаил Кропачев


Модель самоходной пусковой установки "Тополь". М1:35. Автор - Михаил Кропачев, г. Киров. Самодельная, сделана из подручных материалов - пластик, оргстекло, таксофонные карточки, бумага, литье из эпоксидки, фольга, проволока.
В таком состоянии агрегат находится на боевом дежурстве. Реальная длина - 22,3 м (по контейнеру с ракетой). Длина модели - 64 см.

Рама и подвеска

Рама модели - Z-образного профиля. Сделана из двух слоев ватмана. На большом листе фанеры приклеил картонные трапеции друг за другом на расстоянии 3-4 см. Боковая сторона трапеции и углы равны размерам рамы в масштабе. Затем на эту конструкцию с двух сторон слегка подклеил клеем ПВА полоски ватмана, согнутые в форме Z-образного профиля. Далее, уже на эпоксидку, наклеил вторым слоем такие же полоски. После затвердевания клея аккуратно оторвал эти две половинки рамы и промазал эпоксидкой еще раз уже с обеих сторон. Потом соединил эти две части уже как на реальном агрегате множеством различных балок, трубок и т.д.
Рычаги независимой подвески отливал из олова. Сначала сделал по одному рычагу (верхнему и нижнему, т.к. они разные), затем изготовил форму из герметика. Кроме рычагов сделал еще гидравлические амортизаторы и массу всевозможных тяг и шлангов. Правда, после установки колес выяснилось, что все эти механизмы на модели совершенно не видны.
Как я и предполагал, изготовление колес стало для меня самым сложным делом. Вначале я выточил на токарном станке из эбонита болванку колеса без ступицы и протектора. Затем наклеил квадратики из листового пластика, все зашкурил и, чтобы все окончательно выровнять, прошелся по всем канавкам протектора небольшой пилкой. Для этого из ножовочного полотна сделал небольшой резак с рабочей частью в виде пилки толщиной 0,4 мм. Далее изготовил из герметика две половинки формы для отливки колеса из эпоксидки. Но с отливкой у меня ничего не получилось. Сначала пробовал отливать колесо по половинкам, но эти половинки никак не хотели стыковаться друг с другом. Почему-то получались разного диаметра. Затем стал отливать колесо целиком, сделав с боковой стороны формы, там, где нет протектора, отверстие. Но в итоге получалось, что практически в каждом элементе протектора находится пузырек воздуха, который на готовом колесе превращался в небольшую раковинку. Побороть это явление я не смог. Пытался предварительно промазывать протектор эпоксидкой с помощью кисточки, разводить эпоксидку ацетоном, но ничего не помогало. В итоге от идеи отливать колесо целиком с протектором пришлось отказаться. С образцового колеса срезал протектор и начал делать из гипса формы для изготовления половинок колеса, утапливая болванку до середины в гипс, разведенный до сметанообразного состояния. На каждое колесо - две формы, всего 28 половинок. Затем отлил половинки колес из эпоксидки с алюминиевой пудрой, причем, для экономии клея и уменьшения веса в каждую форму помещал "баранку" из пластилина с таким расчетом, чтобы между формой и этой "баранкой" оставался промежуток 2-3 мм. После разбивания гипсовой формы и удаления пластилина у меня оказалось 28 половинок, которые после обработки и склеивания превратились в 14 пустотелых колес, правда без протектора, ступиц и колесных редукторов. Затем на каждое колесо начал наклеивать протектор - квадратики 2х2 мм, нарезанные из пластиковых телефонных карточек. На каждое колесо - 320 квадратиков - очень увлекательное занятие. После этого все обработал - как уже описал выше. Редукторы колес отливал в форму из герметика, причем два центральных изготовил отдельно - они отличаются от остальных (на реальном агрегате они не ведущие, поэтому у них нет редуктора).
Штоки домкратов изготовлены из трубки от телескопической телевизионной антенны, она идеально подошла по диаметру. Опорные плиты отливал из эпоксидки в форму из пластилина, предварительно выточив одну плиту на станке из эбонита.

Бункеры, кабины

Бункеры сделаны из различных листовых материалов, какие оказались под рукой - оргстекло, пластик, гетинакс, текстолит. Очень удобны для этой цели пластиковые телефонные карточки, но в то время у меня их не было. "Расшивку" на бункерах прорезал резаком по шаблону. Для имитации бункерных болтов сверлил отверстия диаметром 0,5 мм, вставлял в них на суперклей тянутый литник и, затем, вооружившись часовой лупой, лезвием срезал излишки.
Два топливных бака с левой стороны агрегата, кожухи домкратов имеют штампованную поверхность. Ее я имитировал с помощью фольги, на которой с обратной стороны продавливал шариковой ручкой углубления, а затем наклеивал суперклеем на стенку бункера.
Внутренний интерьер кабин также изготавливал из подручных материалов, в основном из оргстекла, при необходимости склеивая из него пакеты нужной толщины.
"Бочка" в передней части модели с правой стороны (по понятным причинам не указываю названия отдельных элементов) изготовлена из шприца, который обклеен фольгой с имитацией штамповки. Все трубопроводы и кабели изготовлены из проволоки подходящего диаметра. Для изготовления многочисленных цилиндрических деталей использовал корпуса фломастеров, электролитических конденсаторов и другие предметы, которые попались под руку. Причем, чтобы подобрать подходящую по диаметру деталь, иногда уходило достаточно много времени. Брал в руки штангенциркуль и ходил с ним по дому, измеряя все, что попадет на глаза.

ТПК (траспортно-пусковой контейнер)

ТПК изготовлен из бумаги. На стальную трубу подходящего диаметра намотал несколько слоев ватмана на клее ПВА. После высыхания клея все покрыл эпоксидкой с алюминиевой пудрой слоем 1,5-2 мм. Затем, чтобы эпоксидка затвердела равномерно, вся конструкция вращалась в токарном станке около 2 часов на минимальной скорости. После этого все зашкурил и, где было необходимо, зашпаклевал.
Головной обтекатель и задняя часть ТПК выточены из эбонита на токарном станке, с последующим высверливанием внутренностей для облегчения веса. Для изготовления штампованной задней крышки ТПК пришлось сделать дополнительное приспособление. На лист оргстекла наклеил кольца из 2-мм проволоки, затем наложил сверху лист фольги и продавил рельеф пальцем.
Два воздуховода изготовлены из толстой алюминиевой проволоки, на которую затем намотал виток к витку медную проволоку и зашпаклевал. Сделал так потому, что не смог согнуть эту деталь из трубки ввиду малого радиуса изгиба.
Покрашена модель аэрографом обычной нитрокраской "из бочки". Номера, цифры - из имеющихся декалей от других моделей.