| От | Дмитрий Шумаков | |
К | All | |
Дата | 16.10.2002 12:06:36 | |
Рубрики | Прочее; | |
Байки с клуба 14-10-02
Поступил в продажу новый выпуск Фронтовой Иллюстрации, 3/2002,
История танка КВ (часть вторая, 1941-1944) от М.Коломийца.
На ВиФ2 А.Исаев уже изложил свое мнение об ней, .
Мое мнение - несколько иное, частично изложено в ветке .
Итак - по порядку - чего в ней есть, и чего нет.
Книга повествует о развертывании производства и выпуске различных вариантов КВ в «Танкограде», и, главное - подробно - о заводах, завязанных на этот комплекс, о переходе на КВ-1с, и далее - про КВ-85. Отдельными темами даны материалы о огнеметных КВ-6/КВ-8/КВ-8с, охватывая практически все строившиеся варианты, и про опытные машины типа КВ-6, 7, 9, 12, 13, и «артиллерийские» КВ-1С.
САУ Су-152 (КВ-14) в книгу не вошла.
Также очень сжато представлен материал о боевом применении КВ, по словам автора эта тема достойна отдельного исследования и соответственно - издания.
Графику В.Мальгинова я не проверял, возможно, это сделает вскорости А.Лагутин, промерявший все известные машины. Навскидку – на картинках 1/35 прорисованы практически все серийные варианты корпусов и башен в различных комбинациях. Радуют глаз крупные и качественные фотографии. Часть из них уже, бывало, проходила там-сям по разным изданиям, но здесь читается большинство деталей, ранее только угадываемых.
Текст книги надо читать. Как бы этого не хотелось народу, забалованному прожеванными рисунками из Ахтунгов, экшнов и прочих «мурзилок». Хотя бы потому что оный текст очень плотно насыщен оригинальными документами.
Чего стоит хотя бы «Отчет комиссии по технической и количественной инвентаризации корпусов и башен по заказам № 3000 и 30001, созданной согласно распоряжения по заводу за № 197 от 2 апреля 1942 года». Согласно этому документу, по состоянию на 3 июня 1942 года на ЧКЗ имелось следующие количество бронекорпусов и башен:
«1. Корпусов завода УЗТМ.
а) корпусов с плоским верхним кормовым листом и плоским люком моторной крыши — 200 шт.
б) корпусов с плоским верхним кормовым листом и выпуклым люком моторной крыши — 80 шт.
в) корпусов с выпуклым верхним кормовым листом и плоским люком моторной крыши— 109шт.
2. Корпусов завода № 200.
а) корпусов с плоским верхним кормовым листом и выпуклым люком моторной крыши — 64 шт.
б) корпусов с плоским верхним кормовым листом и плоским люком моторной крыши — 13 шт.
в) корпусов с выпуклым верхним кормовым листом и выпуклым люком моторной крыши — 2 шт.
г) корпусов с выпуклым верхним кормовым листом и плоским люком моторной крыши — 66 шт.
3. Башен завода УЗТМ:
а) клепано-сварных дет. 57 (для объекта КВ-8) в наличии — 20 шт.
б) сварных для серийных машин дет. 157 — 25 шт.
в) литых утяжеленных дет. 257 — 166 шт.
г) литых облегченных дет. 957 — 89 шт. 4. Башен завода № 200:
а) сварных для серийных машин дет. 157 — 4шт.
б) литых утяжеленных дет. 257 — 27 шт.
в) литых облегченных дет.957 — 157 шт».
Соответственно – понятно, чего уходило со сборочного конвейера.
Или – еще интереснее –
«СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО.
ПРИКАЗ
НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
№ 0039
гор. Москва 26 февраля 1942 года СОДЕРЖАНИЕ: Об уменьшении веса танков «KB».
С целью уменьшения веса и повышения маневренности танков «KB» согласно решения Государственного Комитета Обороны Союза ССР, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Немедленно снять с танков «KB» запасные топливные баки, расположенные на крыльях машины и передать их в роты технического обеспечения для использования, как тару для горючего.
2. Боекомплект снарядов к 76 мм пушке укладывать не более 90 шт. на каждый танк.
3. Возимый на танке индивидуальный комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей уложить в сокращенном объеме. Запасные части, инструмент и принадлежности, согласно прилагаемого перечня, из комплекта изъять, на танке не возить, а передать в роты технического обеспечения.
4. Все гусеницы на танках «KB» при поступлении соответствующих траков, перебрать, соблюдая постановку траков с клыками через один трак…»
Это к вопросу о внешнем виде и/или идентификации фотографий, в сочетании, например с «В спешном порядке под руководством инженера Н. Халкиопова были изготовлены чертежи установки М-17 в танк KB (подписаны 31 октября 1941 года) и вскоре первый танк с бензиновым двигателем вышел на ходовые испытания… Одновременно с установкой М-17 на KB, на них стали устанавливать дополнительные топливные баки (по пять на каждый танк). Установка баков позволила увеличить запас хода танков (как бензиновых, так и дизельных).»
Да собственно, чего я за советскую власть агитирую : -)
До сих пор окромя вэнгардовской компиляции «восточного фронта», Гагинской книжули, Шмелева да шифферовского альбомчика и всяких поляков – по КВ не было не то что ни одного серьезного исследования, просто не было даже путной систематизации графики и фотоматериалов, не говоря про оригинальные документы. Выпустит С.Орешин свой вариант книги (может быть, когда-нить) – тады сравним.
Да, в кижках Максима Коломийца разорвана связь времен между ЛКЗ и ЧКЗ, ибо не вполне ясно, кто, как и сколько ставил Ф-34, кто, где и сколько ставил сварных башен упрощенной конструкции, чем они отличались от клепано-сварных, прогужоненых и/или от просто «сварных», возможно, часть материала еще будет додадена в ханкомастере или еще где, как это было с Т-35м.
Да, не впихнешь в одну книгу то, чего и на три хватит, чтоб всем сестрам по серьгам.
А если и впихнешь, то даже если будет такая книга стоить в половину какого-нить ахтунг-панцера, то ой как нескоро придут деньги от реализации из книжной торговли, зато до самого меха накормятся всякие торнады, поперепечатав дешевых суррогатов.
Также вышел вариант Истории КВ "Два в одном" - если перелистнуть обложку - увидите "История КВ часть один". Не пугайтесь, часть два - там же.
На задней странице обложки реклама www.armybook.com
Что это такое - не знаю, но мож, зарубежным собратьям и пригодится, бо шлют не только книжки типа ФИ и Армад, но и всякий пластик.
Моделист-конструктор, спецвыпуск 2/2002. Бомбардировщики 2-й МВ я даже смотреть не стал. Может, кто из авиаторов на досуге разберется, откуда тянут материал - из Джейна или оспрея, или еще откуда.
Всем всего,
ДШ