M21 Mortar Carrier, US Army Halftrack, Tamiya, 1/35
Алексей Груздев aka ass (Алекс-Минск)


«Американский ПОЛУгусеничник или ПОЛУправдивая история
о ПОЛУночных страданиях в ПОЛУтьме в течении ПОЛУгода…»

ИСТОРИЯ ПРОТОТИПА

Сказано про американские полугусеничники немало, кучу фактов и цифр приводить не буду, все это можно почитать на бескрайных страницах сети, была статья в «Моделисте-конструкторе» №5 2001 г.. Модификаций основных было 2 : БТР и тягач, отличались в основном длиной корпуса. Подвидов я примерно насчитал 12 штук, одной из них и был мой БТР, предназначенный для перевозки миномета и расчета. БТРы очень активно использовались союзниками, после высадки в Европе. Стоит обратить внимание на то, что абсолютно одинаковых БТРов я на фото не видел, все немного отличались то расположением инструмента, то проушинами, то ящиками для инст-румента – в войсках было много народных умельцев.

ОПИСАНИЕ ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Модель фирмы «Тамия» была приобретена по случаю, я соблазнился на относительно низ-кую цену, по нашим Минским меркам – 21 у.е. После недолгих переговоров с продавцом о том, что я вообще то собираю современную броню, желанная коробка оказалась в руках. Дома , как говорится во многих модельных обзорах, начались первые небольшие разочарования. Пластик был датирован 1976-м годом… Хоть и тамиевские модели тех лет и неплохи (я конечно упоминаю некоторых отечественных производителей …) , но при детальном изучении набора были обнаружены следующие нюансы, из которых были сделаны выводы , что в «работу», что в «корзину».
1) Общее качество отливок, не смотря на давность прессформ оказалось совсем неплохим, не считая конечно мелочевки.
2) Копийность и деталировка ходовой части и особенно гусеничного привода – отвратительная.
3) Фигуры из набора пригодны только на запчасти, ввиду отсутствия деталировки, «искусственности» поз и очень «страшных» лиц.
4) Интерьер воспроизведен недостаточно подробно для открытой машины.
5) Мелкие детали: проушины, фары, крепления инструмента и сам инструмент отлиты отвратительно, большей частью условно (но это конечно можно простить – издержки литья пластика, тем более в 76-ом году).
6) Скатки брезента, тюки даны цельными де-талями с ремнями. Также неприятным нюансом оказалось отсутствие лобового стекла в наборе, но я уверен на 100%, что это грех продавца.
Литературы в наших краях , на данный вид американской оборонной промышленности , не нашлось. После детального обдумывания , «конкретной разборки» набора и имеющихся инфор-мационных материалов ( в виде чертежей , правда немного на другие модификации, скачанных из Интернета и фотографий в количестве около 200 шт, найденных там же) были приняты сле-дующие решения: сборка без серьезного затрагивания геометрии, переделка ходовой, насыщении самодельной мелочевкой, изготовление и «натягивание» тента и ограничение экипажа одним водителем (дауны – минометчики пошли в запчасти, на будущее), отделка. Далее был проведена инвентаризация имеющихся материалов и составлен перечень необходимых...

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Модель: американский БТР «US Halftrack mortar carrier М21» TAMIYA
2. Набор фотоэтчеда для БТР «Скаут», безымянный, украинского пр-ва
3. Набор «Tank supplies set 2» ACADEMY
4. Набор «Allied and Germany Tank supplies set 1» ACADEMY
5. Набор «US Army anti-tank team» DRAGON ( 1 фигурка)
6. Проволока разная от 0,2 до 1 мм.
7. Листовая медь и жесть от пивных банок
8. Бумага упаковочная (типа папиросной)
9. Нитромаркеры, набор пастельных мелков
10. Краски в основном отечественные- нитро; масляные и акриловые художественные; «Model Master», лак матовый «Humbrol», лак мебельный нитро глянцевый.
11. Растворители: 648, 650 , Уайт-спирит, спирт медицинский.
12. Прочее (расскажу ниже)


РАБОТЫ ПО СБОРКЕ КОРПУСА
Корпус собрался без проблем, главное склейку производить на ровной поверхности и фиксировать модель. Это связано с тем, что технологическое членение модели произведено так, что при неаккуратной сборке можно получить «пропеллерность» кузова. Сразу с корпуса ножом были безжалостно удалены проушины для ремней, брызговики. Проушины для крепления тента и прочей обвески делались проверенным способом: гнулись из медной проволоки на П-образной оправке и вклеивались на суперклей в заранее просверленные отверстия. Брызговики изготовлены из резины толщиной 0,2 мм, которая была отрезана от … Угадали ! От китайской чудо-шапочки для плавания, черного цвета из латекса (при стоимости около 5 у.е., вам ее хватит на огромное количество моделей). Бормашиной (немецкой микродрелью) были приведены к масштабной толщине подножки и передние крылья, после чего нанесены легкие повреждения в виде вмятин и погнутостей (для дальней имитации повреждений в процессе эксплуатации). Фары были также «выбраны» бормашинкой, покрашены изнутри серебром, сделана имитация лампочек из прозрачного литника и потом были залиты прозрачной эпоксидкой , «Эльфовских» фар у нас увы последние лет 5 я не видал. На передние двери была наклеена травленка – копия ручек и кронштейнов возле дверей , так же были изготовлены кронштейны для канистр. (оригиналы был оставлен на потом для «Скаута», делались копии из листовой меди, обводя иглой по контуру и вырезая ножницами, затем пайка). В таком состоянии корпус был оставлен до лучших времен …

 

СБОРКА РАМЫ И ХОДОВОЙ ЧАСТИ

Рама собралась без проблем, были только добавлены тяги на передней подвеске и сделан из листового полистирола и проволоки механизм поворота. Колеса были повернуты на небольшой угол .Труба выхлопной системы была изготовлена из алюминиевой проволоки, глушитель оставлен «родной». Далее началось самое «веселое» - работы по доделке гусеничной тележки (скажу сразу они заняли около 40% времени , затраченного на модель). Конечно, можно поступить проще – купить отличный литой эпоксидный набор, честно говоря, производителя не знаю, видел в интернет-магазине. Но появились несколько «НО», отсутствие кредитки, цена в 25 у.е. и главный вопрос – работа белоруской почты и таможенные сборы в размере 30% от стоимости. Было принято решение – сверлить и фрезеровать ведущие и ведомые колеса, доделывать гусеницу. На ведущих обод был оставлен «родной», только сточен по толщине на 50%, сделана разметка отверстий; на ведомых обод был срезан полностью, заменен на самодельный из полосок листового «сметаностирола» и также размечены отверстия. По контуру отверстий в торцах ободов сверлились отверстия диам. 0,3 мм ( всего по моим скромным подсчетам было просверлено 672 (шестьсот семьдесят два ! отверстия), затем отверстия соединялись между собой бором и микрофрезой, обрабатывались до прямоугольной формы надфилем и ножом. После проверки длины гусеницы она была укорочена на 1мм и стянута проволочками, через предварительно просверленные отверстия и склеена (провисания быть не должно – гусеница резинометаллическая). Вдоль гребня, где входит в зацепление ведущая звездочка, с 2-з сторон к имеющимся гребням были приклеены пластины из жести шириной 1мм. (на БТРе этот гребень сделан из отдельных П-образных пластин, в 35-м масштабе отлично смотрится цельная полоса, зазоры не видны), после высыхания суперклкея пластины были обжаты тонким пинцетом на промежутках между каждым гребнем, при виде сверху получился характерный волнистый профиль. Затем была собрана нижняя тележка, немного были посечены ножом резиновые бандажи на катках, для имитации повреждений. Все было окрашено (см. ниже раздел «Окраска») и собрано, был один нюанс – при установке гусеницы важно не повредить приклеенные волнообразные пластины. После началась переделка механизма натяжения . Пластиковые цилиндры с пружинами были отправлены в мусорку, новые изготовлены из литников, штоки из гвоздей, навиты пружины из медной проволоки. Ходовая с рамой также благополучно были отложены в сторону…..

 

ИНТЕРЬЕР И АКСЕССУАРЫ

Фотографий конкретной машины , именно М21 увы не нашлось, пришлось делать усредненный вариант периода весны 1945 года, Германия, умеренно - запыленный . Решено было сделать маскировочную сетку на крыло, брезентовый тюк на второе, рюкзаки и скатки брезента сзади и по бортам, канистры возле передних дверей, 2 канистры на борту, переделать весь инструмент. Маскировочная сетка делалась из марли пропитанной ПВА, затем она была посыпана, чаем из пакетика и уложена на крыло. Не забудьте проложить крыло целлофаном (неплохо упаковочной пленкой для продуктов), если дальше планируете не отдирать зубами сетку для покраски. Скатки делались из упаковочной бумаги (типа папиросной, я использовал от обуви), эта бумага, в отличие от всеми любимых салфеток, не разлазится при намокании и масштабнее по фактуре и толщине. Канистры, патронные ящики и инструмент использовались Академовские, только ручки кувалды и топора были заменены на деревянные. Рюкзаки частично Академовские, частично их копии из эпоксидки, отлитые в пластилин; дополнительно на них приклеены ремни из бумаги. Тент изготавливался из 2-х слоев той же бумаги, предварительно промазанной ПВА, затем целлофан, обжатие по дугам на корпусе и сушка. После сушки тент становится жестким, его можно обрезать по месту , красить изнутри и приклеивать на БТР. Далее был окрашен интерьер (без фанатизма, почти ничего не видно) и пришла очередь водителя. Торс и ноги оставил от комплекта, руки и голова с каской были заменены Дрэгоном. К каске приклеены ремни из бумаги. Все остальные ремни для тента и «навесного оборудования» делались из этикетки от майки (советовал кто-то из моделистов, есть ярлыки по материалу как бумага, а по фактуре, как очень тонкая ткань). Пряжки для ремней (размером 1,5 х 1 мм с перемычкой ), опять же по причине отсутствия этчеда, гнулись на оправке из медной проволоки, затем паялись и красились. Все бы было так быстро, как в статье, но на них ушло 2 дня и куча нервов, потому что пряжечек понадобилось 38 штук, хотя их было сделано 42, ровненько 4 и потерялось в процессе работы ! Цепь на бампер была прикуплена, прости господи, в церковном киоске, задута ржавчиной и немного припылена пастелью, я думаю это не грех – цепочка пошла на благое дело. Мелочь была доделана , я приступил к окраске.

 

ОКРАСКА, ДЕКАЛИ И «МАЗЮКАНИЕ»
Крашу я уже 15 лет исключительно нитрой – сила привычки, переход на что-то более качественное обусловлен ещё и финансовой стороной , и тем что у нас в Минске бывают большие сложности с покупкой фирменной краски. Аэрограф – «белорус». Сначала модель грунтовалась серой автогрунтовкой, слитой из баллона (будете покупать грунтовку – берите мелкодисперсную, качество очень отличается). Крылья , бампер, боковые ограждения задувались ржавчиной и локально маскировались густым мыльным раствором, для последующей обдирки, потом основной цвет – оливковый, по впадинам и углубления прошелся темно-оливковой, и еще один тонкий слой основного цвета. Деки приварись медицинским спиртом, фирменных составов нет. Осторожно ! – не поддавайтесь соблазнам по его употреблению не по делу… Поверху тонкий слой глянцевого лака, смывка темно - оливковой пастелью (вода + капля Фэйри, мелки лучше натирать на мелкой металлической сетке, как на тёрке в упаковку от таблеток – очень удобно) и опять слой лака. Обдираем места , где должна быть ржавчина, зубной щеткой и промываем. Делаем потеки ржавчины: наносится под поручень или на грань корпуса капля густого вышеуказанного раствора пастели красно-коричневого цвета , ждем до полного высыхания и жесткой кистью, движениями вниз имитируем потеки, кисть должна быть чуть-чуть влажной. Опять слой глянцевого лака, потом основное запыление серо-желтым цветом – тот же раствор, но очень жидкий, а после высыхания большой жесткой кистью и ватными палочками стираем лишнее, сверху слой матового Хамброла. Мелкие потеки ржавчины и сколы краски , опять же густым раствором пастели. Тент окрашивался нитрой, впадины тонировались маслом на уайт-спирите, верха складок - сухой кистью тоже маслом, после высыхания тент был задут тонким слоем матового лака в смеси с основным светло - оливковым цветом . Скатки и рюкзаки красились аналогично тенту. Ремни задувались «цельным листом» матовой коричнево-оливковой краской, затем нарезались скальпелем. Ходовая красилась, как и корпус, единственным отличием было большее количество пыли и засохшей грязи (ПВА + зубной порошок + гуашь). Резина на колесах и катках окрашивалась матовой темно-серой , почти черной краской с зубным порошком, тонировались все тем же раствором пастели темно-оливкового и пыльного цвета. Дополнительно боковины покрышек слегка натирались сухой пастелью темно-серого цвета. Гребень на гусенице покрывался ржавчиной, потом она частично стиралась ватной палочкой и тонировалась мягким простым карандашом 5М. Таким же карандашом были натерты ручки, поручни и подножки. Потеки и пыль на тележках. - как и ранее корпус. Ведущее и ведомые колеса были окрашены в темный металл, затем обода, контактирующие с резинометаллической гусеницей были закрытии тамиевским скотчем. Окраска производилась точно по технологии корпуса, после снятия скотча отверстия в ободах слегка оттонированы ржавчиной и натерты грифелем карандаша.

ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

Фотографировал своей «мыльницей» CANON Power Shot A300 на 2-х идах штативов, конечно от него не стоило ожидать чудес, но вроде фото нормальные. Старайтесь больше уделять освещению, модель и цвета краски могут выглядеть абсолютно по-разному! И не ленитесь, отщелкайте штук 50-60, будет из чего выбрать… Затем решился на пару приколов в Фотошопе с «задниками» времен 2-ой мировой; было интересно - что получиться в черно-белом ракурсе…

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечно с удовольствием потратился бы на фирменную ходовую, интерьер из эпоксидки, фирменную травленку, краски …. Но, мы пойдем своим путем… Работа была закончена в самые последние сроки к конкурсу, хоть и растянулась надолго ( конечно же 50% работы делалось за последнюю неделю вечерами и ночами, но это из-за лени ранее). Получил ли я удовольствие, не смотря на трудности? … Конечно получил ! (если не считать 38 пряжечек !) Впрочем, как и каждый из коллег моделистов, ставя модель на полку, ощущает несравненное блаженство. Буду рад, если помог кому советом в нашем безнадежном колесном , гусеничном и полугусеничном деле.

P.S.
Говорю жене, показывая модель : «Ну вот мог бы сделать и лучше, но красок фирменных нет, а «Model Master» - дорогие …» (У нас они почти по 2 уе.). На что получил душераздирающий ответ: «… Если надо – покупай, почему ты должен быть хуже других на конкурсе...». Вот так - 15 лет моделизма и близкие уже смирились…