"Тигр" шаг за шагом.
Александр Чибисов aka Aлекcандр DIW
Эта статья не является чем-то революционным. В русскоязычных изданиях уже встречалось что-то подобное, но при этом у этих публикаций есть три существенных недостатка:
1. Это были обычно технические переводы, сделанные людьми мало знакомыми с "Тиграми". Поэтому имели место ляпы вроде: обзывания забашенного ящика ЗиП – боеукладкой.
2. Зачастую они были не полными.
3. И наконец, самое главное, никто не пытался провести анализ, какие части комплектовались в период введения изменений.
Все эти недостатки я и попытался исправить.
Небольшие пояснения. В некоторых случаях, требовалось несколько месяцев, чтобы новая модификация утвердилась на всех новых "Тиграх", в значительной степени из-за тенденции к тому, что старые запчасти были погребены поставками более новых частей, которые потом использовались в первую очередь. Так же не стоит забывать, что незначительные изменения могли вноситься и в полевых мастерских. Проследим это на примере "Тигра" серийный номер 250005 (по другим данным 250008), выпущенного в августе 1942 - он попал в 502 батальон и получил номер 3, но весной 1943, этот же "Тигр" (к тому времени имея номер 14) уже получил на свои борта крепления под юбку и 15-мм троса.
Модификации внесены в список в порядке, в котором изменения произошли. Приведённый месяц это первый месяц, в котором данная модификация была применена на "Тигре". Когда известны точные даты или номер "Тигра", с которых применялась новая модификация, они были внесены в список. В других случаях, если точные данные неизвестны, значит, изменения произошли в течение указанного месяца.
Так же в этой статье приведены данные, какие подразделения комплектовались в каждом месяце, по возможности приведены точные даты.
В этой статье не рассматривается множество мелких подразделений, которые во множестве имелись в конце войны и использовали по3-5 "Тигров", т.к. проследить из каких подразделений и когда получались эти машины невозможно, я счёл упоминание их здесь бессмысленными.
Апрель 1942
Предпроизводственный прототип (номер 250001), был единственным "Тигром", оснащённый передвижным бронелистом, который в зависимости от положения закрывал траки или верх корпуса.
|
Фото 1. Прототип в заводском цеху |
Май 1942
"Тигры" с серийными номерами с 250001 по 250020 (практически до конца октября) оснащались траками Kgs 63\725\120, их отличительная особенность, в том, что они являлись зеркальными друг другу.
- Началось формирование 501, 502 и 503 батальонов (пока только личный состав)
|
Фото 2. На этом фото зеркальные траки очень хорошо различимы. |
Август 1942
Трёх ствольные гранатомёты для создания дымовой завесы были установлены на каждой стороне башни. Рядом с шаровой установкой курсового пулемёта появились два болта для крепления герметичного колпака. Который устанавливался при преодолении водных преград. Болты устанавливались до июня 1943 года.
- В конце месяца 30-го числа 501 батальон получает два первых "Тигра" (предположительно 250002 и 250007).
- С 19 по 30, 502 батальон получает 6 "Тигров" (предположительно номера 250003, 250004, 250005, 250006, 250008 и 250009 (два последних не успели обкатать и на фронт они ушли с запозданием)).
| |
Фото 3. Трёх ствольные гранатомёты. | Фото 4. Крепёжные болты на пулемёте. |
Сентябрь 1942
На бортах были установлены четырёхсекционные защитные юбки (часто по ошибке называемые крыльями), до января 1943 года, они устанавливались под небольшим углом (два задних, под углом к двум передним), а впоследствии прямой линией.
По левому борту были установлены крепежи для 15mm троса, который использовался для замены траков.
Коробка инструментов для замены и ремонта траков была размещена с левой стороны на корме "Тигра". (Эта коробка использовалась до ноября 1943.)
Задний фонарь с четырёхугольного заменён на фонарь в виде трубки.
- 25 сентября 502 батальон получает 3 "Тигра".
| | |
Фото5. Здесь хорошо видно крепление троса. | Фото 6. Коробка для инструментов. | Фото 7. Задний фонарь |
Октябрь 1942
Начиная с танка с серийным номером 250021, отказались от использования зеркальных траков, стали устанавливаться траки с единым рисунком, направляя правый трак в обратном направлении к левому. Это привело к тому, что "Тигр" стало вести в сторону.
- 501 батальон получает ещё 8 "Тигров".
- Шасси "Тигра" номер 250019, без башни использовали для испытания экспериментальной электрической трансмиссией (башня имитировалась металлическими болванками).
|
Фото 8. Шасси "Тигра" номер 250019 |
Ноябрь 1942
"Тигры", посылаемые в станы с тропическим климатом (Тунис, Сицилия, Италия и для групп армий «Юг» и «Центр» в России), оснащались воздушными фильтрами Feifel, которые устанавливались на верхних углах кормы танка. После августа 1943 они больше не устанавливались на заводе.
Поставлены улучшенные передние и задние крылья, полностью закрывающие траки.
- 501 батальон получил 10 "Тигров".
- 503 батальон получает свои первые 15 "Тигров".
- Только сформированная 4-я рота дивизии СС «ЛШАГ» получает первые 9 "Тигров".
| |
Фото 9. Фильтры, правда более позднего образца (с мая 43-его). | Фото 10. Передние крылья хорошо видны. |
Декабрь 1942
С номера 250046 вместо пистолетного порта с правой стороны башни стали устанавливать аварийный эвакуационный люк. Первоначально крышка этого люка была скошена, чтобы соответствовать кривизне башни, но после июня 1943, аварийные люки стали изготавливать из плоского диска 80mm толщиной, в феврале марте 1944 года применялось двух болтовое крепление люка, с небольшим углублением внизу, а с апреля 1944 года просто крепление двумя болтами.
С номера 250050 командирское кресло стало регулируемым.
С номера 250056 стали устанавливать стандартный увеличенный ящик ЗиП или укладочный ящик. Этот ящик укладки был установлен на всех "Тиграх" для sPzAbt.501, предназначенных для Туниса, но на "Тиграх" в sPzAbt.503 они появились только летом 1943.
Для дополнительной защиты, толщина брони в маске орудия в области ствола и прорези прицела была увеличена.
Пять гранатомётов были установлены на корпусе "Тигра", по одному в каждом из четырех углов, и один в середине левой стороны. (На командирских "Тиграх" устанавливалось только четыре гранатомёта по углам).
- 9 декабря 501 батальон получает 1 "Тигр".
- С 21 по 28 декабря, 502 батальон получает 9 "Тигров".
| |
Фото 11. Эвакуационный люк. | Фото 12. Нестандартный ящик ЗиП 503 батальона. |
| | |
Фото 13. Ранняя орудийная маска. | Фото 14. Усиленная орудийная маска. | Фото 15. Чётко видно 3 из 5 угловых гранатомёта. |
Январь 1943
На выхлопных трубах были установлены тепловые экраны и пламегасители, потому что ранние глушители раскалялись до красна и выбрасывали большие языки пламени, демаскируя "Тигры" по ночам.
Перископ механика-водителя больше не устанавливался, а отверстия под него были заварены.
- Создаётся 13-я танковая рота дивизии «Гроссдойчланд».
| |
Фото 16. Чёрные - это пламягасители, то, что их закрывает - кожухи. | Фото 17. Две чёрных дырочки над прибором водителя и есть перископ или KFF. |
Февраль 1943
На переднем верхнем бронелисте стали крепить совковую лопату (до этого "Тигры" комплектовались только штыковыми лопатами).
- 5 февраля 502 батальон получает 3 новых "Тигра", а на следующий день 9 "Тигров" передают в 503 батальон (в 502 их остаётся только 5).
- Формируется 504 батальон и получает свои первые 20 "Тигров" ("Тигр" 250112, точно попал в 504 батальон и был захвачен британцами в апреле 1943).
- В феврале-марте только сформированный 505 батальон получает первые 20 "Тигров".
|
Фото 18. Совковая лопата. |
Март 1943
Начиная с "Тигра" серийный номер 250179 казённую часть орудия оснастили металлическим защитным экраном, который защищал командира от огня и ударной волны при выстреле.
С номера 250184, место заряжающего стало оснащаться перископом на крыше башни.
Запасные траки были установлены на скобках по сторонам башни. (Местоположение на стороне башни было выбрано, потому что не было места, чтобы хранить траки на любой другой поверхности.). Хотя встречаются сведения, что траки на башне встречались и до этого, подтверждения этому я не видел.
- 5-ого марта 501 батальон получает 2 "Тигра", а уже17-ого батальон расформирован и оставшиеся 11 "Тигров" переданы 504 батальону.
| |
Фото 19. Тот выступ что частично закрывает танкист и есть перископ заряжающего. | Фото 20. Крепления для траков на башне. |
Апрель 1943
Ступица ведущего колеса была изменена.
| |
Фото 21. Ранняя ступица. | Фото 22. Поздняя ступица. |
Май 1943
Начиная с номера 250251, двигатель Maybach HL230P45 с двумя воздушными фильтрами стали устанавливать вместо Maybach HL210P45. (Эта модификация включила изменение привода вентилятора для системы охлаждения и появление второго отверстия в задней бронеплите для ручного стартера, что бы выровнять его с новым валом двигателя).
- С 18 мая по 1 июня, 502 батальон получает 38 "Тигров" и доводит свой состав до 45 (достоверно известно, что "Тигр" 250256 попал в 502 батальон и носил номер 312, туда же попал и выпущенный в апреле "Тигр" номер 250196).
- 503 батальон, выведенный в апреле для пополнения, укомплектовывается до 45 "Тигров".
- 504 батальон, получает 8 "Тигров" (получила "Тигры" вторая рота, остававшаяся на Сицилии).
| |
Фото 23. Ранний стартер. | Фото 23. Поздний стартер. |
Июнь 1943
Начиная с номера 250286, перестали устанавливать трёхствольные дымовые гранатомёты. (Из боевых сводок с февраля 1943, огонь стрелкового оружия приводил к срабатыванию дымовых шашек, что временно вывело из строя членов экипажа (!))
Начинаясь с номера 250301, передние амортизаторы стали крепить, используя болты с большой внешней головой, потому что предыдущие - с конической головкой - от вибрации ослаблялись.
- 505 батальон получает 11 "Тигров".
- Приблизительно в этот период (в источниках разброс с мая по август) идёт формирование 3-его батальона дивизии «Гроссдойчланд», 9-я рота формируется уже из имевшейся 13-й, 10-я получает 14 "Тигров" от 3-й роты 501 батальона, 11-я из 3-й роты 504 батальона.
- 4-я рота дивизии СС «ЛШАГ» переименовывается в 13-ю, на этот момент в ней 13-14 "Тигров".
Июль 1943
Начиная с номера 250391, башня "Тигра" была сильно перепроектирована. Была установлена новая командирская башенка с перископами и отодвигающемся люком.
Чтобы защищать перископы, бронированное полукольцо было приварено сверху от перископов, оно так же служило для установки зенитного пулемёта.
Вытяжной вентилятор, расположенный на крыше башни подвинули вперёд, чтобы улучшить отвод дыма, также он стал чуть повыше.
Вместо пистолетного порта на левом борту башни стали устанавливать бойницу с заглушкой.
Защитный металлический экран командира заменён на экран из огнеупорной ткани.
Улучшен зубчатый привод поворота башни.
Улучшен пружинный противовес орудия.
Появились новые крепления для 15mm троса, используемого для замены траков на левой стороне корпуса
Вместо двух фар по краям корпуса устанавливается одна на левом углу.
| | |
Фото 25. ранняя командирская башенка и пистолетный порт. | Фото 26. поздняя командирская башенка. | Фото 27. Здесь видна и поздняя командирская башенка и бойница с заглушкой. |
| |
Фото 28. ранний способ крепления троса. | Фото 29. поздний способ крепления троса. |
Август 1943
Установку компонентов для прохождения глубоких бродов прекратили. (Осталось только система, гарантирующая, что "Тигр" мог пройти брод глубиной до 1,5 м.).
- С 16 по 27 августа формируется 506 батальон и получает первые 45 "Тигров".
- Расформируется 13-я рота дивизии СС «ЛШАГ», остатки "Тигров" передаются дивизиям «Тотенкомпф» и «Дас Рейх».
Сентябрь 1943
Начинаясь с Номера 250501, противопожарная переборка была перепроектирована, чтобы позволить более легкий доступ к двигателю.
C-образный зажим для крепления буксировочного троса был установлен на корме корпуса слева от левой выхлопной трубы.
Zimmerit (антимагнитное покрытие) стал наноситься уже на фабрике, он наносился на все вертикальные поверхности, до которых мог бы дотянутся человек, стоящим на земле. Поверхность слегка волнистая, чтобы увеличить расстояние к стальной поверхности без увеличения веса покрытия.
- Начинается повторное формирование 501 батальона, с 19 по 28 сентября получено 27 "Тигров".
- 505 батальон получил 5 "Тигров".
- С 30 августа по 30 сентября формируется 509 батальон, собрав 45 "Тигров", ещё два получает 12 октября.
| |
Фото 30. Крепление С - образного зажима слева от выхлопных патрубков. | Фото 31. Типичный пример цеммирита. |
Октябрь 1943
На базе личного состава 13-й роты дивизии СС «ЛШАГ» создаётся 101 батальон СС и в составе 1 и 2 рот (имеющих 27 "Тигров") отправляется на восточный фронт (3-я рота остаётся в Европе).
Ноябрь 1943
Начиная с "Тигра" номер 250625, тигр оснащался новыми вентиляторами, расположенными у противопожарной переборки для отвода выбросов от работы тормозов и сцепления.
Перестают устанавливать гранатомёты на корпусе и кормовой ящик для инструментов.
Начинаясь с номера 250635 (и заканчивая номером 250875 в феврале 1944), устанавливается задний замок для крепления ствола в походном положении на правом заднем углу корпуса. Это обеспечивало выравнивание орудия на длинных маршах или по пересечённой местности. Тыловое положение было технически лучше, но имело неудобство для членов экипажа, которым было необходимо покинуть танк, чтобы привести орудие в действие.
Смотровой прибор на башне изменён в сторону упрощения.
- Продолжается комплектование 501 батальона, с 4 по 12 число, они получают ещё 18 "Тигров", доводя общее число до 45.
|
Фото 32. Задний фиксатор для ствола. |
Декабрь 1943
Единственная фара была перемещена в центр лобовой брони.
Чтобы увеличивать тягу на льду и плотном снегу, шесть шевронов были добавлены на рисунок трака.
- Начинает формироваться 507 батальон, но так как он свои 45 "Тигров" набирал до февраля 1944, танки были разных серий - первые 26 с катками с резиновым бандажом, последующие имели цельнометаллические катки.
- В декабре-январе формируется 508 батальон, получая первые 45 "Тигров".
|
Фото 33. Крепление фары по центру и шевроны на траках. |
Январь 1944
Начиная с "Тигра" номер 250762, больше не устанавливался насос (и связанный с ним патрубок) для удаления воды попавшей в танк при форсировании водных преград.
Начиная с 250772 номера вместо 15 тонных домкратов, устанавливают 20 тонные.
Бойница с заглушкой больше не устанавливается на левом боку башни, они стали лишними, так как теперь защиту обеспечивался гранатомёт установленный на крыше башни. Это оружие могло отстреливать дымовые патроны, сигнальные патроны и гранаты, но из-за перебоев в поставке, гранатомёты не устанавливались на "Тигре" до марта 1944.
Выступающие вперёд части бортовых бронеплит теперь обрезались так, чтобы буксировочные кольца могли свободно перемещаться вверх и вниз.
Стали применять уменьшенный ленивец.
- 20-21 января 502 батальон получает 22 новых "Тигра".
- По непроверенным данным 503 батальон получает 45 новых "Тигров".
- Приблизительно в январе-феврале 506 батальон получает 17 "Тигров".
| |
Фото 34. Обрезанные крепления для буксировочных серёг. люка заряжающего. | Фото 35. Новый гранатомёт сзади. |
Февраль 1944
Начиная с номера 250822, "Тигры" стали оснащаться металлическими опорными катками, с внутренней амортизацией разработанными для "Кингтигра" (они были выбраны, из-за их способности переносить вес тяжелых бронированных транспортных средств, резиновые шины быстро изнашивались). Со стальными катками, заменившими обрезиненные, число колёс на одной оси было уменьшено с трёх до двух.
С номера 250823, устанавливался водяная установка предварительного прогрева двигателя. Нагреватель использовался зимой для прогрева двигателя горячей водой, сливное отверстие находилось слева и внизу, от левой выхлопной трубы и закрывалась конической крышкой с двумя болтами.
Защитное кольцо башни начали приваривать к корпусу с номера 250850. (Это предотвращало заклинивание поворотного механизма башни при попадании осколков и снарядов).
- 12 февраля 502 батальон получает 13 новых "Тигров", а 29 ещё 17, в батальоне 71 "Тигр".
- Приблизительно в феврале – мае 504 батальон был реорганизован и получил 45 новых "Тигров".
- 509 батальон 2 февраля получает 6 "Тигров", а 5 февраля ещё 2.
- 101 батальон СС переформируется во Франции и получает новые "Тигры".
| |
Фото 36. Если присмотреться, то под левым кожухом видно сливное отверстие. | Фото 37. Новые цельнометалические катки. |
Март 1944
Попадания большим калибром (более чем 150mm) гаубичной артиллерии пробивали крышу башни толщиной 25mm, и броня крыши башни была увеличена до 40mm. Так же стали устанавливать люк заряжающего, первоначально разработанный для "Кингтигра".
На круглой заглушке, на моторной крышке перестали устанавливать шестилучевую звёздочку.
- 505 батальон пополнен 11 "Тиграми".
- В марте-апреле 506 батальон, потерявший все свои "Тигры", получает 45 новых.
- В 508 батальон передана группа «Мейер» ("Тигры" раннего типа).
|
Фото 38. Справа самая поздняя надмоторная крышка, с лева ещё с гайкой в виде звезды. |
Апрель 1944
Монокулярный прицел Turmzielfernrohr 9c заменил предварительно используемый бикулярный прицел Turmzielfernrohr 9b. Пока новая маска орудия не пошла в производство, дополнительное отверстие заваривали.
Начиная с номера 251075, стали устанавливать деревянный кожух, защищающий топливные баки, от попаданий снарядов и осколков, попадавших через вентиляционные решётки.
- 505 батальон дополнен 23 "Тиграми".
- 507 батальон получает 12 "Тигров".
- 508 батальон получает 5 "Тигров" с бикулярный прицелом и 6 с монокулярным.
|
Фото 39. Отлично виден монокулярный прицел (одно отверстие вместо двух). |
Май 1944
- 503 батальон отведён на переформирование и его состав доведён до 45 "Тигров", 4 "Тигра" передаются 509 батальону.
- С 20 по 30 мая, 509 батальон получает ещё 24 "Тигра".
Июнь 1944
Для облегчения ремонта на башне "Тигра" приваривались три крепления для двухтонной лебёдки. Лебёдка применялась для демонтажа надмоторной плиты мотора (если лебёдка устанавливалась на ремонтируемый танк), или трансмиссии и рулевого управления (если лебёдка стояла на другом танке). В полевых мастерских эти крепления часто приваривались и на "Тигры" более ранних выпусков.
- В 501 батальоне последние 9 "Тигров" передаются в 509 батальон, а 501 переходит на «Кингтигры». Но это не конец в истории обмена 501 и 509 батальонов и "Тигров-1" в 501 батальоне, смотри октябрь 1944.
- В течение лета 507 батальон получил 20 "Тигров".
- 508 батальон получает 27 "Тигров".
- 509 батальон 2 числа получает 6 "Тигров", а позднее ещё 9 из 501 батальона, но они в том же месяце в числе 14 "Тигров" были переданы Венгрии.
- С 20 июня по 7 июля формируется 510 батальон, в это период он получает 45 "Тигров".
|
Фото 40. Крепление для 3-х тонной лебёдки. |
Июль 1944
- 504 батальон получает 12 "Тигров".
- С 30июля по 4 августа, 509 батальон получил 12 "Тигров".
Август 1944
- 510 батальон получает 6 "Тигров".
- 25 августа свои первые 7 машин получает 301 батальон с радиоуправляемым вооружением, (машины были не новыми, а после ремонта).
Сентябрь 1944
- 301 батальон получает 1 сентября два новых "Тигра", а с 7 по 20 сентября ещё 10 из ремонта и 2 новых.
- 316 батальон с радиоуправляемым вооружением получает свои первые и последние 3 "Тигра" (какой модификации неизвестно).
- 101 батальон СС перевооружается на "Кингтигры" и переименовывается в 501 батальон СС.
Октябрь 1944
Полевым мастерским разрешено увеличить внутреннюю укладку боеприпасов на 16 снарядов. Они должны были быть размещены в двух группах по четыре с каждой стороны корпуса. Эти дополнительные снаряды были закреплены на месте плоскими железными ремнями, установленными выше уже существующих боеукладок.
- остатки "Тигров" 509 батальона были переданы в 501, казалось бы, зачем они батальону уже перешедшему на «Кингтигры», однако накануне 501 батальон понёс крупные потери и надо было закрывать дыры.
Ноябрь 1944
- 12 ноября 502 батальон передаёт 6 "Тигров" 510-му.
- 301 батальон получает 10 машин от 103 батальона СС.
Декабрь 1944
- 502 батальон получает два "Тигра", от дивизии «Гроссдойчланд».
Февраль 1945
- 1 февраля 508 батальон передаёт оставшиеся 15 "Тигров" в 504.
Модификации
| 1942
| 1943
| 1944
| Наименование модификации
| 08
| 09
| 10
| 11
| 12
| 01
| 02
| 03
| 04
| 05
| 06
| 07
| 08
| 09
| 11
| 12
| 01
| 02
| 03
| 04
| 10
| Двигатель
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Новая втулка ведущего колеса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Feifel воздушные фильтры (троп. клим.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Незеркальные траки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тепловые экраны и пламегасители
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Установка прогрева двигателя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Maybach HL210P45
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Maybach HL230P45
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резиновые бандажи на колёсах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Цельнометаллические катки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Улучшенные амортизаторы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Траки с шевронами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Корпус
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 гранатомётов на корпусе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Коробка инструмента по ремонту траков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Перископ механика водителя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Улучшенные крылья
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Противопожарная переборка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Одна фара (не посередине)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Одна фара в центре
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Башня
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Регулируемое командирское сидение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Добавочная боеукладка на 16 снарядов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Эвакуационный люк
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вентилятор перемещён вперёд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Несгораемый экран защиты командира
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Перископ для заряжающего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Правый пистолетный порт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Левый пистолетный порт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Бойницы с заглушками
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Универсальный гранатомёт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дымовые гранатомёты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Новая командирская башенка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Металлический экран защиты командира
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Запасные траки на башне
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Новый орудийный балансир
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Забашенный ящик ЗиП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Turmzielfernrohr 9b бикулярный прицел
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Turmzielfernrohr 9c монокулярный прицел
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Улучшенный привод башни
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Броня
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 40mm крыша башни
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Более толстая маска ствола
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Защитное кольцо башни
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Деревянные кожухи бензобаков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Цеммирит
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Инструменты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15 тонный домкрат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20 тонный домкрат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| C-образный крепёж на корме
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Крепление для 15mm троса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Крепление для 15mm троса (изменённый)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Задний фиксатор ствола
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
Производство тигров-1 (апрель 1942 - август 1944)
| Месяц и год | Месячный план | Обычные | Командирская версия | Востановленно | Принято комиссией | Серийный номер | Апрель 1942
| 0
| 1
| 0
| 0
| 0+V1
| прототип
| Май 1942
| 0
| 1
| 0
| 0
| 0
| прототип
| Июнь 1942
| 5
| 0
| 0
| 0
| 1
| 250001 п
| Июль 1942
| 15
| 0
| 0
| 0
| 0
|
| Август 1942
| 10
| 9
| 0
| 0
| 8
| 250009
| Сентябрь 1942
| 15
| 2
| 0
| 0
| 3
| 250012
| Октябрь 1942
| 16
| 8
| 0
| 0
| 10+V2
| 250022
| Ноябрь 1942
| 18
| 14
| 0
| 0
| 17
| 250039
| Декабрь 1942
| 30
| 35
| 0
| 0
| 37+V3
| 250076
| Январь 1943
| 30
| 30
| 0
| 0
| 35
| 250111
| Февраль 1943
| 30
| 30
| 3
| 0
| 32
| 250143
| Март 1943
| 40
| 35
| 4
| 0
| 41
| 250184
| Апрель1943
| 45
| 42
| 5
| 0
| 46
| 250230
| Май 1943
| 50
| 43
| 4
| 0
| 50
| 250280
| Июнь 1943
| 60
| 49
| 6
| 0
| 60
| 250340
| Июль 1943
| 65
| 53
| 4
| 0
| 65
| 250405
| Август 1943
| 70
| 63
| 11
| 0
| 60
| 250465
| Сентябрь 1943
| 75
| 48
| 7
| 0
| 85
| 250550
| Октябрь 1943
| 80
| 82
| 3
| 0
| 50
| 250600
| Ноябрь 1943
| 89
| 34
| 2
| 0
| 56
| 250656
| Декабрь 1943
| 88
| 80
| 0
| 0
| 67
| 250723
| Январь 1944
| 93
| 78
| 9
| 0
| 93
| 250816
| Февраль 1944
| 95
| 96
| 6
| 1
| 95
| 250911
| Март 1944
| 95
| 84
| 4
| 1
| 86
| 250997
| Апрель 1944
| 95
| 88
| 6
| 3
| 104
| 251101
| Май 1944
| 95
| 79
| 6
| 5
| 100
| 251201
| Июнь 1944
| 75
| 100
| 4
| 5
| 75
| 251276
| Июль 1944
| 58
| 63
| 2
| 8
| 64
| 251340
| Август 1944
| 9
| 13
| 3
| 11
| 6
| 251346
|
|
Использованная литература