"Мощностные атрицы геополитических стратегий." Нужна подмога по китайской физике
Материала и мыслей набралось на вторую, резюмирующую и концептуальную часть исследования с названием типа первой части заголовка. "Убью геополитку". Все оказалось чрезвычайно актуально, важно, и проч и проч. "Опять нас кругом дурили" это только часть дела.
Прошу попробовать откомментировать . Физики и технари тут есть?
Если коротко, по китайски "ли" - иероглиф похож на плуг - это (физиечские)силы,напряжение. Термин в КМГ по-китайски звучит как "голи" - "го" не знаю, видимо,совокупный,комплексный,"в сборке".
теперь текстик Девятова(по рекомендации Хазина - из лучщих военных китаистов,там целая команда,на их сайте,горячо рекомендую)
Из протоколов Серафимовских мудрецов. Любопытно, черт возьми :-)
12/04/05 12:34 Сообщение от Квакш
А.Н.Привалов:
Действительно, если проект измеряется в денежных единицах, то и потери в денежных. Если в головах, то и потери в головах.
А.П.Девятов
О китайском проекте (поскольку о нем, хотя китайцы и не скрывают его, никто не говорит). Такой проект есть, он имеет срок. Начался в 59-м году, закончится в 2019 г. -- 60 лет, разбит на три поколения по 20 лет. Это фаза "Малое процветание". Средняя часть волны, между хаосом и великим единением.
Название проекта - "Социализм с китайской спецификой" -- это в европейских языках. В иероглифических смыслах - "союз кланов вокруг престола предков или алтаря земли и злаков с оттенками цвета срединного государства" (желтый, синий и красный) - таковы иероглифические смыслы, переведенные как "социализм с китайской спецификой". К 2019 г. совокупная мощь Китая будет самой большой в мире.
Методология проекта опирается на закон перемен, известный с допотопных времен, от императора Фуси. Смысл методологии - не в противоположностях, не в борьбе противоположностей, не в диалектике, а в переменах, в связке трех сил. Китайцы замечательно знают свою методологию и давно рассчитали часть волны, в которой находится Китай и остальные, окружающие срединное государство, центры сил. Начинал проект Мао Цзэдун, чья теория -- деление мира на три части -- названа величайшим вкладом в марксизм-ленинизм.
У китайцев политика, экономика строятся по методологии "мы сами, наши союзники и наши противники". При этом интересы "мы сами" и интересы союзников - это разные интересы. Как и в физике, сила понимается не только как некоторое напряжение, но и как демпфер поглощения чужой активности, вбирание в себя и удерживание. В 59-м году начался большой скачок. Это была часть проекта "политика трех красных знамен".
Китайцы выиграли в первой части своего проекта -- с 59-го до 79-го -- это 20 лет. Мао начал в 59-м. В 79-м началось программа Дэн Сяопина - то, что называется модернизацией --. В 69-м был рубеж регулирования -- конфликт на Даманском. Смысл - полностью дистанцироваться от социалистического лагеря и стать самостоятельным центром силы, демпфером. В 79-м году раскручивалось то же самое. Как демпфер поглощения, Китай стал вновь получать военные технологии от Советского Союза и от России, и общие технологии -- от Америки. В 89-м опять рубеж регулирования -- события на площади Тяньаньмынь. В 99-м начался нынешний период. Триумф должен состояться в 2019-м году -- так сказано XVI съездом КПК.
Китайцы с 59-го года и до сих пор были демпфером поглощения; два других центра силы были активными. Фазовый переход должен состояться в 2009-м году -- китайцы станут активными. Россия уже пассивна, а к этому времени и Америка должна быть пассивна. Закон действует в связке трех сил: две активны -- выигрывает пассивная; одна активная, две пассивные -- выигрывает активная.
Что делать России? Видимо, не допустить того, чтобы китайцы были одной активной силой. Тогда сама Россия, став демпфером поглощения, начнет тянуть на себя активность, энергию в виде ресурсов, золота.
Китайцы, конечно, знают: чтобы их проект выигрывал, нужно, чтобы Россия по инерции была активной, пока американцы не развалятся. В настоящий момент единственная активная сила -- американцы, Россия в действительности пассивна. И китайцы, хотя уже в общем-то подошли к тому, чтобы быть активными, по инерции изображают пассивность. Когда Америка подойдет к пассивности, тогда и китайцы перевернут свою политику соответствующим образом. А.А.Шаравин
Рассуждаю просто как русский офицер. Реальной на ближайшие 20 лет для меня все-таки является китайская страшилка. Американцы за каждого своего убитого проливают слезы. Китайцы не будут разбираться по поводу тысяч или миллионов погибших своих солдат.
Что мы будем из себя представлять через 15 лет, если заранее не подумаем, как парировать китайский проект и угрозы, от него исходящие?
Каждый из обсуждаемых проектов для нас в той или иной мере потенциальная угроза. Китайский, на мой взгляд, самый опасный.
Зверь, который долго, упорно и тихо готовится, маскирует свои возможности (это тоже входит в их программу) -- это самое страшное. Поставляем им самолеты боевые. К каждому самолету требуют 2-3 запасных двигателя. Можно им сказать: "Мы же друзья, когда вам понадобятся запасные двигатели, поставим!" Значит, эти двигатели будут против нас работать.
Сможем ли противостоять в одиночку китайскому проекту? Думаю, нет. Меня трудно заподозрить в любви к американцам, но это неизбежный наш выбор. Нужно сделать американцев своим партнером. Думаю, они готовы - сами страшно боятся китайцев. В американской элите бытует мнение, что все равно придется воевать с китайцами - в ближайшей перспективе, или допустим, в перспективе 10 лет. И конечно, они хотели бы сделать это чужими руками, - нашими.
Мне бы хотелось обратного. Пусть американцы втягиваются, пусть их базы размещаются по периметру Китая и канализируют этот самый китайский проект в сторону от нашей Сибири, от нашего Дальнего Востока.
Проблема - наши внутренние неустроенности. Наш истеблишмент, силовая составляющая государства неуклюже реагировала на происходящее в Ираке -- не могла правильно оценить угрозы, сроки. Занималась пропагандой, а не реальной оценкой ситуации. Пропагандой должны заниматься не люди в погонах. У нас же они рассказывали сказки про месяцы войны.
Десять лет для реформирования силового сектора потеряны. Если так продолжится, сами парировать никакие угрозы не сможем. Технологии реформирования силового блока -наиболее важный момент. Это кандалы на ногах государства. У нас достаточно прилично развивается экономика, общество, а армия, милиция, все силовые структуры остались советскими. И слава Богу, что они не выступают против этой системы.
Чтобы Россия могла осуществлять свой проект, необходимо формирование силового кулака, соответствующего угрозам, которые у нас в перспективе могут быть. У нас же в военной доктрине нет никаких противников, потенциальных угроз -- это все стыдливо замалчивается.
Соответственно, и армию делаем - непонятно для чего нужную. Точнее - прежнюю пытаемся переодеть- переформировать. Ещё миф создали, что если всех на контрактную основу, то и армия нормальная будет. Силовой составляющей государства отдельное заседание надо посвятить.
В.Т.Третьяков
Мы говорим о судьбе России среди мировых проектов. Но русского проекта нет!
Наличие проекта определяется наличием ресурсов. Нет ресурсов - нет проекта.
Нам надо оглянуться назад. В настоящем нет ничего, вперёд смотреть страшно - кругом враги. При таких границах как у нас, стояние на месте - это отступление.
Чем русская экспансия отличалась от всех остальных? -- космополитизмом. Интернациональный проект, затратный для самой метрополии, отчасти благотворительный. И наибольших, чрезмерных масштабов проект реализовывался под знаменем коммунизма.
В чем привлекательность коммунистической идеи? Первое: это интернациональная идея, она снимает межнациональные противоречия, вокруг которых сейчас во многом все крутится. Второе преимущество: это христианская идея. Тут можно отдельно развивать, как под эту идею подверстать Союз Европы. Ну, и еще целый ряд деталей. Пункты, которые я сейчас суммирую, ставят на свои места все технологические задачи, как-то: -- какая армия нам нужна, сколько оружия, для чего.
Ясное дело, что территорию нужно заселять, она мало населенная. Откуда взять новое население, если сами рожать разучились? Изо всех стран, где есть русскоязычное население, и т.д. и т.п. Тут все абсолютно выстраивается.
Да, традиционалистская получается идея, даже ретроградская. Но ничего иного, кажется, мы не придумали. Вывод: есть сила готовая: партия под названием "Коммунистическая партия", соединение которой с официальной властью и провозглашение в несколько обновленном виде коммунистической идеологии и главной идеологии государства и дает ответы на все вопросы, стоящие перед страной, и совершенно четко обрисовывают русский проект.
Никаких новых идей, намеков на идею применительно к этому русскому проекту я не слышал. Всё о чем-то говорят, но самое конструктивное -- лечь под американцев плашмя, в стойку какую-то встать или на колени. Я рад был в любую позу встать, но дайте проектную позу, чтобы...
А.А.Кокошин:
Проект, каким он обсуждается здесь, -- это сверх-долгосрочная задача. И в соответствующей системе координат, о чем убедительно говорил Андрей Петрович по китайскому проекту. Действительно, в официальных документах съезда КПК, не говоря про закрытые материалы, очень хорошая, красивая этапность, всё убедительно, все получается, они даже перевыполняют план по темпам экономического роста.
Все мои бывшие коллеги по правительству, споря со мной, предрекали Китаю крах - в 1992-м, когда Гайдар всё начинал, в 94-м, и в 95-м, когда Немцов стал первым вице-премьером: вот-вот в Китае всё закончится. Так что китайский проект -- действительно удивительный феномен сверхдолгосрочного плана, с определенной этапностью. Он в известной степени может быть для нас моделью и эталоном.
Но есть и другие проекты. Существует индийский проект, но он лучше спрятан. Китайцы на съездах вынуждены принимать соответствующие публичные решения. Индийская технократическая элита оформила этот проект с конца, по крайней мере 60-х годов. Индусы работают тихо, но очень стабильно.
В 90-е годы сократили разрыв с США только китайцы и индусы. Об этом у нас неприлично говорить. Я не поднимаю этот вопрос, обязательно его пытаются наши интеллектуалы задавить: если в начале 90-х США и ЕС были на равных по объему ВВП, то за 90-е годы Европа процентов на 20-25 просела по отношению к США.
(Безусловно, есть "коммунистический" проект, и Виталий Товиевич по нему прошелся, надо еще посмотреть. В нем есть масса привлекательных сторон и он продолжает жить).
М.В.Хазин
-- Андрей Афанасьевич, вы сказали, что советская модель была не совсем дурной, только очень затратная, не потянули. А потом пришли к тому, что в центре сохранения суверенитета должна стоять армия и вооруженные силы. Означает ли это, что Россия должна превратиться в страну военных поселений, экономика должна строиться от ВПК, а все остальное в интересах ВПК? Это очень логично и очень похоже на правду.
А.А.Кокошин:
Я специально утрировал. Конечно, даже в образовании есть позиции, связанные с суверенностью. Но площадка, с которой уже нельзя отступать, - все-таки суверенность в военной сфере. Последние события должны лишний раз всем об этом сказать.
Вспомним Фрунзе. Он, я считаю, покрупнее фигура, чем Столыпин. Провел радикальное сокращение Красной Армии. После гражданской войны в ней было 1 млн штыков, 100 тысяч сабель, - а вот едоков, паёк получало 5.5 млн.! Тухачевский шел на Варшаву, - не могли 20 тысяч набрать подкрепления, а за спиной стояла 5-миллионная армия. Фрунзе эти 5,5 млн сократил до 560 тысяч, и эту численность СССР держал 10 лет. Высвободил гигантский ресурс, иначе бы никакой индустриализации не было. Про нынешнюю армию говорю.
Не нужно военных поселений, не нужно гигантской армии. Нужны вооруженные силы с расчетом на длительную перспективу. Сегодня, скажем, максимум 700 тысяч. А лет через 15 понадобится, может быть, 3-4 млн. Но разворачивать их надо на совершенно новой технической базе. Вот в чем пафос моего "милитаризма".
К.В.Ремчуков:
Проект "Россия" (СССР, Российской империи): явились его неудачи следствием реализации чужих проектов? В проекте "Китай" Россия занимает какое-то место? Колонизация территории, допустим? Проект США или Запада в целом по отношению к СССР, расчленение Союза? Мое предложение: - исследовать компоненту: место России в чужих проектах.
А.Н.Привалов:
Тут проблема двусторонняя, и обе стороны очень важны. И наша роль в их проектах и их роль в нашем. ....
==== приложэниэ Еще несколько текстов "военных китаистов"
Историческая гостиная Опора на незамутненные истоки 20.08.2005
Андрей Петрович Девятов, КИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН МИРОВОЙ ИСТОРИИ, ч. 2
Ханьские императоры этого периода: Вэнь-ди (179-157 до Р.Х.) Цзин-ди (156-141 до Р.Х.) и У-ди (140-87 до Р.Х.) являют образец конфуцианского добродетельного правления. Вэнь-ди начал с того, что объявил всеобщую амнистию, смягчил наказания, а телесные отменил, щедро наградил многих и особенно выделил неимущих, вдов и сирот, бедных и одиноких, а также стариков старше восьмидесяти, которым были пожалованы шелка, рис и мясо. Сам покаялся, скорбя о несовершенстве правления, и даровал каждому право выступать с критикой в адрес самого высокого начальства. В 166 г. до Р.Х. он отменил земельный налог, заменив его пошлиной с торговли и подушными податями. В неурожайные годы были сокращены расходы двора и открыты казенные амбары для поддержки голодающих. Цзин-ди также демонстрировал милосердие, упорядочивал администрацию, урезал удельных князей в пользу народа, умиротворял внешних врагов (сюнну). При У-ди конфуцианство стало сознательной прагматической цивилизационной основой жизни китайцев. Резко увеличилось население страны, достигшее 60 млн. человек. Хозяйство процветало. В порядке были дороги. У-ди (смысл имени «владыка идущий вслед древним героям») восстановил введенную ещё Цинь Шихуаном госмонополию на соль, железо, вино, чеканку монет и наполнил казну. Окончательно ликвидировал уделы, а вместе с уделами и прослойку наследственной знати, склонную к мятежам. Начал функционировать Великий шелковый путь, транзитом доходивший до Рима. Ученые «боши» составили теорию управления империей. Со смертью У-ди страна впала в затяжной кризис.
Здесь примечательно, что в 1 - 5 году по Р.Х. «чудесным образом» произошел переход благополучия жизни китайского общества с небесной волны на земную (на рисунке с правой волны на левую). Тогда же в 4 г. по Р.Х. в китайском календаре ввели счет по шестидесятилетним циклам, которые как маскировочная сетка наложились на солнечно-лунные круги календаря ханьского У-ди «Тайчу» (где первый астрономический месяц начинался от зимнего солнцестояния). Примечательно, что в Срединном государстве этот сдвиг произошел аккурат после того, как на Средиземном море волхвы оповестили о Рождестве Царя Иудейского (Первое пришествие на Землю Бога-Слова, воплотившегося в Иисуса Христа).
В древлеправославном летоисчислении 1-й год от Рождества Христова был 5500 год от Адама (скрытая суть – 1), который после шести дней творения жил в райском саду на Земле. По признакам там же находилась и страна бессмертных, из которой ещё до потопа вышел Фуси. Библейская расчетная дата потопа в Месопотамии – 2355 год до Р.Х. (Л.Гумилев). Китайский календарь традиционно начинается с 2698 года до Р.Х. А Фуси по легендам жил в 2852-2737гг. до Р.Х. Иными словами китайская и библейская цивилизации с разной системой координат Центра имеют примерно одинаковый исторический кругозор и с этим масштабом соизмеряют свои деяния.
Переход несущей волны китайской истории в 1-5 годах по Р.Х. символически происходил из желтого цвета в красный и ознаменовался тем, что в условиях торжества добродетели (демографический взрыв) общее благополучие страны свалилось в стагнацию с ослаблением централизма и утратой обществом порядка. На этом историческом фоне власть в стране захватил Ван Ман, регент при малолетнем императоре Ин-ди. В 8 г. Ван Ман провозгласил себя основателем новой династии Синь (смысл имени «обновление»). Став императором, он суровой рукой, открытыми репрессиями и конфискациями провел болезненные реформы земельных отношений (в том числе объявил госсобственность на землю), ликвидировал частное рабство, укрепил потерявшие силу государственные монополии на вино, соль, железо и даже кредит. В массах поднялось недовольство реформами в сторону жесткой централизации власти, что привело к восстанию «краснобровых», и в 23 году Ван Ман был убит. Однако дело восстановления порядка было уже сделано, и после реформ Ван Мана наступило время гармонии и спокойствия в начале второго периода «малого процветания» восстановленной династии Хань (одно из самоназваний китайцев по смыслу связанное с аналогией звезд Млечного пути с людьми Срединного государства) .
Таким образом фазовый переход несущей волны китайской истории, совпадает с Первым пришествием на Землю Христа Спасителя. И правление династии Синь делит династию Хань почти ровно пополам на Западную Хань (202 до Р.Х. – 8г) и Восточную Хань (25-220гг.). При этом из длины волны двойной спирали китайской истории не выпало ни года. Не нарушилась и частота подъемов и падений благополучия жизни китайцев. Но фаза несущей волны при переходе сдвинулась на пять поколений, и на династию Хань пришлось два периода «малого процветания».
Известная гробница князя начала династии Западная Хань «Ма-ван дуйму» находится в районе г.Чанша. Здесь при раскопках в 1973 году был найден древний экземпляр «Книги перемен» с третьим, нигде ранее не отмеченным, «мавандуйским» порядком расположения штрихкода перемен, объяснения которому пока нет. Ныне это оригинал вообще самой древней книги. Известная гробница гуна династии Восточная Хань «Дабаотай» с окаменелой колесницей и лошадьми раскопана и открыта для посещения в районе Фэнтай на юго-западе Пекина.
Что же касается книг, то во избежание новых потерь, со времен династии Хань важные тексты стали высекать на каменных плитах, а принципиальные тексты на каменных стелах. Тогда обычные тексты еще вырезали на бамбуковых дощечках и книги представляли собой их связки. Это было до изобретения китайцами бумаги и книгопечатания (появилось лишь вVI веке).
Ныне библиотека старинных текстов, высеченных на прямоугольных каменных скрижалях со сторонами, как правило, 1 на 2 чи (примерно 33 на 66 см) и толщиной в один цунь (примерно 3 см) хранится на полках в буддийском монастыре Юньцзюсы, 68 км юго-зап. Пекина. Каменные стелы, покоящиеся на спинах каменных черепах, ныне, в зависимости от тематики высеченных на них текстов, в связи с монументальностью, по разделам сосредоточены на охраняемой территории различных монастырей и храмов. Конфуцианские, например, в храмах Конфуция в Цюйфу, Пекине и других. А большинство, относящиеся к истории христианства – в буддийском монастыре Цзиньщэнсы на западной окраине Сианя и в храме Утайсы в Пекине.
Желтый период «великого единения» в царствование династии Восточная Хань венчает пришествие в 184 году (рубеж 60-летних циклов китайского календаря) так называемого «желтого» неба. В этот год в стране началось народное восстание «желтых повязок», ратовавшее за достижение крестьянского идеала всеобщего равенства и единения в упрощенно организованном социуме, свободном от давления со стороны бюрократии. Идеи «великого единения» в равенстве нашли своё отражение в трактате «Тайпинцзин» многочисленного и политически активного даосского движения «Тайпиндао» (Путь всеобщего благоденствия). Символом этой эры «всеобщего спокойствия и единения» и выступал желтый цвет.
С восстанием «желтых повязок» цикл китайской истории сорвался в очередной период хаоса. Хаос охватил империю в конце правления династии Хань и продолжался в так называемое «Троецарствие» четыре поколения.
Преодоление хаоса связано с именем Цао Цао. Он вошел в историю как тип национального злодея, весьма умелый политик, диктатор-интеллектуал, поэт, блестящий полководец и дипломат, спаситель агонизирующей в мятежах конфуцианской империи. В тот период хаоса население Китая сократилось больше всего – на три четверти (с 60 до 16 млн. чел). Цао Цао сделал ставку на безжалостную силу и именно с помощью силы преуспел, усмирив восстание «желтых повязок» и объединив северную часть страны (с 216г).
Хоть и в ореоле тирана Цао Цао, как и Цинь Шихуан победоносным насилием усмирив хаос, приобрел ни с чем не сравнимое национальное величие. После смерти Цао Цао был почтительно признан потомками основателем новой династии с посмертным императорским именем Вэй У-ди (возвысившийся владыка, идущий вслед древним героям). При жизни Цао Цао формально был высокопоставленным чиновником и прижизненное строительство гробницы ему не полагалось. В хрониках значится, что он был похоронен скромно, где-то в районе нынешнего города Ханьдянь провинции Хэбэй. Его сын Цао Пэй в 220 году низложил последнего ханьского императора и объявил себя первым императором новой династии Вэй, со столицей в г.Лоян. Однако политическая нестабильность, распри и губительное противостояние трех государств Вэй, У и Шу продолжались еще 60 лет.
Третье «Малое процветание» централизованной страны выпало на пришедшую на смену «Троецарствия» династию Цзинь (265-420). Предворял этот период, как всегда на одно поколение, основатель династии Сыма Янь (265-290), правивший с императорским именем Цзинь У-ди (продвинувшийся вперёд владыка, идущий вслед древним героям) .
Главной добродетелью новой династии было введение системы казенных наделов, надолго упорядочившей извечные проблемы аграрных отношений в Поднебесной, а также китаизация буддизма. К середине 4 века число монастырей увеличилось в десять раз и достигло 1800 с 24 000 монахов. Китайский буддизм соединился с культом предков и вобрал весь пантеон древних. Был введен культ Будды грядущего Майтрейи (цвет красный), с ожиданием всеобщего благоденствия и равенства женщин.
Период «Великого единения» и очередной хаос пришлись на смутные времена Южных и Северных династий.
Очередное преодоление хаоса и воссоединение страны произошло опять силой. Сделал это военачальник севера Ян Цзянь, ставший с именем Вэнь-ди (Просвещенный владыка) первым императором новой короткой династии Суй (581-618). Повторяя фазу Цинь Шихуана, он безжалостно подавил сепаратизм. Беспощадно расправившись с местной знатью, провел реформы в торгово-ремесленных делах, упорядочил учет населения, заложил основу института экзаменов на занятие должностей чиновниками, нормализовал транспортную связь центра с периферией (был сооружен водный путь с Юга на Север - Великий канал). Как и империя Цинь Шихуана «Цинь», империя Ян Цзяня «Суй» была короткой – одно поколение. При Суй в Поднебесной произошло очередное резкое сокращение населения.
Четвертый период «малого процветания» пришелся на начало правления династии Тан (смысл имени «величественный») и связан с именем второго императора династии Тай-цзуна (626-649). Его гробница доступна к посещению в районе г.Сиань. Это был мудрый и властный правитель воплотивший в своей деятельности учение «о гармонизации государства ради блага народа». Тай-цзун (смысл имени «великий патриарх») почитается в китайской традиции как «образцовый император», построивший на месте предшествовавшего хаоса и мятежей социальную гармонию. Сделано это было за счет переноса принципа природной гармонии (ритма и меры «золотого сечения») на общество и государство. В «малое процветание» при Тай-цзуне и его последователях был осуществлен грандиозный поход на запад против каганата тюрок, увенчавшийся установлением полного контроля над Великим шелковым путем до «Сиюй» - западной границы (ныне «Синьцзян» - новая граница). На востоке была завоевана страна «утренней свежести» (Корея). Китайские наместники пришли в Тибет («западный кладезь») и Северный Вьетнам («Аньнань» – умиротворенный юг). Культурный, политический и экономический взлет Танской империи через «малое процветание» и «великое единение» продолжался восемь поколений до 859 года – начало крестьянской войны, восстаний и бунтов. В 881 году повстанцы вступили в столицу Чанъань (ныне Сиань). Последовавший Хаос «Пяти династий» с резким сокращением населения, сотрясал страну четыре поколения до 960 года.
Благоденствие пятого периода «малого процветания» пришло в Срединное государство с воцарением династии Сун и последовательно продолжалось в «великом единении» до нашествия монголов в 1209 году. Гробницы семи императоров династии Северная Сун находятся в районе г. Гунъи пр. Хэнань. А шести императоров династии Южная Сун – в районе г. Шаосин пр. Чжэцзян.
Нашествие пришлось уже на следующий «период хаоса», когда на севере страны раздельно существовали воевавшие друг с другом и с Сунами «Некитайские династии»: Цзинь – чжурчженей, Ся – тангутов, Ляо – киданей. Чингисхан силой покорил всех, и китайцев и не китайцев. В 1215 году Чингисхан, разбив чжурчженей, овладел Пекином. В 1218 году присоединил земли Западного Ляо и вышел к Хорезму. В 1227 завоевал Западное Ся, причем тангуты были вырезаны почти полностью. Возвратившись домой из этого похода, Чингисхан умер. Холм его невскрытой гробницы находится в степях Внутренней Монголии в 185 км сев-зап. г.Баотоу и доступен к внешнему осмотру. Ожесточенные завоевательные войны монголы вели до 1280 года, на юге вышли с границам Дайвьета, подчинили себе Тибет. Поднебесная была страшно опустошена, но вновь объединена под властью централизованного государства – династии Юань (с иероглифическим смыслом «первоначальное творение мира»). Первым императором династии Юань с именем Ши-цзу (родоначальник поколений) стал внук Чингисхана Хубилай.
Если же говорить о фазе исторической волны, то Чингисхан, усмирив хаос в Поднебесной, повторил Цао Цао. Как и Цао Цао, Чингисхан вошел в историю Китая с образом свирепого диктатора-мудреца правившего ровно одно поколение на излете энергии периода «великого единения» сорвавшегося в хаос. Цао Цао диктаторствовал 28 лет (с 192г. и до смерти в 220г.). Чингисхан – 21 год (с 1206 и до смерти в 1227г.). Между ними точно шесть витков спирали – 36 поколений, 1008 лет! Оба лишь после смерти были названы основателями новой династии, соответственно, Вэй и Юань. Царство Вэй еще три поколения двигалось на юг, покоряя сначала царство Шу, а затем У (Троецарствие, 220-280). Монголы же еще три поколения покоряли царства Цзинь, Ся и Южное Сун (1209-1280).
Шестой период «малого процветания» достался китайцам уже при приемниках Чингисхана. Только начиная с четвертого императора династии Юань Жень-цзуна («гуманный глава рода», 1312-1320) были сломлены кочевые традиции и сопротивление монгольской знати, в государстве восстановлены конфуцианские нормы жизни, поборы заменены налогами, вновь введены экзамены на занятие государственных должностей, вернулся престиж образования и традиционной китайской медицины, возобновлено составление исторических хроник. Произошло возобладание и даже торжество позиций китайской культуры над военным могуществом варваров-завоевателей. Наконец, некитайское иго «северных варваров» (чжурчженей, киданей, монголов) было окончательно свергнуто восстанием «красных войск». «Красные войска» состояли из приверженцев ревнителей «Будды грядущего» и «новой счастливой эры». Символ пришествия Будды грядущего - Милофо (Майтрейи), а вместе с ним и эры всеобщего счастья и благоденствия, – красный цвет.
По фазе цикла это повтор обращения общественного сознания китайцев к Будде грядущего при династии Восточная Цзинь (316-419) со столицей в Нанкине. Тогда исконные китайские земли также захватили «северные варвары» (гунны, сяньбийцы, тобийцы). Китай пережил трагедию национального масштаба. Буддизм с его этикой равенства людей и всеобщего сострадания играл интегрирующую роль, давал личный душевный покой, стимулировал сопротивление захватчикам со стороны тайных обществ и красных повстанцев. Между этими взлетами буддийского духа «широкого пути спасения» в райском царстве «чистой земли» точно шесть витков спирали.
Командование «красными войсками» с 1355 года принял сын крестьянина, бродячий монах Чжу Юаньчжан. В 1368 году он с императорским именем Тай-цзу (великий родоначальник) основал новую династию Мин (смысл имени «светлая»). При Тай-цзу в империи утвердилась «просвещенная деспотия» основывающаяся на представлении о необходимости могущественной императорской власти, опирающейся на общины со сменяемыми старостами, освобожденные от гнета имущественного неравенства. Тай-цзу, ставший одним из наиболее славных правителей в истории Китая, обрушил гонения на окружавших его сановников. Он считал, что чиновничество склонно к коррупции и в служебных преступлениях неспособно донести до народа, о благе которого искренне радеет правитель, истинную волю императора. Масштабы репрессий против бюрократии во времена Тай-цзу были беспрецедентными в китайской истории – пострадало не менее 40 000 чиновников. Социальным противовесом бюрократии стал саморегулируемый людской потенциал: общины наделённых землей крестьян, связанных круговой порукой в исполнении государственных обязательств. Государство, став верховным собственником земли и подданных, составило земельный кадастр и подушные реестры, на основе учета ввело справедливое общинно-клановое отбывание повинностей и пропорциональное налогообложение. Это был венец шестого «малого процветания».
Гробница Тай-цзу, внесенная в список мирового наследия, находится на горе Цзыцзиньшань близ Нанкина (южная столица).
Период «великого единения» власти и народа в добродетели покрывает пять поколений царствования династии Мин. За это время население Китая резко выросло, достигнув 150 млн. чел. Начинает этот период император Чэн-цзу (славный предок) с девизом царствования Юн-лэ (1403-1423), перенесший столицу назад на север, в Пекин. Юн-лэ (долгая радость) был достойным правителем: при нем росли города, строились дворцы и храмы (в том числе Пурпуровый запретный город и храм Неба в Пекине); ирригация и такие культуры как батат и арахис дали прирост продукции земледелия; развилось шелкоткачество и производство фарфора; была составлена энциклопедия «Юнлэдидянь» в 11095 томов. В 1405 году Китай избежал вторжения Тимура на западе и сам вторгся во Вьетнам на юге. В период между 1405 – 1433 гг. под руководством Чжэн Хэ было предпринято семь дальних морских походов к берегам Малайи, Суматры, Явы, Индии, Цейлона, Персидского залива (всего более 30 стран Азии и Африки).
Осознавая опасность для центральной власти сепаратизма и заговоров родни, имущественно опирающейся на наследственную удельную систему клана императорской семьи, Юн-ле отказался от этой системы, а в делах управления стал опираться на евнухов, как наиболее лояльную группу приближенных ко двору. Со смертью Юн-ле фаза благополучия в стране сменилась упадком, а временщики из числа евнухов у кормила государственной власти стали бедствием добродетельной жизни империи. Их вопиющий непрофессионализм, безудержное казнокрадство и мздоимство никак не способствовали гармонии и богатству державы. В 1498 году оппозиционному ученому чиновничеству удалось добиться свержения коррумпированной придворной клики. В 1506 году были начаты реформы, оздоровившие политическую и экономическую жизнь страны на основе конфуцианских канонов.
Срыв же династического цикла в очередной хаос начался в первой четверти 16 века. Показателями кризиса как всегда были стихийные выступления народа против властей, безудержная коррупция и политическая борьба, развернувшаяся при императорском дворе. Кроме того, впервые проявилась европейская экспансия. В 1557 году на территории Китая появилось первое владении европейцев – португальская колония Макао. В 1583 году Ватикан прислал в Пекин миссионера-иезуита Матео Риччи. Это было на следующий год после введения в Европе в 1582 году григорианского календаря. В угоду западному рационализму и астрономической точности новый стиль потерял гармоничность юлианского календаря, имеющего в основе счисления цикличность и ритм. Задача миссии состояла в том, чтобы перенести в Поднебесную европейскую хронологию. Матео Риччи вполне преуспел: он умер в 1610 г. будучи во главе императорской астрономической комиссии по исправлению календаря. В 1624 году голландцы заняли Тайвань.
Народное восстание 1628-1644 годов вконец расшатало государство. Под ударами изнутри династия Мин пала. Когда вождь повстанцев Ли Цзычен в апреле 1644 года взял Пекин, последний минский император повесился на дереве в дворцовом парке «цзиншань».
По фазе цикла шестой период «малого процветания» при династии Мин повторил первый период «малого процветания» династии Западная Хань. И минский император Юн-лэ точно повторил фазу ханьского императора У-ди.
Примечательно, что здесь именно в полных периодах, а не витках, проявилась пятерка, как стойкий цивилизационный признак китайцев.
Знаменитые 13 гробниц династии Мин «шисаньлин» находятся в уезде Чанпин, 37км. сев-зап. Пекина.
В обстановке полного хаоса государства, многолетней внутренней смуты и национального предательства началось вторжение маньчжуров, которые и усмирили китайский хаос силой, затратив на это одно поколение. Усмирение хаоса стоило огромных жертв: численность населения в стране сократилась на несколько десятков миллионов человек и в 17 веке вряд ли превосходила 100 млн.
Маньчжурские племена были потомками чжурчженей и обитали на северо-востоке за китайской стеной. В 1616 году видный военачальник маньчжуров Нурхаци объединил племена и основал династию поздняя Цзинь. А его сын и приемник Абахай в 1626 г. провозгласил государство Цин (смысл имени «чистое»), став его первым правителем. Их гробницы находятся на родине в районе г.Шэньян и доступны для посещения.
По фазе цикла Нурхаци точно повторяет нашествие чжурчженей тремя витками спирали (18 поколений) ранее. Так, в 1115 г. вождь одного из племен Агуда провозгласил себя основателем первого государства чжурчженей Цзинь («Золотое») и начал завоевательный поход в Китай. В 1127 году чжурчжени захватили столицу Сунов г.Кайфын. Сунский двор бежал на юг в Ханчжоу, где династия продолжилась как Южная Сун.
Весной 1644 года, опираясь на сильное войско, насчитывающее около 200 тыс. человек, маньчжуры двинулись на Пекин. Великая стена в результате предательства тогда ещё минского императорского командования была преодолена без боя. В мае маньчжуры выбили повстанцев из Пекина, и внук Нурхаци с девизом царствования Шунь-чжи (благополучное умиротворение, 1644-1661) был провозглашен первым императором новой династии Цин.
Начался седьмой период «малого процветания». Особый расцвет экономики и культуры пришелся на время правления второго императора династии Кан-си (процветающий и лучезарный, 1662 – 1723). При нем же пределы китайского государства значительно расширились. В 1683 году о. Тайвань был силой возвращен в состав Китая. В 1692 году к державе была присоединена Внешняя Монголия (Халка). Затем была покорена Джунгария и началось покорение народов Восточного Туркестана в Кашгарии. В 1720 году цинские войска заняли восточную часть Тибета, а политический контроль Срединной империи был распространен на все ближние окраины страны. При Кан-си в бассейне Амура впервые произошло соприкосновение Китая с Российским государством. Военным давлением Китай положил конец русским поселениям на левобережье Амура: в 1684-1686 гг. Албазинское воеводство было ликвидировано, острог сожжен, пленные казаки интернированы и отправлены в Пекин. В 1689 году, под угрозой применения военной силы со стороны Китая, в Нерчинске был заключен первый русско-китайский договор, определивший границу по верхнему течению Амура. Для России Нерчинский договор означал потерю обширных территорий, освоенных и заселенных русскими подданными в течение нескольких десятков лет. Со стороны же Китая Россия еще долго рассматривалась как окраинное государство, обреченное на признание гегемонии Срединной империи.
По фазе цикла второй император династии Цин Кан-си повторяет второго императора династии Тан Тай-цзуна. Между их царствованиями – шесть витков (36 поколений) спирали китайской истории.
Гробница императора Канси находится в комплексе «дунлин» (восточные гробницы), уезд Цзуньхуа, 105 км. сев.- вост. Пекина.
Третий император династии с девизом царствования Юн-чжэн (гармоничное и справедливое, 1723 – 1736) открыл период «великого единения», который продолжался пять поколений до 1864 года. При стабильности власти и неизменных ставках умеренных налогов произошел очередной демографический взрыв (показатель добродетели). К концу 18 века численность населения Китая достигла 300 млн., а в середине 19 века составила более 400 млн. человек. Фаза падения благополучия (нарушение гармонии и разорение богатства) внутри периода «великого единения» при династии Цин пришлась на время правления императора Цянь-луна (непоколебимое и славное, 1736-1796), а вершина взлета добродетели на время «Небесного государства великого благоденствия» (Тайпин тяньго, 1851-1864).
Падение благополучия государства при Цянь-луне ознаменовалось завершением китайской экспансии с сокрушительным поражением похода в Бирму (1768), разложением госаппарата коррупцией, безудержным казнокрадством, ростом бандитизма, антиправительственной деятельностью религиозных сект и тайных обществ, последующим династическим кризисом. В 1772 году началась и продолжалась двадцать лет компания правительственной цензуры по изъятию и редактированию книг, многие книги, особенно о борьбе китайцев с варварами, были запрещены и публично сожжены. Одновременно было выпущено в свет «Полное собрание произведений по четырем разделам литературы», работа над которым продолжалась 12 лет, и ряд значительных произведений прошлых эпох были возвращены из небытия. В частности была сделана копия с энциклопедии «Юнлэ дидянь» (к настоящему времени сохранилось менее 400 томов или 3,7% текстов).
Пик же добродетели пришелся на продолжавшееся пятнадцать лет мощное народное восстание за достойную жизнь и выразился в идее равенства у тайпинов. За годы восстания погибло 15-20 млн. чел. Но на подконтрольной тайпинам территории со столицей в Нанкине они отменили рабство, ввели равноправие женщин и равное распределение земли между общинами. В этом царстве уравнительных принципов и общественных кладовых деньги были упразднены. В тайпинских рядах были запрещены и сурово карались употребление табака и наркотиков, а также азартные игры. В 1864 году восстание было подавлено и «Небесное государство великого благоденствия» пало. В этот же год наступил 6-й цикл китайского календаря. Благополучие страны сорвалось в очередной хаос. На четыре поколения китайцев (1864 – 1977 гг.) пришлось время расстройства государства, развала хозяйства, поражений в «опиумных войнах», бессилия бюрократии защитить суверенитет державы, восстаний, падения Цинской династии, анархии и раздробленности страны под властью воюющих друг с другом «региональных милитаристов», иностранной оккупации, национального унижения, революции, гражданской воины и смуты в государстве.
По фазе цикла восстание тайпинов при династии Цин точно повторяет восстание «желтых повязок» и движение «Тайпиндао» при династии Хань. Их разделяют ровно пять полных периодов (60 поколений), причем по небесной (правой) волне двойной спирали. И тут и там те же самые идеи великого единения в чуждом конфуцианству всеобщем равенстве. И тут и там точное соответствие времени восстаний смене цикла по традиционному календарю. Примечательно, что последовавшие за обоими «великими благоденствиями» длительные периоды хаоса также точно повторяют друг друга (соответственно, междоусобица Троецарствия, и региональных милитаристов), но уже по земной (левой) волне.
Текущий момент и экстраполяция в грядущее
Последний период хаоса усмирил основатель Народной республики (суть «коммунистической династии») Мао Цзэдун. Его гробница занимает точку нынешнего центра Поднебесной на величественной площади перед «Воротами Небесного спокойствия» (Тяньаньмэнь) в «Северной столице» (Пекине). Девизом царствования Мао Цзэдуна можно считать лозунг «Освобождение и возрождение». По фазе цикла Мао через пять полных периодов точно повторяет основателя династии Цзинь Сыма Яня. Между началом их правления прошло ровно 60 поколений (1680 ± 3 года). Сыма Янь правил 25 лет (265-290). Мао Цзэдун – 27 лет (1949-1976). Сыма Янь заканчивал период хаоса постоянных воин Троецарствия, покорив царство У и объединив страну. И Мао Цзэдун закончил период хаоса «региональных милитаристов» в «великом походе» отвоевав территорию «китайской республики» у Чан Кай-ши. В деятельности Сыма Яня самым значимым была земельная реформа (все обрабатываемые земли из клановых стали казенными). И Мао Цзэдун останется в памяти поколений загосударствлением земель в форме Народных коммун в деревне. При Сыма Яне произошел идеологический подрыв конфуцианской доктрины: духовный вакуум заполнили даосизм и пришедший с запада буддизм (появился культ Будды грядущего с ожиданием всеобщего благоденствия). И Мао Цзэдун провел «культурную революцию» в головах китайцев, при этом китаизировав западный марксизм даосизмом и конфуцианством. Методологией марксизма выступает диалектический и исторический материализм, опирающиеся на закон борьбы двух противоположностей. Однако именно «теория председателя Мао Цзэдуна о делении мира на три части», опирающаяся на китайский закон перемен в связки трёх сил, после его смерти была объявлена Дэн Сяопином «величайшим вкладом в сокровищницу марксизма-ленинизма».
Примечательно, что как у Будды грядущего, так и у марксизма символ цвета – красный. Цвет же не есть что-то случайное, но всегда есть признак сущностного.
Из недавней истории четко известно, что концептуальными знаниями трех периодов в истории Поднебесной, вычлененных ещё ханьским мудрецом Дун Чжуншу, владел реформатор и мыслитель конца династии Цин Кан Ювэй (1858-1927). В своей государственной деятельности он стремился прекратить тогдашний хаос. Опираясь на подсказки прошлого, он подогнал периоды, разделив каждый на три фазы, и, опираясь на получившуюся «теорию трех эпох» и философию «великого единения», начал реформы. Однако обогнать свое время ему не удалось. Вдовствующая императрица Цы Си интригами быстро положила конец реформам, а Кан Ювэй бежал за границу. Усмирить хаос досталось Мао Цзэдуну. Судя по его стихотворениям, он, опять же в символической форме, отождествлял себя в усмирении хаоса силой и репрессиями и с Цинь Шихуаном и с Цао Цао и с другими тиранами прошлого.
Примечательно, что и отступивший на о. Тайвань Чан Кайши ещё в 50-е годы ХХ века от Р.Х. при выдвижении программы модернизации китайской республики на острове, в характеристике цели развития также использовал символический для сознания китайцев термин «малое процветание».
Дэн Сяопин же (девиз «модернизация и наращивание», правил с 1977 по 1989), как правитель, следующий в династии сразу за тираном, усмирившим хаос, вернул конфуцианские нормы в управление страной и открыто назвал свое правление началом «малого процветания». Это «малое процветание» выразилось сначала в увеличении валового внутреннего продукта в четыре раза (с 1979 по 1999 год). А также в возврате колоний: Гонконга (1997) и Макао (1999) в состав страны. На смену национальному унижению перед Западом пришло достоинство мировой державы.
Третье поколение китайских руководителей возглавил Цзян Цзэминь (правил с 1989 по 2003). Его девиз «стабилизация и выравнивание». А главная заслуга – разработка «великой инженерии» китайского проекта: доктрины «трех представительств». Власть представляет умных, богатых и весь народ. В руководстве страной она использует закон перемен, при этом активность богатых и активность умных при пассивном народе, как тяговый трехфазный электродвигатель, приводят в движение всю общественную жизнь страны.
Четвертому поколению руководящей группы «коммунистической династии» во главе с Ху Цзинтао (девиз «величие и достоинство») досталась задача ещё раз учетверить ВВП (с 1999 по 2019), вернуть Тайвань, «мирно освоить» ресурсы России и по совокупной мощи одолеть главного противника - США. В отношениях с окраинным миром Срединному государству с 2005 по 2009 год, как и во времена Кан-си, придется, используя закон перемен, стать единственной активной силой в любом наборе связок трех сил. Исходя из фазы исторической волны, нет сомнения, что поставленные задачи китайского проекта будут выполнены.
Со времени прихода к власти лидера «второго поколения» руководителей Народной республики Дэн Сяопина в истории Китая начался восьмой период «малого процветания». Имя «малое процветание» (сяокан) символическое для угадывания народом на неизреченном, подсознательном уровне, смысла времени реального благоденствия, нынешнему периоду китайской истории дал сам Дэн Сяопин. А цель государства в формулировке: «полное осуществление малого процветания» (пик подъема ) записана в решениях 16-го съезда КПК. «Полное осуществление малого процветания» состоит в том, чтобы к 2019 году по совокупной мощи превзойти любую из лидирующих стран мира. При этом должны быть обеспечены «гарантии жизненного пространства нации в стратегических границах», а сами стратегические границы Срединной империи должны быть перенесены за пределы национальной территории. Это означает, что Китай превратится в основную фабрику товаров и в главный рынок сбыта мировой экономики. Путем «мирного освоения» Китай заставит служить своим экономическим интересам потребные ему ресурсы чужих стран и народов. Тоннаж китайского торгового флота станет достаточным для контроля морских перевозок грузов международной торговли и демонстрации китайского флага во всех портах мирового океана. А постоянное китайское присутствие в околоземном космосе и на Луне позволит влиять на глобальную политико-экономическую обстановку.
Символически «восьмерка» в номере периода «малого процветания» означает, что это процветание будет самым плодотворным, богатство страны будет доведено до изобилия, успешность достигнет вершины подъема. В 2016 году у руля жизни страны будут стоять люди представляющие 72 поколение от фазового перехода с небесной на земную волну двойной спирали китайской истории. А 72-й номер поколения символизирует реализованную гармонию. Таким образом, ближайшее грядущее Китая по подсказкам фазы исторической волны будет аккумулировать до полноты созревания признаки богатства, гармонии и добродетели всех семи предыдущих подъемов «малого процветания». Во внешних делах должны ознаменоваться возвращением Тайваня в состав единого государства и утратой Россией своего суверенитета над частью территорий Сибири и Дальнего Востока. Это, наверное, произойдет с демонстрацией угрозы применения силы, как повтор 1683 года (ровно один полный период или 12 поколений назад в царствование Кан-си).
С завершением активной жизни китайцев 73 поколения от Р.Х. (рубеж – 2044г.) закончится и гармония в государстве. По многим признакам произойдет возвращение в начало двойной спирали с переходом несущей исторической волны с земной назад на небесную. Целый ряд гармонических колебаний разных периодов сложатся со скрытой сутью числа «десять»: 19-й виток от первого Сына Неба Вэнь-вана, 28 подъемов и падений волны от первого формального императора Цинь Шихуана, 73 поколения от «обновления» волны при Ван Мане, 2044 год от Первого пришествия Сына Бога: (1+9)=(2+8)=(7+3)=(2+0+4+4)=10. А это означает, что «малое процветание» земной волны с переходом на небесную волну сорвется в хаос.
Ориентируясь на «пятерку», как стойкий цивилизационный признак китайцев, следует ожидать того же, что было пять полных периодов назад. То есть как и при династии Восточная Цзинь, правившей в годы потрясений «великого переселения народов», вполне возможно вторжение на территорию Китая с запада и с севера. Вполне возможно, что это вторжение будет не столько военным или экономическим, сколько духовным, более опасным для пяти устоем китайской души. Страна снова окажется раздробленной на отдельные владения и погрязнет в междоусобице и войнах. Некитайское вторжение в сознание китайцев и «вестернизация» жизни наверняка будут успешными в городах, однако «в отдаленных сельских и горных районах», где обитает основная масса китайцев, поднебесная суть китайского общества сохранится. Как это всегда было в периоды раздробленности при нашествиях кочевников с севера и запада, национально мыслящая правящая верхушка китайцев после долгих скитаний обоснуется на юге. А ориентируясь на число «19» как предел витков в двойной спирали, можно ожидать, что здесь же в хаосе потрясений состоится второе ниспослание Небом благой силы на своего Сына на земле (нового Вэнь-вана «Царя Просвещенного Небом»), и уже его последователи с «мандатом неба» вновь объединят Поднебесную на твердой основе ниспосланной благой силы.
---- Устои сознания, вид сверху 28.09.2005
Андрей Петрович Девятов, "ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОЙНА" ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОЙНА
(продукт Академии небополитики®)
После завершения в 1991 году «холодной войны» с победой США над СССР и скрытым выигрышем Китая триумф победителя был недолгим. Фата-моргана однополярного мира, противоестественного биполярной природе вещей, продержалась лишь до 1997 года, когда совокупная мощь Китая, возросшая с переходом Гонконга под юрисдикцию КНР, подверглась так называемой «атаке международных финансовых спекулянтов» спровоцировавших «Азиатский кризис». Удары долларом США по валютам растущих экономик «азиатских тигров» привели к длительному «зализыванию ран» в Малайзии и Сингапуре, Таиланде и Южной Корее. А вот связка: народный юань/гонконгский доллар на фоне пережитых потрясений экономик малых стран и долгого японского застоя осталась в Азиатско-Тихоокеанском регионе непоколебимой и единственно устойчивой опорой экономической глобализации под эгидой Китая.
В результате по существу наступательной операции мировой финансовой олигархии, формально названной «финансовый кризис», Гонконг лишь укрепился как золотовалютный расчетно-кассовый центр АТР, открыто олицетворяя принцип социализма с китайской спецификой: «одна страна – две системы» и скрытно реализуя финансовую стратегию КНР: «одна страна – две валюты». Стратегию получения прибыли «из ничего», лишь умножением и делением сумм сделок исчисленных в долларах США на юань и гонконгский доллар, прокручивая сделки через первоклассные гонконгские банки оставшиеся там под общим управлением клана Ротшильдов.
Война, как определили классики, есть продолжение политики иными, насильственными средствами. В условиях перехода человечества из индустриального общества в постиндустриальное, со все более твердым ощущением «пределов роста» из-за перенаселения ряда стран при загрязнении окружающей среды и близком исчерпании ряда природных ресурсов, помимо привычной «войны оружия» стали говорить о ресурсных, финансово-экономических и информационно-психологических войнах.
И если постиндустриальные ежегодные саммиты «большой восьмерки» представить как концентрированное выражение экономической глобализации по-американски, то и вопрос политики установления «нового мирового порядка» правомерно рассмотреть в ракурсе «насильственных средств», а именно: финансово-экономической войны.
Как известно, практика – лучший критерий истины. Именно из практики возвращения «за так» Гонконга и Макао в юрисдикцию КНР. Из практики отсутствия преград на путях вливания капиталов, сырья, техники и технологий в экономику Китая. Из практики заниженного обменного курса RMB\USD, десятилетия обеспечивавшего товарную экспансию китайской продукции на внешние рынки. Из практики котировки золота на Гонконгской бирже не в тройских унциях, а в китайских лянах и не в USD, как везде, а в HK$. Из практики отсутствия на мировых фондовых рынках ценных бумаг номинированных в народных юанях и так далее… проявляются признаки истинных финансово-экономических коалиций.
Исходя из того мало известного факта, что Дэн Сяопин до конца своих дней был председателем Всекитайской ассоциации любителей карточной игры в бридж, где в отличие от «великой шахматной доски» гроссмейстеров глобализации, складывается связка не двух, а трех сил при одном «болване» (вспомним закон перемен и теорию председателя Мао Цзэдуна о делении мира на три части). А также, исходя из названных и многих других признаков политической практики, можно определить и замысел, и игровую модель, и состав сторон финансово-экономической войны. По существу – это война «от товарной» экономики Китая, превратившегося в «фабрику XXI века», против гегемонизма «от денежной» экономики США. При этом третьим активным игроком выступает Финансовый интернационал евреев, но в паре не с США, а с Китаем. А Объединенная Европа и прочие члены «большой восьмерки» выступают «болваном» с открытыми картами, действующим строго по указке США. То, что Фининтерн с начала 80-х годов стал играть в паре с Китаем против США, определяется тем, что уже тогда, из уроков «энергетического кризиса» 70-х, можно было просчитать печальный исход стратегической финансово-экономической операции «новой экономики хай-тэка», надувшей пузырь виртуальных стоимостей. А главное: с посрамлением «американской мечты», как желанного и востребованного товара для других народов мира. Высочайший уровень потребления в США, обеспеченный не собственным производством благ внутри страны, но исключительно монополией на эмиссию USD – единой меры стоимости этих благ для всего мира. А также ставка США не на технологический рывок в производстве натуральных продуктов, а на виртуальный «хай-тэк», сделали участников большой игры заложниками американских ошибок и амбиций.
Китайцы в силу особенностей мышления с опорой на иероглифы, ни у кого ничего не списывают. Когда подошло время перемен, они пошли своим «от товарным» путем, и Фининтерн, просчитав конечную нерентабельность «новой экономики виртуальных продуктов», при заказе игры на новый кон стал торговаться уже не со США, а с Китаем.
К 2005 году основным театром военных действий финансово-экономической войны Китая и Фининтерна против США и Объединенной Европы стали товарный рынок текстиля и обменный курс юань/доллар. При объективном насыщении американского и европейского рынков дешевой китайской продукцией можно предположить, что в ответ на протекционистские меры, в которые уперлась китайская товарная экспансия, Китай в паре с Фининтерном предпримут маневр из товара в деньги. Признаком такого маневра стала июльская 2005 года ревальвация юаня и его последующая отвязка от доллара США. В ракурсе финансовой войны последовавшая после пятнадцати лет медленной девальвации и десяти лет нерушимой стабильности курса юань/доллар неожиданная робкая ревальвация юаня может быть названа «разведкой боем».
Разведка боем достигла цели: сильный ход вызвал переполох в мире капитала. Однако, обозначив возможность проведения стратегической наступательной финансовой операции против доллара США, Китай не стал подводить своего союзника Фининтерн внезапным нападением, чреватым крахом доллара уже к концу 2005 года. Поскольку переход Китая от стратегии «демпфера поглощения чужой активности» к стратегии «активного выхода во внешний мир» ожидается на 17-ом съезде КПК в 2007 году, имеющий глаза может за полтора года подготовиться к «китайскому прорыву» на финансовом фронте. Победа коалиции Китай–Фининтерн над блоком «большой восьмерки» во главе с США назначена на 2015 год.
Что же касается России с её природными ресурсами и рентным потенциалом, на долю которого приходится 75% всего дохода России, то они рассматриваются как приз победителю схватки или как нечто, что коалиции смогут поделить, если уладят дело миром. Чтобы избежать столь печальной и унизительной для достоинства россиян участи, Россия из объекта чужих устремлений должна стать субъектом – самостоятельным игроком. Для этого нужна осмысленная экономическая политика, но не по игровой модели «великой шахматной доски» (диалектики свой/чужой), где гроссмейстеры глобализации всякий раз «начинают и выигрывают», а по модели спортивного бриджа, где без «болвана» могут играть шесть самостоятельных игроков, например: США, ЕС, КНР, Фининтерн, РФ и Мир ислама.
Новой экономической политикой России как самостоятельного игрока может стать третья модель экономики «от труда». Экономика «от труда» не получилась во времена «реального социализма» в СССР, но может ознаменовать неосоциализм, как вариант глобализации, приемлемый для всех, а не только для народов «золотого миллиарда» во главе с США.
Поражение экономики «от труда» в реальном социализме произошло по причине ущербности методологической схемы марксисткой диалектики. Из диалектических пар: капитал/труд; деньги/товар выпала ЖИЗНЬ, ведь в борьбе противоположностей «третьего не дано». В первой диалектической паре мера труда, выраженная в «палочках» трудодней, касалась лишь безденежного распределения натуральных продуктов в колхозном хозяйстве.
А во второй паре учетной единицей единой меры стоимости в ХХ веке стал доллар США. Не ссудный процент, а мера труда деньгами привели труд к забвению духовных ценностей и единственному желанию «все более полного удовлетворения материальных потребностей». Результат известен: в 1991 году победила долговая экономика «от денег», ещё в 1971 году потерявшая исторический природный эквивалент в форме металлического золотого стандарта. Уж очень большой вырисовывалась цена грамма золота для обмера виртуальных стоимостей огромных нематериальных активов постиндустриального «информационного общества».
Таким образом, России, для того чтобы заново стартовать с самостоятельной экономикой «от труда» ничего не остается, как только ввести новую учетную единицу, по жизни объемлющую и товар, и деньги и труд. Такой учетной единицей может стать средневзвешенный «часовой уровень жизни» человека в корзине набора продуктов питания, одежды, жилья, образования, отдыха и т.д. в граммах, штуках, дозах или разах, натуральная стоимость которых может быть при желании монетизирована.
Уровень жизни инерционен и не может рухнуть в одночасье, а поскольку к природным ресурсам и природно-рентному потенциалу России никакого отношения не имеют ни капитал, ни труд, то новая учетная единица жизни может быть привязана именно к естественным богатствам России, вполне достаточным и даже избыточным для внутреннего потребления.
Отражением естественных богатств будет консолидированный материальный баланс – основа эмиссии ценных бумаг обеспеченных достоянием, данным народам России от Бога. «Ценные бумаги» следует номинировать в «природных рублях» котируемых не к доллару США, а к «часовому уровню жизни человека» с гипотетической монетизацией в золото по курсу Гонконгской биржи (в лянах). Держателем консолидированного баланса и эмитентом второго «природного рубля» должно стать Министерство военной экономики. Так у России появится штаб и собственное ударное оружие для ведения финансово-экономической войны. Минэкономразвития, Минфин и Центробанк продолжат обычные для либерал-глобализма операции с «Билетами Банка России», а Министерство военной экономики начнет стратегические финансовые операции госзаказа, обеспеченного вторым «природным рублем». Ведь гособоронзаказ на любое производство, строительство или услуги – это надежная гарантия и прибыльности частного капитала, и занятости населения с высокой стабильной зарплатой и твердым социальным пакетом, и порядка на рынке. По сути повторится ситуация с параллельным «червонцем» 1921 года.
Поскольку война это не только удар, но и маневр, то весьма важной будет схема взаимодействия России с Китаем и Фининтерном, как основными кандидатами в победители финансово-экономической войны.
Для «от трудовой» экономики жизни у нынешней России явный дефицит трудовых ресурсов. Поэтому трудовые армии для обустройства месторождений, предприятий передела и создания инфраструктуры подачи сырья на «фабрику 21 века» Россия может получить из Китая. А деньги (например, гонконгские доллары) на содержание китайских строительных, сельскохозяйственных, лесоповальных батальонов даст Фининтерн, признав в своих банках «ценные бумаги» консолидированного материального баланса России в «природных рублях». Так в обход шатающейся единой меры стоимости - USD образуется треугольник гармонии экономик «от товара», «от денег» и «от труда», который можно характеризовать фразой: «Благодать России – Фининтерн с китайской спецификой».
"Китайский проект без легенд прикрытия" Академия Небополитики
{Весь номер 12 (592) от 23/03/05} {
КИТАЙСКИЙ ПРОЕКТ БЕЗ ЛЕГЕНД ПРИКРЫТИЯ ------------------------------------
05-12.03.05 Сессия Всекитайского собрания народных представителей подвела итоги 2004 года и утвердила план экономического и социального развития страны на 2005 год. Прошлый год КНР завершила с ростом экономики в 9,5%; колоссальным наращиванием государственных валютных резервов до 609,9 млрд. USD (+206,7 млрд. за год при общем объеме госдолга всего в 228,6 млрд.); рекордным внешнеторговым оборотом в 1,154 триллиона долл. (+35,7%); ростом населения до 1,3 млрд. чел; валовом сборе зерна лишь в 469,5 млн. тонн; закрыв из-за нехватки пахотной земли 4735 зон технико-экономического развития, при дефиците воды около 40 млрд. куб. м.
План 2005 года предусматривает плавный сброс темпов роста ВВП до примерно 8%; внешнеторгового оборота до 15%; значительное субсидирование производства зерна и рост статьи военных расходов на 12,6%. В отличие от российского закона о бюджете, принимаемого Думой лишь на один год, нынешний китайский годовой план завершает 10-ю пятилетку (2001-2005), входит в десятилетнюю, двадцатилетнюю и шестидесятилетнюю программы развития КНР, которые вместе составляют КИТАЙСКИЙ ПРОЕКТ.
ПО ЗАКОНУ ПЕРЕМЕН
Китайский проект начался в 1959 году сразу после окончательного одоления Мао Цзэдуном всех представителей китайского военно-политического руководства, находившихся под влиянием Коминтерна. По признакам, периодизация проекта, как он замышлялся, предусматривает следующие этапы:
— этап Мао Цзэдуна 1959-1979, первое поколение руководителей, девиз "Освобождение и Возрождение";
— этап Дэн Сяопина 1979-1989, второе поколение руководителей, девиз "Модернизация и наращивание";
— этап Цзян Цзэминя 1989-2009, третье поколение руководителей, девиз "Стабилизация и Выравнивание";
— этап 2009-2019, четвертое поколение руководителей, девиз "Величие и Достоинство".
О такой периодизации проекта говорит главный установочный документ КНР — принятый в 2002 году 16-м съездом КПК Устав партии (в КПК программа партии письменно не излагается). Однако процессы глобализации поджимают сроки перехода к последнему активному этапу проекта и на сентябрьском 2004 года Пленуме ЦК, на три года раньше нормальной процедуры 17 съезда, Ху Цзиньтао принял от Цзян Цзэминя реальную власть "императора" — пост Председателя Военного совета ЦК КПК.
БЛИЖАЙШИЕ ЗАДАЧИ
Перед поколением Ху Цзиньтао стоят задачи явно и открыто восстановить историческую справедливость и возродить величие Китая. При этом главные военно-политические задачи следующие.
— Вернуть Тайвань в лоно Родины.
— Обеспечить безоговорочный суверенитет Китая над Тибетом и Синьцзяном (Восточным Туркестаном).
— Перенести стратегические границы Китая за пределы национальной территории, в том числе в ныне российское Приморье и Приамурье, Внешнюю Монголию, Западный Туркестан (Среднюю Азию).
Что касается Приморья, то ещё Дэн Сяопин, инспектируя район реки Туманган на стыке границ Китая с Кореей и Россией, завещал преемникам вернуть историческую справедливость: "Северо-восточный Китай должен выйти к Японскому морю".
Триумф Китайского проекта партийными властями КНР официально назначен на 2020 год. К этому времени Китай по совокупной мощи должен стать главным центром силы в мире.
Совокупная мощь Китая — это и огромные людские ресурсы, и крепкая регулируемая экономика, и независимая финансовая система, и достаточная военная сила, и передовая наука и техника, и изощренная разведка с тонкой дипломатией, и зарубежная диаспора, и концептуальная самостоятельность, и культурный иммунитет, и здоровый образ жизни. При этом концептуальная самостоятельность и культурный иммунитет есть залог китайской победы. Основным видом обеспечения роста совокупной мощи в Китае избраны стратегическая маскировка и стратегическая дезинформация.
"ТРОЕЦАРСТВИЕ" КАК МОДЕЛЬ ОТНОШЕНИЙ КИТАЯ, РОССИИ И США
Учитывая символичность и стратагемность китайского мышления, нынешнюю политику реализации китайского проекта в некотором смысле можно уподобить схеме древнего китайского романа "Троецарствие". Фабула иносказаний следующая. На арене борьбы три царства: "Вэй" — коварный агрессор; "Шу" — приверженец мирного решения проблем; и "У" — испытывало недоверие к царству "Шу". Для китайцев сегодняшний мир — такой же, как в эпоху Троецарствия: "Вэй" — это США; "Шу" — Большой Китай; "У" — Россия. То есть по схеме, если бы у России и Китая было взаимное доверие, они могли бы успешно противостоять США.
В чем же кроются причины недоверия? Ответ следующий. В истории отношений России и Китая были неравноправные договоры. Первый неравноправный договор 1689 г., "Нерчинский", ущемлял интересы России. Подписанный после падения крепости Албазин, пленения казаков и ликвидации Албазинского воеводства, договор устанавливал, что весь обширный район бассейнов рек Амур и Уссури является китайской территорией. Самые неравноправные для Китая — это Айгуньский договор 1858 г. и Пекинский договор 1860 г. Тогда, пользуясь поражением Китая объединенному Западу в "опиумных войнах", Россия не упустила возможности территориальной экспансии, включилась в "аннексии и контрибуции" и присоединила к себе "за так" соответственно Амурский и Уссурийский края.
В 1964 году Мао Цзэдун поднял вопрос о неравноправных договорах и заявил о территориальных претензиях к СССР на площадь 1,5 млн. кв. км. В 1969 году претензия была обозначена действием: пограничным конфликтом за о. Даманский на реке Уссури и при Жаланашколь в Туркестане. В 1989 году Дэн Сяопин в переговорах с М.С. Горбачевым о нормализации отношений, повторив тезис о "несправедливых договорах", предложил "закрыть прошлое и открыть будущее". В 2001 году Цзян Цзэминь записал в новый договор "О дружбе" с Россией тезис "добрососедства" с указанием на отсутствие территориальных претензий. Суть договора определяет лозунг: "навеки добрые соседи, никогда враги". Выраженный словами смысл лозунга — отказ от конфронтации. Главный же смысл по умолчанию — отказ от союзнических отношений. Ныне формальных претензий у Китая к России нет, но историческая обида на несправедливые договоры есть. И если в европейском понятии отсутствие формальных претензий снимает вопрос несправедливости, то в китайском символическом сознании отсутствие "формальных претензий" не снимает вопрос "справедливых требований".
ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
Концепция "стратегических границ" со времен Дэн Сяопина официально входит в систему взглядов доктрины Китайского проекта: приобретения страной статуса "великой глобальной державы первого разряда", "целиком отвечающий древней истории, чести и достоинству ханьской нации".
В новых формах китайская экспансия осуществляется мирно — путем переноса стратегических границ за пределы китайской территории. На суше — это зарубежная диаспора с рычагами экономического доминирования. На море — это избыточность собственного коммерческого тоннажа и демонстрация флага во всех торговых портах мира. В космосе — это влияние на процессы земной глобализации космическими аппаратами и станциями, в том числе на Луне.
Важно заметить, что вершиной военного искусства у китайцев выступает одоление противника без применения военной силы; война есть никогда не прекращающийся Путь хитрости; а собственно одоление совершается не столько в военное время, сколько за десятки лет мирного строительства.
Ускоренное наращивание валового продукта в Китае ведет к росту потребления энергоносителей и сырья с увеличением загрязнения среды. По китайским расчетам, к 2010 году в Китае из 45 видов основных минеральных ресурсов собственных запасов полезных ископаемых будет достаточно только по 24 видам, а к 2020 году достаточные резервы останутся только по 6 видам. В 2020 году Китай, как главная мировая "фабрика производства товаров", опередив США, выйдет на первое место по энергопотреблению.
То есть внутри стратегических границ Китая к 2020 году естественным ходом вещей должно образоваться геополитическое пространство, находящееся под экономическим контролем и политическим влиянием "Срединного государства".
ЗАМЫСЕЛ ЭКСПАНСИИ
Поскольку козырями современной международной политики выступают карты экономики и финансов, то именно экономические интересы пока ставятся Китаем во главу угла установления порядка внутри стратегических границ за пределами китайской национальной территории. Инструментами установления такого порядка выступают такие международные организации, как Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЕС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Формой же порядка китайцами назначены "Зоны свободной торговли" государств-участников этих организаций. Зоны должны полностью сложиться именно к 2020 году. Этот срок — 2020 год, зафиксирован в официальных документах всех названных организаций.
В период 10-й пятилетки (2001-2005) китайское искусство "управления одного с помощью другого в технике сердца" обеспечивало упорядочивание геополитического пространства внутри стратегических границ КНР за счет чужой активности, усилиями зарубежных партнеров. Заглавную роль в этом процессе играют Малайзия (в АСЕАН) и Россия (в ШОС).
В новой, 11-й пятилетке, с 2006 года предусмотрен переход Китая с пассивной на активную политическую позицию. По прогнозу, к 2006 году Китай, даже без присоединения Тайваня, по совокупной мощи выйдет на 2-е место в мире и начнет, главным образом, финансово-экономическое наступление за превращение страны в "великую глобальную державу первого разряда", что означает "многоуровневую и разнонаправленную" борьбу с США за лидерство в мире.
ТАЙНАЯ ДОКТРИНА ОДОЛЕНИЯ
Выстраивая грандиозную интеграцию экономик на пространстве от Балтийского моря на западе до Японского моря на востоке и от Ледовитого океана на севере до Тасманова моря на юге, Китай намерен осуществить принятую в 1993 году Военным Советом ЦК КПК доктрину символов "три севера, четыре моря". По этой зашифрованной от понимания иностранцев тайной доктрине занятый Китаем Центр по закону перемен одолеет "три севера в пределах четырех морей", и тогда "XXI век станет веком Китая". Три севера — это Северо-Атлантический альянс (НАТО) и Россия в Старом Свете (разделенный пополам север Евразии) и Североамериканские соединенные Штаты в Новом Свете.
Союзником Китая в решении задач одоления Севера выступает интернационал "финансовых суперлордов". В связке с ним Китай вполне способен одолеть все "три севера" и стать мировым лидером уже к 2012г.
Из символики перемен следует, что Север одолевает Юг.
Юг у китайцев занят Индией. Поэтому взаимодействие с Индией для Китая бесперспективно (напрасные хлопоты). Более того, направления экономической и демографической экспансии у Китая и Индии разнонаправлены. Их экспансия происходит по расходящимся направлениям. У Китая — в сторону Южных морей Тихого океана. У Индии — через Индийский океан в сторону Южной Африки. Между Китаем и Индией естественная "полоса отчуждения": "крыша мира" — "забор" Гималаев и экономически затратный Тибет.
На флангах же собственно Китая формула: Север одолевает Юг, на местном уровне означает, что Китай будет всемерно способствовать мирному объединению Кореи на Северокорейских условиях. Стойкость КНДР по принципиальным вопросам, особенно по вопросу ядерной программы, позволяет полагать, что вопрос объединения Кореи таки будет решен экономически, естественно, в пользу Китая и в пику как США, так и России.
Из закона перемен известно, что только Восток одолевает занятый китайцами центр. Восток в китайской картине мира занят народами персидского корня, проживающими в Иране, Афганистане и Таджикистане, а также среднеазиатскими и поволжскими народами тюркского корня (казахами, узбеками, киргизами, татарами). Их "поход" на китайские интересы опасен.
Если же вспомнить, что Северная Корея и Иран назначены главным противником Китая — Североамериканскими Соединенными Штатами в "ось зла", то именно эти страны и будут составлять внесистемный фактор в процессе упорядочивания Китаем геополитического пространства в рамках стратегических границ за пределами китайской территории. И именно этот внесистемный для Китая фактор Ирана и Кореи может успешно разыграть Россия для гармонизации процессов внутри и вокруг ШОС.
ОПЕРАТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ СИЛ КИТАЙСКОГО ПРОЕКТА
Поскольку фронт китайской экономической и демографической экспансии развернут в направлении Юго-Восточная Азия — Австралия (АСЕАН — АТЭС), на флангах находятся внесистемные корейцы и персы, то тыл КНР составляют страны ШОС по линии Урумчи — Астана — Уфа — Самара — Балтийск.
Тыл это там, где находятся запасы средств войны: энергоносители, промышленное сырье, технологии, черная и цветная металлургия, исследовательская и конструкторская база, пашня и вода. Тыл — это то, на что можно опереться, куда можно отойти, что прикрывает уязвимые органы жизнедеятельности от воздействия противника.
Для Китая стратегическим фронтом выступает его береговая линия от Южно-Китайского моря до Желтого моря. Иностранцы вообще, и народы Библейской цивилизации, в частности, до сих пор за глаза называются в Китае "заморскими дьяволами". Англия, Франция, Германия, США, а также заморская Япония исторически ущемляли суверенитет Китая в период его слабости, прежде всего действиями сил флота, установлением морской блокады и проведением десантных операций с последующим введением для себя режима "открытых портов" и экстерриториальности. Примечательно, что возвращение Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.) в состав КНР официально названо китайцами окончательным "избавлением от векового позора".
Народы же стран, примыкающих к территории "Срединного государства" с суши, всегда рассматривались как "окраинные", требующие охраны страны с тыла. Этой цели исторически служили такие сооружения инженерной защиты, как Великая Китайская стена, "Вал Чингисхана", Пекинский оборонительный рубеж. И ныне Россия, Монголия, Казахстан рассматриваются в Китае как стратегический тыл, подача ресурсов с территории которых к местам их переработки и потребления в Китае требует строительства нефте— и газопроводов, наращивания пропускной способности пунктов перехода на железных и автодорогах и увеличения возможностей перевалки грузов в портах. Поэтому именно пути подвоза энергетических и сырьевых ресурсов от их источников в Китай в силу уязвимости коммуникаций станут первоочередными объектами противодействия Китаю со стороны Запада.
НА ТЕАТРАХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Формой конкурентной борьбы за весьма близкие к исчерпанию нефтегазовые ресурсы легко может стать морская блокада Китая со стороны США. По отработанной процедуре санкций, обеспечивающих режим наказания "международного терроризма", в проливах легко вводится режим задержания и досмотра танкеров, следующих из портов Саудовской Аравии, Ирана, Йемена, Омана, Ливии, Индонезии, Австралии, Венесуэлы и т.д., с конфискацией груза в пользу коалиции во главе с США. А на сухопутных театрах режим контроля с военных баз США за территорией транзита нефти и газа в Китай из Центральной Азии легко может быть переведен в режим перекрытия путей транзита методами провоцирования региональных конфликтов. На китайско-казахстанской границе боеготовым резервом первой очереди выступает уйгурский сепаратизм.
В обстановке явного преимущества морской мощи США в контроле "международного терроризма" на коммуникациях с фронта КНР защита сухопутных путей доставки сырья в Китай станет для него насущной необходимостью охраны тыла. Под лозунгом обеспечения суверенного права на безопасность Китай в порядке оказания "добрососедской помощи" вполне может предъявить справедливые требования и ввести свои войска охраны тыла на территорию Монголии, Восточного Туркестана, Приморья и Приамурья.
Безусловный стратегический противник Китая до середины XXI века — Соединенные Штаты Америки, под прикрытием борьбы с международным терроризмом в Афганистане, своим военным присутствием уже проникли в Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Экономически глубоко внедрились в Казахстан. Готов меморандум, предусматривающий допуск войск НАТО с тяжелой техникой на территорию России.
То есть американское присутствие в странах ШОС, как стратегическом тыле Китая, есть потенциал дестабилизации этого тыла. Отсюда для Китая задача охраны своего тыла в рамках ШОС становится первостепенной.
Для того, чтобы избежать печальной участи превращения пространств и недр России в "театр военных действий" Китая и США, России следует осознанно самой предложить Китаю стать его стратегическим тылом в противоборстве с Североамериканскими Соединенными Штатами. Следует, как во всех восточных единоборствах, сначала слегка "поддаться" поступательному напору, а затем вывернуть вектор чужой силы в свою пользу. Развести векторы чужих сил вращением в разные стороны к пользе России позволят хозяйственные мега-проекты транспортно-промышленного характера с использованием специальных жестких условий концессии.
Роль же авангарда движения НАТО на Восток означает для России принять на себя условия "штрафного батальона", который должен погибнуть в интересах задач операции на стороне "трех северов".