ОтПуденко СергейОтветить на сообщение
ККактусОтветить по почте
Дата02.08.2007 13:22:10Найти в дереве
РубрикиВ стране и мире;Версия для печати

"Красный барон". Фикшн. Отжиг про Бартини


>

давно искал сей отжиг.

комменты

Красный барон, так был назван центральный персонаж сетевого мифа, созданного Ольгой и Сергеем Бузиновскими (Ольга и Сергей Бузиновские. Тайна Воланда. Опыт дешифровки. - Барнаул, 2003 - скачать 570 Кб). Книга Бузиновских написана в редком жанре документальной фантастики, и у Красного барона есть прототип - непризнанный гений советской авиации Роберт Бартини. Этот человек прожил удивительную и трагическую жизнь. Приемный сын итальянского барона получил в детстве и юности энциклопедическое образование, стал пилотом и перед ним открывалась блестящая карьера, но судьба сделала крутой поворот: Роберта увлекли идеи антифашистского движения - и в 1923 году он эмигрировал в Советскую Россию, чтобы, как он говорил, "красные самолеты летали быстрее черных". Его изобретения, открытия и гипотезы поражали силой и новизной, намного опережая свое время, - но автор их был объявлен иностранным шпионом и 10 лет своей жизни провел в бериевских шарашках, а разработанные им конструкции самолетов или предавались забвению, или летали под именами других авиаконструкторов. Череда житейских неудач и то, что идеи Бартини растаскивались другими, более преуспевающими конструкторами, не снижали ни творческое горение, ни коммунистический энтузиазм Роберта Людвиговича - он работал для Будущего. И в своем завещании написал: "Изучите историю моей жизни, извлеките из нее уроки".

Работа Бузиновских, а также статьи и книги Л.Веремьяниной, А.Кудрявцева, И.Чутко и ряда других авторов, как раз и являют собой попытки такого изучения. Версия Бузиновских отличается многовариантностью. Авторы не ограничивали полет своей фантазии - и в поисках фактов, и в их интерпретациях всегда выбирали наиболее интересные и многообещающие продолжения.

Красный барон поможет нам представить, каково жить в условиях многомерного времени. Не менее любопытен и гипертекстовый метод Бузиновских, которым устанавливаются связи и параллели любых, сколь угодно отдаленных фактов.

Начнем мы с краткого резюме-отклика Сергея Бережного на книгу "Тайна Воланда":

Авторы оттолкнулись от опубликованной (весьма давно) в "Технике - молодежи" статьи об испытаниях в 1930-х годах секретного советского "невидимого самолета" и (толчок был силен) вышли на такие криптоисторические глубины, что все достижения "Маятника Фуко" 1) были посрамлены и унижены. Ключевой фигурой в этой (а также, видимо, мировой) истории ("Сегодня вечером на Патриарших прудах будет интересная история!") стал ученый и конструктор Роберт Людвигович Бартини, он же - барон Роберто Орос ди Бартини. Среди советских (и не очень советских) писателей, которые, по мнению авторов, вероятно находились под влиянием этого неординарного человека, оказались Алексей Толстой, Михаил Булгаков, Александр Грин, Юрий Олеша, Владимир Набоков, Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев, Сигизмунд Кржижановский, Леонид Леонов (список неполон), а позднее - Иван Ефремов, Артур Кларк (!), Еремей Парнов и... Аркадий и Борис Стругацкие. Это предположение дает авторам повод рассматривать практически весь корпус текстов оных литераторов как некий единый гипертекст, объединенный обширным набором общих символов и шифров. И, само собой, после принятия такой посылки, Бузиновским не остается ничего иного, как попробовать вычленить эти символы и разгадать эти шифры...
Здесь начинается тысячелетняя мистерия, в которой на равных принимают участие Сергей Королев и граф Сен-Жермен, Святой Грааль и Буратино, розенкрейцеры и физики-ядерщики, секретные самолеты и кумранские свитки. Передать в рецензии все многообразие тем, затронутых авторами, просто невозможно, да и не нужно. Достаточно кратко перечислить их итоговые тезисы (впрочем, некоторые из них прозвучали в книге также как тезисы исходные).
Во-первых, на Земле существуют сотрудничающие, но противоборствующие силы, условно названные Прогрессорами и Консерваторами, которые с давних времен стимулируют и/или сдерживают развитие цивилизации, временами подталкивая тормозную человеческую мысль, а временами уводя человечество от опасных решений и преждевременных открытий. Их деятельность началась очень давно (видимо, задолго до нашей эры). Действуют эти силы через "агентов влияния" (адептов), которые последовательно проживают множество жизней.
Во-вторых, некоторые "агенты влияния" из-за несовершенства процедуры реинкарнации утрачивают свойственную им память о своих предыдущих жизнях и из-за этого теряют цель существования. Для пробуждения памяти таких "заблудших" как раз и предназначены все найденные Бузиновскими "гипертексты" - последовательность шифров и символов, которая, по их предположению, способна заново "инициировать" уснувший разум сверхчеловеков.
____________________________________________
1) "Маятник Фуко" (1988) - второй роман Эко, укрепивший всемирную славу автора "Имени розы" (1980). Представляет собой блестящий пародийный анализ культурной сумятицы современного сознания и несет предупреждение об опасности умственной неаккуратности, порождающей чудовищ.


Бережной подсмеивается над авторами мифа за "умственную неаккуратность" - примечательно в связи с этим упоминание "Маятника Фуко" - и заканчивает рецензию саркастическим замечанием: уж не принимают ли авторы его самого за агента влияния, раз они обратились к нему с предложением прорецензировать эту книгу. Заключая: "Неужели они рассчитывали, что я рискну пренебречь конспирацией и укажу, где именно и в чем именно они ошиблись?.."

Можно, конечно, и так прочесть историю Красного барона, как это сделал С. Бережной. По его мнению, "Примененные Бузиновскими методы работы с текстами весьма выразительно показывают, какого роскошного эффекта может достигнуть внимательный исследователь, не отягощенный предубеждениями и принимающий упоминание в романе любой коробочки синего цвета за намек на место захоронения Ковчега Завета".

Но вернемся к истории Красного барона. Самое удивительное в ней - открытие многомерного времени и осмысление с его позиций феномена параллелизма событий.

В 1965 г. в Докладах АН СССР №4 была опубликована статья Р.Бартини «Кинематическая система физических величин». Еще в 1936—1937 гг. он установил пространственно-временную размерность любой физической величины и использовал ее для проверки аналитических выкладок аэродинамики. К аналогичному результату, но в 1967 г., пришел академик Е.Седов, а в 1969 г. — академики Л.Ландау и Е.Лифшиц. Мысль о том, что для построения всей системы единиц измерений достаточно всего двух величин – длины и времени, – звучала и прежде: в 1873 году об этом говорил Дж. Максвелл, а с 1941 года ее пропагандировал и отстаивал английский ученый Б. Браун.

Развивая эту идею, Побиск Кузнецов (еще один непризнанный гений) и Роберт Бартини построили таблицу всех возможных физических величин, которая состоит из бесконечных вертикальных столбцов, представляющих собой ряд целых степеней длины и бесконечных горизонтальных строк – целых степеней времени. Пересечение каждого столбца и каждой строки автоматически дает размерность той или иной физической величины. Любопытно, что эта же таблица одновременно служит систематизации законов сохранения физических величин - массы, энергии, импульса, заряда и т.п. И, подобно Периодической системе элементов Менделеева, такая таблица позволяет открыть новые, еще не известных науке законы сохранения - например, "закон сохранения мобильности" ( см. http://n-t.org/tp/iz/chm.htm и ).

Таблица эта задает условия существования и взаимодействия материальных тел, но не сами эти тела. Последние описываются как инварианты - неизменные соотношения наборов физических величин. Например, летящий камень меняет свои координаты относительно других предметов, но его собственная геометрия остается неизменной.

По расчетам Бартини, устойчивая модель мира предполагает трехмерное пространство в трехмерном времени. Иначе говоря, каждое тело имеет объем времени — длину (длительность существования в каждом из миров — число «кадров»), ширину (число дублетов) и высоту (скорость смены «кадров»).

Эта модель идеально подходит для описания параллельных событий. Объектом в 6-мерном мире является, к примеру, популяция животных. У нее 3 измерения времени: время жизни особей, число особей как вариантов жизни и темп жизни. И человеческие сообщества тоже, как оказывается, 6-мерны: время существования, число аналогов и темп времени у них сочетаются с пространственными координатами.

Мы этими двумя примерами обозначили "артиллерийскую вилку". А теперь прямое попадание: значит, и Ваша конкретная судьба, уважаемый подписчик, 6-мерна. И совсем неплохо осознать, что Вы не один на этой планете: близко или далеко живут другие Ваши ипостаси, они думают о том же, озабочены теми же проблемами и болеют теми же болезнями. И темп, и сроки жизни у них схожи с Вашими. Только даты рождения могут отличаться на годы, десятилетия, а то и столетия. И вглядываясь в истории прошлого и в окружающих людей, Вы можете увидеть себя - прошлого, настоящего и будущего.

Вот этой логикой, вероятно, и руководствовались Бузиновские, сочиняя миф о Красном бароне. Только Бартини, как мне представляется, вовсе не демонический сверхчеловек, а просто гений - как Маяковский, Ландау... - романтик и мечтатель, отразивший дух своей эпохи, оказавший и продолжающий оказывать большое влияние на многих и многих людей. Наберите в любой поисковой системе Интернета ключевое слово "Бартини" - и убедитесь в этом сами.

В воспоминаниях людей, близко знавших Бартини, меня поразил один момент. Этот смелый и бескомпромиссный человек, проживший большую часть своей жизни в России, прошедший сквозь репрессии и находящийся под постоянным прессингом бюрократов и завистников, стремящихся "изнулить" его талант, - этот человек считал себя русским и во всех анкетах в графе национальность писал: "русский".
Ясно, что не конформизм и не щедроты судьбы были тому причиной. Значит, было что-то иное, побудившее его эмигрировать в Россию и гордиться сопричастностью к русским...

Что же это такое, как Вы думаете???

Пишите ваши соображения на mailto:[email protected]?subject=Гамаюн