>как "народническое" видение. >Для исконного горожанина, да еще москвича, "Мир крестьянской избы" в виде >выгороженного уголка крестьянской избы в кравеведческом музее кажется идеалом >жизнеустройства, фундаментом русской цивилизации. "Письма" Энгельгарда, прялки >расписные, люльки, ложки деревянные, лапоточки... И пока горожанин не >перезимует в избе вместе с поросятами и телятами за печкой, когда входящему со >свежего воздуха аж глаза ест "русский дух", от сусальных картин справной >хрестьянской жизни ему так просто не избавиться.
- причем проявляется во многих моментах. Например, та пресловутая цитата из Энгельгарда, которую у СГКМ принято трактовать как представление мужика о справедливом устройстве государства - про то, что "каждый печётся о себе, только царь-батюшка обо всех". А ведь в первую очередь это короткая, но точная формулировка отношений именно внутри крестьянской общины - нет там никакой любви к ближнему, каждый думет именно о себе, другое дело, что каждый понимает - в одиночку не выжить, и хоть другие "тоже сволочи", но ладить с ними необходимо в твоих же собственных интересах. И почему-то, ни СГКМ, ни другим солидаристам не пришло в голову сравнить это высказывание со знаменитым афоризмом "западных индивидуалистов" - "каждый за себя, и лишь один только бог за всех" (и его не менее известной переделкой в названии фильма - "Каждый за себя, и бог против всех").