ОтIGAОтветить на сообщение
КАдминистрация (Кудинoв Игорь)Ответить по почте
Дата09.10.2007 23:28:01Найти в дереве
РубрикиВ стране и мире;Версия для печати

Открытая лекция по ОПК


К этому http://vif2ne.ru/nvz/forum/0/co/230038.htm




Уроки прямохождения
9 октября 2007

Уличная лекция отца Андрея Кураева, прочитанная им на Пушкинской площади,была, разумеется, очередной палкой, засунутой в муравейник. Рыжие муравьи пополам с трутнями зашевелились, занервничали и начали испускать разные жидкости и газы, по поводу навязывания «прокремлевскими силами» Православия в качестве обязательного стандарта человеческой жизни. Обязательный – не обязательный, — вопрос спорный. Но что речь идет именно о стандарте — это чистая правда.

Именно стандартность, каноничность, внутренняя ясность и технологичная отработанность Православия в качестве образа мысли и действия, это именно то, что привлекает к нему и власть и здравомыслящую часть общества. Православие этот тот прямой и испытанный путь, про который точно известно, что мы, русские, ходить по нему умеем и до плохого он уж точно нас не доведет.

Православие очень часто воспринимают как «религию». Причем не в каком-либо смысле, а в том, что это еще один способ «пококетничать с боженькой», «найти свой духовный путь», получить необходимый «экспириенс» в общем — так или иначе персонально «самореализоваться». Для чего существует множество способов, выбор между которыми и надо предоставить школьнику, студенту, младенцу и т.д. «Как вы можете сметь запрещать детям выбирать!» - обычно визжат защитники суконной толерантности в ответ на предложения ввести ОПК в обязательную программу и предлагают в качестве альтернативы «историю мировых религий» в которой каждой твари по паре и всем сестрам по серьгам. Выбирай – не хочу.

Проблема, однако, в том, что никакого подлинного богатства выбора навязываемые школьникам «Основы мировых религий» не предоставляют. Тема пробуждения Ктулху не раскрыта. Информация о культах Вуду отсутствует. Технология человеческих жертвоприношений не разъяснена. Рецепты приготовления галлюциногенных грибов не приведены. Выбрать между «свидетелями Иеговы», «сайнтологами» и «мормонами» не дают. Остается лишь подчищенный и политкорректный курс религиозного мейнстрима, обильно приправленного релятивизмом и атеизмом.

Между тем, подлинная «история мировых религий» — это история бесконечных и мучительных блужданий во тьме, самых странных заблуждений и самых отвратительных форм служения существам, которые уж точно ангелами света не являются. То, что «мейнстримные» религии на какое-то время сумели так или иначе увлечь за собой большинство людей на Земле и создать на своей основе прочные и присопособленные для человеческой жизни цивилизации – это, скорее, по разряду чудес о чем, разумеется, автор учебников тоже не скажут.

И в этом смысле, насколько курс «Основы Православной Культуры» честно соответствует заявленному предмету и раскрывает его исчерпывающе полно и точно, настолько курс «история мировых религий» заявленному названию не соответствует. Это политкорректная история разрешенных атеистами религий в лучшем случае. Выбирать между действительным «многообразием форм религиозного опыта» ни один здравомыслящий человек школьникам не позволит.

И вот надо со всей определенностью сказать, что Православие в этом смысле не «религия». Её нельзя и невозможно «свободно выбрать» из множества других равноправных конкурентов. Мы либо не признаем Православия вообще, либо видим, что оно является хоженым, надежным, проверенным прямым путем. Путем, на котором человеку, идущему по нему твердо и при свете минимальных знаний заблудиться очень сложно. Привкус «правильности», чуждости рискованным экспериментам со своей душой в слове «православие» чувствуется слишком ясно.

Этот путь протоптан за столетия миллионами сандалей, лаптей, сапогов и босых ног. Чтобы потеряться на нем нужно быть сознательным и убежденным топографическим кретином. И поэтому православие в школе и «мировые религии» в школе — вещи совершенно несравнимые, как несравнимы аспирин и набор флакончиков с разными жидкостями, среди которых половина как минимум — яды.

Православию русских детей в школе надо учить так же, как учат малышей ходить прямо. А уж каким путем и по какой дороге идти человеку прямоходящему – вот это решать действительно ему. Но вот только у рожденного и выученного только ползать выбора нет вообще.