ОтКонстантин ФедченкоОтветить на сообщение
КВикторКОтветить по почте
Дата30.04.2003 00:01:34Найти в дереве
РубрикиWWII; Танки; Армия; Артиллерия;Версия для печати

была такая штучка


37-мм противотанковая авиадесантная пушка ЧК-М1 обр. 1944 г. представляла собой уникальную конструкцию почти безоткатной пушки. Безоткатность достигалась во первых за счет мощного дульного тормоза, что характерно для ПТП, а во вторых за счет оригинальной системы, представлявшей собой, грубо говоря, помесь двойного отката с безоткатной пушкой, выполненной по схеме с инертной массой.
После выстрела ствол пушки откатывался на 90—100 мм, а инертная масса (в проекте называется «тяжелым телом») расцепляется со стволом и откатывается назад внутри кожуха на расстояние 1050—1070 мм. Торможение инертной массы происходило за счет трения и сжатия пружины накатника. Им же и производился накат инертной массы до исходного положения.
Внутреннее устройство ствола, боекомплект и баллистика взяты от 37-мм зенитной автоматической пушки обр. 1939 г. Кроме того, специально для этой пушки был создан 37-мм подкалиберный снаряд БР-167П.
Пушка разбиралась на три части: качающаяся часть, станок и щит,
Вертикальное наведение осуществлялось подъемный механизмом, а горизонтальное — плечом наводчика.
Станок двухколесный с раздвижными станинами. Станины имели постоянные и забивные сошники. Щит в походном положении на колесах ставился вдоль движения пушки.
Авиадесантная пушка была спроектирована в 1943 г, в ОКБЛ-46 под руководством Чарнко и Комарицкого (ОКБЛ — ОКБ — лаборатория),
Первая опытная серия пушек была изготовлена на заводе № 79 НКВ и получила индекс ЧК (Чарнко-Комарицкий). Пушка ЧК имела кожух прямоугольного сечения и гидравлический тормоз отката.
На заводе № 79 пушка была модернизирована и получила заводской индекс ЗИВ-2. Пушка ЗИВ-2 имела кожух круглого сечения и гидравлический тормоз отката.
После этого в ОКБЛ-46 произвели еще одну модернизацию пушки, которая получила индекс ЧК-М1. После введения нового более мощного дульного тормоза отпала надобность в гидравлическом тормозе отката, и он был убран. Кожух пушки имел круглое сечение,
Вес систем в положении на колесах: ЧК — 218 кг; ЗИВ-2 — 233 кг; ЧК-М1 — 209 кг,
Сравнительные войсковые испытания всех трех вариантов пушки были проведены весной 1944 г, под Москвой в два этапа. Первый этап, включавший в себя летные испытания, проходил с 26 марта по 2 апреля на аэродроме у Медвежьих озер на базе отдельной испытательной эскадрильи. Второй этап — стрельбы — проходил на курсах им. Ворошилова с 3 по 18 апреля.
Все три варианта пушки имели легкий подрессоренных ход, предназначенный только для перевозки вручную расчетом пушки. Буксировка пушки автомобилем могла привести к разрушению лафета. Поэтому транспортировку пушки предполагалось производить в автомобилях «Виллис» (1 пушка), ГАЗ-64 (1 пушка), «Додж» (2 пушки) и ГАЗ-А (2 пушки), а также в коляске мотоцикла «Харлей Давидсон». Кроме того, в нештатных ситуациях можно было возить пушку в одноконной тележке.
На войсковых испытаниях от 37-мм пушки отделяли щит и колесный ход, и она ставилась на трубчатую сварную раму (установки «Пигмей»), с которой можно было вести огонь с автомобилей «Виллис» и ГАЗ-64 с углами вертикального наведения от -5° до +5° и углом горизонтального наведения 30°. Остальные автомобили и мотоциклы на войсковых испытаниях использовались лишь для перевозки пушки. Однако позже, в том же 1944 г., к стрельбе был приспособлен и мотоцикл «Харлей Давидсон». На каждую пушку положено два мотоцикла. На одном—пушка, наводчик, заряжающий и водитель. На втором — командир, подносчик и водитель.
Стрельбу можно было вести с ходу с мотоциклетной установки со скоростью до 10 км/час по ровной дороге.
В ходе летных испытаний производилось десантирование пушек в планерах А-7, Г-11 и БДП-2. В каждый планер грузилась одна пушка, 4 человека расчета и боекомплект (в А-7—191 выстрел, в Г-11 и БДП-2 — 222 выстрела). Любопытно, что в отчете о летных испытаниях пушка ЧК именуется ЧК-37, ЧК-М1 именуется ЧК-37-М1, зато ЗИВ-2 оставалась под прежним наименованием.
В ходе летных испытаний для парашютирования в самолет ЛИ-2 грузилась пушка, расчет и боекомплект, условия сброса —высота 600 м, скорость 200 км/час.
При доставке посадочным способом на летных испытаниях использовался бомбардировщик ТБ-3 с мотором М—17, под крылом которого подвешивалось два автомобиля «Виллис» или ГАЗ-64 с установленными на них 37-мм пушками,
Согласно «Временной инструкции по боевому применению 37-мм авиадесантной пушки», изданной в 1944 г., при транспортировке посадочным способом в самолет ЛИ-2 помещалось 2 мотоцикла, 1 пушка и 6 человек, всего 2227 кг, а в самолет С-47 все тоже, плюс еще пушка и патроны, всего 2894 кг.
При парашютировании пушка и мотоцикл размещались на внешней подвеске бомбардировщика ИЛ-4, а расчет и патроны — на ЛИ-2.
В ходе стрельб выяснилось, что бронепробиваемость 37—мм пушки калиберным снарядом на дистанции до 300-500 м не уступает 45-мм ПТП обр.1937 г,
Кучность стрельбы по щиту бронебойными калиберными снарядами удовлетворительная, а осколочными по местности - неудовлетворительная (большое рассеивание). При стрельбе у пушки ЗИВ-2 разорвало ствол.
По результатам войсковых испытаний комиссия рекомендовала к принятию на вооружение пушку ЧК-М1, так как она проще в производстве и эксплуатации, легче, и не имеет гидравлического тормоза отката.
Пушка ЧК-М1 получила официальное название «37-мм авиадесантная пушка обр. 1944 г.»
В 1944 г. завод № 74 изготовил 290 пушек ЧК-М1, а завод № 79 — 25 пушек. В 1945 г. завод № 79 изготовил 157 пушек, и на этом их производство завершилось. Всего было изготовлено 472 пушки ЧК-М1.
Данные пушки ЧК-М1
Калибр, мм...............................37
Длина ствола, клб .................................. 63
Угол ВН, град .................................... -5°: +5°
Угол ГН, град ............................................. 45°
Толщина щита, мм .............................. 4,5
Вес в боевом положении, кг ............. 209—217
Скорострельность, выстр, /мин ............. 15—25


С уважением