...НЕ берем эльфов и орков, берем людей. Так вот, люди в бравом херце, аттиле, гладиаторе и прочих "костюмированных" фильмах не соответствуют ТИПАЖАМ по своей эпохи. Т. е. если бабы - то полный ойлофьюлэй и прочий тампакс и рассуждения о том, куда мужики должны использовать язык, если мужики - то простые американские парни, йо! Их можно нарядить в костюмы и всякие средневековые аксессуары, немножко намазать им морды грязью (хотя, к примеру, рыцарь норманский - он умывался по утрам и бошку расчесывал), но в общем, они остаются именно простыми американскими парнями со своими американскими заботами. Есть, конечно, выгодные отличия, к примеру, те же викинги в 13 воине. Роханцы смотрятся куда лучше - они действительно выглядят достаточно дикими. Тот же Хама, телохранитель короля, женщины, старики. (кстати, старые фильмы, вроде "Даков", я здесь не рассматриваю, берем за последние 20-25 лет). Кстати, то, что роханские воины носят шлемы с вендельской полумаской, считаю серьезной находкой - она скрывает лицо, что позволяет в массовке избежать накладок с лицами.
3) Обращение с оружием. В костюмированных фильмах оружие - это такой аксессуар. Например, если бежать в атаку (очень быстро бежать и довольно долго), то этим оружием можно размахивать зажав его в правой руке в такт движению, потрясать им и все такое. ОРужие легко бросают, теряют, поднимают и т. д. - все равно в запасниках еще есть. В бою оружием суматошно размахивают стучат по клинкам противника (либо акцентированно что-нибудьь им отрубают перед камерой). Сравним с тем, как идет в атаку (ровной цепью) эльфы - меч на изготовку для удара у всех. И то сказать, они идут драться, а не взмахивать. то же и орки, весьма толково работающие пиками. Вообще с точки зрения голливудского режиссера бой - это такая куча мала где все заполошно машут своими железными феньками, время от времени пристально получая перед камерой кровавый удар. Невероятная вычурность и разнотипность оружия (см. ДВА КИСТЕНЯ у ПЕШЕГО Касселя в Жанне`д Арк (бред и, главное, опасно) или накалывание оппонента на тупой шип доспеха там же). В ВК - серьезная рубка, сродни той, что есть в Александре Невском, причем обе стороны действуют по своему - одни действуют грубой силой, другие пытаются компенсировать мастерством, в драке в стены, кстати, стараются держать строй, потому что если ты от строя отрезан, то тебе хана, что тоже показано. Кстати о луках и арбалетах. Ведь что такое лук по голливудски? Это такая деревянная палочка с веревочкой, очень тонкая (см. бравохерце и жаннударк), иногда кривая. Из этой палочки стреляют и пробивают доспехи. Кирасу например. Или набедренник. Или щит легко. Причем стрелять можно на пятьсот метров без проблем. В ВК луки - это луки, что простые короткие у роханцев, что мощные составные у эльфов, что арбалеты. Хорошо показано, как откидывает человека выстрел тяжелым болтом в упор.
4) Осада. Тут вообще выше всяких похвал. Стрельба по гребню стены для прикрытия своих поднимающихся. БОЛЬШОЕ количество лестниц, приставляемых одновременно. Сравним со сценой осады в ЖаннедАрк с уморительными канализационными "пушками" и свинтопрульной головоотбивалкой. Если уж осадные машины - то осадные машины. Если лестницы - то лестницы. А таран! Какой там таран, мужики! Ведь что такое таран с точки зрения голливудского режиссера? Таран - это куча дерьма на колесах (обязательно подожженая, иначе не так страшно), которая на этих колесах разгоняется, херак! И ворота открываются, потому что та палочка, которой они были закрыты, поломалася. Что такое таран по мнению команды Джаксона? Это толстенное бревно с ручками с металлической оковкой. Им нужно много раз стукнуть в ворота для чего? правильно, для того, чтобы пробить в них ДЫРУ, ведь вороты укреплены предварительно. Сцена драки в проломе ворот тоже выше всяких похвал - стрельба через дырку, обе стороны бьт копьями, мечами ТЫЧУТ, потому что теснота. И вылазка для того, чтобы дать укрепить ворота (ну да, конечно, только двое через замаскированную дверь))) Но на то и эпос, что нашлось АЖ ДВА БАярда, которые очень граомтно крутятся минут пять спина к спине на ОЧЕНЬ узком мосту). В общем, по сравнению с той художественной самодеятельсность, что идет в Голливуде, мы имеем ШТУРМ. Без дураков.
5. Конница. Маслом по сердцу. Впервые у нас в фильме именно КОННИЦА. Что такое конница в голливудском фильме. В основном - это ковбои сранчо (в смысле с ранчо). О, атака хэви кэвэлри. Щиты заполошно болтаются, уморительные шесты (типа копья) отставлены как можно дальше, чтобы конь в них ногами не запутался. Еще можно показать, как парочка конников бьет по голове бегущих пехотинцев. Но в основном конница - это опять же толпа. А здесь? Здесь мы видим МАНЕВР. Даже Паршев, который фильм не принял категорически по идеологическим мотивам, оценил ДРУЖНЫЙ поворот (начатый НА ГАЛОПЕ) и слаженное окружение. Кто ездил хоть раз, понимает, как это трудно сделать. А ночной бой? Кавалерист бросает копье в орка, выхватывает из саадака лук и обернувшись стреляет за спину. А бой с варгами? Ну нарисуйте вместо гиен вражеских всадников. Это именно СШИБКА, динамичный бой, я вообще не припомню аналогичных примеров, коней валят ударами грудью, копья метаются с разгона, рубят с лета, кто первый успел, стреляют на скаку. Потом гоняются за уцелевшими. И сцена после боя, когда на переднем плане ходят и говрят главные герои, а на заднем пытается ползти всадник с перебитым хребтом, другой проверяет, кто мертв, а кто ранен. Много такого видели? С монголами бы такое сделать, конечно, благо теперь технологии позволяют.
В общем, новый стандарт задан. Как пойдет - посмотрим.