Призываю к краткости: чем больше объем, тем меньше Вас читают.
>Русским войскам, защищавшим флеши, не было необходимости растягиваться, они изначально более-менее равномерно занимали все флеши и пространство позади них.
т.е. Вы утверждаете, что во время первых атак флешей перемещений оборонявших их войск не проводилось?:-))
>Вообще-то, Барклай возмущался не столько самим фактом использования резервов, сколько тем, что резервы, состоявшие из войск его армии, двинули без его ведома, а также тем, что это были не просто резервы, а части гвардии.
Данное утверждение противоречит словам Барклая. Конечно, Вы вольны делать из его слов какие-угодно выводы, но, поскольку при этом Вы находите в словах барклая то, чего там нет, позвольте к Вашим выводам относиться соответственно.
>Но целесообразность действий Кутузова в данном случае действительно несомненна
а раз несомненна, то и нужно опираться на пример этих действий, а не на фразу, хотя и "классическую", но бесполезную.
>естественно, что противник направлял свой огонь преимущественно на передовые войска
это, действительно, естественно, собственно потому первая линия и строилась под прикрытием полевой фортификации, а вторая таковой была лишена. Но повторяю еще раз, если войска оказались в зоне эффективного воздействия вражеской артиллерии, то не важно, в какой линии они стоят, ибо разлет на несколько десятков шагов был обычным делом, вес ядер был стандартизован лишь в первом приближении, а орудия имелись различных калибров. Какая же линия в тот или иной момент подвергалась большему артиллерийскому воздейтсвию, зависело от сосредоточения огня артиллерии: перед атакой пехоты и конницы было естественно обстрелять передовую линию, а при вступлении пехоты и кавалерии в сопрокосновение с противником было также естественно перенести огонь на подходящие резервы противника.
>то, что противник вводил в бой на этом участке бОльшие силы, вовсе не означает, что он вводил их в бой все сразу. Дивизии генералов Компана и Дессе из корпуса маршала Даву подходили к флешам в очень глубоком боевом порядке, и вводились в бой последовательно по частям: задние части подкрепляли или сменяли передние.
данные рассуждения не отменяют главного - неприемлемого соотношения сил. Глубина построения атакующих французов означала возможность наращивания атаки, а отсутсвие такой глубины у русских предопределяла неизбежный кризис обороны при таком наращивании атаки. Сколь бы примитивным арифметически не казалось бы Вам сложившееся в тот момент соотношение сил, оно весьма характеризует причину оставления флешей.
>Введение дополнительных сил путем повышения плотности боевого порядка привело бы к затруднениям в использовании войск, а то и к тому, что часть войск находилась бы на передовой и подвергалась бы сильному обстрелу без всякой пользы.
В данном случае Вы занялись обсуждением модели, порожденной вами из-за невнимательного чтения моего текста. Уплотнение боевого порядка в целом не равнозначно уплотнению именно передовой линии. Да, каждой вновь водимой дивизии было необьходимо выделить свой участок фронта, но поэшелонное построение на этом участке вовсе не требует перенасыить именно передовую линию и выставить как можно больше солдат под обстрел артиллерии проитивника. Главное требование - к подходу дополнительных сил проитвника должны иметься в наличии собственные войска, достаточные для отражения атаки. У Багратиона к 3-й атаке флешей таких войск в достаточном количестве не оказалось.
>к тому моменту они потеряли не половину личного состава, а существенно меньше.
в данном случае мне совершенно не важно, сколько они потеряли к тому моменту, мне важно то, сколько они потеряли после того момента (3-й атаки) и почему.
>Вообще, если Вы считаете свое предложение осуществимым и разумным, Вам не мешало бы привести примеры подобных действий из сражений той эпохи
очевидно, Вы полагаете, что таких примеров у меня нет. Это не так, но приводить их я пока воздержуть по очевидной причине: обсуждение этих примеров загромоздит и без того громоздское обсуждение основной темы.
>>А зачем четырем дивизиям отступать, если их атакуют всего пять дивизий противника? Спокойно отражают атаку и обеспечивают подход резервов.
>
>А затем, что, как я уже объяснял довольно пространно, и как можно объяснить гораздо нагляднее и проще, прочность обороны без резервов зависит от прочности самого слабого участка или от прочности того участка, который сильнее всего атакован. Противнику достаточно в одном месте прорвать такую оборону, оттеснив какую-то часть войск, и остальные тоже будут вынуждены отступить, потому что в результате прорыва они окажутся под угрозой с фланга, причем сами они будут связаны боем с фронта и не смогут помочь оттесненным, а резервов, чтобы поправить ситуацию, нет. Лучше иметь основную оборону несколько слабее, но за счет этого иметь резерв, находящийся позади, никак не связанный боем и сохраняющий порядок. С помощью этого резерва при необходимости можно поддержать или сменить войска на том участке, который не выдержит натиска противника, от своей слабости или от силы натиска на него, или контратаковать противника, пришедшего в беспорядок в результате боя, или прикрыть отступление в случае полной неудачи. Это такая классика тактики, что даже как-то странно, что это нужно объяснять.
Спасибо за столь подробный экскурс, но ведь речь совсем не о том:-))))
Вопрос о месте нахожднения резервов к моменту решающей атаки противника. Потеряв статус армейских, они еще не перестают быть резервами, пока не введены в бой. Тем более, что командующий армией лично руководит боем на этом участке. Да, глубина построенеия армии сокращается, но не становится при этом однолинейной, так что о решающем значении прорыва передней линии на каком-то одном участке речи и быть не может. Засим скажите на милость, а что сталось с той глубиной построения 2-й армии, за которую Вы с таким жаром ратуете, полчаса спустя и был ли в дальнейшем ходе сражения момент, когда данная глубина была бы восстановлена? Не следует ли от теоретических абстракция перейти к реалиям Бородинского боя и принять, что речь идет об опоздании с введением в дело резервов 2-й армии и не более того? Той глубины построения, которая так красива в теории, левый фланг русской армии все равно лишился, а опоздание с этим привело к излишним потерям. Дело в том, что к этому моменту сражение перешло в такую фазу, когда действуют уже не первоначальные законы построения армии. Только и всего.
>Категорически не согласен. Где там место?
Смотрим воспоминания современников: описаний того, как русская кавалерия обтекала флеши с обоих сторон, более чем достаточно. А посему...
>Опять не согласен. Некоторое количество слабых батальонов, расположенных в две линии, отличаются от вдвое меньшего количества вдвое более сильных батальонов, расположенных в одну линию
лишь до того момента, пока эти слабые батальоны являются батальонами не только по названию. Как только они становятся обозначениями когда-то существовавших войск, их боевая ценность становится соответствующей.
>Счастье, что Тучков, в корпус которого входила дивизия Коновницына, вообще послал эту дивизию к флешам, потому что его корпус входил в 1-ю армию Барклая и формально не был подчинен Багратиону
это - старая песня:-)) Багратион отдал приказ как старший по званию и такой приказ был для Тучкова 1-го обязателен. Права Тучкова аппелировать по инстанции мало отличаются от таких же прав корпусных командиров 2-й армии.
С уважением, Глеб Бараев http://rkka.ru