Советская промышленность с середины 1930-х по 1990 г. ежегодно выпускала громадное количество боевых систем. Например, если взять 1940 год, то на вооружении Красной Армии и Флота оказалось больше танков, самолетов (?) и подводных лодок, чем во всем остальном мире вместе взятом. Или 1980 год – то же громадное количество боевых систем (в частности, самый большой в мире по количеству кораблей и катеров флот).
Однако, и в 1940 и в 1980 просматриваются одни и те же негативные стороны выпуска такого большого количества боевых систем. Тезисно и очень неполно эти отрицательные стороны можно обозначить так:
Во-первых, промышленность не успевала доводить новые образцы. И «сырые» еще системы часто начинали производиться серийно. Что, соответственно, требовало длительного времени доводки, переделок партий и т.д. Примеров масса. Например, перекисные торпеды 53-65 были окончательно доведены только в 1972г (53-65А), через 7 лет после принятия на вооружение, когда флот был уже по горло сыт проблемами с ними.
Кроме того, даже уже отработанные серийные образцы поступали в армию неготовыми. На многих кораблях и ПЛ годами работали заводские бригады, доукомплектовывая и доделывая…
Но от промышленности требовали - быстрее и больше, еще быстрее и еще больше, больше, больше…
Во-вторых, сами вооруженные силы часто не могли «переварить» такого громадного количества новых систем. Например, количеству кораблей система базирования флота чаще всего не соответствовала (сам видел как на Камчатке ПЛ «били зарядку» у причалов). Постоянно не хватало кадров, достаточно обученных и, что важно, адекватных уровню техники. Отсюда, ИМХО, и ряд проблем как в ВОВ (причем, не только в начальный период), так и в послевоенное время (например, КОН наших ПЛА был в несколько раз ниже натовских).
Поэтому возникает естественный вопрос: А не более рационально было бы снизить производство сложной военной техники в СССР, скажем, на 1/4 или даже на 1/3? А освободившиеся ресурсы (как в промышленности, так и в армии) использовать более эффективно. Может быть, вследствие этого мощь наших вооруженных сил только увеличилась бы?